рабочая программа по речевой практике 3 класс для детей с легкой умственной отсталостью
календарно-тематическое планирование по чтению (3 класс)

 рабочая программа по речевой практике

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevaya_praktika_-.docx32.52 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа учебного предмета «Речевая практика» для обучающихся 3  класса, учебный план, которого реализует адаптированную общеобразовательную программу для детей с ограниченными возможностями здоровья (для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью), обучающегося на дому,  разработана на основе:

- адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) МБОУ «Излучинская ОСШУИОП №1»;

- программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 1-4 классы:  Под ред. В.В. Воронковой. – М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2014;

           - учебника «Речевая практика». 3 класс: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы, авторы С. В. Комарова – 3изд. –М.: Просвещение, 2017.;

-локального акта школы «Положение о рабочей программе учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Излучинская общеобразовательная средняя школа № 1  с углубленным изучением отдельных предметов»».

Программа рассчитана на 68  часов. 

1. Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета:

   

   К концу года учащиеся должны уметь:

  • передавать содержание сказок и рассказов, прочитанных учителем или артистами в записи;
  • выполнять инструкцию, предложенную в письменной форме;
  • выразительно произносить чистоговорки, короткие стихотворения после анализа;
  • участвовать в диалогах по темам речевых ситуаций;
  • правильно выражать свои просьбы, употребляя "вежливые" слова; здороваться, прощаться, просить прощения и извиняться, используя соответствующие выражения;
  • сообщать о себе: имя и фамилию, домашний адрес, имена и фамилии своих родственников;
  • принимать участие в коллективном составлении рассказов по темам речевых ситуаций;
  • объяснять как можно дойти (доехать) до школы (по вопросам учителя);
  • участвовать в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями.

2. Содержание учебного предмета:

   Аудирование и понимание речи. Выполнение простых и составных устных инструкций учителя, словесный отчет о выполненных действиях. Прослушивание и выполнение инструкций, записанных на аудионосители. Чтение и выполнение словесных инструкций, предъявленных в письменном виде.

Соотнесение речи и изображения (выбор картинки, соответствующей слову, предложению).

П овторение и воспроизведение по подобию, по памяти отдельных гов, слов, предложений.

Слушание небольших литературных произведений в изложении п га и с аудионосителей. Ответы на вопросы по прослушанному тексту, сказ.

      Дикция и выразительность речи. Развитие артикуляционной мо ки. Формирование правильного речевого дыхания. Практическое испог вание силы голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях. Использо мимики и жестов в общении.

      Общение и его значение в жизни. Речевое и неречевое обш Правила речевого общения. Письменное общение (афиши, реклама, ма, открытки и др.). Условные знаки в общении людей.

Общение на расстоянии. Кино, телевидение, радио».

Виртуальное общение. Общение в социальных сетях.

Влияние речи на мысли, чувства, поступки людей.

      Организация речевого общения

Базовые формулы речевого общения

Обращение, привлечение внимания. «Ты» и «вы», обращение по и и отчеству, по фамилии, обращение к знакомым взрослым и ровесн Грубое обращение, нежелательное обращение (по фамилии). Ласковые ращения. Грубые и негрубые обращения. Бытовые (неофициальные) ращения к сверстникам, в семье. Именные, бытовые, ласковые обраше Функциональные обращения (к продавцу, к сотруднику полиции и Специфика половозрастных обращений (дедушка, бабушка, тетенька, вушка, мужчина и др.). Вступление в речевой контакт с незнакомым че.“ ком без обращения («Скажите, пожалуйста...»). Обращение в письме, в здравительной открытке.

Знакомство, представление, приветствие. Формулы «Давай познакоу ся», «Меня зовут...», «Меня зовут... а тебя?». Формулы «Это...», «Познак ся пожалуйста, это...». Ответные реплики на приглашение познаком1г («Очень приятно!», «Рад познакомиться!»).

Приветствие и прощание. Употребление различных формул привете и прощания в зависимости от адресата (взрослый или сверстник). Фору «здравствуй», «здравствуйте», «до свидания». Развертывание формул с п щью обращения по имени и отчеству. Жесты приветствия и проща- Этикетные правила приветствия: замедлить шаг или остановиться, посу реть в глаза человеку.

Формулы «доброе утро», «добрый день», «добрый вечер», «спокой- ночи». Неофициальные разговорные формулы «привет», «салют», «счас во», «пока». Грубые (фамильярные) формулы «здорово», «бывай», « и др. (в зависимости от условий школы). Недопустимость дублирова этикетных формул, использованных невоспитанными взрослыми. Развертывание формул с помощью обращений.

Формулы, сопровождающие ситуации приветствия и прощания «Как дела?», «Как живешь?», «До завтра», «Всего хорошего» и др. Просьбы при прощании «Приходи(те) еще», «Заходи(те», «Звони(те)».

Приглашение, предложение. Приглашение домой. Правила поведения в гостях.

Поздравление, пожелание. Формулы «Поздравляю с...», «Поздравляю с праздником...» и их развертывание с помощью обращения по имени и отчеству.

Пожелания близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим. Различия пожеланий в связи с разными праздниками. Формулы «Желаю тебе ...», «Желаю Вам...», «Я хочу пожелать...». Неречевые средства: улыбка, взгляд, доброжелательность тона.

Поздравительные открытки.

Формулы, сопровождающие вручение подарка «Это Вам (тебе)», «Я хочу подарить тебе...» и др. Этикетные и эмоциональные реакции на поздравления и подарки.

Одобрение, комплимент. Формулы «Мне очень нравится твой...», «Как хорошо ты...», «Как красиво!» и др.

Телефонный разговор. Формулы обращения, привлечения внимания в телефонном разговоре. Значение сигналов телефонной связи (гудки, обращения автоответчика сотовой связи). Выражение просьбы позвать к телефону («Позовите, пожалуйста...», «Попросите, пожалуйста...», «Можно попросить (позвать)...»). Распространение этих формул с помощью приветствия. Ответные реплики адресата «алло», «да», «Я слушаю».

Просьба, совет. Обращение с просьбой к учителю, соседу по парте на уроке или на перемене. Обращение с просьбой к незнакомому человеку. Обращение с просьбой к сверстнику, к близким людям.

Развертывание просьбы с помощью мотивировки. Формулы «Пожалуйста...», «Можно... пожалуйста!», «Разрешите...», «Можно мне...», «Можно я...».

Мотивировка отказа. Формулы «Извините, но...».

Благодарность. Формулы «спасибо», «большое спасибо», «пожалуйста». Благодарность за поздравления и подарки («Спасибо...[имя]»), благодарность как ответная реакция на выполнение просьбы. Мотивировка благодарности. Формулы «Очень приятно», «Я очень рада» и др. как мотивировка благодарности. Ответные реплики на поздравление, пожелание («Спасибо за поздравление», «Я тоже поздравляю тебя (Вас)»,«Спасибо, и тебя (Вас) поздравляю»).

Замечание, извинение. Формулы «извините пожалуйста» с обращением и без него. Правильная реакция на замечания. Мотивировка извинения

(«Я нечаянно», «Я не хотел» и др.). Использование форм обращения при извинении. Извинение перед старшим, ровесником. Обращение и мотивировка при извинении.

Сочувствие, утешение. Сочувствие заболевшему сверстнику, взрослому. Слова поддержки, утешения.

Одобрение, комплимент. Одобрение как реакция на поздравления, подарки: «Молодец!», «Умница!», «Как красиво!»

Примерные темы речевых ситуаций

«Я дома» (общение с близкими людьми, приём гостей)

«Я и мои товарищи» (игры и общение со сверстниками, общение в школе, в секции, в творческой студии)

«Я за порогом дома» (покупка, поездка в транспорте, обращение за помощью (в том числе в экстренной ситуации), поведение в общественных местах (кино, кафе и др.)

«Я в мире природы» (общение с животными, поведение в парке, в лесу) Темы речевых ситуаций формулируются исходя из уровня развития коммуникативных и речевых умений обучающихся и социальной ситуации их жизни. Например, в рамках лексической темы «Я за порогом дома» для отработки этикетных форм знакомства на уроках могут быть организованы речевые ситуации «Давайте познакомимся!», «Знакомство во дворе», «Знакомство в гостях».

Алгоритм работы над темой речевой ситуации Выявление и расширение представлений по теме речевой ситуации. Актуализация, уточнение и расширение словарного запаса о теме ситуации.

Составление предложений по теме ситуации, в т.ч. ответы на вопросы и формулирование вопросов учителю, одноклассникам.

Конструирование диалогов, участие в диалогах по теме ситуации.

Выбор атрибутов к ролевой игре по теме речевой ситуации. Уточнение ролей, сюжета игры, его вариативности.

Моделирование речевой ситуации.

Составление устного текста (диалогического или несложного

3. Тематическое планирование с указанием количества часов ,

отводимых на освоение каждой темы.

Для обучающегося учебным планом и программой на изучение предмета предусмотрено 2 часа в неделю, 68 часов в год (34 учебных недели).

Название темы и содержание

Кол-во часов по данной теме

Кален.сроки

Кален.сроки

Примечание

1

2

Повторение предложений, разных по структуре

2

3

Прослушивание коротких сказок с последующим пересказом

1

4

5

6

Прослушивание коротких сказок с последующей инсценировкой

3

7

Многообразие тона речи. Тренировочные упражнения в передаче радости

1

8

Многообразие тона речи. Тренировочные упражнения в передаче грусти

1

9

Тренировочные упражнения в передаче испуга, удивления, горя.

1

10

Мимика и жесты

1

1112

Упражнения в передаче чувств с помощью мимики и жестов

2

1314

Практическое использование силы голоса, тона и темпа речи

2

15

Определение темы ситуации, подбор слов

1

16

Лексическая тема: "Я готовлю уроки"

1

17

Лексическая тема: "На улице города"

1

18

Лексическая тема: "Современная техника в доме"

1

1920

Общение: "Мы собрались поиграть"

2

2122

Общение: "В библиотеке"

2

2324

Общение: "Сказки про Машу"

2

25

Лексическая тема: "Магазин"

1

26

Культура общения в магазине

1

2728

Общение: "Телефонный разговор"

2

29

Занятие - игра "Телефонный разговор"

1

30

Культура поведения в театре, кинотеатре

1

3132

Общение: "Я - зритель"

2

33

Чистоговорки

1

3435

Упражнения в произнесении стихотворных диалогов

2

3637

Подбор картинок к услышанным предложениям

2

38

Лексическая тема:"Бытовые советы"

1

3940

Общение:" Какая сегодня погода"

2

4142

Общение: "Снегурочка"

2

43

Культура общения: "Я иду в гости"

1

44

4546

Общение:"Веселый праздник"

3

47

4849

Общение: "Учимся понимать животных"

3

50

Составление различных предложений по теме: "Весна"

1

5152

Лексическая тема: "В зоопарке у зверей"

2

5354

Культура общения: "Я и взрослые"

2

55

Лексическая тема: "Я- пешеход"

1

5657

Лексическая тема:"Привычки хорошие и не очень"

2

58

5960

Общение: "Узнай меня"

3

61

Составление диалогов по предложенной речевой ситуации

1

6263

Культура общения с малознакомыми людьми

2

64

6566

Лексическая тема: "Мы - друзья или враги природы?"

3

67

Составление предложений по теме "Лето"

1

68

Лексическая тема: "Летние каникулы"

1


 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа логопедического сопровождения для учащихся начальной школы с легкой умственной отсталостью и средней школы с умеренной умственной отсталостью по обучению грамоте

Программа для работы с детьми, обучающимися в начальной школе, с легкой умственной отсталостью и детьми, обучающимися в средней школе с умеренной умственной отсталостью....

Мониторинг усвоения АОП - 1 класс для детей с легкой умственной отсталостью

Мониторинг усвоения АОП для обучающихся с легкой умственной отсталостью предполагает оценивание педагогом усвоения программы обучающимся по специально разработанным критериям.Критерии оценивания:0 бал...

Мониторинг усвоения АОП - 2 класс для детей с легкой умственной отсталостью

Мониторинг усвоения АОП для обучающихся с легкой умственной отсталостью предполагает оценивание педагогом усвоения программы обучающимся по специально разработанным критериям.Критерии оценивания:0 бал...

Мониторинг усвоения АОП - 3 класс для детей с легкой умственной отсталостью

Мониторинг усвоения АОП для обучающихся с легкой умственной отсталостью предполагает оценивание педагогом усвоения программы обучающимся по специально разработанным критериям.Критерии оценивания:0 бал...

Мониторинг усвоения АОП - 4 класс для детей с легкой умственной отсталостью

Мониторинг усвоения АОП для обучающихся с легкой умственной отсталостью предполагает оценивание педагогом усвоения программы обучающимся по специально разработанным критериям.Критерии оценивания:0 бал...

Рабочая программа по русскому языку 6 класс (для детей с легкой умственной отсталостью)

Рабочая программа по русскому языку 6 класс (для детей с легкой умственной отсталостью)...