Безопасность жизнедеятельности в дошкольном образовательном учреждении
статья по обж по теме

Статья по основам безопасности жизнедеятельности в дошкольных учреждениях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_2.docx325.91 КБ

Предварительный просмотр:

Безопасность жизнедеятельности в дошкольном образовательном учреждении 

https://nsportal.ru/sites/default/files/2018/01/14/123-1-obzh-kartinki-detyam.jpg

 

 

Безопасность жизнедеятельности в дошкольном образовательном учреждении  

 Проблема безопасности жизнедеятельности человека признаётся во всём мире. Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасности в детских садах, потребовала обучения сотрудников дошкольного образовательного учреждения (ДОУ), родителей и воспитанников безопасному образу жизни в условиях социального, природного и экологического неблагополучия.  

Особую тревогу мы испытываем за маленьких беззащитных граждан - дошколят. С первых лет жизни любознательность ребенка, его активность в вопросах познания окружающего мира порой становится небезопасным для него. В детском саду безопасность обеспечивается администрацией учреждения и работниками учреждения, а задача родителей - знать и проконтролировать выполнение базовых требований техники безопасности в том заведении, в которое они собираются отдать или уже отдали ребенка. В случае выявления несоответствий родители должны уведомить об этом ответственных лиц. 

 У руководителя дошкольного образовательного учреждения есть ряд механизмов, с помощью которых он может контролировать и повышать безопасность детей, находящихся на территории ДОУ. При этом заведующий руководствуется общегосударственными и региональными законами, регламентирующими требования к детской безопасности. Для выполнения поставленных задач и соблюдения нормативов руководитель издает приказы, совершенствует образовательный процесс, дает соответствующие распоряжения работникам детского сада, проводит ряд необходимых мероприятий с помощью специализированных организаций на договорной основе.  

Деятельность администрации по обеспечению безопасности жизнедеятельности в детском саду ведётся по следующим направлениям:  Охрана труда работников сада; Охрана жизни и здоровья детей (пожарная, бытовая, личная безопасность, профилактика дорожно-транспортных происшествий); Гражданская оборона; Антитеррористическая защита.  

Работа по обеспечению безопасности жизнедеятельности в детском саду ведется планомерно в течение года: Разработка, корректировка и утверждение необходимой документации регулирующей вопросы безопасности в ДОУ; Соблюдение требований противопожарного, антитеррористического, контрольно-пропускного режима посетителями и сотрудниками ДОУ; Размещение наглядной агитации и памяток, обновление стендов безопасности актуальной информацией, проведение бесед с детьми и родителями на темы безопасности жизнедеятельности; Инструктажи и обучение сотрудников ДОУ по программам в следующих областях: «охрана труда», «пожарная, антитеррористическая»,  «гражданская оборона и чрезвычайные ситуации»; Проведение плановых медосмотров сотрудников; Проверка технического состояния и обслуживание первичных средств пожаротушения, АПС, домофонов, телефонной связи, КТС, вентиляции, электрооборудования и его заземления и т.д.; Проверка эвакуационных выходов, подвальных помещений, крыши; Проверка качества огнезащитной обработки, при необходимости обработка деревянных конструкций огнезащитным составом; Проведение учебных эвакуаций сотрудников и воспитанников; Проведение обучающих занятий и мероприятий с воспитанниками по основным вопросам безопасности жизнедеятельности и т.д. На сегодняшний день ДОУ охраняется группой быстрого реагирования (ГБР), которая приезжает по сигналу кнопки тревожной сигнализации (КТС). На территории ДОУ приказом установлено несколько режимов безопасности, обязательных к соблюдению для всех сотрудников и посетителей ДОУ: Противопожарный, антитеррористический, контрольно-пропускной. При несоблюдении требований данных режимов, нарушитель несет административную и уголовную ответственность. Особое внимание следует уделять безопасности территории ДОУ. В ДОУ обязаны четко выполнять требования безопасности к оснащению территории детского сада: Оборудование, расположенное на территории (малые формы, физкультурные пособия и др.) дважды в год в обязательном порядке (при необходимости – чаще) осматриваются на предмет нахождения их в исправном состоянии с обязательным составлением актов проверки.  

Администрация и сотрудники Иркутского детского сада № 157 ежедневно проводят проверку состояния мебели, оборудования групп и прогулочных площадок (мебель должна быть без острых углов, гвоздей, шероховатостей, выступающих болтов).  Мебель в группах и оборудование на участках должны быть закреплены, игровые горки, лесенки должны быть устойчивы и иметь прочные рейки, перила, соответствовать возрасту детей и санитарным нормам. В весенне-осенний период проводятся мероприятия по устранению перед началом прогулки стоялых вод после дождя, уборке мусора, приведению декоративной обрезки кустарников, вырубки сухих и низких веток деревьев и молодой поросли. В зимний период проводятся мероприятия по очистке перед началом прогулки от снега и сосулек крыш всех построек, дорожек, детских площадок, наружных лестниц от снега и льда, посыпанию песком. Огораживаются места возможного схода снега и падения сосулек сигнальной лентой.  Воспитатели ДОУ в целях профилактики травматизма проводят контроль и страховку во время скатывания детей с горки, лазания, спрыгивания с возвышенностей, катания на лыжах в зимний период, проводится проверка выносного материала (лопаток, лыж, ледянок, вертушек). Инвентарь и игровое оборудование также должны соответствовать требованиям безопасности: детский инвентарь и игровое оборудование должно находиться в исправном состоянии, позволяющим соразмерять двигательную нагрузку в соответствии с сезоном года, возрастом детей и требованиями СанПиН.  

Дополнительные мероприятия для соблюдения требований безопасности к территории детского сада:  Проводится ежегодная обработка газонов от клещей; Берется анализ на качество и безопасность воды; Ведется контроль за своевременным вывозом мусора, скашиванием и уборкой травы, вырубкой сухостоя; Всеми сотрудниками ДОУ ведется контроль за недопущением на территорию ДОУ животных (в особенности бродячих). Обо всех случаях появления бродячих животных вблизи детского сада сообщается в соответствующие инстанции. Физическая безопасность каждого ребенка заключается в создании условий гарантирующих защиту здоровья и жизни детей на протяжении всего образовательного процесса.  

Угрозой в данном случае могут рассматриваться как внешние (террористические, криминальные, неадекватное поведение взрослых), так и внутренние (технические состояние зданий и территории, наличие опасных участков и предметов). Для обеспечения безопасного нахождения воспитанников систематически проводится контроль состояния ДОУ внутренними комиссиями и проверяющими надзорных организаций. С воспитателями и педагогами проводится инструктажи по охране труда и организации охраны жизни и здоровья детей во время пребывания в детском саду. Детей отдавать разрешается только непосредственным родителям (законным представителям). Остальным людям (не моложе 16 лет) можно отдавать детей только с предварительного письменного согласия родителей.  

Каждый работник детского сада имеет инструкции и список телефонов экстренных служб (полиция, скорая помощь, пожарная и спасательная службы). Чтобы отработать четкие навыки у персонала и детей в случае ЧС, проводятся тренировочные занятия по эвакуации по составленному графику проведения тематических тренировок на год. При травме или плохом самочувствии ребенка ему оказывается первая медицинская помощь медсестрой детского сада, при необходимости вызывается скорая помощь. Главная задача организации жизни детей в детском саду – охрана их психического и физического здоровья. Дети  не могут самостоятельно определить всю меру опасности, поэтому на педагогов нашего детского сада возложена миссия защиты и обучения ребенка правилам безопасной жизнедеятельности. В детском саду созданы условия для ознакомления детей с правилами безопасности жизнедеятельности, при соблюдении которых можно избежать травм  или справиться с той или иной опасной ситуацией.   

В современных условиях модернизации образования, наше дошкольное образовательное учреждение активно перестроило свою работу в соответствии с новыми нормативными актами (федеральными государственными образовательными стандартами). Работа по основам безопасности жизнедеятельности в ДОУ проводится в следующих образовательных областях «Познавательное развитие», «Социально - коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие». А так же в основной образовательной программе включены такие подпрограммы как: «Дети на улицах», «Безопасный дом», «Правила безопасного поведения в гостях и детском саду». Основной целью данного направления является: Основы безопасности собственной жизнедеятельности и предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира). Задачи данного направления: Формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них; Приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения; Передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства; Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.  

Для реализации образовательной программы по БЖД я выделила комплекс задач: Знакомство с бытовыми источниками опасности, с необходимыми действиями в случае опасности, формирование представления о способах безопасного поведения в быту; Развитие основ экологической культуры, воспитание любви, ответственного и бережного отношения к родной природе; Воспитание грамотного участника дорожного движения; Воспитание чувства взаимопомощи и товарищества. 

 Реализация данных задач и формирование первоначальных основ безопасности мной были взяты за основу следующие принципы: Системность и последовательность (любая новая ступень в обучении детей упирается на уже освоенное в предыдущем); Доступность (усложнение материала происходит с учетом возрастных особенностей детей); Включение в деятельность (игровую, познавательную, поисковую и др.); Наглядность (техника безопасности лучше всего воспринимается через богатый иллюстративный материал);  Динамичность (интеграция задач в разные виды деятельности); Психологическая комфортность (снятие стрессовых факторов). После определения тематики, целей и задач встает вопрос: «С чего начать?» Этапы реализации данных задач выражаются в следующем: Первый этап – заинтересовать детей, актуализировать, уточнить и систематизировать их знания о правилах безопасности; Второй этап – ввести правила в жизнь детей, показать разнообразие их проявлений в жизненных ситуациях, тренировать в умении применять эти правила; Третий этап – на основе усвоенных знаний и умений помочь осознанно овладеть реальными и практическими действиями.  

В своей работе я применяю различные способы обучения детей безопасному поведению: Рассматривание сюжетных картинок, иллюстраций на которых изображены опасные ситуации, заставляющие думать и делать выводы о неправильном поведении; Моделирование и анализ заданных ситуаций («Пожар дома», «Мама ушла в магазин, а я остался один», «Как бы ты поступил?», «Я потерялся»); Знакомство с художественной литературой («Кошкин дом», «Как человек подружился с огнем», «Рассказ о неизвестном герое», «Пожар», «Пожарные собаки» и т.д.); Использование технологии сказкотерапии; Познавательные викторины «Мы знаем правила безопасности… на воде, в лесу, на проезжей части» и т.д.; Просматривание презентаций и мультфильмов из серии «Аркадий Паровозов», «Смешарики», «Азбука безопасности», «Фиксики» и т.п. (учитываются при этом требования к информационной продукции, предназначенной для детей определённого возраста); Проведение игр-соревнований, подвижных игр, дидактических игр («Азбука пожарных», «Если возник пожар», «Огнеопасные предметы», «Ядовитые грибы и растения», «Собери дорожные знаки» и т.д.; Проведение бесед с представителями (инспекторами) отдела ГО и ЧС, полиции, пожарной части, ГИБДД; Конкурсы поделок и рисунков на тему безопасности; - Проведение родительских собраний на актуальные темы касающиеся безопасности детей; Домашние задания для родителей по совместной работе с детьми по изучению правил безопасности в быту и по дороге в детский сад и т.д. Данные формы работы показали положительную динамику в усвоении детьми правил безопасности жизнедеятельности, у детей появился интерес к соблюдению данных правил. Таким образом, современное дошкольное образовательное учреждение представляет собой сложную систему, где главным звеном являются дети, которые хотят жить в безопасном мире и мы, взрослые, которые можем помочь сформировать навыки  безопасного поведения дома, в детском саду и в целом мире, подготовить к встрече с различными жизненными ситуациями. 

Литература: 
«Безопасность жизнедеятельности в дошкольном образовательном учреждении» // Молодой ученый. — 2017. — №11.2. — С. 71-75. Бырылова Е.А. 

 Основная примерная общеобразовательная программа «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой 2015г 

"Безопасность и основы безопасности детей дошкольного возраста"– М.: Просвещение, 2007.Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преемственность начальной школы и дошкольных образовательных учреждений.

Выступление на семинаре, посвященному вопросу преемственности в работе воспитателей детского сада (подготовительные группы к школе) и учителей начальной школы, набирающих первый класс....

Работа с родителями в дошкольном образовательном учреждении

- Конспекты непосредственной образовательной деятельности.-  Работа с родителями в дошкольном образовательном учреждении- Консультации и рекомендации для родителей...

Работа с родителями в дошкольном образовательном учреждении

- Конспекты непосредственной образовательной деятельности.-  Работа с родителями в дошкольном образовательном учреждении- Консультации и рекомендации для родителей...

Презентация на тему: "Уровень формирования универсальных учебных действий выпускников дошкольного образовательного учреждения, как предпосылка к формированию универсальных учебных действий у первоклассников"

Что такое универсальные учебные действия? Какие виды УУД бывают? и на многие друге вопросы(касающиеся УУД), ответы Вы найдете в данной презентации....

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ФОРМ И МЕТОДОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Детский сад в нашем понимании является фундаментом образования, а школа - само здание, где идет развитие образовательного потенциала, ба...

Самоанализ педагогического опыта по теме : «Современные подходы к формированию основ безопасной жизнедеятельности детей дошкольного возраста».

Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека. Поэтому необходимо, чтобы в дошкольном детстве каждый ребенок приобрел достаточный  социальный опыт, который послужит ему фундаментом дл...

Технологическая карта непосредственно-образовательной деятельности по освоению образовательной области «Художественно – эстетическое развитие», «Музыка», детей подготовительной к школе группы дошкольных образовательных учреждений.

Тема: «Необычное путешествие» Цель: создание условий для проявления детской самостоятельности и инициативности в процессе музыкальной деятельности. Задачи: Развивать творческую активность в музыка...