Рабочая программа по предмету: «Социально-бытовая ориентировка» 4 класс (для детей с тяжелой умственной отсталостью)
рабочая программа (4 класс)

Тулисова Ирина Валерьевна

В основу уроков по предмету положен интегративный подход, который предполагает освоение обучающимися системы жизненно необходимых практических навыков и умений, обеспечивающих адекватное проживание в социуме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_sbo_4-zh_klass.doc180.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа № 439

Петродворцового района Санкт-Петербурга

«Принято»

 на педагогическом совете

  Протокол № ______

от «__» ___________20_______г.

«Утверждено»

Приказ № _____

от «___»_____________20_____г.

директор ______ Гнездилова В.Н.      

Рабочая программа

по предмету:

 «Социально-бытовая ориентировка»

4 «Ж» класс

(для детей с тяжелой умственной отсталостью)

Срок реализации программы 1 год

Составила: учитель Тулисова  И.В.

(первая квалификационная категория)

г. Санкт-Петербург

2017-2018 учебный год


Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Социально-бытовая ориентировка» для 4 «Ж» класса (для обучающихся с тяжелой умственной отсталостью) разработана на основе:

-  Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Федерального базисного учебного плана, утвержденным  приказом МО РФ от 10.04.2002 №29/2065-п  «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;

-  распоряжения Комитета по образованию от 14.03.2017 № 838-р «О формировании календарного учебного графика образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, в 2017/2018 учебном году»;

          Учебного  плана Государственного бюджетного  общеобразовательного учреждения школы № 439 Петродворцового  района Санкт-Петербурга  на 2017-2018  учебный год

В основу уроков по предмету положен интегративный подход, который предполагает освоение обучающимися системы жизненно необходимых практических навыков и умений, обеспечивающих адекватное проживание в социуме.

Рабочая программа в соответствии с учебным планом ГБОУ школы  № 439 и календарным учебным графиком на 2017-2018 учебный год рассчитана на  34 часа (исходя из 1 часа в неделю). Количество часов увеличено  по учебному плану ГБОУ школы № 439 за счет часов обязательных занятий по выбору школы.

Специфика контингента

В классе обучается 3 человека. Все дети с тяжелой умственной отсталостью. Возраст: 10-12 лет. Всем обучающимся свойственны: несформированность познавательных процессов, мышление конкретное, непоследовательное, не способное к образованию отвлечённых понятий. Математические представления на начальной стадии формирования.

Все обучающиеся  выполняют задания с помощью педагога (рука в руку).

Сформированность умений и навыков отражена в диагностике по предмету «Математические представления и конструирование» (см. в электронном приложении 1). Учитывая степень участия педагога в освоении учащимися различных видов деятельности и индивидуальные особенности усвоения учебной программы (параметры оценивания в диагностических картах) необходим дифференцированный разно уровневый подход (выделен 1 уровень: У1 –упрощённый).

Планируемые результаты освоения учебного курса

Учащиеся должны:

  • уметь элементарно заботиться о себе
  • уметь ориентироваться в окружающей среде
  • уметь оказывать посильную помощь в группе
  • владеть элементарными навыками гигиены и самообслуживания
  • уметь называть, узнавать предметы одежды, обуви
  • уметь называть, узнавать продукты питания
  • уметь называть, узнавать бытовой инвентарь и средства по уходу за жилищем
  • владеть элементарными правилами поведения в общественных местах
  • владеть элементарными правилами общения со взрослыми и сверстниками
  • владеть  элементарными  правилами  культурного  поведения,  приема пищи, ношения одежды, обуви, поведения в транспорте

Цель изучения предмета

Цель обучения предмету «Социально-бытовая ориентировка»: освоение системы социально значимых практических навыков и умений, обеспечивающих их адекватное поведение в реальной жизни. Подготовка учащихся к взрослой жизни через овладение ими навыками самообслуживания, общения, приспособление их к жизни в обществе, воспитания у них максимально возможного уровня самостоятельности.

Обучение по СБО построено на основе линейно-концентрического принципа.

Задачи предмета

  • формировать, уточнять и закреплять основные бытовые умения и навыки, обеспечивающие постепенное вхождение в социальную жизненную среду
  • формировать, закреплять и расширять спектр социально-бытовых умений, навыков, операций, которые необходимы в процессе жизнедеятельности
  • обучать называнию предметов одежды и обуви, элементарным способам ухода за ними, исходя из индивидуальных особенностей обучающихся
  • обучать соблюдению санитарно-гигиенических требований к питанию
  • формировать умение пользоваться средствами и инвентарём по уходу за жилищем
  • обучать элементарным правилам поведения в классе, дома, в транспорте, общественных местах, культуре приёма пищи, ношения одежды и обуви
  • обучать элементарным знаниям состава своей семьи, о распределении обязанностей

Коррекционные задачи

  • воспитывать и развивать стремление детей к установлению коммуникативных контактов с окружающими, расширять круг общения и совершенствовать средства общения
  • расширять кругозор детей, умение ориентироваться в условиях большого города, в быту
  • расширять словарный запас, связанный с содержанием эмоционального, бытового, предметного, игрового, трудового опыта

Формы организации учебного процесса

  • урок-занятие
  • практическое занятие
  • экскурсия
  • игра
  • элементарная учебная деятельность

Методы и приёмы обучения

  • методы стимулирования мотивации учебно-познавательной      деятельности  -  методы формирования интереса к учению - создание ситуации занимательности, ситуаций успеха, использование познавательных игр
  • словесные методы – рассказ, объяснение, беседа (используются частично, применяется только в сочетании с наглядным и практическим методами)
  • наглядные методы – показ, иллюстрация, демонстрация, использование ИКТ
  • практические методы – упражнения, практические действия, опыты
  • метод проектов

Виды деятельности учащихся на уроке

  • наблюдение
  • упражнения – по подражанию, по инструкции: двигательные, аудиально-визуальные  (слушание, показ), ритмические
  • игры-имитации, жестово-образные игры
  • рисование и дорисовывание, раскрашивание, штриховка
  • предметно-практическая деятельность: выполнение доступных видов работ по уходу за жилищем, помощи родителям дома, личной гигиены, уходом за комнатными растениями

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся к концу

4 класса

Обучающиеся должны знать, понимать:

  • уличную и сменную обувь
  • уличную и домашнюю одежду
  • названия предметов посуды
  • названия предметов мебели
  • аккуратное ношение одежды и обуви
  • аккуратное пользование салфеткой
  • бережное отношение к мебели
  • навыки соблюдения элементарных правил дорожного
  • правила поведения в автобусе

Обучающиеся должны уметь:

  • застегивать молнию
  • выполнять шнуровку
  • ухаживать за обувью и одеждой
  • стирать кукольную одежду
  • сервировать стол к чаю мыть посуду
  • выполнять несложные поручения по уходу за мебелью
  • правильно входить и выходить из автобуса

Средства мониторинга и оценки динамики обучения

Текущая аттестация обучающихся включает в себя полугодовое оценивание результатов освоения АООП образовательной организации.

Промежуточная (годовая) аттестация представляет собой оценку результатов освоения программы и развития жизненных компетенций ребёнка по итогам учебного года (приложение 1 – диагностика в электронном виде).


Содержание учебной программы

4 класс

(34 часа, 1 час в неделю)

Учебно-тематический план

Разделы программы

Кол-во

 часов

Практические

занятия, экскурсии

Контроль

1 полугодие

Диагностика

2

Д/карты

Одежда и обувь

2

текущий

Питание

2

1 экскурсия

Кабинет СБО

текущий

Жилище

2

текущий

Культура поведения

3

текущий

Транспорт

2

текущий

Торговля

2

текущий

Диагностика

1

Д/карты

Итого

16

2 полугодие

Одежда и обувь

3

текущий

Питание

2

1 экскурсия

Кабинет СБО

текущий

Жилище

3

текущий

Культура поведения

3

текущий

Транспорт

2

текущий

Торговля

3

текущий

Диагностика

2

Д/карты

Итого

18

Итого за год: 34 часа

Содержание программы

Разделы программы

Содержание

1 полугодие

Одежда и обувь

Уход за обувью (чистка специальной губкой и щёткой)

Средства по уходу за обувью (различные виды щёток, губок, крем для чистки обуви)

Практические действия по уходу за собственной одеждой: стирка носков, чистка брюк или юбки.

Планируемые результаты:

У1:совместное с учителем выполнение заданий

Питание

Обучение узнаванию и номинации продуктов питания, которые можно употреблять после покупки в магазине без специальной обработки (хлеб, творог, колбаса), и продуктов питания, требующих специальной обработки, которые нельзя употреблять без специальной обработки (мясо, свежая рыба, крупы, макароны)

Планируемые результаты:

У1:совместное с учителем выполнение заданий

Жилище

Упражнения и ролевые игры на определение места (карман, рюкзак), карточки-памятки, на которой указаны фамилия и имя ребёнка, его адрес и телефон обучение обращаться с просьбой к полицейскому, кондуктору («Я заблудился», «Помогите добраться до дома»)

Планируемые результаты:

У1:совместное с учителем выполнение заданий

Семья

Называние членов семьи, их имён «Это мама, её зовут…»

Узнавание на фотографиях членов семьи  

Планируемые результаты:

У1:совместное с учителем выполнение заданий

Культура поведения

Обучение правилам поведения дома

Воспитание вежливого и заботливого отношения к своим близким

Отработка алгоритмов поведения: обращение с просьбой к маме и другим членам семьи, извинение за проступок в специально-созданных организационных педагогических условиях

Планируемые результаты:

У1:совместное с учителем выполнение заданий

Транспорт

Дальнейшее обучение умению переходить улицу по пешеходному переходу по зелёному сигналу светофора

Упражнение на узнавание сигналов светофора, действий пешехода при смене сигналов

Отражение и сопряжённое проговаривание выполняемых действий

Выбор пиктограммы, отражающей действий в соответствии с сигналом светофора

Практические занятия «Я учусь быть пешеходом».

Планируемые результаты:

У1:совместное с учителем выполнение заданий

Торговля

Обучение называнию или показу по пиктограммам магазинов, в которых продают продукты, узнавание на иллюстрации, фотографии магазинов и продовольственных отделов, в которых продают продукты

Дидактические игры и упражнения, компьютерные игры на запоминание продуктов в специализированных отделах магазинов

  • «Обведи и раскрась молочные продукты
  • Сложи картинку
  • Магазин

Планируемые результаты:

У1:совместное с учителем выполнение заданий

2 полугодие

Питание

Дальнейшее знакомство учащихся с посудой для приготовления пищи и правилами ухода за ней

Посуда для приготовления различных блюд (кастрюля, сковорода, сотейник и т.д.)

Дидактические игры на узнавание и называние предметов, в которых готовят еду. Практические действия:

  • Мытьё посуды
  • Средства и инструменты для мытья посуды

Планируемые результаты:

У1:совместное с учителем выполнение заданий

Жилище

Уют в доме

Рассматривание фотографий, иллюстраций, видеороликов с различными интерьерами

Практические действия по проведению влажной уборки комнаты (класса): вытирание пыли на шкафах, полках, подоконнике

Последовательность влажной уборки по пиктограммам, технологическим картам

Средства необходимые для влажной уборки

Планируемые результаты:

У1:совместное с учителем выполнение заданий

Семья

Воспитание понимания о взаимопомощи в семье, об обязанностях каждого члена семьи

Упражнения в назывании или показе на пиктограммах своих обязанностей дома: «Я помогаю убирать дома  Я мою посуду. Я выношу мусор»

Дидактические и ролевые игры:

  • Собери семью
  • Помоги Незнайке понять, кто, что делает
  • Дочки-матери

Планируемые результаты:

У1:совместное с учителем выполнение заданий

Культура поведения

Обучение правилам поведения в школе

Взаимодействию со старшими

Практические действия по формированию навыка вежливого общения со взрослыми в специально-созданных условиях

Воспитание вежливого и заботливого отношения к своим близким

Планируемые результаты:

У1:совместное с учителем выполнение заданий

Транспорт

Обучение правильному поведению в транспорте,

Практическое занятие «поездка в транспорте»

Упражнения на развитие умения входить (выходить) в транспорт, приобретать билет у кондуктора

Ролевая игра «Я еду в автобусе»

Обучение умению переходить через дорогу

Упражнения «Что надо делать, когда горит зелёный свет?»

Использование модуля «Азбука ДД»

Планируемые результаты:

У1:совместное с учителем выполнение заданий

Торговля

Обучение диалогу покупателя с продавцом

Ролевые игры «магазин», «покупки»

Практическое занятие: наблюдение за покупателями в магазине

Покупка продуктов с педагогом

Планируемые результаты:

У1:совместное с учителем выполнение заданий


Условия реализации программы

Учебно-методический комплекс

  • «Программа образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» под редакцией Л.Б. Баряевой, СПб ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011г.

Предметно-развивающая образовательная среда

  • Альбомы с фотографиями детей и членов их семей
  • Детские книги, раскраски
  • Диафильмы, видео- и компакт-диски с фрагментами телепередач, кинофильмов, отражающих жизнь и деятельность людей
  • Иллюстрированный материал, отображающий эмоциональный, бытовой, социальный опыт детей
  • Распечатки учителя с заданиями, текстами, иллюстрациями
  • Большие дидактические куклы
  • Зеркало большое и индивидуальные зеркала
  • Пиктограммы
  • Игрушки
  • Конструкторы пластмассовые
  • Дидактические большие куклы (девочка, мальчик)
  • Полифункциональное игровое оборудование «Дидактическая черепаха»
  • Настольно-печатные игры «Времена года», «Моя семья»
  • Коляска для куклы
  • Набор «Мамина помощница»
  • Столик для стирки (с двумя тазиками)

Материально-техническое (информационное, методическое) оснащение образовательного процесса

  1. http://www.7ya.ru/pub/childsafety/ - вопросы безопасности
  2. http://sec4all.net/statea131.html - для родителей
  3. http://www.youtube.com/watch?v=fS5aRBSH4DY - видео уроки безопасности
  4. http://www.youtube.com/watch?v=MZmrXk9qhgw  - «Смешарики. Азбука безопасности»
  5. http://www.spas-extreme.ru/ - портал детской безопасности МЧС России
  6. «Уроки безопасности тётушки Совы» - видеодиск

Календарно-тематическое планирование по предмету:

«Социально-бытовая ориентировка»

п/п

Дата

Тема урока

Характеристика деятельности учащихся

Основные понятия

примечание

 1 четверть

1

05.09.

Правила общения с взрослыми.

Культура поведения

 Обучение правилам поведения дома.

Воспитание у детей вежливости, заботы о близких. Проигрывание ситуаций

 Обучение культуре поведения.

Дети, взрослые, общение, вежливый

2

12.09.

«Каждой вещи свое место».

 Жилище

 Компьютерные презентации на запоминание предметов мебели и их расположения в комнате.

Рассматривание  предметных и сюжетных картинок с изображением мебели.

Комната, мебель, место расположения

3

19.09.

Диагностика

4

26.09.

«Значение овощей и фруктов в питании человека».

Питание

Беседа о значении овощей и фруктов в питании человека

Обводка пунктирного рисунка

Закрашивание пунктирного рисунка

Овощи, фрукты, питание, полезный, вредный

5

03.10

«Вода в жизни человека».

Питание

Формирование представлений учащихся о значении воды в жизни человека

 Беседа о том, что основой всех напитков является вода

Вода, человек, пить, убираться, готовить, мыть

6

10.10.

«Идем в гости».

 Культура поведения

Обучение культуре поведения. Просмотр видеосюжетов.

Проведение ролевых игр: «Мы идем в гости».

Поведение в гостях

7

17.10.

«Дорога не место для игр».

Транспорт

 Беседа: «Дорога не место для игр».

Упражнение: «Что надо делать..?»

Ролевые игры с использованием напольной игры «Азбука дорожного  движения»

Дорога, проезжая часть машины, тротуар, пешеход

8

24.10.

«Осенняя одежда».

Одежда и обувь

Знакомство с новыми предметами одежды

Рассматривание картинок с изображением одежды. Игры и упражнения на узнавание и запоминание одежды

Куртка, шапка, сапожки

Итого: 8 часов

2 четверть

1

14.11.

«Уход за одеждой»

Одежда и обувь

Способы ухода за одеждой (чистка, стирка)

Средства по уходу за одеждой (мыло, стиральный порошок, щетка)

Упражнения по уходу за одеждой

Чистка, стирка, мыло, стиральный порошок

2

21.11.

«Осенняя одежда». Разукрашивание предметов одежды. 

Одежда и обувь

Обводка пунктирного рисунка

Закрашивание пунктирного рисунка

Куртка, шапка, сапожки

3

28.11.

«Мои друзья» 

Культура поведения

Обучение культуре поведения.

Просмотр видеосюжетов.

Друг, подруга, дружить, помогать, не обижать

4

05.02

«Расставь мебель у Мишки в комнате».

Жилище

Дидактические игры на запоминание предметов мебели и их расположения в комнате («Расставь мебель в комнате»)

Комната, мебель, расставлять

5

12.12.

«Моя одежда и обувь».

Одежда и обувь

Рассматривание одежды детей

Игры и упражнения на узнавание и запоминание одежды

Свитер, брюки, куртка, шапка

6

19.12.

«Я иду по пешеходному переходу».

Транспорт

 Обучение правилам перехода улицы

 Обучение правилам перехода по пешеходному переходу по зеленому сигналу светофора

Рассматривание иллюстраций с изображением светофора и пешеходного перехода

Дорога, проезжая часть машины, тротуар, пешеход, пешеходный переход

7

26.12.

«Предметы для уборки помещения». Жилище

Знакомство с предметами для уборки помещений и ухода за мебелью

Класс, щетка, тряпка, ведро, вода

Итого: 7 часов

Итого за 1 полугодие: 15 часов

3 четверть

1

16.01.

«Мебель в доме».

Жилище

 Знакомство с предметами  мебели (кресло, журнальный столик, шкаф для посуды, шкаф для белья)

Кресло, журнальный столик, шкаф для посуды, шкаф для белья

2

23.01.

«Мы идем на праздник».

Культура поведения

Упражнения в выполнении действий по подражанию и словесной инструкции

Обучение культуре поведения на праздничных мероприятиях

Поведение на празднике

3

30.01.

«Что такое перекресток?».

Транспорт

 Беседа: «Что такое перекресток?».

Обучение правилам перехода улицы

 Рассматривание иллюстраций с изображением светофора и пешеходного перехода

Дорога, проезжая часть машины, тротуар, пешеход, пешеходный переход

4

06.02.

«Зимняя одежда».

Одежда и обувь

Игры и упражнения на узнавание и запоминание зимней одежды и обуви.

Рассматривание картинок с изображением  зимней одежды и обуви.

Свитер, брюки, куртка теплая, шапка теплая

5

13.02.

«Мебель в классе».

Жилище

Компьютерные презентации на запоминание предметов мебели и их расположения в  классе.

Рассматривание  предметных и сюжетных картинок с изображением мебели.

Мебель в классе, парта, стул, стол, шкаф

6

20.02.

«Узнай и покажи посуду».

 Питание

Игры и упражнения: «Узнай и покажи посуду для…», «Дорисуй посуду».

Посуда для завтрака и обеда

7

27.02.

«Сервировка стола». Практическое занятие 

Питание

Действия по обучению сервировке стола

Посуда для завтрака и обеда

8

06.03.

Ролевая игра: «Уступи место  взрослому». Культура поведения

 Ролевые игры с проигрыванием ситуаций

Обучение культуре поведения

Дети, взрослые, вежливый, уступить место

9

13.03.

«Наш веселый светофор».

 Транспорт

 Обучение правилам перехода по пешеходному переходу по зеленому сигналу светофора.

Рассматривание иллюстраций с изображением светофора и пешеходного перехода.

Дорога, проезжая часть машины, тротуар,  светофор, пешеходный переход

10

20.03.

Ролевая игра: «Азбука дорожного движения».

 Транспорт

Упражнение: «Что надо делать..?»

 Ролевые игры с использованием напольной игры «Азбука дорожного  движения»

Дорога, проезжая часть машины, тротуар,  светофор, пешеходный переход

Итого: 10 часов

4 четверть

1

03.04

«Не обижай товарища».

Культура поведения

Воспитание у детей вежливости, заботы о близких.

Чтение произведений художественной литературы.

Дети, взрослые, вежливый, товарищ.

 2

10.04

«Вода для мытья посуды».

Питание

Формирование представлений учащихся о значении воды в жизни человека.

Отработка алгоритма мытья посуды.

Практическое занятие: «Мытье посуды».

Гель, губка, вода, тщательно споласкивать

3

17.04

«Вода для уборки помещений».

Жилище

Формирование представлений учащихся о значении воды в жизни человека.

Отработка алгоритма уборки помещения

Практическое занятие: « Уборка класса»

Класс, щетка, тряпка, ведро, вода

4

24.04

«Город дорожных знаков». Сказка

Транспорт

Ролевые игры с использованием напольной игры. «Азбука дорожного  движения».

Знакомство с дорожными знаками.

Дорога, машины, тротуар,  светофор, пешеходный переход

5

8.05.

Диагностика

Выполняют задания 4 класса

Понятия 4 класса

Диагностические работы

6

15.05.

«Весенняя одежда».

Одежда и обувь

Знакомство с новыми предметами одежды.

Рассматривание картинок с изображением одежды. Игры и упражнения на узнавание и запоминание одежды.

Курточка, берет, носочки

7

22.05.

«Знаешь ли ты правила дорожного движения?».

Транспорт

 Упражнение: «Что надо делать..?»

 Ролевые игры с использованием напольной игры «Азбука дорожного  движения»

Дорога, проезжая часть машины, тротуар,  светофор, пешеходный переход

Итого:  7 часов

Итого за 2 полугодие: 17 часов

Итого часов за год: 32 часа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету"Адаптивная физическая культура" 6 класса для детей с тяжелой умственной отсталостью

Рабочая программапо предмету «Адаптивная физическая культура»6 класса для детей с тяжелой умственной отсталостью   Рабочая программа структурирована в виде тематических блоков:...

Рабочая программа по русскому языку 7 класс для детей с лёгкой умственной отсталостью

Рабочая программа по русскому языку 7 классдля детей с лёгкой умственной отсталостью, обучающихся в классе...

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Математические представления» для детей с тяжелой умственной отсталостью 1 класс

Адаптированнаярабочая программа по учебному предмету«Математические представления»для детей с тяжелой умственной отсталостью 1 класс...

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Окружающий социальный мир» для детей с тяжелой умственной отсталостью 1 класс

Адаптированнаярабочая программа по учебному предмету«Окружающий социальный мир»для детей с тяжелой умственной отсталостью  1 класс...

Рабочая программа по русскому языку 6 класс (для детей с легкой умственной отсталостью)

Рабочая программа по русскому языку 6 класс (для детей с легкой умственной отсталостью)...

Рабочая программа учебного предмета "Домоводство", 6 класс (с умеренной и тяжелой умственной отсталостью)

Рабочая программа  «Домоводство» составлена на основе примерной  адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся  с умственной отсталостью (инт...