Конспект урока по предмету: «Социально - бытовая ориентировка»
план-конспект урока по обж

Тема:

«Учимся быть опрятными и чистыми»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sbo_rybak_sdelano.docx38.53 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение школа № 439

Петродворцового района г. Санкт-Петербурга

 

Конспект урока

по предмету: «Социально - бытовая ориентировка»

Тема:

«Учимся быть опрятными и чистыми»

Учитель: 7 «Г» класса

Рыбак Н. В.

СПб 2018г.

Фамилия, имя, отчество педагога, должность

Рыбак Наталия Владимировна

 учитель

Наименование учреждения, город

Государственное бюджетное образовательное учреждение школа № 439

Петродворцового района

 г. Санкт-Петербурга.

Класс

7 «Г»

Предмет

«Социально-бытовая ориентировка»

Тема урока

«Учимся быть опрятными и чистыми»

Форма проведения урока

Интегрированный урок. Интеграция с уроками «Развитие речи и окружающий мир», «Альтернативное чтение», «Графика и письмо»

Продолжительность по времени

35 минут

Тип урока

Закрепление полученных знаний

Цель урока

Формировать представление о личной гигиене

Задачи урока

  1. образовательные
  2. коррекционно-развивающие
  3. воспитательные

1.Учить правильно ухаживать за лицом и руками, ориентируясь на алгоритм умывания.

2.Развивать мыслительные операции (анализ и синтез) на основе практических и коррекционно – развивающих упражнений.

3.Воспитывать интерес к уроку; аккуратность и самостоятельность.

Методы организации образовательно-воспитательного процесса

Наглядные, практические, словесные, игровые

Методическое и техническое обеспечение занятия

средства технические: коммуникативная доска, коммуникатор с набором картинок. «Гигиенические принадлежности».

Методические средства:

карточки с липучками, карточки-алгоритмы на каждого ребенка, «чудесный мешочек», мыльница, мыло, щетка, расческа, полотенце, зубная паста. Пиктограммы, зеркало.

Используемые технологии

Здоровьесберегающие, интеграционные, игровая, альтернативная дополнительная коммуникация, ИКТ

Предварительная работа

Чтение произведений детской художественной литературы: К. И. Чуковского «Мойдодыр», А.Барто «Девочка чумазая», Д/И: "Это нужно нам зачем?" (с предметами туалета);

Потешки, загадки на тему культурно-гигиенических навыков.

Практические действия и упражнения по формированию культурно-гигиенических навыков. Работа с коммуникатором, пиктограммами, фотографиями и картинками. Игровые упражнения: ицепочки игровых действий с куклой.

Учебные действия

Принимать ситуацию нахождения в классе, на уроке в соответствии с правилами поведения; принимать ситуацию взаимодействия с педагогом и с детьми; смотреть и слушать; выполнять инструкции учителя; переходить от одного действия, операции, упражнения, задания к другому, при необходимости, с помощью взрослого; выполнять задания и доводить их до логического конца

Планируемые результаты

Проявлять интерес к предложенной деятельности; принимать ситуацию взаимодействия с педагогом и учениками при выполнении задания; совершать целенаправленные действия по инструкции, по показу, по образцу; ждать своей очереди; выполнять задания и доводить их до логического конца

Используемая литература

1. Кулик Г.И., Сергиенко Н.Н. Школа здорового человека. - М: ТЦ Сфера, 2006. - (Программа развития).

2. Лихачёва А.А. Встреча с Мойдодыром. //Дошкольное воспитание №9 - 2004. с.56

3.Богина Т.Л., Терехова Н.Т. Режим дня в детском саду,-М.: Просвящение,1987.-95с

4.Конина Е.Ю. Формирование культурно-гигиенических навыков у детей. Игровой комплект.-Айрис-пресс,2007 -12 с

5.Теплюк С. Об опрятности и аккуратности.// Дошкольное воспитание-1988-№9-13-17 с

Ход урока

Этапы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

  1. Вводная часть
  1. Организационный момент (4 мин)

Ритуал приветствия

Вводная беседа.

Работа с коммуникативной доской, с карточками.

Отработка жеста приветствия.

Учитель

-Ребята, у нас сегодня необычный день, к нам пришли гости, а гости это всегда радость и улыбки, давайте улыбнёмся и поздороваемся с ними.

- Подарим нашим гостям хорошее настроение и отправим им добрые лучики  (машем рукой)  Молодцы!

 

Учитель

-Ребята,

какое сегодня число?

 -Какой день недели?

  Сегодня …… (  ) Выставляется дата.

  -Какой месяц?

   -Какое время года?

   -Что мы будем делать сейчас? (учиться, заниматься).

   -Кто здесь, кто с нами, кто на урок пришел? Кто будет заниматься? (Дина, Максим).

Обучающиеся здороваются с гостями.

Здравствуйте!

Обучающиеся смотрят, слушают учителя

Обучающиеся работают с пиктограммами, датой

  1. Мотивация образовательной деятельности  (3мин)

Сюрпризный момент.

Беседа.

Мотивация, подведение к пониманию необходимости соблюдения правил гигиены.

Обучение элементарному диалогу с помощью жестов (отрицание «нет», утверждение «да»).

Учитель

-  Садитесь на места.

(Раздается стук в дверь и в класс входит  девочка с грязными руками и лицом).

Девочка

- Здравствуйте, куда я попала?

Учитель

- Здравствуй, ты пришла к ребятам 7 класса. Как тебя зовут?

Девочка

-Меня зовут Маша.

Учитель

-Маша, почему ты такая грязная?

-Ах ты, девочка чумазая,

Где ты руки так измазала?

Грязные ладошки,

На локтях дорожки.

Маша

- Я на солнышке лежала,

Руки кверху держала,

Вот они и загорели.

Учитель

-Ах ты, девочка чумазая,

Где ты щечки так измазала?

Маша 

Я на солнышке лежала,

Щечки кверху держала,

Вот они и загорели.

Учитель

-Ребята, мы можем принять Машу в класс?

Учитель

- Почему?

Учитель

-Да. Девочка такая грязная, что мы не можем ее принять. У нас в классе учатся  только чистые и аккуратные дети. Правда, ребята?

Учитель

 -Маша ответь, пожалуйста, почему ты пришла к нам в гости такая грязная? (делает вид, что Маша что-то шепчет на ухо). Что? Ты не умеешь умываться?

Учитель

-Ребята, мне жалко эту девочку, ее никто не научил умываться. Как же мы сможем помочь Маше?

-Поможем девочке быть аккуратной и опрятной?

   

Обучающиеся садятся за парты.

Обучающиеся смотрят, слушают.

Выполняют жестовый показ

(отрицание «нет», утверждение «да»).

  1. Основная часть
  1. Актуализация имеющихся знаний  (5мин)

Сообщение темы «Учимся быть опрятными и чистыми»

Задача: учить  правильно ухаживать за лицом и телом.

Беседа.

Объяснение.

Дидактическая игра «Чудесный мешочек»

Работа с коммуникатором.

Работа с пиктограммами, картинками и предметами: рассматривание, сравнение.

   -Сегодня мы будем учить Машу мыть руки и лицо

       -Что для этого надо делать?

-Как выглядит опрятный ребенок?

        Он чистый, аккуратный, причесанный, красивый.

Учитель

-Чтобы человек выглядел чистым и аккуратным, в организм не попадали микробы, нужно соблюдать правила личной гигиены.

- Что же это?

- Правила личной гигиены – когда человек следит за чистотой своего лица, рук, зубов, тела.

Учитель

- Зачем мы умываемся?

Учитель

-У меня есть «Чудесный мешочек» Посмотрим, что же там лежит.

-Что это?

Мыло. Для чего надо мыло?

-Чтобы отмывать грязь.

-Чем мы моем руки и лицо?

-Что это?

-Полотенце.

-Для чего надо полотенце?

-Чтобы вытирать руки и лицо.

-Чем вытирают руки и лицо?

Что это?

Крем для рук.

-Для чего нужен крем для рук?

-Чтобы кожа на руках была нежная, гладкая.

-Чем мажут руки?    

-Зачем нам нужны все эти предметы?

Учитель

-Маша,  запомнила зачем нужно умываться?

Обучающиеся смотрят, слушают.

Обучающиеся достают предметы из мешочка, называют их.

Показывают предметы по инструкции учителя. Обучающиеся  показывают предметы на коммуникаторе.

  1. Изучение нового материала (13мин)

Первичная проверка понимания материала.

Рассматривание картинок, пиктограмм.

Практические действия.

Отбор необходимых средств гигиены

Практические действия отобразительного характера.

Работа с пиктограммами.

Отработка действий  по алгоритму.

Уточнение понимания материала.

Повторение алгоритма с использованием визуального подкрепления.

Работа с пиктограммами.

Маша

-Запомнила. Показывает ребятам руки и лицо. Что мне делать, лицо и  руки у меня грязные?

Учитель

-Надо умыться.

Маша

-Я не умею.

-Мы сейчас покажем тебе, как надо умываться.

Учитель

-Маша посмотри на картинку, что надо сделать?

 - Закатать рукава

 Учитель

      -Прикрепим картинку (пиктограмму) на стенд (используется переносной стенд).

- Маша, закатай рукава платья.

 Учитель

- Надо открыть кран (прикрепляет пиктограмму). (Далее учитель выполняет последовательно цепочку практических действий отобразительного характера и выкладывает алгоритм с помощью пиктограмм на стенде).

    - Возьми мыло, мой руки! Маша берет мыло, намыливает руки и моет их.

      - Маша умывай лицо водой. Молодец!

     - Надо закрыть кран.

     - Вытирай руки и лицо полотенцем!

     -Ребята, чтобы быть чистыми, опрятными и аккуратными, надо умываться!

   Учитель

- Смотри, Маша, ты чистая, опрятная.

   Учитель

- Ребята, повторим, в какой последовательности нужно умываться.

  -Закатываем рукава

  -Открываем кран

   -Берем мыло, намыливаем руки,

   -Смываем руки

   -Умываем лицо

   -Закрываем кран

    -Вытираем лицо и руки

   -Запомнили? А теперь проверим, как вы запомнили.

Учитель

-Садитесь. Смотрите, у вас на парте карта и   пиктограммы, на которых показано, как мыть руки и лицо.

Будем выполнять задание. Разложите карточки (пиктограммы) по порядку, как надо мыть руки и лицо.

Обучающиеся смотрят, слушают.

Обучающиеся  вместе с куклой проходят в умывальную комнату.

Обучающиеся смотрят, слушают.

Обучающиеся  показывают пиктограммы.

Обучающиеся  показывают пиктограммы алгоритма.

Обучающиеся  смотрят, слушают, радуются

Выкладывают пиктограммы в определенном порядке.

  1. Физкультминутка (4мин)

Активизация двигательной деятельности.

Показ учителем упражнений.

Двигательные упражнения подражательного характера.

Учитель

-Сейчас мы отдохнем. Встаньте в круг и выполняйте движения вместе со мной.

-Потянуться, отдохнуть,

 Глубоко теперь вздохнуть.

Встать, умыться,

Кашу съесть,

Поскакать легонько,

На коленочки присесть.

Встать, попрыгать, посмеяться,

Покружиться, покачаться,

Поклониться, распрямиться

И опять начать трудиться.

Обучающиеся выполняют двигательные упражнения по показу учителя и по тексту.

  1. Заключительная часть
  1. Закрепление нового материала (5мин)

Игра малой подвижности на  развитие мыслительных функций и внимания «Топ-хлоп!»

    Учитель                                                          - Я проверю, как вы запомнили, порядок умывания. Поиграем в игру «Топ-хлоп!». Если вы хотите сказать «Да», хлопаете в ладоши, а если «нет», топаете ногами. Будьте внимательны. Итак, начинаем.
а)Мылом моют руки.
б)Мылом моют пол.
в)Полотенцем вытирают руки и лицо.
г)Полотенцем вытирают обувь.                                                         д)Кремом мажут волосы.                                                       ж) Кремом мажут руки.      

 Учитель                                                             - Ребята, когда мы умываемся?                                       - Перед едой, после прогулки, после туалета, после занятий, после игры, если погладили животных, по мере загрязнения.

Учитель

-Ребята мы сегодня с вами учили Машу умываться. Чтобы Маша была чистая и опрятная. Маша, наши ребята могут сами мыть руки, умываться и всегда чистые и опрятные.

Учитель

-Маша, мы с тобой прощаемся, говорим «До свидания».

Обучающиеся смотрят, слушают.

Обучающиеся выполняют двигательные упражнения по инструкции учителя.

Обучающиеся смотрят, слушают.

  1. Подведение итогов (2мин)

Итог урока.

Рефлексия.

Ритуал завершения урока

Учитель

-Встанем в круг, возьмемся за руки и дружно скажем:

     Надо, надо умываться

     По утрам и вечерам,

     А нечистым трубочистам

     Стыд и срам, стыд и срам!

    -Ребята мы сегодня с вами учились   находить предметы личной гигиены, научили   Машу умываться. Маша стала  чистая и опрятная.

- Вы молодцы. Хорошо занимались, правильно выполняли задания, были старательными, отзывчивыми, внимательными.

-Всем большое спасибо.  Урок  наш закончился. Громко прозвенел звонок, мы закончили урок! До свидания!

Обучающиеся  прощаются, жест прощания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ УРОКА по предмету «Социально-бытовая ориентировка»

Тема урока: «Виды одежды и ее назначение».Тип урока: изучение нового материалаЦель урока: формировать у учащихся дифференцированное представление о различных видах одежды, их назначении и применении.З...

Урок по предмету социально-бытовая ориентировка «Оказание первой помощи при несчастных случаях»

Обобщить и систематизировать знания учащихся о правилах и приемах оказания первой помощи при несчастных случаях....

Рабочая программа по предмету: «Социально-бытовая ориентировка» 4 класс (для детей с тяжелой умственной отсталостью)

В основу уроков по предмету положен интегративный подход, который предполагает освоение обучающимися системы жизненно необходимых практических навыков и умений, обеспечивающих адекватное проживание в ...

Конспект урока по предмету "Социально-бытовая ориентировка"

Тема урока "Помещения в квартире. Мебель"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету Социально- бытовая ориентировка

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету  Социально- бытовая ориентировка,обучающейся по основной адаптированной общеобразовательной программе основного общего образования для обучающихся с ограниченными во...