Главные вкладки

    рабочая программа по речевой практике 3 класс для детей с легкой умственной отсталостью
    календарно-тематическое планирование по чтению (3 класс)

     рабочая программа по речевой практике

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rechevaya_praktika_-.docx32.52 КБ

    Предварительный просмотр:

    Рабочая программа учебного предмета «Речевая практика» для обучающихся 3  класса, учебный план, которого реализует адаптированную общеобразовательную программу для детей с ограниченными возможностями здоровья (для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью), обучающегося на дому,  разработана на основе:

    - адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) МБОУ «Излучинская ОСШУИОП №1»;

    - программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 1-4 классы:  Под ред. В.В. Воронковой. – М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2014;

               - учебника «Речевая практика». 3 класс: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы, авторы С. В. Комарова – 3изд. –М.: Просвещение, 2017.;

    -локального акта школы «Положение о рабочей программе учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Излучинская общеобразовательная средняя школа № 1  с углубленным изучением отдельных предметов»».

    Программа рассчитана на 68  часов. 

    1. Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета:

       

       К концу года учащиеся должны уметь:

    • передавать содержание сказок и рассказов, прочитанных учителем или артистами в записи;
    • выполнять инструкцию, предложенную в письменной форме;
    • выразительно произносить чистоговорки, короткие стихотворения после анализа;
    • участвовать в диалогах по темам речевых ситуаций;
    • правильно выражать свои просьбы, употребляя "вежливые" слова; здороваться, прощаться, просить прощения и извиняться, используя соответствующие выражения;
    • сообщать о себе: имя и фамилию, домашний адрес, имена и фамилии своих родственников;
    • принимать участие в коллективном составлении рассказов по темам речевых ситуаций;
    • объяснять как можно дойти (доехать) до школы (по вопросам учителя);
    • участвовать в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями.

    2. Содержание учебного предмета:

       Аудирование и понимание речи. Выполнение простых и составных устных инструкций учителя, словесный отчет о выполненных действиях. Прослушивание и выполнение инструкций, записанных на аудионосители. Чтение и выполнение словесных инструкций, предъявленных в письменном виде.

    Соотнесение речи и изображения (выбор картинки, соответствующей слову, предложению).

    П овторение и воспроизведение по подобию, по памяти отдельных гов, слов, предложений.

    Слушание небольших литературных произведений в изложении п га и с аудионосителей. Ответы на вопросы по прослушанному тексту, сказ.

          Дикция и выразительность речи. Развитие артикуляционной мо ки. Формирование правильного речевого дыхания. Практическое испог вание силы голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях. Использо мимики и жестов в общении.

          Общение и его значение в жизни. Речевое и неречевое обш Правила речевого общения. Письменное общение (афиши, реклама, ма, открытки и др.). Условные знаки в общении людей.

    Общение на расстоянии. Кино, телевидение, радио».

    Виртуальное общение. Общение в социальных сетях.

    Влияние речи на мысли, чувства, поступки людей.

          Организация речевого общения

    Базовые формулы речевого общения

    Обращение, привлечение внимания. «Ты» и «вы», обращение по и и отчеству, по фамилии, обращение к знакомым взрослым и ровесн Грубое обращение, нежелательное обращение (по фамилии). Ласковые ращения. Грубые и негрубые обращения. Бытовые (неофициальные) ращения к сверстникам, в семье. Именные, бытовые, ласковые обраше Функциональные обращения (к продавцу, к сотруднику полиции и Специфика половозрастных обращений (дедушка, бабушка, тетенька, вушка, мужчина и др.). Вступление в речевой контакт с незнакомым че.“ ком без обращения («Скажите, пожалуйста...»). Обращение в письме, в здравительной открытке.

    Знакомство, представление, приветствие. Формулы «Давай познакоу ся», «Меня зовут...», «Меня зовут... а тебя?». Формулы «Это...», «Познак ся пожалуйста, это...». Ответные реплики на приглашение познаком1г («Очень приятно!», «Рад познакомиться!»).

    Приветствие и прощание. Употребление различных формул привете и прощания в зависимости от адресата (взрослый или сверстник). Фору «здравствуй», «здравствуйте», «до свидания». Развертывание формул с п щью обращения по имени и отчеству. Жесты приветствия и проща- Этикетные правила приветствия: замедлить шаг или остановиться, посу реть в глаза человеку.

    Формулы «доброе утро», «добрый день», «добрый вечер», «спокой- ночи». Неофициальные разговорные формулы «привет», «салют», «счас во», «пока». Грубые (фамильярные) формулы «здорово», «бывай», « и др. (в зависимости от условий школы). Недопустимость дублирова этикетных формул, использованных невоспитанными взрослыми. Развертывание формул с помощью обращений.

    Формулы, сопровождающие ситуации приветствия и прощания «Как дела?», «Как живешь?», «До завтра», «Всего хорошего» и др. Просьбы при прощании «Приходи(те) еще», «Заходи(те», «Звони(те)».

    Приглашение, предложение. Приглашение домой. Правила поведения в гостях.

    Поздравление, пожелание. Формулы «Поздравляю с...», «Поздравляю с праздником...» и их развертывание с помощью обращения по имени и отчеству.

    Пожелания близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим. Различия пожеланий в связи с разными праздниками. Формулы «Желаю тебе ...», «Желаю Вам...», «Я хочу пожелать...». Неречевые средства: улыбка, взгляд, доброжелательность тона.

    Поздравительные открытки.

    Формулы, сопровождающие вручение подарка «Это Вам (тебе)», «Я хочу подарить тебе...» и др. Этикетные и эмоциональные реакции на поздравления и подарки.

    Одобрение, комплимент. Формулы «Мне очень нравится твой...», «Как хорошо ты...», «Как красиво!» и др.

    Телефонный разговор. Формулы обращения, привлечения внимания в телефонном разговоре. Значение сигналов телефонной связи (гудки, обращения автоответчика сотовой связи). Выражение просьбы позвать к телефону («Позовите, пожалуйста...», «Попросите, пожалуйста...», «Можно попросить (позвать)...»). Распространение этих формул с помощью приветствия. Ответные реплики адресата «алло», «да», «Я слушаю».

    Просьба, совет. Обращение с просьбой к учителю, соседу по парте на уроке или на перемене. Обращение с просьбой к незнакомому человеку. Обращение с просьбой к сверстнику, к близким людям.

    Развертывание просьбы с помощью мотивировки. Формулы «Пожалуйста...», «Можно... пожалуйста!», «Разрешите...», «Можно мне...», «Можно я...».

    Мотивировка отказа. Формулы «Извините, но...».

    Благодарность. Формулы «спасибо», «большое спасибо», «пожалуйста». Благодарность за поздравления и подарки («Спасибо...[имя]»), благодарность как ответная реакция на выполнение просьбы. Мотивировка благодарности. Формулы «Очень приятно», «Я очень рада» и др. как мотивировка благодарности. Ответные реплики на поздравление, пожелание («Спасибо за поздравление», «Я тоже поздравляю тебя (Вас)»,«Спасибо, и тебя (Вас) поздравляю»).

    Замечание, извинение. Формулы «извините пожалуйста» с обращением и без него. Правильная реакция на замечания. Мотивировка извинения

    («Я нечаянно», «Я не хотел» и др.). Использование форм обращения при извинении. Извинение перед старшим, ровесником. Обращение и мотивировка при извинении.

    Сочувствие, утешение. Сочувствие заболевшему сверстнику, взрослому. Слова поддержки, утешения.

    Одобрение, комплимент. Одобрение как реакция на поздравления, подарки: «Молодец!», «Умница!», «Как красиво!»

    Примерные темы речевых ситуаций

    «Я дома» (общение с близкими людьми, приём гостей)

    «Я и мои товарищи» (игры и общение со сверстниками, общение в школе, в секции, в творческой студии)

    «Я за порогом дома» (покупка, поездка в транспорте, обращение за помощью (в том числе в экстренной ситуации), поведение в общественных местах (кино, кафе и др.)

    «Я в мире природы» (общение с животными, поведение в парке, в лесу) Темы речевых ситуаций формулируются исходя из уровня развития коммуникативных и речевых умений обучающихся и социальной ситуации их жизни. Например, в рамках лексической темы «Я за порогом дома» для отработки этикетных форм знакомства на уроках могут быть организованы речевые ситуации «Давайте познакомимся!», «Знакомство во дворе», «Знакомство в гостях».

    Алгоритм работы над темой речевой ситуации Выявление и расширение представлений по теме речевой ситуации. Актуализация, уточнение и расширение словарного запаса о теме ситуации.

    Составление предложений по теме ситуации, в т.ч. ответы на вопросы и формулирование вопросов учителю, одноклассникам.

    Конструирование диалогов, участие в диалогах по теме ситуации.

    Выбор атрибутов к ролевой игре по теме речевой ситуации. Уточнение ролей, сюжета игры, его вариативности.

    Моделирование речевой ситуации.

    Составление устного текста (диалогического или несложного

    3. Тематическое планирование с указанием количества часов ,

    отводимых на освоение каждой темы.

    Для обучающегося учебным планом и программой на изучение предмета предусмотрено 2 часа в неделю, 68 часов в год (34 учебных недели).

    Название темы и содержание

    Кол-во часов по данной теме

    Кален.сроки

    Кален.сроки

    Примечание

    1

    2

    Повторение предложений, разных по структуре

    2

    3

    Прослушивание коротких сказок с последующим пересказом

    1

    4

    5

    6

    Прослушивание коротких сказок с последующей инсценировкой

    3

    7

    Многообразие тона речи. Тренировочные упражнения в передаче радости

    1

    8

    Многообразие тона речи. Тренировочные упражнения в передаче грусти

    1

    9

    Тренировочные упражнения в передаче испуга, удивления, горя.

    1

    10

    Мимика и жесты

    1

    1112

    Упражнения в передаче чувств с помощью мимики и жестов

    2

    1314

    Практическое использование силы голоса, тона и темпа речи

    2

    15

    Определение темы ситуации, подбор слов

    1

    16

    Лексическая тема: "Я готовлю уроки"

    1

    17

    Лексическая тема: "На улице города"

    1

    18

    Лексическая тема: "Современная техника в доме"

    1

    1920

    Общение: "Мы собрались поиграть"

    2

    2122

    Общение: "В библиотеке"

    2

    2324

    Общение: "Сказки про Машу"

    2

    25

    Лексическая тема: "Магазин"

    1

    26

    Культура общения в магазине

    1

    2728

    Общение: "Телефонный разговор"

    2

    29

    Занятие - игра "Телефонный разговор"

    1

    30

    Культура поведения в театре, кинотеатре

    1

    3132

    Общение: "Я - зритель"

    2

    33

    Чистоговорки

    1

    3435

    Упражнения в произнесении стихотворных диалогов

    2

    3637

    Подбор картинок к услышанным предложениям

    2

    38

    Лексическая тема:"Бытовые советы"

    1

    3940

    Общение:" Какая сегодня погода"

    2

    4142

    Общение: "Снегурочка"

    2

    43

    Культура общения: "Я иду в гости"

    1

    44

    4546

    Общение:"Веселый праздник"

    3

    47

    4849

    Общение: "Учимся понимать животных"

    3

    50

    Составление различных предложений по теме: "Весна"

    1

    5152

    Лексическая тема: "В зоопарке у зверей"

    2

    5354

    Культура общения: "Я и взрослые"

    2

    55

    Лексическая тема: "Я- пешеход"

    1

    5657

    Лексическая тема:"Привычки хорошие и не очень"

    2

    58

    5960

    Общение: "Узнай меня"

    3

    61

    Составление диалогов по предложенной речевой ситуации

    1

    6263

    Культура общения с малознакомыми людьми

    2

    64

    6566

    Лексическая тема: "Мы - друзья или враги природы?"

    3

    67

    Составление предложений по теме "Лето"

    1

    68

    Лексическая тема: "Летние каникулы"

    1


     



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа логопедического сопровождения для учащихся начальной школы с легкой умственной отсталостью и средней школы с умеренной умственной отсталостью по обучению грамоте

    Программа для работы с детьми, обучающимися в начальной школе, с легкой умственной отсталостью и детьми, обучающимися в средней школе с умеренной умственной отсталостью....

    Адаптированная рабочая программа по речевой практике для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью.2 класс.

    1.Пояснительная записка.2.Планируемые результаты.3.Содержание .4.Тематическое планирование.5.Календарно-тематическое планирование....

    Адаптированная рабочая программа "Литературное чтение" для детей с легкой умственной отсталостью 2 класс

    Адаптированная образовательная программа составлена на основе следующих нормативных актов:Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».Приказ Минис...

    Мониторинг усвоения АОП - 1 класс для детей с легкой умственной отсталостью

    Мониторинг усвоения АОП для обучающихся с легкой умственной отсталостью предполагает оценивание педагогом усвоения программы обучающимся по специально разработанным критериям.Критерии оценивания:0 бал...

    Мониторинг усвоения АОП - 2 класс для детей с легкой умственной отсталостью

    Мониторинг усвоения АОП для обучающихся с легкой умственной отсталостью предполагает оценивание педагогом усвоения программы обучающимся по специально разработанным критериям.Критерии оценивания:0 бал...

    Мониторинг усвоения АОП - 3 класс для детей с легкой умственной отсталостью

    Мониторинг усвоения АОП для обучающихся с легкой умственной отсталостью предполагает оценивание педагогом усвоения программы обучающимся по специально разработанным критериям.Критерии оценивания:0 бал...

    Мониторинг усвоения АОП - 4 класс для детей с легкой умственной отсталостью

    Мониторинг усвоения АОП для обучающихся с легкой умственной отсталостью предполагает оценивание педагогом усвоения программы обучающимся по специально разработанным критериям.Критерии оценивания:0 бал...