Рабочая программа для обучающихся 3 класса "Основы безопасности жизнедеятельности"
рабочая программа по обж (3 класс) на тему

Бородина Галина Юрьевна

Формирование современного уровня культуры безопасности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obzh_-_sovmeshchyonnoe.docx73.15 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное общеобразовательное казенное учреждение Иркутской области

для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

«Специальная (коррекционная) школа-интернат г. Саянска»

Утверждаю:                                  Рассмотрено                                  Согласовано:

Директор                                      на заседании МО                           зам. директора по УР

школы-интерната                        протокол № 1                                  С.В. Хромова

О.В. Воинкова                             от «____» __________                    «____»___________

«____»____________                

                                                       Рабочая программа

факультативных занятий

«Основы безопасности жизнедеятельности»

Учитель: Бородина Г. Ю.

Класс: 3

Год составления программы: 2017

Пояснительная записка.

Формирование современного уровня культуры безопасности является общешкольной задачей, так как изучение всех школьных предметов вносит свой вклад в формирование современного уровня культуры безопасности, но при этом ключевая роль принадлежит предмету «Основы безопасности жизнедеятельности». В то же время предмет ОБЖ через собственную систему образовательных модулей реализует подготовку учащихся к безопасной жизнедеятельности в реальной окружающей среде — природной, техногенной и социальной.

При разработке содержания данной учебной программы принималась во внимание специфика содержания курса ОБЖ, которая заключается в следующем:

• учет основных закономерностей развития теории безопасности;

• интегративность (проблематика курса ОБЖ охватывает многие сферы человеческой деятельности и является результатом взаимодействия разнообразных систем, направленных на сохранение жизни человека и окружающей среды);

• направленность на формирование у учащихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности для снижения отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства.

При разработке структуры и содержания программы были учтены педагогические принципы организации учебно-воспитательного процесса в области безопасности жизнедеятельности, а именно:

• непрерывность обучения со 2  по 9 класс;

• постепенное наращивание информационной и воспитательной нагрузки учащихся в области безопасности жизнедеятельности с учетом их возрастных особенностей и уровня подготовки по остальным школьным предметам в каждом классе, чтобы уровень культуры в области безопасности жизнедеятельности выпускников школы соответствовал принятому в Российской Федерации;

• обеспечение разделения учебной нагрузки между федеральным и региональным компонентами при условии, что федеральный уровень обеспечивает научно-теоретическую основу формирования единого образовательного пространства в области безопасности, а региональный уровень — повышение практической подготовки обучаемых к безопасному поведению с учетом региональных особенностей (это должно учитываться при разработке региональных учебных программ).

Изучение тематики данной учебной программы направлено на решение следующих задач:

-  формирование у учащихся научных представлений о принципах и путях снижения фактора риска в деятельности человека и общества;

- выработку умений предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера и адекватно противодействовать им;

-  формирование у учащихся модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, а также развитие способностей оценивать опасные ситуации, принимать решения и действовать безопасно с учетом своих возможностей.

Изучение тематики данной учебной программы направлено на достижение следующих целей:

усвоение знаний:

— об опасных и чрезвычайных ситуациях,

— о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства,

— о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций,

— об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций,

— о здоровом образе жизни,

— об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях,

— о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности;

— развитие личных, духовных и физических качеств, обеспечивающих безопасное поведение, в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

— формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять требования, предъявляемые к гражданину Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности;

— воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности;

развитие умений:

— предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников,

— принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и своих возможностей.

Планируемые результаты по ОБЖ:

Должны знать:

Должны уметь:

• потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, наиболее часто возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности;

• основные виды активного отдыха в природных условиях и правила личной безопасности;

• систему взглядов, принятых в Российской Федерации, по обеспечению безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз;

• наиболее часто возникающие чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера, их последствия и классификацию.

• предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам;

• принимать решения и грамотно действовать, обеспечивая личную безопасность при возникновении чрезвычайных ситуаций;

• действовать при угрозе возникновения террористического акта, соблюдая правила личной безопасности;

• пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;

• оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях.

  Количество учебных часов, на которое рассчитана Рабочая программа

Количество учебных часов

1четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

год

Общее количество  часов

8

7

10

9

34

Количество часов для проведения практических занятий

-

-

1

5

6

Количество часов для проведения экскурсий

-

-

-

2

2

Диагностика

-

1

-

1

2

Чрезвычайные ситуации, что это?

3

-

-

-

4

Предупреждение бытового травматизма.

4

-

-

-

4

Правила поведения учащихся на улице, дороге.

1

6

8

4

19

Календарно-тематическое планирование

раздела

Кол-во часов в разделе

Наименование раздела и темы

Краткое описание темы.

Часы учебного времени

Дата

1 четверть

8

М - 1

Основы безопасности  личности, общества и государства.

Р-1

Основы комплексной безопасности.

1

Чрезвычайные ситуации, что это?

3

1.1

Что такое чрезвычайные ситуации? Страх и паника при чрезвычайных ситуациях и их преодоление.

Подбор сюжетных картинок по чрезвычайным ситуациям; их рассматривание и беседа; рассказ педагога о чрезвычайных ситуациях. Раскраска «Чрезвычайные ситуации». Чтение педагогом различных ситуаций,  беседа; обсуждение.

1

04.09

1.2

Производственные аварии и их последствия, возможные в районе расположения школы и месте проживания обучающихся.

Вырезки из газет, их чтение, обсуждение ситуаций. Раскраска «Чрезвычайные ситуации».

1

11.09

1.3

Стихийные бедствия и их последствия.

Рассматривание сюжетных картинок; беседа по ним, обсуждение.

1

18.09

2

Предупреждение бытового травматизма.

4

2.1

Виды травм. Травмы при падении с высоты, во время подвижных игр, игр с колющими и режущими предметами, при купании и  их предупреждение.

Чтение материала педагогом. Рассматривание сюжетных картинок; беседа по ним, обсуждение. Чтение стихов.

1

25.09

2.2

Травмы головы. Отравления. Травмы на уроках труда и при работе на приусадебных участках. Как помочь себе и товарищу.

Загадки, игры, рассматривание сюжетных картинок; беседа по ним, обсуждение. Д/И «Запомните дети правила эти!»

1

02.10

2.3

Меры безопасности при пользовании водными переправами (в посёлке, в турпоходах и других случаях). Правила купания и меры безопасности в оборудованных и не оборудованных местах.

Правила безопасности на воде. Знакомство с водными переправами и мерами безопасности.Помощь при спасении человека

Стихотворение «На реке».

1

09.10

2.4

Знаки безопасности на воде. Простейшие приёмы оказания помощи терпящим бедствие на воде и на льду. Способы самоспасения.

Знакомство со знаками безопасности на воде. Способы самоспасения.  Простейшие приёмы оказания помощи терпящим бедствие на воде и на льду.

1

16.10

3

Правила поведения учащихся на улице, дороге.

20

Детский дорожно-транспортный травматизм.

3.1

Повторение изученного материала по программе 2 класса.

Д/И « Вспомни и расскажи». Отгадывание кроссвордов, загадок по правилам дорожного движения. Рассказ детей о ПДД  по собственным рисункам.

1

23.10

2 четверть

7

3.2

Соблюдение правил дорожного движения.

Чтение У.В. Боровая «Красный. Желтый. Зеленый» Беседа по  прочитанному. Повторение правил дорожного движения. Разыгрывание ситуаций.

1

13.11

3.3

Безопасность пешеходов.

Загадки о дорожных знаках. Рассматривание сюжетных картинок, обсуждение ситуаций на дорогах.

1

20.11

3.4

Разбор конкретных случаев дорожно-транспортных происшествий, их причины в городе, микрорайоне.

Разбор конкретных случаев дорожно-транспортных происшествий, обсуждение. Рассматривание детских рисунков.

1

27.11

Движение пешеходов по улицам и дорогам.

3.5

Движение пешеходов по тротуарам улицы и обочины дороги.

Словарная работа: тротуар, обочина. Отгадывание загадки, обсуждение различных ситуаций. Решение «дорожной задачи».Чтение памятки «Правила поведения на улице».

1

04.12

3.6

Правостороннее движение транспортных средств и пешеходов.

Игра «Левая – правая», инсценирование различных ситуаций.

1

11.12

3.7

Происхождение правила правостороннего движения транспортных средств и пешеходов.

Знакомство с происхождением правила о правостороннем движении. «Дорожные задачи», игры.

1

18.12

3.8

Диагностика.

Проверка знаний обучающихся.

1

25.12

3 четверть

10

3.9

Перекрёстки и их виды.

Словарная работа: перекрёсток. Отгадывание кроссворда. Правила перехода на регулируемом и нерегулируемом перекрёстке. Игра «Перекрёсток». Вопрос – задачка.

1

15.01

3.10

Особенности движения пешеходов на загородных дорогах.

Игра «Поездка за город». Вспомним правила поведения на загородных дорогах. Игра «Вопрос – ответ».

1

22.01

Элементы улиц и дорог.

3.11

Рассказ о дороге и её главных составных частях: проезжая часть, обочина дороги, кювет, пешеходная и велосипедная дорожка.

Словарная работа: проезжая часть, обочина, кювет. Хитрые загадки. Инсценировка «На улице».

1

29.01

3.12

Дорожная разметка и дорожные знаки.

Словарная работа: дорожная разметка. Изучить с учащимися элементы улиц и дорог; объяснить назначение дорожной разметки.

Практическая работа:

-Выделить коричневым цветом тротуар

-Выделить проезжую часть голубым цветом

-Закрасить ограждение желтым цветом

 Чтение У.В.Боровая «Красный. Желтый. Зеленый»

1

05.02

3.13

Перекрёстки.

Словарная работа:

перекрёсток.

1

12.02

3.14

Сигналы светофора и регулировщик.

Загадки про светофор.

С. Михалков «Шагая осторожно».  Игра «Регулировщики».

Беседа с сотрудником ГИБДД.

1

19.02

3.15

Сигналы, подаваемые водителями транспортных средств.

Работа над загадкой. Знакомство с обязанностями водителей. Творческое задание (работа в парах) – «Нарисуй разговор машин».

1

26.02

3.16

Переход улиц и дорог.

Словарная работа: улица, дорога. Повторение правил перехода улиц и дорог в ходе игровых заданий.

1

05.03

3.17

Одностороннее и двустороннее движение.

Практическое занятие: выход в город, наблюдение за двусторонним и односторонним движением.

1

12.03

Условия безопасности при пользовании общественным транспортом.

3.18

Обязанности пассажиров.

Повторение дорожных знаков. Игры «Светофор», «Загадка». Чтение памятки для пассажиров.

1

19.03

4 четверть

8

3.19

Правила перехода улиц, дороги при высадке из общественного транспортного средства (автобуса, трамвая, троллейбуса).

Изучение правила для пассажира в общественном транспорте. Разыгрывание ситуаций «Я вхожу и выхожу из транспорта».

1

02.04

3.20

Права и обязанности пешеходов.

Викторина «Права или обязанности?». Игра «На улице -  не в комнате, о том, ребята, помните!».

1

09.04

4

Практические занятия.

4.1

Игра «Мы – пассажиры».

Выход в город, поездка в общественном транспорте, соблюдение правил поведения.

1

16.04

4.2

Игра «Пешеход – будь внимателен».

Выход в город, повторение правил и обязанностей пешехода. Практические задания при переходе дорог.

1

23.04

4.3

Отработка учащимися навыков в пользовании простейшими средствами защиты органов дыхания.

Что такое органы дыхания. Средства защиты и пользование ими. Необходимость ватно-марлевой повязки.

Практическая работа по изготовлению и использованию ватно-марлевой повязки.

1

28.04

4.4

 Как правильно ориентироваться в лесу.

Ознакомить детей с простейшими способами ориентирования на местности. Работа с сюжетными картинками.

1

07.05

4.5

Экскурсия в природу

Практическая работа «Работа с компасом».

1

14.05

4.6

Лесная аптека: сбор лекарственных трав и ягод.

Выход в лес. Знакомство с лекарственными растениями, их сбор, засушивание.

1

21.05

4.7

Диагностика.

Проверка знаний учащихся.

1

28.05

Перечень учебно-методических средств обучения:

Литература:

  1. «Безопасная дорога», Г.Косова; Издательский дом «Проф - Пресс» - 2007г.
  2. «Основы безопасности жизнедеятельности» - учебник для образовательных учебных заведений 2-4 классы, Издательский дом «Дрофа», 1998г.
  3. «Поурочные разработки по ОБЖ, 2 класс», Т.Н.Максимова, Москва, «ВАКО», 2010г.

Наглядность

1.Фильмы для показа:

 - Порезы, ссадины, ушибы.

 - Землетрясения.

 - Правила поведения на воде.

 - Правила поведения в лодке.

 - Помощь утопающему.

 - Лесной пожар.

 - Ядовитые грибы и ягоды.

 - Правила поведения в лесу.

 - Правила поведения на льду.

 - Велосипед, ролики, и т.д.

 - Домашние и дикие животные.

 - Правила перехода через дорогу.

 - Безопасность в наземном транспорте.

 - Правила обращения с электроприборами.

 - Пожарная безопасность.

 - Опасные места в доме.

        - «Чрезвычайные приключения Юли и Ромы» - рекомендован для показа в учебных заведениях; Видеостудия МЧС России, Видеостудия «Премьер – Уч – Фильм».

2. Демонстрационный материал

 -«Правила дорожного движения» (11 плакатов), Д.М.Гурьев, И.Ф.Сидреев

 -«Азбука безопасности» - чрезвычайные ситуации в стихах и картинках, ОАО «Радуга» - 2010г.

Оборудование

Знаки дорожного движения 

Светофоры (макеты)

Спасательные жилеты, спасательные круги

Засушенные лекарственные травы и растения

Памятки

Макеты и рисунки улиц, дорог, перекрёстков.

Кроссворды

Диагностические задания по ОБЖ в 3 классе

(нулевой срез)

1.Соедини сигналы с их названиями:

  1.                                                               скорая помощь
  2.                                                               газовая служба
  3.                                                               пожарная охрана
  4.                                                               милиция

2. Подчеркни съедобные грибы зелёным цветом, а несъедобные грибы – красным:

Мухомор, бледная поганка, ложные опята, маслята, подберёзовик, подосиновик, лисички, рыжики, сыроежки.

3. Правила поведения на воде. Если разрешено, поставьте рядом (Р), если запрещено, поставьте рядом (З):

- Приходить к воде без взрослых.

- Купаться в специально оборудованных местах.

- Загорать на пляже.

- Нырять в непроверенных местах.

- Заплывать за буйки.

- Купаться под присмотром взрослых.

- Играть возле обрывов и крутых склонов рек и озёр.

- Ходить на лыжах, кататься на коньках по тонкому льду.

- Ходить по льду без взрослых.

4. Если верно, то поставь рядом знак +, если неверно, то поставь знак - .

- Пешеход ходит по дороге……….

- Машины движутся по проезжей части………..

- Пешеход переходит улицу только по пешеходному переходу……….

- Пешеход переходит улицу только на жёлтый цвет……….

- Нельзя играть на проезжей части и тротуаре………………

- При переходе через проезжую часть сначала посмотри налево, а потом направо……………….

5. Допиши предложения:

- Ожидать транспорт необходимо на…………………., не выходя на проезжую часть.

- Не начинать посадку в транспорт до тех пор, пока он не ……………………… .

- Если свободных мест мало, то надо уступать места…….., ……….., и пассажирам с …………….. .

- В салоне автобуса, троллейбуса или трамвая надо вести себя ……………………………….. .

- В транспорте надо держаться за………………………………………… .

- Не отвлекай водителя ……………………………………………… .

- Из окна транспорта нельзя ……………………………………. .

Диагностика по ОБЖ в 3 классе

Диагностика проводится по 5-ти бальной системе.

При проведении диагностики используются диагностические задания и наблюдения педагога во время занятий.

№п/п

Ф.И.обучающегося

Нулевой срез

1 полугодие

2 полугодие

Динамика

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Итого:

Диагностические задания по ОБЖ в 3 классе

1 полугодие

  1. Подчеркните, что относится к чрезвычайным ситуациям:

Наводнение, землетрясение, пыльные бури, отравление, ожоги, снежные лавины, ураганы, смерчи.

  1. Поставь рядом + ,  если это относится к бытовому травматизму

- Ожог                                     - отравление

- ушиб                                     - цунами

- ссадина                                 - переломы

     3.Если  согласен, то поставь «+», если не согласен, то поставь «- ».

          - Когда ты купаешься, то рядом должны быть взрослые.

- Не затевай шумных игр на плавающих средствах (лодках, надувных матрасах и т.д.)

- Можно купаться в незнакомых местах.

- Не подплывай близко к судам.

- В воде можно баловаться, тянуть друг друга за ноги под воду.

- Не заходи на глубокое место, если не умеешь плавать.

  1. Что такое тротуар?

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

       5.Что означают цвета светофора? Соедини стрелками.

          Красный                                                                  стой

Жёлтый                                                  иди

Зелёный                                                                              внимание

     

     6.  Если верно, то поставь рядом знак +, если неверно, то поставь знак - .

        - Пешеход ходит по дороге……….

        - Машины движутся по проезжей части………..

        - Пешеход переходит улицу только по пешеходному переходу……….

        - Пешеход переходит улицу только на жёлтый цвет……….

        - Нельзя играть на проезжей части и тротуаре………………

        - При переходе через проезжую часть сначала посмотри налево, а потом    

          направо……………

Диагностические задания по ОБЖ в 3 классе

  1. полугодие

 

1.Что такое перекрёсток? Нарисуй его.

2.Кто такой регулировщик?

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..

 3.Подчеркни нужное:

- Как называется часть улицы, предназначенная для автомобилей

а) тротуар                    б) проезжая                         в) улица

- Как называется место для движения пешеходов

а) мостовая                   б) тротуар                           в) путь

- Чем безопасно пользоваться при переходе через проезжую часть

а) компасом                   б) биноклем                       в) пешеходным переходом

4.Соедини дорожные знаки со словами.1562684

- движение пешеходов запрещено1562684

- подземный пешеходный переход1562684

- осторожно, дети1562684

- пешеходный переход

1562684

- главная дорога

5.Допиши предложения:

- Не начинать посадку в транспорт до тех пор, пока он не ……………………………………………………………………………………….

- Если свободных мест мало, то надо уступать места…………………………………………………………………………………

- В салоне автобуса, троллейбуса или трамвая надо вести себя ……………………………………………………………………………………..

- В транспорте надо держаться за

………………………………………………………………………………………

- Не отвлекай водителя ……………………………………………….……………………………………..

- Из окна транспорта нельзя ………………………………………………………………………………………


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету "Основы безопасности жизнедеятельности"

Уроки ОБЖ позволяют решать основные задачи подготовки учащихся к социализации в обществе, привитие навыков самообслуживания, воспитание культуры в общении с окружающими, воспитание чувства ответственн...

Рабочая программа по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» для 4 класса

Рабочая программа по предмету  «Основы безопасности жизнедеятельности»  для  4 класса  составлена   на основе авторской программы «Основы безопасности ж...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Основы безопасности жизнедеятельности"

Рабочая программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для    учащихся 4 классов составлена на основании:1. Закона Российской Федерации «Об образовании в Росс...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы безопасности жизнедеятельности»

Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы безопасности жизнедеятельности»  составлена в соответствии с примерной основной образовательной программой начального общего образова...

Рабочая программа внеурочной деятельности Основы безопасности жизнедеятельности 2 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности Основы безопасности жизнедеятельности 2 класс...

Рабочая программа внеурочной деятельности Основы безопасности жизнедеятельности 3 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности Основы безопасности жизнедеятельности 3 класс...