Математические методы в психологии.Корреляционный анализ.
план-конспект по теме

Чернавцева Людмила Геннадьевна
Содержание Глава 1. Статистика и обработка данных в психологии ……………………...2 1.1. Разделы статистики……………………………………………..…..3 1.2. Основные понятия………………………………………………..…4 Глава 2. Корреляционный анализ…………………………………………...…...7 2.1. Коэффициент корреляции……………………………………………..7 2.2. Коэффициент корреляции Бран-Пирсона…………………………....10 2.3. Коэффициент корреляции рангов Спирмена………….......................10 Литература...............................................................................................................12 Приложение . Статистический анализ психологических измерений…………13

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon korrelyacionnyy_analiz-_kontrolnaya.doc175.5 КБ

Предварительный просмотр:

     Содержание

Глава 1. Статистика и обработка данных в психологии ……………………...2

  1. Разделы статистики……………………………………………..…..3
  2. Основные понятия………………………………………………..…4

Глава 2. Корреляционный анализ…………………………………………...…...7

           2.1. Коэффициент корреляции……………………………………………..7

           2.2. Коэффициент корреляции Бран-Пирсона…………………………....10

           2.3. Коэффициент корреляции рангов Спирмена………….......................10

Литература...............................................................................................................12

Приложение . Статистический анализ психологических измерений…………13

        Глава 1. Статистика и обработка данных в психологии.


           Как говорит Мак-Коннелл, статистика — это прежде всего способ мышления, и для ее применения нужно лишь иметь немного здравого смысла и знать основы математики. В нашей повседневной жизни мы, сами о том не догадываясь, постоянно занимаемся статистикой. Хотим ли мы спланировать бюджет, рассчитать потребление бензина автомашиной, оценить усилия, которые потребуются для усвоения какого-то курса, с учетом полученных до сих пор отметок, предусмотреть вероятность хорошей и плохой погоды по метеорологической сводке или вообще оценить, как повлияет то или иное событие на наше личное или совместное будущее, — нам постоянно приходится отбирать, классифицировать и упорядочивать информацию, связывать ее с другими данными так, чтобы можно было сделать выводы, позволяющие принять верное решение.
     Все эти виды деятельности мало отличаются от тех операций, которые лежат в основе научного исследования и состоят в синтезе данных, полученных на различных группах объектов в том или ином эксперименте, в их сравнении с целью выяснить черты различия между ними, в их сопоставлении с целью выявить показатели, изменяющиеся в одном направлении, и, наконец, в предсказании определенных фактов на основании тех выводов, к которым приводят полученные результаты. Именно в этом заключается цель статистики в науках вообще, особенно в гуманитарных. В последних нет ничего абсолютно достоверного, и без статистики выводы в большинстве случаев были бы чисто интуитивными и не могли бы составлять солидную основу для интерпретации данных, полученных в других исследованиях.
      Рассмотрим в самых общих чертах три главных раздела статистики.

  1. Разделы статистики.


1. Описательная статистика, как следует из названия, позволяет описывать, подытоживать и воспроизводить в виде таблиц или графиков
данные того или иного
распределения, вычислять среднее для данного распределения и его размах и дисперсию.

2. Задача индуктивной статистики — проверка того, можно ли распространить результаты, полученные на данной выборке, на всю популяцию, из которой взята эта выборка. Иными словами, правила этого раздела статистики позволяют выяснить, до какой степени можно путем индукции обобщить на большее число объектов ту или иную закономерность, обнаруженную при изучении их ограниченной группы в ходе какого-либо наблюдения или эксперимента. Таким образом, при помощи индуктивной статистики делают какие-то выводы и обобщения, исходя из данных, полученных при изучении выборки.

3. Наконец, измерение корреляции позволяет узнать, насколько связаны между собой две переменные, с тем чтобы можно было предсказывать возможные значения одной из них, если мы знаем другую.

    Существуют две разновидности статистических методов или тестов, позволяющих делать обобщение или вычислять степень корреляции. Первая разновидность — это наиболее широко применяемые
параметрические методы, в которых используются такие параметры, как среднее значение или дисперсия данных. Вторая разновидность — это непараметрические методы, оказывающие неоценимую услугу в том случае, когда исследователь имеет дело с очень малыми выборками или с качественными данными; эти методы очень просты с точки зрения как расчетов, так и применения.

1. 2. Основные понятия.

      Одна из задач статистики состоит в том, чтобы анализировать данные, полученные на части популяции, с целью сделать выводы относительно популяции в целом.

       
Популяция в статистике не обязательно означает какую-либо группу людей или естественное сообщество; этот термин относится ко всем существам или предметам, образующим общую изучаемую совокупность, будь то атомы или студенты, посещающие то или иное кафе.

       
Выборка — это небольшое количество элементов, отобранных с помощью научных методов так, чтобы она была репрезентативной, т.е. отражала популяцию в целом.

(В отечественной литературе более распространены термины соответственно «генеральная совокупность» и «выборочная совокупность». — Прим. перев.)

Данные и их разновидности

        Данные в статистике — это основные элементы, подлежащие анализу. Данными могут быть какие-то количественные результаты, свойства, присущие определенным членам популяции, место в той или иной последовательности — в общем любая информация, которая может быть классифицирована или разбита на категории с целью обработки.

     Не следует смешивать «данные» с теми «значениями», которые эти данные могут принимать. Для того чтобы всегда различать их, Шатийон (Chatillon, 1977) рекомендует запомнить следующую фразу: «Данные часто принимают одни и те же значения» (так, если мы возьмем, например, шесть данных — 8, 13, 10, 8, 10 и 5, то они принимают лишь четыре разных значения — 5, 8, 10 и 13).

     Построение
распределения — это разделение первичных данных, полученных на выборке, на классы или категории с целью получить обобщенную упорядоченную картину, позволяющую их анализировать.

Существуют три типа данных:

1. 
Количественные данные, получаемые при измерениях (например, данные о весе, размерах, температуре, времени, результатах тестирования и т. п.). Их можно распределить по шкале с равными интервалами.

2. 
Порядковые данные, соответствующие местам этих элементов в последовательности, полученной при их расположении в возрастающем порядке (1-й, ..., 7-й, ..., 100-й, ...; А, Б, В. ...).

3. Качественные данные, представляющие собой какие-то свойства элементов выборки или популяции. Их нельзя измерить, и единственной их количественной оценкой служит частота встречаемости (число лиц с голубыми или с зелеными глазами, курильщиков и не курильщиков, утомленных и отдохнувших, сильных и слабых и т.п.).
Из всех этих типов данных только количественные данные можно анализировать с помощью методов, в основе которых лежат
параметры (такие, например, как средняя арифметическая). Но даже к количественным данным такие методы можно применить лишь в том случае, если число этих данных достаточно, чтобы проявилось нормальное распределение. Итак, для использования параметрических методов в принципе необходимы три условия: данные должны быть количественными, их число должно быть достаточным, а их распределение — нормальным. Во всех остальных случаях всегда рекомендуется использовать непараметрические методы.

Описательная статистика

        Описательная статистика позволяет обобщать первичные результаты, полученные при наблюдении или в эксперименте. Процедуры здесь сводятся к группировке данных по их значениям, построению распределения их частот, выявлению центральных тенденций распределения (например, средней арифметической) и, наконец, к оценке разброса данных по отношению к найденной центральной тенденции.

 Глава 2.  Корреляционный анализ

      При изучении корреляций стараются установить, существует ли какая-то связь между двумя показателями в одной выборке (например, между ростом и весом детей или между уровнем IQ и школьной успеваемостью) либо между двумя различными выборками (например, при сравнении пар близнецов), и если эта связь существует, то сопровождается ли увеличение одного показателя возрастанием (положительная корреляция) или уменьшением (отрицательная корреляция) другого.

        Иными словами
, корреляционный анализ помогает установить, можно ли предсказывать возможные значения одного показателя, зная величину другого.

          С этой целью можно использовать
два разных способа: параметрический метод расчета коэффициента Браве-Пирсона (r) и вычисление коэффициента корреляции рангов Спирмена (rs), который применяется к порядковым данным, т.е. является непараметрическим. Однако разберемся сначала в том, что такое коэффициент корреляции.

2.1.Коэффициент корреляции

       Коэффициент корреляции — это величина, которая может варьировать в пределах от +1 до -1. В случае полной положительной корреляции этот коэффициент равен плюс 1, а при полной отрицательной — минус 1. На графике этому соответствует прямая линия, проходящая через точки пересечения значений каждой пары данных:

              В случае же если эти точки не выстраиваются по прямой линии, а образуют «облако», коэффициент корреляции по абсолютной величине становится меньше единицы и по мере округления этого облака приближается к нулю:

             В случае если коэффициент корреляции равен 0, обе переменные полностью независимы друг от друга.

            В гуманитарных науках корреляция считается сильной, если ее коэффициент выше 0,60; если же он превышает 0,90, то корреляция считается очень сильной. Однако для того, чтобы можно было делать выводы о связях между переменными, большое значение имеет объем выборки: чем выборка больше, тем достовернее величина полученного коэффициента корреляции.

            Существуют таблицы с критическими значениями коэффициента корреляции Браве-Пирсона и Спирмена для разного числа степеней свободы (оно равно числу пар за вычетом 2, т. е. n-2). Лишь в том случае, если коэффициенты корреляции больше этих критических значений, они могут считаться достоверными. Так, для того чтобы коэффициент корреляции 0,70 был достоверным, в анализ должно быть взято не меньше 8 пар данных (=n-2=6) при вычислении r и 7 пар данных (=n-2=5) при вычислении rs .

             Хотелось бы еще раз подчеркнуть, что сущность этих двух коэффициентов несколько различна. Отрицательный коэффициент r указывает на то, что эффективность чаще всего тем выше, чем время реакции меньше, тогда как при вычислении коэффициента rs требовалось проверить, всегда ли более быстрые испытуемые реагируют более точно, а более медленные — менее точно.

         

  1. Коэффициент корреляции Браве-Пирсона (r) 

это параметрический показатель, для вычисления которого сравнивают средние и стандартные отклонения результатов двух измерений. При этом используют формулу (у разных авторов она может выглядеть по-разному)

где ΣXY — сумма произведений данных из каждой пары;
n-число пар;
X — средняя для данных переменной
X;
Yсредняя для данных переменной Y
S
x стандартное отклонение для распределения х;
Sy стандартное отклонение для распределения у 

  1. Коэффициент корреляции рангов Спирмена (rs)

 — это непараметрический показатель, с помощью которого пытаются выявить связь между рангами соответственных величин в двух рядах измерений.

            Этот коэффициент рассчитывать проще, однако результаты получаются менее точными, чем при использовании r. Это связано с тем, что при вычислении коэффициента Спирмена используют порядок следования данных, а не их количественные характеристики и интервалы между классами.

             Дело в том, что при использовании коэффициента корреляции рангов Спирмена (rs) проверяют только, будет ли ранжирование данных для какой-либо выборки таким же, как и в ряду других данных для этой выборки, попарно связанных с первыми (например, будут ли одинаково «ранжироваться» студенты при прохождении ими как психологии, так и математики, или даже при двух разных преподавателях психологии?). Если коэффициент близок к +1, то это означает, что оба ряда практически совпадают, а если этот коэффициент близок к -1, можно говорить о полной обратной зависимости.

Коэффициент rs вычисляют по формуле

где d — разность между рангами сопряженных значений признаков (независимо от ее знака), а — число пар.

              Обычно этот непараметрический тест используется в тех случаях, когда нужно сделать какие-то выводы не столько об интервалах между данными, сколько об их рангах, а также тогда, когда кривые распределения слишком асимметричны и не позволяют использовать такие параметрические критерии, как коэффициент r (в этих случаях бывает необходимо превратить количественные данные в порядковые).

Литература

1. Годфруа Ж.
Что такое психология. — М., 1992.
2. Chatillon G.,
1977. Statistique en Sciences humaines, Trois-Rivieres, Ed. SMG.
3. Gilbert N.. 1978. Statistiques, Montreal, Ed. HRW.
4. Moroney M.J., 1970. Comprendre la statistique, Verviers, Gerard et Cie.
5. Siegel S., 1956. Non-parametric Statistic, New York, MacGraw-Hill Book Co.

Приложение 1.

СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ  ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ

сводная таблица

количественные ряды

группы

любовь

здоровье

свобода

уверенность

друзья

мат.обеспеченность

семья

самостоятельность

удовольствия

признание

познание

красота

творчество

признак1

роллеры

12

11,7

10,1

9,5

9,5

9,3

9,3

8,3

7,9

5,7

4,9

3,3

3,7

признак2

кришнаисты

4,3

11,3

13,9

13,6

11,2

6,3

8,8

6

14,4

8

13,9

6,1

1,1

признак3

анархисты

6,4

7,9

13

11,2

8,6

8,7

4

10,4

6,4

7,9

3,2

4,7

7,8

расчет коэффициента корреляции

Для роллеров и кришнаистов

d1в квадрате=

59,3

d2 в квадрате=

0,16

d3 в квадрате=

14,4

d4 в квадрате=

16,8

d5 в квадрате=

2,89

r =

0,31

коэффициент корреляции очень мал, значит  кришнаисты и роллеры обладают слабой теснотой связи, исходя из ранговой корреляции Спирмена

d6 в квадрате=

9

d7 в квадрате=

0,25

d8 в квадрате=

5,29

d9 в квадрате=

42,3

d10 в квадрате=

5,29

d11 в квадрате=

81

d12 в квадрате=

7,84

d13 в квадрате=

6,76

Для анархистов и роллеров

d1в квадрате=

31,4

d2 в квадрате=

14,4

d3 в квадрате=

8,41

d4 в квадрате=

2,89

d5 в квадрате=

0,81

r =

0,672

коэффициент корреляции находится между значениями 0,4 и 0,7, значит  анархисты и роллеры обладают умеренной теснотой связи, исходя из ранговой корреляции Спирмена

d6 в квадрате=

0,36

d7 в квадрате=

28,1

d8 в квадрате=

4,41

d9 в квадрате=

2,25

d10 в квадрате=

4,84

d11 в квадрате=

2,89

d12 в квадрате=

1,96

d13 в квадрате=

16,8

Для анархистов и кришнаистов

d1в квадрате=

4,41

d2 в квадрате=

11,6

d3 в квадрате=

0,81

d4 в квадрате=

5,76

r =

0,168

коэффициент корреляции очень мал, значит  анархисты и кришнаисты обладают слабой теснотой связи, исходя из ранговой корреляции Спирмена

d5 в квадрате=

6,76

d6 в квадрате=

5,76

d7 в квадрате=

23

d8 в квадрате=

19,4

d9 в квадрате=

64

d10 в квадрате=

0,01

d11 в квадрате=

114

d12 в квадрате=

1,96

d13 в квадрате=

44,9

Вывод

в результате проведенной работы, при помощи коэффициента корреляции Спирмена, выяснилось, что более схожи по ценностным ориентациям анархисты и роллеры

Литература

1. Годфруа Ж.
Что такое психология. — М., 1992.
2. Chatillon G.,
1977. Statistique en Sciences humaines, Trois-Rivieres, Ed. SMG.
3. Gilbert N.. 1978. Statistiques, Montreal, Ed. HRW.
4. Moroney M.J., 1970. Comprendre la statistique, Verviers, Gerard et Cie.
5. Siegel S., 1956. Non-parametric Statistic, New York, MacGraw-Hill Book Co.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Суть метода предметного математического моделирования

   Моделирование – наглядно-практический метод обучения. Модель представляет собой обобщенный образ существенных свойств моделируемого объекта.     Метод моделиров...

Современные формы и методы обучения для развития математического мышления учащихся НОО. (Концепция развития математического образования в Российской Федерации)

В Концепции развития математики в РФ как и в стандартах НОО отмечается изменение роли и места математики в общечеловеческой культуре и образовании....

Использование современных методов и технологий для повышения качества математического образования

Компете́нтность— это наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области, готовность осуществлять тот или иной вид деятельности....

Шаблон анализа рисунка семьи (метод Кормана и метод Бернса) ученика 3 класса

Шаблон анализа рисунка семьи (метод Кормана и метод Бернса) ученика 3 класса...

Кейс-метод как один из эффективных методов развития функциональной математической грамотности

Участие в региональной конференции по функциональной грамотности в начальной школе...

«Развитие математических представлений у детей 5-7 лет с использованием интерактивных методов обучения» (из опыта работы по программе «Мир открытий» математическое познание)

Применение интерактивных методов в обучении дошкольников математике является  эффективным средством интеллектуального развития, математических способностей, познавательного интереса и  форми...