рабочая программа по речевой практике 3 класс для детей с легкой умственной отсталостью
календарно-тематическое планирование по чтению (3 класс)
Предварительный просмотр:
Рабочая программа учебного предмета «Речевая практика» для обучающихся 3 класса, учебный план, которого реализует адаптированную общеобразовательную программу для детей с ограниченными возможностями здоровья (для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью), обучающегося на дому, разработана на основе:
- адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) МБОУ «Излучинская ОСШУИОП №1»;
- программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 1-4 классы: Под ред. В.В. Воронковой. – М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2014;
- учебника «Речевая практика». 3 класс: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы, авторы С. В. Комарова – 3изд. –М.: Просвещение, 2017.;
-локального акта школы «Положение о рабочей программе учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Излучинская общеобразовательная средняя школа № 1 с углубленным изучением отдельных предметов»».
Программа рассчитана на 68 часов.
1. Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета:
К концу года учащиеся должны уметь:
- передавать содержание сказок и рассказов, прочитанных учителем или артистами в записи;
- выполнять инструкцию, предложенную в письменной форме;
- выразительно произносить чистоговорки, короткие стихотворения после анализа;
- участвовать в диалогах по темам речевых ситуаций;
- правильно выражать свои просьбы, употребляя "вежливые" слова; здороваться, прощаться, просить прощения и извиняться, используя соответствующие выражения;
- сообщать о себе: имя и фамилию, домашний адрес, имена и фамилии своих родственников;
- принимать участие в коллективном составлении рассказов по темам речевых ситуаций;
- объяснять как можно дойти (доехать) до школы (по вопросам учителя);
- участвовать в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями.
2. Содержание учебного предмета:
Аудирование и понимание речи. Выполнение простых и составных устных инструкций учителя, словесный отчет о выполненных действиях. Прослушивание и выполнение инструкций, записанных на аудионосители. Чтение и выполнение словесных инструкций, предъявленных в письменном виде.
Соотнесение речи и изображения (выбор картинки, соответствующей слову, предложению).
П овторение и воспроизведение по подобию, по памяти отдельных гов, слов, предложений.
Слушание небольших литературных произведений в изложении п га и с аудионосителей. Ответы на вопросы по прослушанному тексту, сказ.
Дикция и выразительность речи. Развитие артикуляционной мо ки. Формирование правильного речевого дыхания. Практическое испог вание силы голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях. Использо мимики и жестов в общении.
Общение и его значение в жизни. Речевое и неречевое обш Правила речевого общения. Письменное общение (афиши, реклама, ма, открытки и др.). Условные знаки в общении людей.
Общение на расстоянии. Кино, телевидение, радио».
Виртуальное общение. Общение в социальных сетях.
Влияние речи на мысли, чувства, поступки людей.
Организация речевого общения
Базовые формулы речевого общения
Обращение, привлечение внимания. «Ты» и «вы», обращение по и и отчеству, по фамилии, обращение к знакомым взрослым и ровесн Грубое обращение, нежелательное обращение (по фамилии). Ласковые ращения. Грубые и негрубые обращения. Бытовые (неофициальные) ращения к сверстникам, в семье. Именные, бытовые, ласковые обраше Функциональные обращения (к продавцу, к сотруднику полиции и Специфика половозрастных обращений (дедушка, бабушка, тетенька, вушка, мужчина и др.). Вступление в речевой контакт с незнакомым че.“ ком без обращения («Скажите, пожалуйста...»). Обращение в письме, в здравительной открытке.
Знакомство, представление, приветствие. Формулы «Давай познакоу ся», «Меня зовут...», «Меня зовут... а тебя?». Формулы «Это...», «Познак ся пожалуйста, это...». Ответные реплики на приглашение познаком1г («Очень приятно!», «Рад познакомиться!»).
Приветствие и прощание. Употребление различных формул привете и прощания в зависимости от адресата (взрослый или сверстник). Фору «здравствуй», «здравствуйте», «до свидания». Развертывание формул с п щью обращения по имени и отчеству. Жесты приветствия и проща- Этикетные правила приветствия: замедлить шаг или остановиться, посу реть в глаза человеку.
Формулы «доброе утро», «добрый день», «добрый вечер», «спокой- ночи». Неофициальные разговорные формулы «привет», «салют», «счас во», «пока». Грубые (фамильярные) формулы «здорово», «бывай», « и др. (в зависимости от условий школы). Недопустимость дублирова этикетных формул, использованных невоспитанными взрослыми. Развертывание формул с помощью обращений.
Формулы, сопровождающие ситуации приветствия и прощания «Как дела?», «Как живешь?», «До завтра», «Всего хорошего» и др. Просьбы при прощании «Приходи(те) еще», «Заходи(те», «Звони(те)».
Приглашение, предложение. Приглашение домой. Правила поведения в гостях.
Поздравление, пожелание. Формулы «Поздравляю с...», «Поздравляю с праздником...» и их развертывание с помощью обращения по имени и отчеству.
Пожелания близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим. Различия пожеланий в связи с разными праздниками. Формулы «Желаю тебе ...», «Желаю Вам...», «Я хочу пожелать...». Неречевые средства: улыбка, взгляд, доброжелательность тона.
Поздравительные открытки.
Формулы, сопровождающие вручение подарка «Это Вам (тебе)», «Я хочу подарить тебе...» и др. Этикетные и эмоциональные реакции на поздравления и подарки.
Одобрение, комплимент. Формулы «Мне очень нравится твой...», «Как хорошо ты...», «Как красиво!» и др.
Телефонный разговор. Формулы обращения, привлечения внимания в телефонном разговоре. Значение сигналов телефонной связи (гудки, обращения автоответчика сотовой связи). Выражение просьбы позвать к телефону («Позовите, пожалуйста...», «Попросите, пожалуйста...», «Можно попросить (позвать)...»). Распространение этих формул с помощью приветствия. Ответные реплики адресата «алло», «да», «Я слушаю».
Просьба, совет. Обращение с просьбой к учителю, соседу по парте на уроке или на перемене. Обращение с просьбой к незнакомому человеку. Обращение с просьбой к сверстнику, к близким людям.
Развертывание просьбы с помощью мотивировки. Формулы «Пожалуйста...», «Можно... пожалуйста!», «Разрешите...», «Можно мне...», «Можно я...».
Мотивировка отказа. Формулы «Извините, но...».
Благодарность. Формулы «спасибо», «большое спасибо», «пожалуйста». Благодарность за поздравления и подарки («Спасибо...[имя]»), благодарность как ответная реакция на выполнение просьбы. Мотивировка благодарности. Формулы «Очень приятно», «Я очень рада» и др. как мотивировка благодарности. Ответные реплики на поздравление, пожелание («Спасибо за поздравление», «Я тоже поздравляю тебя (Вас)»,«Спасибо, и тебя (Вас) поздравляю»).
Замечание, извинение. Формулы «извините пожалуйста» с обращением и без него. Правильная реакция на замечания. Мотивировка извинения
(«Я нечаянно», «Я не хотел» и др.). Использование форм обращения при извинении. Извинение перед старшим, ровесником. Обращение и мотивировка при извинении.
Сочувствие, утешение. Сочувствие заболевшему сверстнику, взрослому. Слова поддержки, утешения.
Одобрение, комплимент. Одобрение как реакция на поздравления, подарки: «Молодец!», «Умница!», «Как красиво!»
Примерные темы речевых ситуаций
«Я дома» (общение с близкими людьми, приём гостей)
«Я и мои товарищи» (игры и общение со сверстниками, общение в школе, в секции, в творческой студии)
«Я за порогом дома» (покупка, поездка в транспорте, обращение за помощью (в том числе в экстренной ситуации), поведение в общественных местах (кино, кафе и др.)
«Я в мире природы» (общение с животными, поведение в парке, в лесу) Темы речевых ситуаций формулируются исходя из уровня развития коммуникативных и речевых умений обучающихся и социальной ситуации их жизни. Например, в рамках лексической темы «Я за порогом дома» для отработки этикетных форм знакомства на уроках могут быть организованы речевые ситуации «Давайте познакомимся!», «Знакомство во дворе», «Знакомство в гостях».
Алгоритм работы над темой речевой ситуации Выявление и расширение представлений по теме речевой ситуации. Актуализация, уточнение и расширение словарного запаса о теме ситуации.
Составление предложений по теме ситуации, в т.ч. ответы на вопросы и формулирование вопросов учителю, одноклассникам.
Конструирование диалогов, участие в диалогах по теме ситуации.
Выбор атрибутов к ролевой игре по теме речевой ситуации. Уточнение ролей, сюжета игры, его вариативности.
Моделирование речевой ситуации.
Составление устного текста (диалогического или несложного
3. Тематическое планирование с указанием количества часов ,
отводимых на освоение каждой темы.
Для обучающегося учебным планом и программой на изучение предмета предусмотрено 2 часа в неделю, 68 часов в год (34 учебных недели).
№ | Название темы и содержание | Кол-во часов по данной теме | Кален.сроки | Кален.сроки | Примечание |
1 2 | Повторение предложений, разных по структуре | 2 | |||
3 | Прослушивание коротких сказок с последующим пересказом | 1 | |||
4 5 6 | Прослушивание коротких сказок с последующей инсценировкой | 3 | |||
7 | Многообразие тона речи. Тренировочные упражнения в передаче радости | 1 | |||
8 | Многообразие тона речи. Тренировочные упражнения в передаче грусти | 1 | |||
9 | Тренировочные упражнения в передаче испуга, удивления, горя. | 1 | |||
10 | Мимика и жесты | 1 | |||
1112 | Упражнения в передаче чувств с помощью мимики и жестов | 2 | |||
1314 | Практическое использование силы голоса, тона и темпа речи | 2 | |||
15 | Определение темы ситуации, подбор слов | 1 | |||
16 | Лексическая тема: "Я готовлю уроки" | 1 | |||
17 | Лексическая тема: "На улице города" | 1 | |||
18 | Лексическая тема: "Современная техника в доме" | 1 | |||
1920 | Общение: "Мы собрались поиграть" | 2 | |||
2122 | Общение: "В библиотеке" | 2 | |||
2324 | Общение: "Сказки про Машу" | 2 | |||
25 | Лексическая тема: "Магазин" | 1 | |||
26 | Культура общения в магазине | 1 | |||
2728 | Общение: "Телефонный разговор" | 2 | |||
29 | Занятие - игра "Телефонный разговор" | 1 | |||
30 | Культура поведения в театре, кинотеатре | 1 | |||
3132 | Общение: "Я - зритель" | 2 | |||
33 | Чистоговорки | 1 | |||
3435 | Упражнения в произнесении стихотворных диалогов | 2 | |||
3637 | Подбор картинок к услышанным предложениям | 2 | |||
38 | Лексическая тема:"Бытовые советы" | 1 | |||
3940 | Общение:" Какая сегодня погода" | 2 | |||
4142 | Общение: "Снегурочка" | 2 | |||
43 | Культура общения: "Я иду в гости" | 1 | |||
44 4546 | Общение:"Веселый праздник" | 3 | |||
47 4849 | Общение: "Учимся понимать животных" | 3 | |||
50 | Составление различных предложений по теме: "Весна" | 1 | |||
5152 | Лексическая тема: "В зоопарке у зверей" | 2 | |||
5354 | Культура общения: "Я и взрослые" | 2 | |||
55 | Лексическая тема: "Я- пешеход" | 1 | |||
5657 | Лексическая тема:"Привычки хорошие и не очень" | 2 | |||
58 5960 | Общение: "Узнай меня" | 3 | |||
61 | Составление диалогов по предложенной речевой ситуации | 1 | |||
6263 | Культура общения с малознакомыми людьми | 2 | |||
64 6566 | Лексическая тема: "Мы - друзья или враги природы?" | 3 | |||
67 | Составление предложений по теме "Лето" | 1 | |||
68 | Лексическая тема: "Летние каникулы" | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа логопедического сопровождения для учащихся начальной школы с легкой умственной отсталостью и средней школы с умеренной умственной отсталостью по обучению грамоте
Программа для работы с детьми, обучающимися в начальной школе, с легкой умственной отсталостью и детьми, обучающимися в средней школе с умеренной умственной отсталостью....
Мониторинг усвоения АОП - 1 класс для детей с легкой умственной отсталостью
Мониторинг усвоения АОП для обучающихся с легкой умственной отсталостью предполагает оценивание педагогом усвоения программы обучающимся по специально разработанным критериям.Критерии оценивания:0 бал...
Мониторинг усвоения АОП - 2 класс для детей с легкой умственной отсталостью
Мониторинг усвоения АОП для обучающихся с легкой умственной отсталостью предполагает оценивание педагогом усвоения программы обучающимся по специально разработанным критериям.Критерии оценивания:0 бал...
Мониторинг усвоения АОП - 3 класс для детей с легкой умственной отсталостью
Мониторинг усвоения АОП для обучающихся с легкой умственной отсталостью предполагает оценивание педагогом усвоения программы обучающимся по специально разработанным критериям.Критерии оценивания:0 бал...
Мониторинг усвоения АОП - 4 класс для детей с легкой умственной отсталостью
Мониторинг усвоения АОП для обучающихся с легкой умственной отсталостью предполагает оценивание педагогом усвоения программы обучающимся по специально разработанным критериям.Критерии оценивания:0 бал...
Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения обучающихся с интеллектуальными нарушениями (легкой умственной отсталостью)
программа коррекционно-развивающих занятий для обучающихся с УО вар 1 с 1-4 класс...
Рабочая программа по русскому языку 6 класс (для детей с легкой умственной отсталостью)
Рабочая программа по русскому языку 6 класс (для детей с легкой умственной отсталостью)...