внеурочная деятельность
рабочая программа по обж (3 класс) на тему

Домашова Светлана Ивановна

Программа Дорожная Азбука

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_-dorozhnaya_azbuka.docx44.65 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КУЙБЫШЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

БАХЧИСАРАЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Согласовано                                      

зам. директора по УВР                

______А.А.Томчак          

«___» января 2016г.                        

Утверждаю

директор

__________С.Н. Паша

приказ № ______

от «_____» 01. 2016г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАМА

внеклассных занятий

по изучению правил дорожного движения

 «ДОРОЖНАЯ АЗБУКА»

СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ   - II СЕМЕСТР 2015-2016 УЧЕБНОГО ГОДА

3 – А  класс

Учитель: Домашова Светлана Ивановна         

п. Куйбышево

 2016 г.

Содержание

Пояснительная записка ……….…………………………………...........2                                                                              

                                                           

Содержание образовательной программы……………………………..6

Список используемой литературы…………………………………...29

Пояснительная записка

Обучение младших школьников  правилам дорожного движения (ПДД) и безопасному поведению на дорогах является обязательным согласно Федеральному закону «О безопасности дорожного движения»                         от 14.12.95  №198-ФЗ.

        Цель и задачи формирования у школьников навыков безопасного участия в дорожном движении определены указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, содержащими программно-целевые показатели и индикаторы снижения численности детей, погибших на дорогах России в результате дорожно-транспортных происшествий.

Республика Крым имеет интенсивную дорожно-транспортную среду и, как  следствие, высокий уровень  детского дорожно-транспортного травматизма. Главной причиной дорожно-транспортного травматизма является недостаточная грамотность участников дорожного движения.

В период с 01.01.2015 по 31.10.2015 на территории Республики Крым количество дорожно-транспортных происшествий с участием несовершеннолетних по сравнению с аналогичным периодом прошлого года  возросло со 168 до 209 (+24,4%), число погибших в ДТП на уровне (11) и число травмированных детей возросло с 182  до 221 (+21,4%).

Допущен рост ДТП по вине детей на 17,8%, с 45 до 53, в которых           3 ребенка погибли (2014 - 1) и 50 (2014 – 50) получили травмы.

Предрасположенность детей к несчастным случаям на дороге обусловлена особенностями  их психофизиологического развития, такими как:

- неустойчивость и быстрое истощение нервной системы;

- неспособность адекватно оценивать обстановку;

- быстрое образование и исчезновение условных рефлексов;

- преобладание процессов возбуждения над процессами торможения;

- преобладание потребности в движении над осторожностью;

- стремление подражать взрослым;

- недостаток знаний об источниках опасности;

- отсутствие способности отделять главное от второстепенного;

- переоценка своих возможностей в реальной ситуации.

Почти две трети из общего числа пострадавших на дороге детей попадает под машину из-за отсутствия главного транспортного навыка: предвидения скрытой опасности.

Сегодня приоритетными направлениями являются - обеспечение безопасности дорожного движения всех его участников (пешеходов, водителей, пассажиров), профилактика детского дорожно-транспортного травматизма. Поэтому особо остро встала задача более широкого изучения школьниками правил дорожного движения.

В базисном учебном плане образовательных организаций отдельной образовательной программы «Изучение правил дорожного движения» нет. Минимум учебных часов предусмотрено в образовательном курсе «Окружающий мир» (начальная школа), образовательная область «ОБЖ» - 6 часов.

Однако современный школьник должен быть готов к выполнению требований дорожной безопасности и обязан владеть набором навыков и умений безопасного участия в дорожном движении в качестве пешехода и пассажира транспортного средства в полном объёме, независимо от степени своей субъективной готовности к этому.

Актуальность обучения учеников младшего школьного возраста основам дорожной грамотности не вызывает сомнений. Задача педагога – систематизировать знания учащихся о правилах дорожного движения, сформировать конкретные навыки и модели поведения на улице и дороге. Реализация программы осуществляется через  сочетание разнообразных по содержанию и форме видов образовательной деятельности: проведение викторин, экскурсий на улицы города, бесед, тестов на знание правил дорожного движения, тематических занятий в «городке безопасности», анализа конкретных дорожных ситуаций, разработок проектов.

В программу входят занятия, которые помогают младшему школьнику освоить правила дорожного движения, узнать их историю,  ориентироваться в дорожных ситуациях и на практике применять полученные знания.  Проводимые мероприятия позволяют вести профилактическую работу по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма.

Обучение Правилам дорожного движения следует рассматривать как составную часть внеурочной деятельности школьников.  Примерная Программа внеурочной деятельности для младших школьников «Дорожная азбука»  предназначена для работы с учащимися 1-4 классов,                           во    II семестре 2015-2016 учебного года.

Цель программы: формирование у младших школьников навыков безопасного участия в дорожном движении; овладение знаниями и навыками распознавания типичных дорожных ситуаций («ловушек»); формирование «транспортных» привычек; научить прогнозировать развитие ситуации на дороге.

Осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем. Формирование навыков безопасного участия в дорожном движении на основе моделирования реальных процессов дорожного движения у себя в сознании, умение прогнозировать и моделировать складывающиеся дорожные ситуации на основе знаний правил дорожного движения и особенностей движения транспортных средств и пешеходов.

Формирование установки на сохранение здоровья, привитие навыков здорового и безопасного образа жизни.

Задачи программы:

обучающие:                                                                                        - способствовать   приобретению   младшими школьниками        знаний              о безопасности на дорогах, правилах дорожного движения, необходимых для безопасного движения по дорогам в качестве пешехода, водителя велосипеда и пассажира;

развивающие:                                                                                

- способствовать овладению умениями выполнять ПДД, распознавать дорожные «ловушки»- ситуации, возникающие из-за неумения предвидеть дорожные опасности,

         - формировать познавательно-поведенческие реакции, направленные на сохранение и укрепление здоровья;

воспитательные:                                                                        

- воспитывать законопослушность, сознательное отношение к соблюдению мер безопасности на дорогах, способность к анализу конкретных дорожных ситуаций и оценке возможных опасностей;

 - способствовать формированию  общего уровня транспортной культуры у юных участников дорожного движения;

- воспитывать чувство ответственности за безопасность – личную и других участников дорожного движения.

Примерная программа внеклассных занятий по изучению правил дорожного движения для обучающихся 1-4 классов общеобразовательных учреждений «Дорожная азбука» рассчитана на 12 часов в каждом классе.

Рекомендуется для использования в работе учителей начальных классов в период внеурочной деятельности.

В реализации Программы могут участвовать сотрудники ГИБДД, члены отрядов юных инспекторов движения.

Учебно – тематический план (3 класс).

Дата

Тема занятия

Количество часов

всего

теория

практика

Тема 1.Проезжая часть и ее элементы.

1час

1

12.01

Дисциплина на дороге. Обязанности пешеходов при движении по тротуару.

1 час

Тема 2.Пешеходные переходы.

2часа

2

19.01

Виды пешеходных переходов.

1 час

3

28.01

Правила перехода проезжей части при отсутствии пешеходного перехода, средств регулирования дорожного движения.

1 час

Тема 3.Нерегулируемые перекрестки.

2часа

4

03.02

Правила перехода нерегулируемого перекрестка.

1 час

5

10.02

Экскурсия. Нерегулируемые перекрестки в микрорайоне школы.

1 час

Тема 4.Регулируемые перекрестки. Светофор. Регулировщик и его сигналы.

2часа

6

17.02

Сигналы светофора и действия участников дорожного движения.

1 час

7

24.02

Сигналы регулировщика и действия участников дорожного движения.

1 час

Тема 5. Правила пассажира в автобусе, троллейбусе и трамвае.

2часа

8

02.03

Правила пассажира в автобусе, троллейбусе, трамвае.

1 час

9

09.03

Правила перехода пешеходом проезжей части при движении на остановку и после выхода из автобуса, троллейбуса, трамвая.

1 час

Тема 6. Дорожные знаки и дорожная разметка.

2часа

10

16.03

Дорожные знаки для пешеходов и водителей. Дорожные знаки, изученные в 1 – 2 – м классах.

1 час

11

23.03

Дорожная разметка. Виды дорожной разметки.

1 час

Тема 7. Места для игр. Зачет.

1час

12

12.04

Места, разрешенные для игр в микрорайоне школы и дома.

1 час

Итого:

12 часов

Содержание

Тема 1. Проезжая часть и ее элементы (1 час)

  1. Дисциплина на дороге. Обязанности пешеходов при движении по тротуару.

Дисциплина на дороге. Обязанности пешеходов при движении по тротуару. Опасности, подстерегающие пешехода на тротуаре. Правила поведения на проезжей части с друзьями, пожилыми людьми.

Практическая часть:
рисуем безопасный путь в школу;
моделируем маршрут движения по магнитной доске «Безопасный путь
в школу»;
маршрут: дом – школа – дом.
повторяем дорожные термины.

Тема 2. Пешеходные переходы (2 часа)

  1. Виды пешеходных переходов.(1 час)

Виды пешеходных переходов. Правила перехода проезжей части с двусторонним и односторонним движением.

  1. Правила перехода проезжей части при отсутствии пешеходного перехода, средств регулирования дорожного движения.(1 час)

Правила перехода проезжей части при отсутствии пешеходного перехода, средств регулирования дорожного движения. Дорожные ловушки.

Тема 3. Нерегулируемые перекрестки (2 часа)

  1. Правила перехода нерегулируемого перекрестка.(1 час)

Правила перехода нерегулируемого перекрестка. Опасные ситуации при переходе нерегулируемого перекрестка.

  1. Экскурсия. Нерегулируемые перекрестки в микрорайоне школы.(1час)

Нерегулируемые перекрестки в микрорайоне школы.

Тема 4. Регулируемые перекрестки. Светофор. Регулировщик и его сигналы (2 часа)

  1. Сигналы светофора и действия участников дорожного движения.(1 час)

Типы светофоров. Сигналы светофора и действия участников дорожного движения. Дорожные ловушки на регулируемом перекрестке.

  1. Сигналы регулировщика и действия участников дорожного движения.(1 час)

 Сигналы регулировщика и действия участников дорожного движения.

Тема 5. Правила пассажира  в автобусе, троллейбусе и трамвае (2 часа)

  1. Правила пассажира в автобусе, троллейбусе, трамвае.(1 час)

Правила пассажира в автобусе, троллейбусе, трамвае (для двух типов трамвайных остановок).

  1. Правила перехода пешеходом проезжей части при движении на остановку и после выхода из автобуса, троллейбуса, трамвая.

(1 час)

Правила перехода пешеходом проезжей части при движении на остановку и после выхода из автобуса, троллейбуса, трамвая.

Тема 6. Дорожные знаки и дорожная разметка (2 часа)

10)Дорожные знаки для пешеходов и водителей. Дорожные знаки, изученные в 1 – 2 – м классах.(1 час)

Дорожные знаки для пешеходов и водителей. Дорожные знаки, изученные в 1 – 2 – м классах.

11)Дорожная разметка. Виды дорожной разметки.(1 час)

Дорожная разметка. Виды дорожной разметки.

Практическая часть:
просмотр фильмов о дорожном движении;
рисование дороги;
Дорожный словарь:
вертикальная, горизонтальная разметка.

Тема 7. Места для игр. Зачет (1 час)

12)Места, разрешенные для игр в микрорайоне школы и дома.

Места для игр. Правила движения на самокатных транспортных средствах в городе и за городом. Опасность игр вблизи железнодорожных путей. Места, разрешенные для игр в микрорайоне школы и дома.

Обучающиеся 3-го класса :
знают:
историю развития дорожного движения в России;
права и ответственность участников дорожного движения;
особенности движения пешеходов и транспорта по прилегающей
территории;

принцип приоритетности регулирования дорожного движения;
железнодорожный транспорт, особенности его передвижения и виды;
приемы экстренного оповещения др. участников дорожного движения об
аварии на ж/д путях;

обязанности велосипедиста;
устройство велосипеда;
умеют:
определять безопасные места для игр на улице, во дворе;

прогнозировать дорожную ситуацию, описывая и анализируя действия
других участников (экскурсия к перекрестку в реальных дорожных
условиях);
изготавливать макет «Мой безопасный путь в школу»;
моделировать дорожную ситуацию;
определять безопасные места передвижения на велосипеде;

осуществлять фигурное вождение велосипеда;
подготовить велосипед к движению (простейший ремонт, наладка);
владеют:
приемами ситуативного тренинга на специализированной учебной
территории (перекресток-баннер);
приемами управления велосипедом (фигурное вождение, вождение
велосипеда по автогородку).
безопасного перехода проезжей части.

Список  литературы для педагога:

  1. Правила дорожного движения РФ 2009 (официальный текст).  
  2. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма [Текст] методическое пособие. Москва, «Третий Рим», 2008.
  3. Ильин, Е.Л. Дифференциальная психофизиология [Текст], Питер, 2001.
  4. Клебельсберг Д. Транспортная психология [Текст], Москва, Транспорт, 1998.
  5. Комлева, Л.А. Дети и дорога [Текст]. – Каменск-Уральский, Калан, 1997.
  6. Комментарии к «Правилам дорожного движения РФ», Москва, 2009.
  7. Эльконин, Д.Б. Детская психология [Текст], - Москва, 2006.
  8. Уроки по правилам дорожного движения в 7-11 классах [Текст], - Екатеринбург, калан, 2006.
  9. Щелканова, Т.Г. Универсальная подготовка подростков к безопасному участию в дорожно-транспортной среде [Текст], - Курган, 2008.
  10.  Матюгин, И.Ю., Чакаберия Е.И. Зрительная память [Текст]. – Москва, Эйдос, 1996.
  11.  Содружество ради жизни [Текст].  Кемерово, 2009.
  12.  Программы для внешкольных учреждений и образовательных школ. [Текст]: учебное пособие. – М., 1988. – 351с.
  13.  Форштат М.Л. О понятиях и терминах, используемых в Правилах дорожного движения / М.Л. Форштат // ОБЖ. Основы безопасности жизни[Текст]. – 2009. - № 10.
  14.  Конвенция о дорожном движении: ст. 1, гл. I, п. 1.2.
  15.  Закон РФ «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 № 196 – ФЗ.
  16.  Положение о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел РФ, утвержденное Указом Президента РФ от 15.06.1998 № 711, в ред. Указа Президента РФ от 02.07.2002 № 679.
  17.  Безопасность: теория. Парадигма, концепция, культура. Словарь – справочник / автор – сост. Профессор В.Ф. Пилипенко. Изд. 2 – е, доп. и перераб. – М.: ПЕР СЭ – Пресс, 2005.
  18.  Большой юридический словарь. 3-е изд., доп. и перераб. / под ред. проф. А.Я. Сухарева. – М.: ИНФРА – М, 2007

Список литературы для обучающихся:

1.Алексанян Г.Г. Экзамены в ГИБДД: правила дорожного движения в иллюстрациях – Москва, Астрель 2005 –135 с.

2.Рыбин, А.Л. Дорожная азбука велосипедиста  [Текст], книга для учащихся/ Рыбин А.Л.- М.: Просвещение, 1992 –60 с.

3.Экзаменационные билеты для приема теоретических экзаменов на право управления транспортными средствами категорий "А" и "В"., Громоковский [и др. ] / М. – Рецепт – Холдинг.: 2004, 89 с.

4. Правила дорожного движения РФ 2009 (официальный текст).  

5.Комментарии к «Правилам  дорожного  движения РФ» [Текст], Москва, 2009.

6.Астахов, П.  Я и дорога [Текст], Москва, Эксмо, 2009.

7.Волков, С. ПДД для детей [Текст], часть 1-2, Москва. Транспорт, 2008.

8.Азбука пешехода [Текст], Москва, 2008.

9. Степанов Е.Н. Педагогическая поддержка ребенка в решении проблемы / Е.Н. Степанов // Классный руководитель. -2006. -№5. – 12 -16 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности».

проектная работа на тему: « Внеурочная деятельность в начальной  школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности». раскрывает направления внеурочной деятельности...

Конспект выступления по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс

Выступление по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс с презентацией...

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»

Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для  учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....

Внеурочная деятельность. Итоги первого полугодия внеурочной деятельности в условиях апробации Специального Федерального Государственного Образовательного Стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья. Общекультурное направление.

Обучая и воспитывая наших детей, как часто принято говорить о них  «особенные», мы не только сохраняем им как можно дольше детство, но обучаем их через театр как улыбаться, как показывать разные ...

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Авторская программа внеурочной деятельности  может быть рекомендована к применению и тиражированию....