Урок ОБЖ по теме: "Правила дорожные - знать каждому положено".
план-конспект урока по обж (3 класс) по теме

Малютина Ирина Александровна

Цель урока: развивать умения контролировать своё поведение на дороге,способствовать важности осознания соблюдений правил дорожного движения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5.urok_obzh.docx76.71 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное  бюджетное  общеобразовательное  учреждение Краснодарского  края специальная (коррекционная)                                            

школа-интернат  ст-цы  Калининской.  

 

«Правила дорожные –

знать каждому положено!»

Викторины для школьников по правилам дорожного движения, ПДД

2015год

Цель: создать условия для обучения детей видеть всё, что представляет опасность для жизни здоровья; развивать умения контролировать своё поведение; совершенствовать знания основных правил поведения на улице; способствовать осознанию важности соблюдения ПДД.

Эпиграф урока: «Знай правила движения, как таблицу умножения».

Оборудование: плакат по ПДД, рисунки детей на конкурс по ПДД, схемы

« Мой путь в школу»; правила дорожного движения; макет светофора; ситуационные картинки.

Организационный момент.

Начинается урок

Он пойдет ребятам впрок,

Постарайтесь все понять

Много нового узнать.

Отчет дежурного (число, месяц).

Я улыбнусь вам. И вы улыбнетесь друг другу. И подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны, добры, ласковы, приветливы. Мы все здоровы. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злость. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть весеннего утра, тепло солнечных лучей. Я желаю вам хорошего настроения и интересного урока.

Сегодня мы с вами собрались, чтобы поговорить об очень важном. А о чем? Вы прочитаете. Начинайте с буквы П – «Правила дорожного движения». Все люди, как только выходят на улицу, становятся пешеходами.

Настоящий пешеход ведет себя на улице уверенно, и шоферы относятся к нему с уважением. Машины ездят строго по правилам. Каждый водитель знает эти правила назубок. Шоферы учатся в автомобильных школах, ходят на уроки, сдают экзамены. Для пешеходов тоже есть правила. Если их не знать, ни за что не стать хорошим пешеходом.

Делаем ребятам предостережение. Выучите срочно правила дорожного движения. Чтобы не волновались каждый день родители, чтобы спокойны были за рулем водители.

Правил дорожных

На свете немало,

Все бы их выучить

Нам не мешало.

Но основные из правил движенья

Знать как таблицу

Должны умножения.

         Сегодня каждый школьник должен знать, что нынешняя улица очень опасна для того, кто не умеет правильно ходить по ней. Но тот, кто твердо знает и точно выполняет правила дорожного движения, может не опасаться самой быстрой машины.

Но, к сожалению, у нас есть немало ребят, которые считают, что всякие там правила им, ни к чему. Они запросто перебегают через дорогу там, где хотят, и тогда, когда хотят. Иной раз затевают игру на проезжей части. Им и в голову не приходит, к каким тяжелым последствиям может привести их легкомыслие. И так запоминайте.

Первое правило.

Пешеходы должны ходить только по тротуару. Идти, придерживаясь правой стороны, чтобы не сталкиваться. В деревне нет тротуаров.

Второе правило.

Пешеходы идут по обочине, навстречу транспорту

А где можно переходить улицу? Где попало?

Третье правило.

Переходить улицу нужно только по пешеходному переходу и по светофору.

Светофор – добрый друг и помощник водителей и пешеходов. Он указывает, кому разрешается ехать или идти, а кому нужно стоять на месте. И все обязаны подчиняться его сигналам.

А вот как вы усвоили сигналы светофора, я сейчас проверю. Подберите нужную рифму.

-Заучи закон простой,

Красный свет зажёгся…(стой).

Жёлтый  - скажет пешеходу:

Приготовься к …(переходу).

-А зелёный впереди

Говорит он всем…(иди).

Ходить по улице опасно,

Когда у вас вниманья нет.

Но есть друзья, зелёный,

Красный, и очень, нужный

Жёлтый свет.

5.Физминутка «Светофор»

Красный свет – стоять на месте.

Жёлтый свет – хлопать в ладоши.

Зелёный свет – шагать на месте.

Загадка:

Сами не видят

А дорогу указывают(дорожные знаки).

Все знаки по своему назначению делятся на группы.

Предупреждающие знаки – белого цвета с красной каемкой, имеют треугольную форму. Они предупреждают водителей о приближении к опасному участку.

Запрещающие знаки – круглой формы с красной каемкой. Они запрещают водителям и пешеходам выполнять какие-либо действия, ограничивают их движения.

Информационно-указательные знаки – вводят или отменяют определенные режимы движения. Это квадратные знаки синего цвета.

Знаки сервиса – имеют прямоугольную форму синего цвета, внутри которого расположен белый квадрат. Информируют участников движения о расположении объектов.

6. А сейчас поиграем в игру «Поможем дорожным знакам найти свою группу»

1.Школьница и школьник,

Забежали в треугольник.

Все водители на свете

Скажут: «Осторожно -… (дети)

(предупреждающий)

2.Нарисован человек

Землю роет человек

Почему проезда нет?

Может быть здесь, ищут клад?

И старинные монеты

В сундуке большом лежат?

Их сюда, наверно, встарь

Спрятал очень жадный царь.

Мне сказали: «Что ты, что ты

Здесь дорожные … (работы)

(предупреждающий)

3.В этом месте, как ни странно,

Ждут чего-то постоянно.

Кто- то сидя, кто-то стоя

Что за место здесь такое? (место остановки автобуса)

(информационно-указательный)

4.Что за знак такой висит?

«Стоп» – машинам он велит.

Пешеход, идите смело,

По полоскам черно-белым (пешеходный переход)

(информационно-указательный)

5.Можно встретить знак такой

На дороге скоростной,

Где больших размеров яма

И ходить опасно прямо,

Там, где строится район,

Школа, дом иль стадион (движение пешехода запрещено)

6.Ездят здесь одни машины

Грозно их мелькают шины.

У тебя велосипед?

Значит – стоп! Дороги нет (движение на велосипеде запрещено)

7.Тут и вилка, тут и ложка –

Подзаправимся немножко (пункт питания) – сервиса

8.Ната с куклою в тревоге:

Нужен доктор им в дороге!

Не смотрите грустным взглядом

«Помощь близко! Доктор рядом» (медпункт) – сервиса

А теперь послушайте стихи. Там, где нужно, вы должны отвечать: «Это я, это я, это все мои друзья». Только будьте внимательны.

Физминутка под музыку.

7. Тестирование. У вас есть карточки с вопросами и даны три варианта ответов, вы читаете вопрос и выбираете правильный ответ.

8. Игра «Разрешается, запрещается». Если вы согласны с утверждением хором говорите – разрешается, если нет – запрещается.

Всем, кто любит погулять,

Всем без исключения

Нужно помнить, нужно знать

Правила движения.

Подведем итог нашей работы на уроке, ответим на данные вопросы (викторина).

Отметить активность детей. Поставить оценки.

Понравился вам урок?

Правила дорожного движения очень важны. Знать их должен каждый взрослый и каждый ребенок. И вы как следует, запомните их, всегда выполняйте. Не нарушайте их, тогда не будет несчастных случаев на дорогах, и вы вырастите крепкими и здоровыми.

На улице будьте внимательны, дети!

Твердо запомните правила эти.

Правила эти помни всегда.

Чтоб не случилась с тобою беда!

Викторина «Знатоки дорожного движения»

Вопросы викторины

■ Что такое проезжая часть? Ответ: Это часть улицы, где едут машины.

■ Что такое пешеходный тротуар? Ответ: Это часть улицы, где ходят пешеходы.

■ Где идти, если нет тротуара? Ответ: По обочине.

■ Где можно перейти улицу? Ответ: По переходу.

■ Как вы думаете, как называется этот знак? Ответ: «Пешеходный переход».

http://ped-kopilka.ru/images/1-3.jpg

■ На какой свет нужно переходить улицу? Ответ: На зеленый свет.

■ При каком свете двигаться нельзя? Ответ: При красном свете.

■ На какой свет могут двигаться машины? Ответ: На зеленый свет.

■ Что называется площадью? Ответ: Перекресток, где пересекаются или берут начало несколько улиц.

■ Как называется часть улицы, расположенная между двумя перекрестками? Ответ: Квартал.

■ Какие технические средства регулирования движения вы знаете? Ответ: Светофор, дорожные знаки.

■ Как называется этот знак? Ответ: Это знак «Дети».

http://ped-kopilka.ru/images/2.png

■ Как определить, что машина собирается повернуть направо (налево)? Ответ: Включается и мигает правый (левый) фонарик— указатель поворота.

■ Какую опасность для пешеходов представляют зимние дороги? Ответ: На скользкой дороге увеличивается тормозной путь машин, дороги сужены из-за снега, снежные заносы, гололед мешают движению машин.

■ Какие вы знаете специальные автомобили? Ответ: К специальным автомобилям относятся пожарные, медицинские, аварийные, автокраны и другие.

■ Как называется подземная железная дорога? Ответ: Метро.

■ Есть ли у велосипедиста путь торможения? Ответ: Да. Никакой транспорт остановиться сразу во время движения не может.

■ Как вы понимаете выражение «час пик»? Ответ: Это время наибольшего движения.

■ Конкурс «Пять названий дорожных знаков». Двое играющих, мальчик и девочка (можно, чтобы это были представители двух команд), становятся в конце проходов между рядами парт.

По сигналу они должны (сначала один, потом другой) пройти вперед, сделав пять шагов, и на каждый шаг без малейшей запинки (не нарушая ритма) произнести какое-нибудь название дорожного знака. Побеждает тот, кто справится с этой задачей или сумеет назвать больше названий. Если в игре принимают участие команды, то засчитывается общая сумма названий.

Блиц викторина «Автомобильный»

Вопросы викторины

■ Водитель машины. Ответ: Шофер.

■ Передвижение на машине или лошади. Ответ: Езда.

■ Рабочее место водителя автомобиля. Ответ: Кабина.

■ Предприятие, выпускающее машины. Ответ: Автозавод.

■ Пятое в телеге оно ни к чему. Ответ: Колесо.

■ Устройство для снижения скорости до полной остановки. Ответ: Тормоз.

■ Баранка, но не к чаю, а в руках шофера. Ответ: Руль.

■ Резиновый обруч на ободе колеса. Ответ: Шина.

■ На что надевают шину? Ответ: На обод.

■ Баня для автомобилей. Ответ: Мойка.

■ Место, где меняют направление. Ответ: Поворот.

■ Так раньше называлось устройство для подачи автомобильного сигнала. Ответ: Клаксон.

■ Ее не ставят впереди лошади. Ответ: Телега.

■ Велосипед с мотором. Ответ: Мопед.

■ Двухместный двухколесный велосипед. Ответ: Тандем.

■ Место сбора пассажиров автобуса, троллейбуса, трамвая. Ответ: Остановка.

■ Легковой автомобиль, производимый американской компанией «Дженерал моторе». Ответ: Бьюик.

■ Стоящий на остановке трамвай обходят спереди или сзади? Ответ: Спереди.

■ Стоящий на остановке троллейбус обходят спереди или сзади? Ответ: Сзади.

■ Тот, кто двигается медленно. Ответ: Тихоход

Страничка для любознательных «А знаете ли вы?»
Почему нельзя перебегать дорогу перед автомашиной?
Мы живём в век скоростей. По современным дорогам мчатся быстроходные автомобили. Как вы считаете, 1 секунда – это много или мало? Для пешеходов 1 секунда – пустяк, шаг шагнуть. А для водителя секунда – вещь серьёзная. За одну секунду машина, идущая со скоростью 60 километров в час, проезжает более 16 метров, со скоростью 80 километров в час – 22 метра. Вот почему так опасно перебегать дорогу перед близко идущей машиной.
Почему светофор называется светофором?
Начать надо с того, что слово это составлено из двух частей: «свет» и «фор»
Слово «фор» произошло от греческого «форос», что означает «несущий» или «носитель». А всё слово вместе – «светофор» - значит «носитель света»,  «несущий свет»
Он и верно «несёт свет», причём чаще трёх разных цветов: красного, жёлтого, зелёного.
Зачем автомобилю огоньки- мигалки?
Едет по улице машина, и вдруг впереди и сзади у неё начинают моргать огоньки, только у одних машин моргают правые фонарики, у других – левые. 
Почему? Потому что здесь её надо повернуть направо, а там – налево. Вот она и предупреждает об этом другие машины и прохожих. 
У велосипедов «мигалок» нет, да и у машин они могут испортиться. Как же предупредить о повороте?
Это можно сделать и без фонариков – мигалок. Достаточно вытянуть в сторону левую руку, и все поймут, что ты поворачиваешь налево. А стоит ту же руку поднять вверх согнутой в локте, как все – и пешеходы и машины – будут знать, что ты собираешься повернуть направо.
Игра «Это я, это я, это все мои друзья».
Если вы согласны с услышанным высказыванием, то отвечаете: «Это я, это я, это все мои друзья», если так поступать нельзя – молчите.

1.Кто из вас в вагоне тесном,
Уступает старшим место?

2.Кто из вас идёт на свет,
Говорящий: «Хода нет!»

3.Кто из вас идёт вперёд,
Только там, где переход?

4.Кто из вас, идя домой,
Держит путь по мостовой?

5.Кто же, правила не зная,
Едет «зайцем» на трамвае?

6.Кто на скользкую дорогу,
Выбегает в непогоду?

7.Кто вперёд летит так скоро, 
Что не видит светофора?

8.Если жёлтый свет горит,
Кто идёт? А кто стоит?

Конкурс 3. «Знатоки правил дорожного движения »
1.На какие две части делится улица? (мостовая и проезжая часть)
2.Почему тротуар делают выше проезжей части? (чтобы автомобиль случайно не наехал на пешехода)
Ученик:
Правил дорожных на свете немало.
Все бы их выучить нам не мешало.
Но основное из правил движения,
Знать как таблицу должны умножения.
На мостовой – не играть, не кататься,
Если хотите здоровым остаться!
Объяснить надо просто, будь ты юн или стар:
Мостовая – для транспорта, для тебя – тротуар.
3.Как надо переходить на другую сторону улицы? (По «зебре», пешеходному переходу в виде белых широких полос)
Ученик:
Чтоб приучить пешехода к порядку,
Разлиновали асфальт, как тетрадку,
Через дорогу полоски идут,
И за собой пешехода ведут!
4.Как нужно обходить стоящий автобус? (Нужно дождаться, когда автобус отойдёт от остановки)
5.Как нужно передвигаться по обочине? (по левой обочине, навстречу транспорту)
6.По какой стороне тротуара двигаются пешеходы? (По правой стороне)
Рефлексия.
Сейчас вы будете выполнять задания на отдельных карточках, а потом сможете сами оценить выполненную работу. Если вы согласны с утверждением, ставите на листке около номера задания «+», если не согласны – « -  »
1.Одно из самых опасных мест для пешеходов  - перекрёсток.
2. На тротуаре рядом с проезжей частью можно играть мячом.
3. Если опаздываешь на урок, нужно быстро перебежать дорогу.
4. Нужно дождаться, когда автобус отъедет подальше от остановки, только тогда переходить дорогу.
5. Двигайся по тротуару, придерживаясь правой стороны.
6. Если сигнал светофора жёлтый, то нужно стоять.
7. Чтобы перейти дорогу без светофора, сначала нужно посмотреть налево, а потом направо.
На доске – ответы: 1.+ 2.- 3.-4.+ 5.+ 6.+ 7+
Учитель:
Молодцы, ребята, вы показали хорошие знания правил дорожного движения! Наши новые знакомые – гномики - довольны вашими успехами.
(Дети исполняют песню на мелодию песни кота Леопольда из мультфильма «Лето кота Леопольда»)
Я иду по шоссе,
Движутся машины,
И внимательным мне,
Быть необходимо.
Если вдруг красный свет,
Глянет с светофора,
Неприятность эту я переживу. (2 раза)

Светофор на меня,
Смотрит очень строго,
Ведь сейчас перейти,
Надо мне дорогу.
Постою, подожду
Светофор зелёный - 
С ним одним дружу я,
Мы давно знакомы. (2 раза)

Много в жизни дорог,
Выпадет мне, знаю,
Но про наш светофор
Я не забываю.
Всё смогу перейти, 
Всё преодолею:
Светофор мне моргнёт - 
С ним я всё сумею (2 раза)
Учитель:
А на прощание хотелось бы вам всем пожелать:
Чтоб жить, не зная огорчения,
Чтоб бегать, плавать и летать,
Ты должен правила движения,
Всегда и всюду соблюдать!

_______________________________________________________

Список использованной литературы:

1. Правила дорожного движения. М, 2004

2. Репин Я.С. Дорожная азбука, М: ДОСААФ, 1987

3. Три сигнала светофора. Дидактические игры, викторины. М: Просвещение, 1998

4. Ковалько В.И. Игровой модульный курс по ПДД М:2004

5. Филенко М.Н. Школьникам о правилах дорожного движения. М: Просвещение,1985

6. Князева Р.А. 100 задач по ПДД. М: Педагогика,1997

       

        Интернет ресурсы:

  1. https://www.google.ru/search?q=картинки+дорожные+знаки+для+детей - Дорожные знаки.
  2. http://www.zanimatika.narod.ru/OBJ1.htm -стихи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - повторение по теме "Правила - чтения букв A и I в закрытом типе слога"

Урок составлен к УМК Биболетовой М. З. "Enjoy English - 1" (старая редакция)....

Урок русского языка. Тема: «Правила переноса слов»

Урок напрвлен на формирование исследовательских умений младших школьников....

Презентация к уроку математики на тему "Правила обозначения геометрических фигур буквами. "

Презентация к уроку  математики на тему "Правила обозначения геометрических фигур буквами. " ™На данном уроке подробно рассмотрены правила обозначения геометрических фигур буквами. Учащимся ...

Урок окружающего мира.Тема: «Правила здоровой жизни». 4 класс 21 век

Цели урока: 1. Дать понятие о здоровом образе жизни. 2. Закрепить понятие о том, что жизнь и здоровье - главные ценности, которыми обладает человек. 3. Ознакомить учащихся с режимом дня, обеспечи...

Урок в школе первоклассника "Правила дорожные знать каждому положено"

Данный урок входит в систему уроков, проводимых в школе будущего первоклассника. Он включает красочную презентацию о правилах дорожного движения, практический материал в виде занятия"Правила пове...

"Правила дорожные знать нам всем положено!"

Сценарий внеклассного мероприятия в начальной школе...

Правила дорожные знать нам всем положено

Наличие правил в жизни ребенка является важным условием его полноценного развития и делает жизнь ребенка  более упорядоченной и безопасной. Мы, взрослые, знаем, что есть правила дорожного движени...