Интегрированный урок (ОБЖ + кубановедение) «Стихийные бедствия и служба спасения» 3 класс.
план-конспект урока по обж (3 класс) на тему

Окулова Светлана Николаевна

Систематизация  знаний учащихся о видах ЧС в зависимости от  характера источника их возникновения. Ознакомление с общими правилами поведения при возникновении ЧС.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Краснодарский край

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 3 муниципального образования

Щербиновский район  ст. Старощербиновская

 

муниципальный этап  

конкурса «Служба спасения 01»,

 посвященного 24-й годовщине МЧС России и 365-й годовщине со Дня образования пожарной охраны России

Номинация: методическая разработка урока ОБЖ о природных и техногенных катастрофах и авариях.

Интегрированный урок (ОБЖ + кубановедение)

3 класс

«Стихийные бедствия и служба спасения»

Подготовила учитель    начальных классов

Окулова Светлана Николаевна 

Тема: «Стихийные бедствия и служба спасения».

Урок по теме “ Стихийные бедствия и служба спасения ” предполагает комплексное применения знаний и умений, поэтому выбранная форма интегрированного урока целесообразна для раскрытия проблем, наиболее важных для безопасности жизнедеятельности и кубановедения.

Использование учащимися содержания  краеведения и ОБЖ, обращение к различным источникам развивают творческую активность учащихся, дают яркое представление о природных явлениях своего края, о взаимосвязи ОБЖ и кубановедения. Межпредметные связи активизируют познавательную деятельность учащихся, преодолевая противоречия искусственного расчленения по предметному признаку.

Работа с разнообразным по форме представления материалом не только углубляет представление о двух предметах, расширяет кругозор, но и способствует формированию разносторонне развитой личности.

Цели урока:

Образовательные:

Систематизация  знаний учащихся о видах ЧС в зависимости от  характера источника их возникновения.

Ознакомление с общими правилами поведения при возникновении ЧС.

Развивающие:

Совершенствовать навыки безопасного поведения и действий в случае возникновения ЧС природного характера

Повышение любознательности, информационной культуры учащихся, интереса к предмету ОБЖ, кубановедение.

Развитие познавательной активности, умения работать с дополнительной литературой.

Воспитательные:

Воспитание любви к родному краю, уважения к профессии спасателя.

Воспитание гражданской ответственности, профориентации.

Познавательные УУД. Обсуждать безопасное поведение во время стихийного бедствия, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения.

Регулятивные УУД. Уметь выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознавать  качество и уровень усвоения.

Коммуникативные  УУД. Организовывать  работу в группе, отстаивать своё мнение.

Личностные УУД. Формирование умения соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами.

Оборудование: презентация, карточки для работы в парах и группах.

Ход урока

       1. Мотивация учебной деятельности учащихся, постановка темы и цели урока.

Установка на позитивное настроение на уроке.

        Ребята, давайте настроимся на хорошее настроение, положительные эмоции, на приобретение новых здоровьесберегающих знаний и умений. Скажем хором:

«Солнышко, солнышко, мы твои лучи,

Быть очень осторожными, ты, нас научи!»

            Сегодня  мы рассмотрим  важный для всех нас вопрос о нашей безопасности.

Знают взрослые и дети,

Что ценней всего на свете:

Безопасность и здоровье

В жизни  - главное условие!

 Тему сегодняшнего урока вы узнаете, разгадав загадку.

Они придут на помощь к нам,

Когда бушует океан,

 Когда землетрясение,

Тайфун иль наводнение.

Рискуя жизнью,  нас спасут  –

 Такой у них опасный труд!

-О ком говорится в загадке? (о спасателях)

МЧС всегда на страже

И в беде спасает граждан.

-Какова тема урока?

Сегодня у нас с вами важный урок, посвященный службе спасения МЧС. 

Вы узнаете более подробно, что такое стихийные бедствия, как работают спасатели, вместе  составим правила поведения при возникновении ЧС.

2. Актуализация знаний.

-Какие природные явления вам известны? (Радуга, гроза, гром, мороз, ветер).

-О каких природных явлениях говорится в загадках?

Над рекой, над долиной

Повисла белая холстина. (Туман)

Идёт, а ног нет,

Лежит, а постели нет,

Лёгкий, а крыши ломит. (Снег)

Раскалённая стрела дуб свалила у села. ( Молния)

 «У природы нет плохой погоды»,- поётся в известной песне. Но не всякая погода хороша. Многие явления опасны для здоровья и жизни человека. Природные явления огромной разрушительной силы называют стихийными бедствиями: землетрясения, наводнения, пыльные бури, смерчи.

3.Поиск решения  проблемы.

 Многие стихийные бедствия предотвратить невозможно, а вот заранее подготовиться к ним, чтобы избежать тяжёлых последствий, необходимо. Как это сделать?

-Что такое чрезвычайная ситуация?

На доске открывается слайд с определением ЧС

Чрезвычайная ситуация—это обстановка, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного  бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей.

Ежегодно ЧС уносят жизни 2,5-3 миллионов жителей нашей планеты. Материальные убытки исчисляются астрономическими цифрами от 50 до 100 миллиардов долларов в год, и эти цифры постоянно растут.

В зависимости от характера источника происхождения чрезвычайные ситуации бывают природными ( влияние на человека природных явлений), техногенными ( аварии на предприятиях в промышленности, сельском хозяйстве, энергетике), социальными                             ( возникают между людьми и зависят от человека).

Работа в парах.

Распределите по группам  чрезвычайные ситуации.

Природные ЧС

ТехногенныеЧС

Социальные ЧС

Аварии на транспорте, землетрясения, войны, похищение людей, извержение вулканов, лавины, обрушение строений, преступность, пожары, буря, разлив ртути, терроризм, наводнения, взрывы, массовые беспорядки(драки).

Проверь себя.

Природные ЧС

ТехногенныеЧС

Социальные ЧС

землетрясения

аварии на транспорте

войны

извержение вулканов

обрушение строений

похищение людей

лавины

пожары

терроризм

буря

разлив ртути

преступность

наводнения

взрывы

массовые беспорядки(драки)

Рассмотрим природные Ч.С.

Вода-это грозная стихия, безжалостный убийца. С древних времён наводнения воспринимались людьми как самое страшное стихийное бедствие. Мировой океан занимает площадь 361 млн. км².

                 Абсолютными мировыми рекордсменами по трагическим последствиям наводнений являются китайские реки Хуанхэ и Янцзы. Самое сильное и страшное наводнение в Китае произошло в 1931 году. Погибло 2 700 000 человек. Очень сильное наводнение в Китае произошло в 1959году, когда разлив рек привёл к гибели 2 млн. человек.

               Согласно классификации МЧС России Краснодарский край относится к первой, самой высокой степени опасности. В крае возможны ураганы, смерчи, лавины, оползни,  лесные и камышовые пожары, наводнения.

 Летом 2012года в Крымском районе случилось разрушительное наводнение. Стихия оставила много людей без жилья, были человеческие жертвы.

                                                             

            Ветер - движение воздуха относительно земной поверхности.

Основные показатели ветра – направление и скорость. Основных направлений т.е.  румбов (Румб — в морской терминологии 1/32 полной окружности, а также одно из делений картушки компаса (расчерченной на 32 части)-8:северный, восточный, южный, западный, северо-восточный, юго-восточный, юго-западный, северо-западный. Для определения направления ветра используется флюгер.

           Самым ветреным местом на нашей планете является Антарктида. Здесь ветер дует 365 дней в году, прекращаясь всего на несколько минут.

            Смерч – сильный атмосферный вихрь, который возникает в грозовом облаке и распространяется по поверхности земли (воды) в виде гигантского темного рукава.

Воздух в смерче вращается против часовой стрелки со скоростью до 100 м/с и одновременно поднимается по спирали, втягивая с земли пыль, воду и различные предметы.

           Ураган – ветер разрушительной силы, скорость которого составляет более 120 км/ч.

-Рассмотрите зоны смерчей и тайфунов.

В  1988 г смерч обрушился на ст. Павловскую Краснодарского края. Было разрушено более 500 жилых домов. Смерч сопровождался ливнем и градом, величина отдельных градин достигала размеров курного яйца. Ледяные шары пробивали крыши домов, машин, уничтожали посевы.

           Сильный порывистый ветер бора дует в холодное время года в районе Новороссийска, сносит крыши, ломает деревья, валит столбы. Корабли в считанные минуты могут покрыться льдом и пойти ко дну, поэтому их заранее отводят в открытое море. В 1975 году ураган «Бора» нанёс огромный ущерб г. Новороссийску. Скорость ветра достигала 144 км/ч. Спустя 18 лет такой же ураган выбросил на берег три судна. Имелись человеческие жертвы.

             -Как вы думаете, что включает в себя понятие «предупреждение» чрезвычайных ситуаций? (Это действия, которые проводятся для сохранения жизни и здоровья людей, мероприятия, проводимые для уменьшения последствий ЧС)

В нашем крае специалисты – метеорологи круглосуточно ведут наблюдения за природными явлениями и своевременно информируют население о предстоящей опасности.

           -Предположим, поступила информация об угрозе бури, смерча, какие будут ваши действия?

1.Узнав о приближении бури, плотно закройте и укрепите все двери и окна. На стёкла наклейте крест-накрест полоски пластыря.

2.Приготовьте свечи (может отключиться электричество).

3.Отключите электроприборы.

4.Спрятаться в подвале или специальном укрытии.

           -Предположим, поступила информация об угрозе землетрясения, какие будут ваши действия?

Посмотрите видеоролик «О правилах поведения при землетрясениях»

-Какие правила поведения надо выполнять?

1.Если землетрясение застигло вас в помещении, постарайтесь как можно скорее покинуть его и оказаться на улице—желательно подальше от зданий. Если же выбраться из дома по каким-то причинам невозможно (обвалилась лестница, завалило вход и т.п.), укройтесь под прочным столом или под кроватью либо в дверном проёме или в углу.

2.Ни в коем случае нельзя пользоваться лифтами, так как они в любой момент могут выйти из строя.

3.Если землетрясение застало вас на улице, держитесь подальше от домов, линий электропередачи и вообще от всяких непрочных построек, которые могут рухнуть.

Помните: после первого толчка могут последовать другие толчки. Они обычно происходят через несколько часов.

-Предположим, поступила информация об угрозе наводнения, какие будут ваши действия?

Посмотрите видеоролик «О правилах поведения при наводнении»

-Какие правила поведения надо выполнять?

1.Если у вас есть время, то перед тем как покинуть дом, следует выключить газ и электричество, собрать с собой необходимые документы, вещи первой необходимости и небольшой запас продуктов.

2.Если наводнение застало вас на открытом месте или в лесу, необходимо подняться как можно выше, забраться на дерево, крашу дома

4.Физминутка.

5.Закрепление с проговариванием.

Работа в группах.

Предлагаю составить памятку «Как вести себя во время стихийного бедствия»

 I группа «Как вести себя во время стихийного бедствия наводнения»

IIгруппа «Как вести себя во время стихийного бедствия землетрясения»

III группа «Как вести себя во время стихийного бедствия урагана»

IV группа «Как вести себя во время стихийного бедствия смерча»

Ребята, нужную информацию сможете найти в учебнике «Кубановедение» стр. 12-14, энциклопедии школьника «Чрезвычайные ситуации».

По мере подготовки учащиеся отвечают. Учитель при подготовке оказывает им помощь.

6. Включение в систему знаний и повторение.

В 80-х годах прошлого века в России резко возросло число катастроф. 27 декабря 1990 года образован Российский корпус спасателей (РКС). Впоследствии РКС переименован в Государственный Комитет по чрезвычайным ситуациям (ГКЧС), а затем преобразован в министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России)

МЧС России сегодня-это символ доброты и надежды. Где бы не случилась беда, граждане России должны быть уверены - к ним обязательно придут мужественные, сильные люди в синих комбинезонах -спасатели МЧС. И даже ради одного человека, которому требуется помощь, будет поднят в воздух самолет, а спасатели и врачи сделают всё возможное ради спасения человека.

               Самая трудная и загадочная профессия – спасатель. Сотрудники ежедневно принимают участие в поиске и спасении людей, тушении пожаров, ликвидации последствий стихийных бедствий.

Познакомьтесь со сводкой МЧС от 04 Апреля 2014г 

Спасателями МЧС России спасены 266 человек.

Пожар в складском помещении в г. Астрахани ликвидирован. В результате пожара

погибших, пострадавших нет.

На водных объектах спасены 3 человека.

В ходе ликвидации ДТП спасены 217 человек.

Психологическая помощь оказана в 24 случаях.

Обнаружено и обезврежено 223 взрывоопасных предмета, в том числе 2 авиабомбы.

Помнить нужно вам всегда:

Если вдруг пришла беда,

Вам помогут службы наши.

Ты запомнил? Повтори:

Спасатели — «01»,

Полиция — «02»,

Скорая помощь — «03»!

С мобильных телефонов БИЛАЙН: 001 — пожарная охрана и спасатели,  002 — полиция.

003 — скорая помощь,                        004 — аварийная служба газовой сети.

С мобильных телефонов МТС, МЕГАФОН, ТЕЛЕ-2:

010 — пожарная охрана и спасатели.

Вызов с номера экстренного вызова 112 возможен:

- при отсутствии денежных средств на вашем счету;

- при заблокированной SIM-карте;

- при отсутствии SIM-карты телефона. Звонок в экстренные службы является бесплатным.

7.Рефлексия учебной деятельности.

- Какую цель вы поставили в начале урока? ( Узнать, как  избежать тяжёлых последствий при угрозе ЧС)

-Вы достигли поставленной цели?

- Назовите ЧС природного характера.

- Люди какой профессии принимают участие в поиске и спасении людей?

-Если вы в беде, куда надо звонить?

-Кто из вас считает, что он сегодня хорошо работал на уроке?

-Кто не очень доволен своей работой на уроке?

-Кто на следующем уроке будет работать лучше, чем сегодня?

Источники:

1. Энциклопедия школьника «Чрезвычайные ситуации».Краснодар 2005 г.

2. «Кубановедение» 3 класс автор М.В. Мирук, Е.Н.Ерёменко – Краснодар, Перспективы образования-2013г.

3. Методические материалы: Паскевич Н.Я. Любимый уголок земли: Учебное пособие по развитию речи для учащихся 3 – 4 кл. общеобразовательных  учреждений

4. http://standart.edu.ru/ Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные).

5. http://www.mchs.gov.ru/Сайт МЧС России.

6. http://ru.wikipedia.org/ Статьи о Бора, румб.

7. http://www.youtube.com/ Правила поведения в ЧС.

БЕСЕДЫ О ЗДОРОВЬЕ

Учитель    начальных классов Окулова Светлана Николаевна

Краснодарский край Щербиновский район  ст. Старощербиновская МБОУ СОШ № 3.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по кубановедению "Грибы съедобные и несъедобные" 3 класс

Конспект урока по кубановедению "Грибы съедобные и несъедобные"...

ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УРОКИ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА. ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ, МУЗЫКИ, ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В 3 КЛАССЕ

В статье раскрываются преимущества интегрированных уроков. Такие уроки способствуют глубокому проникновению учащихся в слово, в мир красок и звуков, помогают формированию навыков грамотной устной и пи...

Урок по кубановедению "Именем Екатерины наречённый" ( 3-4 класс)

Формирование вывода о необходимости возвращения исторического названия «Екатеринодар» столице Кубани....

Интегрированный урок ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ и ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА в 1 классе Тема урока: Буквы Г, г, обозначающие согласные звуки [г], [г`].

Конспект интегрированного урока обучения грамоте и окружающего мира для 1 класса по программе "Школа России". Тема " Буквы Г, г, обозначающие согласные звуки [г], [г`]. На уроке учащиес...

Конспект интегрированного урока по ИЗО и живому миру во 2 классе для детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития. Тема урока: "Рисуем фрукты"

Цель: научить детей раскрашивать фрукты нужным цветом, закрепить понятие «фрукты», названия фруктов.Задачи:  - повторить признаки осени,       - закрепление названий...

Интегрированный урок по кубановедению на тему: «Кубань – многонациональный край» 4 класс

1.Способствовать воспитанию у детей чувства любви и уважения к близким людям, патриотизма  и толерантности. 2.Способствовать воспитанию у учащихся чувства любви и уважения к родному краю, родител...