Классный час "Огонь- друг, огонь- враг"
план-конспект занятия по обж (2 класс)

Цели:

• познакомить детей с правилами пожарной безопасности;

• научить соблюдать их;

• довести до сознания детей невозможность легкомысленного и беспечного обращения с огнём;

• отрабатывать правильность действий при возникновении пожара;

• воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kl._chas_ogon-drug_ogon-vrag.docx24.17 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Огонь – друг, огонь - враг!»

Цели:

• познакомить детей с правилами пожарной безопасности;

• научить соблюдать их;

• довести до сознания детей невозможность легкомысленного и беспечного обращения с огнём;

• отрабатывать правильность действий при возникновении пожара;

• воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Оборудование :  презентация «Огонь –друг, огонь –враг!», иллюстрация пожарника для рефлексии, фишки-капельки для рефлексии.

Ход классного часа

1. Организационный момент.(слайд 1)

Прозвенел звонок веселый,

Дружно всех позвал он в класс.

Для гостей, для вас, ребята,

Приготовила я классный час.

К гостям нашим повернитесь,

Поздоровайтесь и улыбнитесь.

А теперь все развернитесь,  

Станьте прямо. Соберитесь.

И слегка мне улыбнитесь.

Молодцы! Теперь садитесь.

Пусть классный час пойдет вам впрок,

Сегодня важен наш урок.

2. Актуализация опорных знаний. Самоопределение к деятельности.

Беседа. (слайд 2)

- Сегодня на нашем классном часе мы с вами поговорим о безопасности. А кто мне может объяснить, что такое безопасность. Как вы понимаете значение этого слова? (Ответы детей).

- В толковом словаре этому слову дано такое определение (слайд 3):

Безопасность – положение, при котором не угрожает опасность кому-нибудь или чему-нибудь.- Какая бывает безопасность?  (слайд 4) (безопасность в доме

на улице

  в общественном транспорте

пожарная

 на дорогах

на воде

 на льду

при общении с животными

  на природе) (слайды 5 -12)

-Мы сегодня про все виды безопасности поговорить не успеем.  

Зато одной из этих безопасностей уделим серьёзное внимание.

А вот какой – в этом поможет загадка.  

Загадка. Рыжий зверь в печи сидит,

Рыжий зверь на всех сердит.

Он от злости ест дрова

Целый час, а может – два.

Ты его рукой не тронь,

Искусает всю ладонь.

 Зверя все зовут …  (огонь)

-О какой же безопасности мы будем сегодня говорить?(о пожарной) (слайд 13)

Послушаем сообщение. (девочка читает стих)

Он всегда бывает разным –

Удивительный огонь.

То буяном безобразным,

То тихоней из тихонь.

То он змейкой торопливой

По сухой скользит траве,

То косматой рыжей гривой

Полыхает на заре.

Да, огонь бывает разный:

Бледно-жёлтый, ярко-красный,

Синий или золотой.

Очень добрый, очень злой!

- Что вас удивило в этом сообщении?

- О чем захотелось узнать поподробнее?

(Огонь добрый? Огонь злой? Как защитить себя от злости огня?)

-Хотите узнать ответы на эти вопросы?

-Тогда садитесь поудобнее и слушайте внимательно.

3. Работа по теме.

1. Рассказ учителя с демонстрацией слайдов.

- Одно из самых больших чудес природы – это огонь. (слайд 14) С ним люди познакомились еще на заре своего существования.  

Много сотен лет потребовалось человеку для того, чтобы научиться добывать огонь и пользоваться им. Древние люди спичек не имели. Они подбирали загоревшиеся ветки после удара молнии (слайд 15) и поддерживали горение костра днём и ночью, не смыкая глаз, (слайд 16) дежурили возле него, чтобы, не дай бог, он не погас.

Древние люди поклонялись огню, как настоящему божеству, божеству непонятному и грозному. Они считали его загадочным братом Солнца. В огонь запрещалось бросать мусор и отходы, так как это могло, по мнению древних людей, «оскорбить» огонь. Костёр нельзя было ворошить острым предметом, чтобы «не поранить» духа огня.

Немного позже, человек научился добывать огонь и придумал много разных способов, как это делать. (слайд 17) Долго тёр одно сухое дерево о другое. А затем научился высекать искру ударом камня о камень.

Добыв для себя огонь, человек понял, что облегчил себе жизнь.(слайд 18)  

Мясо животных, приготовленное на костре, было куда вкуснее и сочнее сырого! Огонь дарил людям в темное время суток свет, отгонял хищных животных от жилищ людей. А в холодное время года огонь согревал людей своим теплом.

Человек изучил огонь и поселил его рядом с собой.

Без огня стала невозможна жизнь на Земле. Он нужен повсюду: в домах и в школах, на фабриках и заводах, в городах и селах.

Благодаря огню, ракеты поднялись в далекий космос. (слайд 19)

В нашей современной жизни у огня появилось еще одно назначение: он - символ: (слайд 20)

1) люди смотрят на вечный огонь у памятников героям, которые сражались за Родину (огонь – символ памяти);

  2) Огонь, зажжённый в далёкой Олимпии, несут в факельной эстафете участники международных олимпиад: бегуны, гимнасты, велосипедисты, лыжники и др. спортсмены (огонь – символ открытия олимпиад) (слайд 21)

- После моего рассказа можно сделать маленький вывод, что огонь - это настоящий … друг и помощник человека.

- А права ли буду я, если скажу, что огонь - злейший враг человека?

- Почему? Что страшного за собой несёт огонь для человека?

ОГОНЬ – ВРАГ: он сгубил миллионы человеческих жизней, огонь всегда сопровождал войны, огонь несет пожары, разрушения, нищету, слезы и беду. (слайды 22 – 28)

2. Чтение учителем сказки. Обсуждение причин пожара.

- Ребята! Наш старый знакомый Гном принес сказку. (слайд 29) Я её прочитаю, а вы должны внимательно послушать и определить, отчего возник пожар, каковы причины пожара?

Сказка о славном царе Горохе и храбром мальчике Жене (слайд 30)

  В некотором царстве, не в нашем государстве жил-был царь Горох в своем дворце гороховом. (слайд 31) Был царь добрым, веселым и беспечным: законов не издавал, правил не вводил, и каждый в его государстве мог делать все, что его душа пожелает. При этом все царя хвалили, а для него это было главное. Вокруг царства горохового стоял дремучий лес, сквозь который никто из других государств сюда не мог пробраться.

    Но однажды заблудился в том лесу один мальчик Женя.(слайд 32) Весь день бродил он по лесу и удивлялся, до чего он грязный, замусоренный. Решил Женя мусор собрать и в яму закопать, чтобы чище стало. А лес в благодарность за то, что кто-то впервые о нем позаботился, указал мальчику дорогу в царство гороховое.

Идет Женя по столице царской и диву дается. В одном месте дети маленькие спичками костер разжигают, а взрослым до них и дела нет.  В другом мальчишки постарше тополиный пух зажгли, вот-вот забор спалят, но их никто не ругает. У хозяйки в соседнем доме печь без присмотра оставлена, бельё над печкой сушится, а она сама высохшее белье утюгом гладила, увидала в окно соседку и выскочила поболтать с ней, а старик ее на лавочке сидит, покуривает и окурки прямо в сухую траву бросает.  

 Возмутился Женя: «Что же вы, люди добрые, делаете! Ведь у вас пожар может случиться!»

«Подумаешь, - отвечает дед. – Да у нас каждый день по три пожара случается, и ничего. Царь у нас добрый. Нам все можно!»

Бросился мальчик прямо к царю во дворец.(слайд 33)Стал уговаривать Гороха закон принять и запретить людям с огнем неосторожно обращаться. Только не любил Горох, чтобы его учили. И приказал бросить Женю в темницу. И дальше стал жить-поживать также весело.

Но вышло не так. Пришла зима, наступил Новый год, а за ним Рождество, и в царстве установили огромную елку из леса.(слайд 34) Ее украсили бусами и игрушками, а в ветвях зажгли свечи. Всю праздничную ночь во дворце веселились, а когда под утро заснули, свечи погасить забыли. И сгорел дворец царя Гороха дотла.(слайд 35) Мало того: разлетелись угольки и искорки во все стороны, и запылало все царство. И заплакал Горох, понимая, что спасать уже нечего.

Понял царь, что всему виной его беспечность. Приказал он тут же выпустить из темницы Женю и отправить его домой. А когда отстроил себе новое царство, издал свой первый указ – о пожарной безопасности. Объявил, что строго будет наказывать всех, кто беспечно обращается с огнем. И зажили все в царстве Гороха спокойно и счастливо. Женя тоже там был, мед-пиво пил. Далеко это от нас было – не видать, а только люди рассказывают, что и рядом с нами такое случается…

- Почему загорелось царство царя Гороха? (люди не соблюдали правила пожарной безопасности)

- Какие причины пожара заметили в сказке? (игра со спичками, поджог тополиного пуха, печка без присмотра, белье над печкой, включенный утюг, брошенные в траву окурки, свечи на елке).

- И таких причин очень-очень много.  

- Наверно, нужно отругать огонь, наказать его, поставить в угол, за то  

что несет столько беды в дом?  

- Или не в нем тут дело?  

- Или виноват кто-то другой?

- Кто же всем пожарам виновник? (человек).

- И спички с зажигалками, и утюги с обогревателями, и включенный газ – всё это очень опасно! Но!

Спички сами не зажигаются, зажигалки – тоже, газ сам не включается. Самая главная причина пожаров – сами люди, их зачастую неправильное обращение с огнем, неумение соблюдать правила пожарной безопасности.

А лучшая защита от пожаров – знание и соблюдение правил пожарной безопасности!

3.Игра-физкультминутка. «Слушай внимательно».

  - Я буду задавать вопросы, а вы должны хором отвечать: «Это я, это я, это все мои друзья!».

Кто, услышав запах гари, сообщает о пожаре?

Кто из вас, заметив дым, закричит: «Пожар! Горим!»

Кто из вас шалит с огнем утром, вечером и днем?

Все внимательны пока, продолжаем, детвора!

Кто, почуяв газ в квартире, позвонит по «104»?

Кто от маленькой сестрички незаметно спрячет спички?

Кто из вас шалит с огнем? Признавайтесь честно в том!

Вы внимательны, друзья, продолжаем, детвора!

Кто костров не разжигает и другим не разрешает?

Кто пожарным помогает, правила не нарушает, кто пример для всех ребят: школьников и дошколят?

Кто задорный и весёлый, верность правилам храня, бережет родную школу от огня?

4 .Игра «Доскажи словечко».

- А теперь проверим, знаете ли вы что делать, если возник пожар.

А ну, ребятки, не зевайте,

Дружно хором отвечайте.

Вы словечко подскажите,

Выход из беды найдите.

Выпал на пол уголёк,

Деревянный пол зажёг.

Не смотри, не жди, не стой,

А залей его… (водой)

Если младшие сестрички

Зажигают дома спички,

то ты должен предпринять?

Сразу спички … (отобрать).

Раскалился если вдруг

Электрический утюг,

Что должны вы делать, детки?

Вынуть вилку из … (розетки)

Если вдруг пожар возник,

Ты обязан в тот же миг

В часть к пожарным позвонить,

О пожаре… (сообщить)

Знает каждый гражданин –

Пожарный номер … (101).

- А кто из вас знает, как нужно действовать, если пожар произойдет в школе? (ответы детей)

- В каждой школе составлен план эвакуации (покидания помещения, здания). Такой план находится на каждом этаже, в каждом классном кабинете. Его должны все знать и при пожарной тревоге строго следовать инструкциям учителей.

-Почему при эвакуации из здания нельзя бежать, кричать и толкаться?(ответы детей)  

Помните! Крики, паника, суета и толкотня еще никогда не послужили человеку на пользу, а шли только во вред. Строгая дисциплина, подчинение приказам взрослых спасет вас от беды!

5 .Итог урока. Рефлексия.

- Ну, вот теперь я спокойна, вы предупреждены, что шутить с огнем опасно, и, надеюсь, всегда будете выполнять правила пожарной безопасности, будете бдительными людьми, готовыми спасти себя и других.

- Хочу пожелать и вам, и гостям нашего классного часа, чтобы никому и никогда не пришлось набирать номер телефона 101.

- Вернемся к поставленным нами в самом начале классного часа вопросам.  

- Огонь добрый?  

- Огонь злой?  

- Это он виновник бед?  

- Как не допустить в свой дом огонь?

- А вот полезен ли был для вас классный час или нет, мы сейчас узнаем.

- Нас давно уже заждался пожарник. Будем ему помогать тушить огонь. Чтобы вода хлынула из его шланга, нужно прикрепить капли.

На столе у меня три коробочки с каплями воды разных оттенков синего цвета.

- Если:

классный час был вам интересен и полезен, вы многое для себя узнали – то возьмете капли светло-голубого цвета;

если было не очень интересно и не сильно полезно для вас – то,  синие;

если, на ваш взгляд, мы провели время бесполезно, у вас ничего интереса не вызвало, то – темно-синие.

- Попросим гостей подбавить напора в нашем шланге, чтобы основательно потушить огонь. (гости добавляют на плакат капли воды)

- Этот огонь мы затушили. Я желаю вам, чтобы в ваших маленьких сердечках огонек никогда не угасал. Не проходите мимо беды на улице, успейте вовремя заметить и сообщить взрослым или пожарной охране о начинающемся пожаре. И тогда планета Земля и её жители не будут страдать от огня и дыма.

-Спасибо всем за работу! Наш классный час окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Огонь-друг, огонь-враг!

Конспект урока с примененим игровых технологий...

Занятие-практикум "Огонь-друг, огонь- враг"

причины возникновения пожара в жилище, правила поведения при пожаре....

Классный час "Огонь друг - огонь враг".

Овладение этой  величайшей стихийной силой природы позволило человеку обеспечить себя светом и теплом....

конспект классного часа 4 класс. « Огонь – друг, огонь – враг! »

Тема: « Огонь – друг, огонь – враг! »Цели: Научить детей навыкам правильного обращения с огнем; познакомить с правилами поведения при пожаре.Оборудование: Плакаты: «Причины пожаров», «Как вести себя в...

Классный час "Огонь - друг, огонь - враг"

Классный час "Огонь - друг, огонь - враг"...