Устная речь. Урок-путешествие в страну вежливости 2 класс
методическая разработка (2 класс) по теме

Герман Светлана Александровна

 

Цель: Обучать детей общей культуре поведения, доброму, уважительному отношению друг к другу.

Задачи:

  • Расширить знания школьников о вежливых и добрых словах и их применении в жизненных ситуациях, познакомить детей с историческим значением слова “здравствуйте, объяснить значение слова “доброта”, организовать работу над словом, способным воздействовать на чувства и поведение людей.
  • Развивать у детей способности анализировать свои действия, умение  вести диалог, употреблять различные обращения в зависимости от ситуации (разговор по телефону, правила поведения в общественном транспорте);
  • Обогащать словарный запас; развивать логическое мышление и речь,
  • познавательный интерес к языку.
  • Воспитывать доброе, уважительное отношение друг к другу. Воспитывать культуру общения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-puteshestvie_v_stranu_vezhlivosti_2_klass.docx52.97 КБ

Предварительный просмотр:

Урок – путешествие во 2 классе «Путешествие в страну вежливости».

Цель: Обучать детей общей культуре поведения, доброму, уважительному отношению друг к другу.

Задачи: 

  1. Расширить знания школьников о вежливых и добрых словах и их применении в жизненных ситуациях, познакомить детей с историческим значением слова “здравствуйте, объяснить значение слова “доброта”, организовать работу над словом, способным воздействовать на чувства и поведение людей.
  2. Развивать у детей способности анализировать свои действия, умение  вести диалог, употреблять различные обращения в зависимости от ситуации (разговор по телефону, правила поведения в общественном транспорте);
  3. Обогащать словарный запас; развивать логическое мышление и речь,
  4. познавательный интерес к языку.
  5. Воспитывать доброе, уважительное отношение друг к другу. Воспитывать культуру общения.

На уроке использовались следующие средства обучения:

  1. информационные технологии, презентации
  2. наглядные средства: словарь, подготовлены реквизиты для практической части: телефоны, корзинка;
  3. раздаточный материал для самостоятельной работы – карточки по подбору синонимов к слову “Добрый”, разрезные пословицы о доброте.

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята.

- Доброе утро всем тем, кто хорошо выспался!

- Доброе утро всем тем, кто сделал зарядку!

- Доброе утро всем тем, кто пришёл в школу с хорошим настроением!

- Желаю всем удачного дня и приподнятого настроения.

я буду проводить урок в вашем классе.

2. Мобилизующий этап:.

Каждое утро ко мне приходит волшебник и приносит мне чудесные сказки. Но сегодня я сказала волшебнику: "Мне не надо сказок. Мы сегодня с ребятами отправимся в необычное путешествие « В школу вежливости». Тогда волшебник подарил мне белый лист бумаги и сказал, что на нем чудесным образом написаны все их имена. Ребята,  а вы верите в чудеса? Я тоже верю.

Сейчас мы попробуем сотворить маленькое чудо.

(На листе ватмана парафином написаны имена детей. Вызываем помощника и вместе с ним смоченной в акварели кистью закрашиваем лист. Когда проступают имена, читаем их: Настя, Маша, Эльвира, Рамазан, Саша  и комментируем).

- Ребята, как вы думаете, какому человеку легко жить на свете: доброму или злому?

- Кто, по-вашему, добрый человек?

- Что нужно делать для того, чтобы быть добрым?

- Сегодня на уроке мы с вами будем знакомиться с правилами вежливости.

(1-й слайд:  «ЕЁ ВЕЛИЧЕСТВО ВЕЖЛИВОСИЬ».)

И поможет нам в этом сама ЕЁ ВЕЛИЧЕСТВО ВЕЖЛИВОСТЬ. Она пришла не с пустыми руками, а с  волшебными предметами, чтобы помочь нам попасть в «Школу вежливости».

(2-й слайд со стихотворением.)

- Весь секрет в том, что только к вежливому, воспитанному и доброму человеку окружающие люди относятся всегда по-доброму. Только такого человека все любят и уважают.

- Почему же нам не быть внимательными, вежливыми и добрыми друг к другу? Ведь это не так уж трудно!

Вежливость для взрослых и для детей важна,
Вежливость – чудесная и добрая страна.
Вежливости надо с детства всем учиться,
Вежливость, ребята, волшебства частица.

Если будем вежливы
Каждый день и час –
Станет мир счастливее
В миллионы раз!

3. Работа над новой темой урока.

(3-й слайд: обозначение слова Вежливость.)

1) Образование слова «Вежливость».

 -Хочу, чтоб вы знали, как образовалось слово «Вежливость»?

- А вам, ребята, интересно, откуда появилось слово «Вежливость»?

Внимание на экран!

(3-й слайд: обозначение слова Вежливость.)

- До 6-го века в русском языке широко употреблялось слово «ВЕЖЕ»:

«ВЕЖЕ» ------------ знаток.

«ВЕЖЕ» ------------- ведать, знать.

«ВЕЖЕ» – это человек, который знает, как вести себя в той или иной ситуации.

«ВЕЖЕСТВО» – превратилось в «вежливость».

«ВЕЖЕСТВО» – качество ценное и обязательное.

2) Обмен собственным опытом.

- У вас небольшой жизненный опыт, но многие из вас уже знают некоторые правила вежливого отношения с окружающими. А вот какие правила вежливости нам приготовила ЕЁ ВЕЛИЧЕСТВО ВЕЖЛИВОСТЬ, чтобы мы их знали и легко попали в школу вежливости.

(На экране по щелчку мышки появляются одни за другим правила вежливости, дети читают их по очереди.)

  1. Не спеши первым сесть за стол.
  2. Не разговаривай во время еды.
  3. Не забывай закрывать рот, когда жуёшь.
  4. Не чавкай.
  5. Не рвись первым выскакивать в двери.
  6. Не перебивай говорящего.
  7. Не кричи и не повышай голоса, если перед тобой не глухие.
  8. Не размахивай руками.
  9. Не показывай пальцем на кого бы то ни было.
  10. Не вмешивайся в чужой разговор, не произнеся «простите»
  11. Не забудь извиниться, если кого-нибудь толкнул.
  12. Не делай вид в троллейбусе или автобусе, что ты не замечаешь стоящего старика.
  13. Не держи руки в карманах.

- Ребята, а зачем человеку нужны эти правила? Неужели нельзя без них обойтись?

Учитель обобщает ответы детей: правила вежливости нам с вами нужны везде и всегда. Иначе люди бы не смогли общаться друг с другом, помогать, уважать друг друга. И вообще были бы на уровне пещерного человека.

– Скажите, ребята, а с каких слов обычно люди начинают общение?

Люди начинают свое общение со знакомства.

3. Актуализация знаний.

Правильно, люди начинают знакомиться со слова “здравствуйте”. Это самое обычное и вместе с тем самое важное слово, с которого начинается общение людей, которое характеризует человека как вежливого и приветливого.

– А что значит простое, обыкновенное слово "здравствуй"?

 Когда люди здороваются, они желают друг другу здоровья.

У каждого  слова есть своя тайна, история его происхождения. И мы сейчас с вами приоткроем эту тайну, и узнаем, когда появилось это слово. (Слайд 4)

В очень далекие времена, когда жили пещерные люди: у них не было слов ни “здравствуйте”, ни “до свидания”. Но однажды они заболели и никак не могли выздороветь, и тот, кто был у них вместо врача (потому что настоящих врачей тогда не было), сказал им:

– Вы болеете оттого, что не желаете друг другу здоровья. Разве может быть здоровым человек, если ему никто не желает здоровья? Пещерные люди призадумались и решили говорить при встрече друг другу слово “Здравствуйте” – это значит будьте здоровы.

“Здравствуйте”– сказали они друг другу и сразу почувствовали себя лучше.

С тех пор люди здороваются друг с другом. Вот поэтому говорят, что слово “здравствуйте” – это волшебное слово, которое может помочь человеку в исцелении.

И сегодня нам помогает сама ВЕЛИЧЕСТВО ВЕЖЛИВОСТЬ  она дала мне  сердце, которое знает волшебные слова. А еще мое сердце умеет дружить с другими сердцами. Сейчас оно переговаривается с чьим–то маленьким сердечком: тук-тук! Тук-тук! Тише, ребята! Давайте послушаем, какие простые, но дорогие слова знают ваши сердечки. А для этого, мы будем передавать этот огонек из рук в руки, и называть волшебные слова. (Дети передают из рук в руки маленькое сердечко).

 Давайте вспомним эти слова с помощью игры (дети называют и эти слова появляются на экране после того, как дети назвали «волшебное» слово).

Молодцы! Сколько волшебных слов вы знаете!

_ Ребята мы с вами учили стихи о волшебных словах, давайте расскажем их  ЕЁ ВЕЛИЧЕСТВЕ ВЕЖЛИВОСТИ.

Ученики читают стихи.

1 ученик:

Добрый день! – тебе сказали.
Добрый день! – ответил ты.
Как две ниточки связали теплоты и доброты.

2 ученик: 

Нам желают: “Доброго пути!”
Будет легче ехать и идти.
Приведет, конечно, добрый путь
Тоже к доброму чему-нибудь.

3 ученик:

Здравствуйте! – ты скажешь человеку.
Здравствуй! – улыбнется он в ответ.
И, наверно, не пойдет в аптеку,
И здоровым будет много лет.

4 ученик:

За что мы говорим “спасибо”?
За все, что делают для нас.
И мы припомнить не смогли бы,
Кому сказали, сколько раз.

5 ученик:

Отменить, что ли, слово “пожалуйста”?
Повторяем его поминутно.
Нет, пожалуй, что без “пожалуйста”
Нам становится неуютно.

 - Ребята, а что вы испытываете, когда к вам вежливо обращаются?

Что произойдет, если люди перестанут говорить друг другу вежливые слова?

Каждый из нас любит, когда к нему обращаются вежливо, но и мы не должны забывать о словах помощниках. Мы должны разговаривать с любым человеком так, как бы вы хотели, чтобы разговаривали с вами.

Правило 1. (Слайд 5)

 

Совместное открытие знаний, т.е. изучение правил и законов. ( Слайд 6)

– Посмотрите, ребята, добрый волшебник прислал нам приглашение в школу вежливости. Как вы думаете, почему директором этой школы является Солнышко?

Директором школы является Солнышко, потому что оно теплое, доброе, всех согревает.

– Вы готовы отправиться туда? Ну что же, тогда открываем двери.

(Слайд 7)

– Посмотрите ребята, какие необычные уроки проходят в школе вежливости.

Урок доброты.
Музыкальная переменка.
Урок общения.
Урок настроения.

– Итак, первый урок доброты.

(Перейти на слайд 8 по гиперссылке, нажав на запись “ Урок доброты”.)

– Как вы думаете, ребята, почему в школе вежливости проходят уроки доброты?

(В школе вежливости проходит урок доброты, потому что солнышко – светлое, доброе, лучистое, теплое).

– Ребята, прочитайте девиз этой школы – “Добрый человек как солнышко”.

Как вы понимаете эту пословицу? Как вы думаете, что обозначает слово “добрый”?

(Слайд)

А давайте с вами заглянем в словарь, и посмотрим, как в нем толкуется значение слова “добрый”. (Ученик читает значение слова в словаре, на экране дублируется запись).

Добрый.

  1. Делающий добро другим, отзывчивый.
  2. Такой, который несет благо, благополучие.

– В словаре мы видим, что слово “добрый” имеет два значения. Правильно ли мы объяснили пословицу. А какие еще пословицы и поговорки вы знаете о доброте?

А вот волшебник нам приготовил еще две пословицы, но слова в них он перепутал, а мы должны их собрать. Кто будет моим помощником?

Дети собирают пословицы.

“При солнышке тепло, при матушке добро”.

“Худо тому, кто добра не делает никому”. 

– И так давайте проверим, какие слова “дружат” со словом “ добрый”. (Слайд 9)

(На доске появляется солнышко со словами.)

– Какого человека мы можем назвать добрым?

– Ребята, какие слова вы не соединили со словом “добрый”, почему?

– Чему учат нас пословицы? (Надо быть добрым, внимательным, заботливым.)

– Не только слова должны быть добрыми, но и поступки такими, чтобы за них не приходилось  краснеть ни нам, ни родителям, ни друзьям.

Сейчас мы с вами поиграем в игру “Доброе солнышко”.

В каждом из нас есть маленькое солнце. Это солнце – доброта. Как солнце, доброта озаряет своими лучами и дарит людям теплоту, заботливость и внимание. Я лучиком солнышка буду дотрагиваться до вас, а вы мне должны будете рассказать, какое доброе дело вы совершили за последнее время. (Учитель выборочно дотрагивается “Волшебной палочкой” до ребят.)

Видите, ребята, как много добрых дел вы совершили.

"Творить добро – это нести радость другому человеку, посадить дерево, подарить цветы маме, не причинять бабушке никаких обид, стараться жить дружно со всеми людьми, сочувствовать, сопереживать чужой беде".

Добрым быть совсем, совсем не просто,
Не зависит доброта от роста, не зависит доброта от цвета.
Доброта – не пряник, не конфета.
Доброта с годами не стареет, доброта от холода согреет,
Если доброта, как солнце, светит, радуются взрослые и дети.

Какое правило общения мы с вами запишем для других ребят? (Слайд 10)

Музыкальная переменка. (Слайд 11)

Урок общения. (Слайд 12)

– Мы с вами, ребята, вспомнили вежливые слова, которые помогают людям общаться. Но способов правильного общения множество.

– Посмотрите на экран. Вы видите разные жизненные ситуации, с которыми нам приходится ежедневно сталкиваться.

– На какой картинке герои ведут себя правильно? Почему?

– Сегодня на уроке общения мы будем учиться общаться так, чтобы всем, кто с нами взаимодействует, было приятно, комфортно.

 Первичное закрепление. Практикум по самостоятельному применению и использованию полученных знаний.

1) (Звенит звонок. Учитель берет трубку и разыгрывает сценку). (Слайд 13)

Ко мне позвонил медведь.
Да как начал, как начал реветь.
– Погодите медведь, не ревите,
Объясните, чего вы хотите?
Но он только “му” да “му”
А к чему, почему –
Не пойму!
Повесьте, пожалуйста, трубку.

– Как вы думаете, почему у нас не состоялся разговор?

– Какие этапы разговора обязательно должны быть?

Приветствие
Представление себя
Объяснение цели своего звонка
Благодарность и прощание.

А теперь давайте попробуем показать правильный телефонный разговор.

Мне нужны помощники – 3 человека.

Ситуация:

1. Саша звонит к другу, чтобы узнать домашнее задание. К телефону подходит мама друга. Какой разговор состоится, чем он закончится? Это вы должны нам сейчас показать.

(Разыгрывается ситуация. Дети комментируют правильность ведения телефонного разговора.)

 2) Для следующей сценки мне потребуется два человека. (Слайд 14)

(Выбирается девочка, чтобы сыграть роль старушки и мальчик – на роль Коли. Детям предлагается разыграть данную ситуацию.)

Сценка в автобусе.

Шел трамвай десятый номер
По бульварному кольцу.
В нем сидело и стояло
Сто пятнадцать человек.

Люди входят и выходят,
Продвигаются вперед.
Мальчугану Николаю
Ехать очень хорошо.

Он сидит на лучшем месте –
Возле самого окна.
У него коньки под мышкой:
Он собрался на каток.

Вдруг на пятой остановке,
Опираясь на клюку,
Бабка дряхлая влезает
В переполненный вагон.

С нами случаются разные жизненные ситуации, и мы всегда должны стараться вести себя так, чтобы другим людям с нами рядом было хорошо и удобно.

– Как вы думаете, какое правило для вас приготовило Солнышко? (Слайд 15)

Звенит звонок

Вот опять звенит звонок
Вновь зовет нас на урок.

Урок настроения. (Слайд 16)

Чтобы проявлять заботу, внимание к людям нужно понимать эмоциональное состояние людей: грустит человек или радуется, гневается или испытывает страх. Сейчас мы потренируемся в определении настроения людей.

Посмотрите, пожалуйста, на лица этих гномиков? Что они выражают?

(Радость, огорчение, страх, гнев, удивление…)

– С каким гномиком Вам было бы приятнее общаться?

Нам приятнее общаться с веселым гномиком.

– Какими чаще всего бываете вы?

– Какое правило, мы с вами запишем для всех людей, которые нас окружают? (Слайд 17)

(Дети поют куплет из песни.)

5. Подведение итогов урока.

Итак, мы сегодня с вами побывали в школе вежливости. А сейчас я хочу проверить, чему вас научило солнышко, какие правила вы запомнили?

(Ученики называют правила общения, вежливости). (Слад 17)

6. Рефлексия.

– Ну вот, пришло время прощаться. Мне бы хотелось узнать, с каким настроением вы уходите с сегодняшнего урока? У вас на столах лежат рисунки девочек и мальчиков. Дорисуйте, пожалуйста, их лица. Покажите мне, что вы сейчас чувствуете.

– Я рада, что у вас отличное настроение.

Вы сегодня так хорошо мне помогали, вы были добрыми, приветливыми хозяевами. И я хочу вам в подарок подарить вот это веселое солнышко. Каждый раз, когда вам будет грустно, трудно, подойдите к нему, приложите ладошку, и вам сразу станет легче и веселее.

7. Задание на дом.

В течение дня посчитайте, сколько вежливых слов вы сказали людям, и сколько вежливых слов они сказали вам. Помните, что слово может и порадовать человека и обидеть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок путешествие: «Путешествие в страну Грамматику.»

Цель и задачи урока:   Расширить и закрепить у учащихся  знания и навыки по грамматике, убедить, что грамматика – не свод скучных и трудных правил, а увлекательная наука о знаках...

Окружающий мир. Урок - путешествие по родной стране. Тема "Природа России"

Урок-путешествие по родной стране.Тема: «Природа  России»Цели:познакомить учащихся с разнообразием природы России;развитие познавательной активности;воспитание бережного отношения к природе.Обору...

Урок - путешествие по родной стране. Тема "Природа России"

Урок-путешествие по родной стране.Тема: «Природа  России»Цели:познакомить учащихся с разнообразием природы России;развитие познавательной активности;воспитание бережного отношения к природе.Обору...

Урок-путешествие ""Путешествие в страну Грамматику"

Конспект урока по русскому языку для 3 класса. Урок - путешествие "Путешествие в страну Грамматику"...

УРОК-ПУТЕШЕСТВИЕ "ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ЗДОРОВЬЕ"

В век технического прогресса и развития космических технологий, как вы думаете, что всего дороже? Конечно же здоровье! Здоровье человека – это главная ценность в жизни. Здоровье не купишь за деньги. Б...

Урок - путешествие по математике в 1 классе "Путешествие по Стране Знаний"

Тип урока: урок повторения и закрепленияФорма: урок – путешествие.Тема урока:Морское путешествие по волнам знаний.(Сложение и вычитание в пределах 10)Цель урока:закрепить знания и умения по прой...

Интегрированный урок-путешествие "Путешествие в страну "Фантазия"

ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ФАНТАЗИЯКомбинированный урок литературного чтения и астрономической пропедевтики  в 4 классеТема урока: Путешествие в страну ФантазияТип урока: Урок-игра, урок-путешествие. Ц...