методический проект "Развивающий урок -урок будущего"
статья по теме

Учить умеют все системы обучения, но, по-видимому, будущее за теми из них, которые сумеют научить школьников учиться. Одна из таких альтернативных традиционной технологии – система развивающего обучения Д. Б. Эльконина – В.В. Давыдова.....

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedagogicheskiy_proekt.doc218 КБ

Предварительный просмотр:

            УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ и МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ    

                                         ВОРОТЫНСКОГО РАЙОНА

                               МЕТОДИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«РАЗВИВАЮЩИЙ УРОК – УРОК БУДУЩЕГО»

                                                          Работу выполнила

                                                          творческая группа

                                                     учителей МОУ

                                                              Воротынская СОШ:

Дюжакова Н. Е., Бурова Н.К

                                                                             Паршина Н. А., Захарова И. В                           Варакина Т. Ю Шевелева М.Г.                                                                                                                                        

                               .,

                                                Воротынец 2010                                         

                   

1.АНАЛИЗ ИСХОДНОЙ СИТУАЦИИ.

 Зайдем в класс со звонком, присядем за послед нюю парту и понаблюдаем...

Еще только начало урока, а на доске уже нарисованы дет ской рукой схемы, записи и стоят вопросительные знаки. Учи тель предлагает ребятам присесть, встречается с ними взглядом, произносит несколько ободряющих слов, и начинается работа. Оказывается, записи на доске имеют авторов, которые пришли на урок с вопросом и хотят в нем разобраться. Идет проверка домашнего задания... Учитель ведет неспешный разговор с клас сом: что было сложно? Что не поняли? В чем разобрались? Что уже умеем делать хорошо? Договариваются о том, чем будут за ниматься на уроке. Выясняется, что сегодня урок ведут дети. Накануне в группах они обсуждали, каким должен быть этот урок, составляли его план, подбирали задания. Представители одной из групп поочередно ведут урок. Учитель занимает свое место среди детей в классе. Он, бесспорно, участвует в уроке: задает вопросы, высказывает свои предположения, комменти рует, дополняет, уточняет. Как и другие школьники. Дети ре шают задачи, ищут ответы на собственные вопросы. Работают... Уточним, здесь описан один обычный урок в  классе развивающего обучения. Зна чит ли это, что все уроки проходят по этой схеме? Конечно, нет,все уроки строятся по индивидуальным схемам, но на всех уро ках дети спорят, обсуждают, доказывают, или работают в группах, объединившись по проблемам. Впрочем, как бы ни протекал урок, удивляет увлеченность детей делом, их понимание того, с чем они работают, открытость, желание и умение прийти на помощь товарищу и в то же время самостоятельность.

При всей естественности того, что происходит в классе, за этим стоит титанический труд учителя. Учителя, для которого личность другого — ценность. А личность — это свобода, само стоятельность, ответственность. Свобода выбора, самостоятель ность в мышлении и действии, ответственность за сказанное и сделанное. И, значит, нет другого пути учить, как вести с деть ми диалог на равных, сотрудничать, учиться вместе, быть со авторами. Такая совместная деятельность учителя и учащих ся — условие необходимое для развивающего обучения, но недостаточное.

Урок — это своеобразное зеркало, в котором можно увидеть систему обучения: ее цели, содержание, методы и формы. Урок — особый фрагмент, «клеточка», обладающая существен ными признаками целого. Возможность, а точнее, необходи мость сотрудничества, соавторства участников должна быть за ложена в цели, принципах и способе обучения (единство содержания и метода его преподнесения).

Наше время – кардинальных изменений, прежде всего в образовательной сфере. Федеральный стандарт второго поколения высветил болевые точки нашего образования. То, что стандарты нацелены на деятельностную парадигму, формирование универсальных учебных действий, стало очевидностью.  

В настоящее время в России идет подготовка к внедрению государственных стандартов второго поколения, где приоритетом начального общего образования является формирование общеучебных умений, навыков и способов деятельности, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения.    Наступает время, когда перемены в обществе, в науке слишком стремительны. И к огромному удивлению педагогов взрослые начинают учиться также и у своих детей (вспомним хотя бы компьютер). Уже не получается делать вид, что только один способ обучения возможен: передача знаний от старших к младшим. Время « урокодателей» позади.

Традиционный (объяснительно-репродуктивный, привычный для многих педагогов) процесс обучения давно устарел. Его результаты сейчас мало кого удовлетворяют: исполнителей переизбыток, а творцов явно не хватает. Так что «современное образование» пока отнюдь не современно.  

  Учить умеют все системы обучения, но, по-видимому, будущее за теми из них, которые сумеют научить школьников учиться. Одна из таких альтернативных традиционной технологии – система развивающего обучения Д. Б. Эльконина – В.В. Давыдова.

Давайте сравним эти две системы.     (таблица)

 

Традиционная система обучения

Развивающее обучение по системе Д.Б. Эльконииа - В.В. Давыдова

Цели обучения

Усвоение знаний, умений, навыков.

Развитие ребенка как субъекта учебной деятельности.

Содержание обучения

1.Выбор правил, регламентирующих способы решения конкретных задач.

2. Дидактический принцип:  

от частного к общему,

от конкретного к абстрактному.

3. Построение учебного материала идет линейным способом от частных фактов к последующему обобщению на завершающем этапе.

4. 0бщие представления не помогают учащимся в изучении частных понятии и  в то же время они не могут быть полностью обобщены, т.к. появились в конце.

5. Знания даются в готовом

виде.

1 .Система научных понятие предмета, определяющая общие принципы решения задач широкого класса.

2.Принцип содержательного обобщения, когда знания общего характера предписывают знаниям частного и конкретного характера.

3.Построение учебного материала идет как движение по спирали от центра к периферии. Общие абстрактные понятия в процессе их развертывания обогащаются конкретными фактами и знаниями.

4.0бщие представления служат для учащихся ориентиром и помогают осмыслить частные понятия и представления. Они позволяют находить решения новых задач, ранее не встречающиеся.

5 Знания не даются в готовом виде.

Учебная активность учащихся

1 .Воспроизводящая, репродуктивная, учебная активность.

2. Учебник как бы идет вслед за правилом и  чем более точно он воспроизводит заданный  в нем   маршрут,   тем   выше шансы усвоить его

1. Поисково-исследовательская ("квази-исследовательская") учебная активность.

2. Общий принцип надо извлечь, проанализировав и обобщив условия задачи, осуществив поиск способа   решения новой задачи того же класса.

Осуществляя поиск учащийся в основных чертах воспроизводит те действия, которые осуществляет ученый в процессе исследования.

Методы обучения

Иллюстративно-объяснительный:

1.Показ образца усваиваемого способа.

2.Объяснение.

3.Контроль за правильностью
применения способа в решении тренировочных
задач.

1. Постановка учебной задачи.

2.Совместное решение учебной
задачи.

3.Организация оценки найденного
способа действия.

Взаимодействие учителя с учащимися

 1.Жесткое и  последовательное разделение функций:
учитель - управляет,
учащиеся - исполняют.

 2.Чем точнее выполняемость функций, тем выше результат.

 3.Отношения строятся по типу руководства-получения.

 4.Стиль отношений может варьироваться от мягко-демократического до жестко-авторитарного, но суть остается одной: учитель ведет учеников к намеченной цели, ученики следуют за учителем.

1. Совместно-распределительная деятельность.

2. Учитель решает вместе (но не вместо) с учащимися учебную задачу, распределяя между собой этапы её решения.

3. Учитель начинает решать учебную задачу с позиции ученика,    представляя учащимся возможность      оценивать свои действия.

4. По мере расширения возможностей учащихся учитель передает им все   новые этапы решения учебной задачи.

5. Отношение делового сотрудничества.

6. Роль ученика - не в точном исполнении указаний учителя, а в более полной реализации создаваемых им предпосылок для поиска.

7. Сотрудничество с учителем предполагает инициативное и критическое участие ученика.

Урок в системе развивающего обучения

Что такое урок в классе, работающем по системе развиваю щего обучения?                 Урок в развивающем образовании — это прежде всего урок жизни в ситуации неопределенности. Это поиск таких средств интеллекта и личности, которые позволят ребенку в будущем решать неизвестные проблемы.

Понятие «урок» традиционно определяется исходя из двух позиций:

1.Урок как пространство усвоения знаний и приобретения умений и навыков по содержанию может быть отнесен к тому или иному типу (особенности каждого типа уроков будут рас смотрены далее»).

2.Урок как интервал в 30—40 минут (либо сдвоенные уро ки в 80 минут) имеет свои определенные пространственно-временные характеристики.

    В развивающем образовании термин «урок» приобретает
принципиально иной смысл. Это не отрезок времени определен ной продолжительности, а фрагмент учебной деятельности по формированию конкретного учебного действия. Такой урок мо жет длиться и 2 часа, и 10 минут. Как следствие, в развиваю щем образовании на протяжении 40 минут, как правило, реа лизуются уроки нескольких типов, например, уроки контроля и оценки часто проходят в рамках одного часового  отрезка, так как действия, которые формируются в них, тесно взаимосвя заны. Прежде чем обратиться непосредственно к технологии уро ка, обозначим
ориентиры деятельности учителя в каждом из классов начальной школы.

        В развивающем обучении существуют три, на наш взгляд основных момента, характеризующих обучение в системе развивающего образования: центральная задача периода, связанная с освоением содержания, соответствующие ей формы организации учебной деятельности и формирования субъектов учебной деятельности (коллективного, группового, индивидуального).Отметим, что третий ориентир, характеризующий станов ление субъектов учебной деятельности, являясь представлени ем о результате, показателем достижения главной цели РО, под чиняет себе два других элемента. И особое содержание (теоретическое знание, представленное в виде системы учебных задач), и формы коллективно-распределенной деятельности «работают» на эту цель — создание условий для формирования учащегося — человека, способного учить самого себя, субъек та учебной деятельности. Поскольку задача учителя начальной школы состоит в том, чтобы сформировать класс как коллек тивный субъект деятельности, учебное сообщество, желающее и умеющее учиться сообща (внутри которого, как известно, про исходит становление индивидуальных субъектов), остановим ся подробнее на управлении процессом развития коллективно го субъекта деятельности.

В 1 классе главенствующей формой организации учебной деятельности является совместная деятельность. В ее основе лежит эмоциональная поддержка, что особенно важно на пер вых этапах вхождения в учебный процесс, в период адаптации. Другая цель совместной деятельности — совместное решение проблемы, стоящей перед учениками. Наиболее распространен ной формой кооперации является работа по типу «часть — це лое»: один ребенок начинает, другой продолжает или сравни вает индивидуальные решения, выбирает оптимальное и т. д. Совместная деятельность знакома детям и отражает их дош кольный опыт. В РО совместная деятельность организовывает ся для решения учебно-практических задач.

Подробное описание принципов, целей, особенностей разви вающей системы вы найдете в трудах ее основоположников — Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова и их последователей. Мы же кос немся лишь некоторых ее важнейших положений.

Стратегической целью развивающего обучения (РО) явля ется воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятель ности. В самом общем смысле быть субъектом — значит быть хозяином своей деятельности, своей жизни: ставить цели, ре шать задачи, отвечать за результаты. Главное средство субъек та — умение учиться, т. е. учить себя. Вот почему учебная дея тельность является универсальным средством развития. Освоив ее, ребенок оказывается способным учить себя там и тогда, где и когда у пего возникает этом потребность.

Достижении стратегической цели предполагает соблюдение следующих принципов:

  1. принцип управления развитием — организуя обучение детей особым образом, можно закономерно управлять темпами и содержанием их развитии;

принцип «восхождения от абстрактного к конкретно му» •    введение детей в учебный  предмет начинается с выделения исходного отношения, общего принципа построения пред мета; понимание направления движения придает смысл движе нию;

  1. принцип исследования и поиска — знания не даются де тям в готовом виде, существенные свойства изучаемого предме та они сами обнаруживают в процессе решения учебных задач;
  2. принцип моделирования—общий способ дети ищут в пред метно-практической деятельности, центральным учебным дей ствием которой выступает моделирование, поскольку именно через модель получают выражение общие способы решения класса различных задач;

•        принцип соответствия содержания и формы

исполь зование форм организации коллективно-распределенной

дея тельности соответствует этапу освоения учениками способов

действия.

Как видим, вслед за переориентацией цели меняется со держание обучения, его методы и формы. Конечно, в этих ус ловиях другой становится и роль учителя — он превращается в организатора собственной деятельности детей. Меняется и представление об уроке.

Принято считать, что урок — это некоторый опыт личнос ти, столкнувшейся в своей жизнедеятельности с проблемой, часто с ошибочными действиями по ее разрешению. «Извлек уроки» — так говорят об осмыслении своего поведения в ситуа ции. Человек движется по жизни, извлекая уроки из своих ошибок — или не извлекая, и тогда мы говорим: «он так ниче му и не научился ».

Термин «урок», привнесенный в педагогику, казалось бы, применяется достаточно очевидно:

нужно дать ребенку сред ства, которые предположительно помогут ему впоследствии. Усвоить урок — значит научиться чему-то, что «в жизни

при годится».

Урок — основной компонент школьного обучения, содер жание которого определено целями образования.

В традиционном образовании такими целями являются зна ния, умения, навыки (ЗУНы). Педагогика начала с того, чтобы научить ребенка предупреждать ошибки, дав ему определенные знания, умения и навыки для решения частных задач. Однако практически невозможно дать уроки на все случаи жизни. Впро чем, это и не нужно, важнее научить детей действовать в ситуа ции неопределенности, не пасовать, не паниковать, а размышлять, анализировать ситуацию, планировать, осуществлять действия и контролировать, оценивать свой способ действия и его результат. Формирование перечисленных умений (а точ нее, соответствующих учебных действий) и является основ ным содержанием урока в системе развивающего образования.

          Традиционному педагогу предлагаемые нововведения освоить будет трудно, поскольку его педагогическое мышление не изменилось. Большинство педагогов в своей практике по-прежнему опираются на давно сложившиеся методы работы. Это показали и результаты анкетирования учителей начальных классов Воротынского района.

Анализ анкетирования учителей начальных классов по вопросу владения технологией развивающего обучения

Цель анкетирования: Выявление у педагогов начальных классов степени владения технологией развивающего урока как урока будущего.

Задачи. Выявить:

-насколько учителя знакомы со стандартами нового поколения;

-видят ли они взаимосвязь стандартов нового поколения с уроком развивающего обучения;

-в какой степени они владеют приемами развивающего урока;

-какую помощь они хотели бы получить по технологии ведения развивающего урока.

В анкетировании принимало участие 36 учителей начальных классов. На вопрос «Что Вы знаете о стандартах нового поколения? (Государственный стандарт начального образования-2010)» ответило:

знаю всё -   15 учителей (42%)

знаком частично   -     21    (58%)

не знаком    - О

«Насколько урок развивающего обучения отвечает требованиям Государственных стандартов начального образования-2010» были получены следующие ответы:

полностью - 17 (47%)

частично - 16(44%о)

не знают - 3 учителя (8%)

На практике видели развивающий урок по системе Эльконина - Давыдова - 18 учителей (50%) Положительное отношение к развивающему уроку («Учащиеся являются активными участниками учебного процесса», «уроки интересны», необычны, продуктивны»,

«активизируют и развивают детей» и т.п.) отметили - 18 учителей (50%)

Владеют приемами развивающего обучения

в совершенстве    - 1 (3%)

частично -     32(89%)

не владеют - 3 (8%)

Заинтересованность в просмотре уроков практикующих учителей и методических материалах по совершенствованию приемов развивающего обучения (технология проведения развивающего урока, разработки уроков, поурочное планирование и т.п.), отмечают - 26 учителей (72%)

Выводы:

-Все учителя знакомы с новыми стандартами начального образования.

-91% учителей находят, что уроки развивающего образования полностью или частично отвечают требованиям Государственных стандартов начального образования-2010.

-50% учителей на практике видели развивающий урок по системе Д.Б. Эльконина -В.В. Давыдова и положительно о них отзываются.

-89% учителей частично используют элементы развивающего обучения.

72% учителей заинтересованы в овладении приемами развивающего обучения (технология проведения развивающего урока, модели уроков, поурочное планирование и т.п.).

            Осваивать любую новую технологию необходимо профессионально. Технология ведения развивающего урока требует серьезного уровня методической и психологической готовности педагогов к работе в сотрудничестве с учениками, то есть к новой педагогической деятельности. Сложность для учителя представляет многое:

-и освоение системного понятийного содержания развивающего обучения,

- и грамотное использование способов формирования структуры учебной деятельности,

- и переход от монологической речи к диалогической.

- и уход от стереотипов ведения урока.

Из всего вышеизложенного вытекают следующие

2.Противоречия:

С одной стороны стремительные перемены в обществе и науке требуют ухода от репродуктивного метода ведения уроков.  Разработаны новые Государственные   стандарты  начального образования, которые нацеливают на развивающие уроки.

Есть заинтересованность  учителей в овладении методикой развивающих уроков.

С другой стороны:

  1. Система развивающего обучения недостаточно широко распространена, что вызывает опасение со стороны учителей внедрения ее в массовую школу.
  2. Недостаточно методической литературы по применению методов развивающего обучения в традиционной системе.
  3. Недостаточно изучены технологии  развивающего урока учителями нашего района, учителя не владеют навыками конструирования развивающих уроков.
  4. Нежелание учителей  тратить время и силы на изучение новых технологий.

3.Цель нашего проекта заключается в следующем:

Повышение профессионализма учителя через овладение технологией конструирования и введения элементов развивающего урока в традиционной системе. Повышение уровня готовности к внедрению стандартов второго поколения,

ЗАДАЧИ:

       1.Изучить методическую литературу и публикации в журналах, газетах, интернете  по системе развивающего обучения.

2.Для учителей, работающих по традиционной системе, разработать методические рекомендации по применению принципов и методов развивающего обучения в традиционной системе.

3. Разработать проекты развивающих уроков применительно для традиционной системы.

4. Показать учителям, работающих  по традиционной системе, возможности  развивающего урока.

4.ОБЪЕКТ    ПРОЕКТИРОВАНИЯ.

 Объектом  проектирования является образовательная деятельность - развивающий урок.

Структура развивающего  урока отражает структуру учебной деятельности -

формирование каждого учебного действия проходит те же этапы, но конкретизированные.

Структура развивающего урока:

1. создание   ситуации успеха.

2. постановка учебной задачи

3. моделирование

4. рефлексия

5.КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ИДЕЯ ПРОЕКТА.

В развивающем обучении главной движущей силой развития ребенка являются две стороны деятельности:

1) результативная (ЗУН)

2) процессуальная (способы учебной деятельности или познавательная способность)

Именно эти требования и предъявляют Стандарты второго поколения к современному уроку.   

Основная идея нашего проекта помочь учителю осознать это и способствовать овладению технологией развивающего обучения, и тем самым успешно перейти на новые стандарты.  

 Что дает идея проектных действий?

 Она позволяет:

1. Систематизировать знания об активизации деятельности учащихся,

накопленные в различных подходах (традиционном, системах развивающего обучения)

 2.Увидеть себя, свой педагогический опыт в новой системе обучения.

 3. Переходить к новому способу поэтапно, своим темпом, в соответствии со своими возможностями.

4. Уже на первых этапах перехода повысить качество образования в соответствии с существующими сегодня измерителями (в том числе и ЕГЭ), которые мотивируют его к дальнейшему развитию.

5. Включится в инновационный процесс

6. Обеспечить достаточную полноту и качество формирования общеучебных умений и ключевых деятельностных компетенций.

7. Вырасти профессионально и подготовится к переходу к новым госстандартам образования.

 Работа над проектом требует от учителя работы ума, души и сердца, но использование новых технологий обучения приносит  и истинную радость побед ради нашего будущего.

 Существуют два вида концепций развивающего обучения.

1 вид- это концепции, ориентированные на психическое развитие (концепция  Л.В. Занкова; концепция П. Я. Гальперина, в которой предполагается поэтапное формирование умственной деятельности детей)

2 вид – это концепции, учитывающие личностное развитие ребенка (концепция Д.Б. Эльконина – В. В. Давыдова, устанавливающая роль и значение младшего   школьного возраста в развитии ребенка, формирующая теоретическое мышление детей; концепция Г.А.Цукерман, дающая возможность обучать учащихся навыкам учебного сотрудничества).

Все концепции так или иначе ориентированы на развитие  способностей младших школьников, которое происходит в ходе выполнения ими

практических действий в содружестве с одноклассниками и учителем.

6.ПРОЕКТНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

     I. Поисково-аналитический (сентябрь-декабрь 2009г.)

- Поиск аналогов решения указанной в проекте проблемы.

- Изучение литературы, материалов Интернета.

 -Посещение уроков РО.

II. Организационно-подготовительный.

-Написание проекта ( январь-март 2010г.).

-Экспертиза.

-Презентация.

III. Внедренческий (сентябрь-апрель 2010-2011г.)

            Открытые уроки по разработкам.

IV. Рефлексивный

Анализ проекта (май 2011г.).

                       планирование


Сроки

 реализации

Цель

Содержание

деятельности

Ответственные

Промежуточный

результат

1 этап

    Сентябрь –

ноябрь 2009

2 этап Организационно- подготовительный

январь– март 2009-2010

3 этап  внедренческий

 сентябрь –апрель

2010-2011

Диагностика

Ситуации

Проектирование

Обновление содержания образования (переход на РО)

Создание банка педагогических наработок

1. Поиск аналогов решения указанной в проекте проблемы.

2.Изучение литературы, материалов Интернета.

3.Посещение уроков РО.

1.Написание проекта

2.Экспертиза.

3.Презентация.

1.Заседание творческой группы по исследуемой проблеме

2.Семинар по теме:

«Психолого-педагогические принципы организации уроков в системе РО.

Открытый урок.

2.Семинар по теме:

«Типология уроков в РО».

Открытый урок.

Открытый урок.

Семинар по теме:

«Формирование способов взаимодействия».

Открытый урок.

Открытый урок.

Семинар по теме:

«Анализ уроков в процессе освоения системы РО».

Открытый урок.

Открытый урок.

Участники творческой группы

Бурова Н.К.

Паршина Н.А.

Участники творческой группы

Дюжакова Н.Е.

Руководитель творческой группы

Бурова Н.К.

Бурова Н.К.

Паршина Н.А.

Паршина Н.А

Бурова Н.К.

Варакина Т.Ю.

Дюжакова Н.Е.

Дюжакова Н.Е.

Захарова И.В.

Захарова И.В

Шевелева М. Г.

Бурова Н.К.

1.Список литературы по означенной теме

3.Открытые уроки

Проект

экспертиза и утверждение на муниципальном уровне

Обощенный опыт учителей, работающих по системе  РО

2.Экспертиза,

Апробация и редактирование наработок.

4 этап

Рефлексивный 

Мониторинг процесса реализации проекта «Круглый стол

Анкетирование учителей

Учителя участвующие в реализации проекта

Отзывы участников

   Состав группы:

  1. Бурова Н.К. –учитель 1 категории
  2. Захарова И.В. -учитель 1 категории
  3. Дюжакова Н.Е. –учитель 1 категории
  4. Паршина Н.А. –учитель высшей категории
  5. Варакина Т.Ю. –учитель 1 категории
  6. Шевелева М. Г. – учитель 1 категории

7. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

1. Повысится профессионализм  учителя

2. Повысится готовность учителя  к переходу на стандарты второго поколения

3. Появится возможность у учителей района применять принципы и методы развивающего обучения  в традиционной системе.

4. Появится банк педагогических наработок:

- методические рекомендации

- модели уроков

- электронные уроки

 

 8. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

- Повысится уровень теоретических знаний по технологии развивающего обучения у учителей, работающих по традиционной системе 53%

- повысится уровень навыка конструирования развивающих уроков до 51%

9. ВОЗМОЖНЫЕ РИСКИ

Трудность преодоления стереотипов мышления  учителей при переходе на новые формы ведения уроков.

Преодоление:

  1. изучение стандартов нового поколения

     2.Приглашение учителей на уроки в классы работающие по системе  развивающего обучения.

10.РЕСУРСНАЯ БАЗА

1.кадровый потенциал

100 % - высшее образование

16,5% - высшая категория

83,5% - 1 категория  

2.Учителя, работающие по системе РО по Эльконину – Давыдову -  50 %

3. Владение компьютером – 100 %

4. курсовая подготовка– 66 %

 11.НЕОБХОДИМАЯ ПОДДЕРЖКА

  1. Информационно – диагностический кабинет
  2. Нижегородский  институт развития образования
  3. Нижегородский центр непрерывного образования
  4. Институт развивающего образования

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Методическая разработка урока» Урок английского языка в 3 классе «В супермаркете» по УМК «Планета Знаний», авторы Н.Ю. Горячева, С.В. Ларькина, Е.В. Насоновская

Пояснительная запискаОдна из основных задач образования по стандартам второго поколения - развитие способностей ребёнка и формирование универсальных учебных действий, таких как: целеполагание, планиро...

Методическая разработка урока русского языка по УМК «Школа России» для обучающихся с ЗПР 4-го класса “Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и в будущем времени”.

Урок разработан с применением технологии модерации и с использованием АМО как средство повышения мотивации обучения и эффективности урока....

Методическая разработка урока урока математики в 4 классе ( УМК «Начальная школа XXI века») по теме: «Конус».

Урок построен в технологии деятельностного  подхода, обучающего способам творческой деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний. На уроке используются ...

Методическая разработка урока ДПОУ «Адаптация детей в «Школе будущего первоклассника» по курсу подготовка к чтению.

Методическая разработка  урока ДПОУ «Адаптация детей в «Школе будущего первоклассника» по курсу подготовка к чтению по теме "Лес" направлена на развитие фонематическог...

Методическая разработка урока (урок-закрепление) для 1 класса "Правописание слов с сочетаниями жи-ши"

Методическая разработка урока (урок-закрепление) для учеников 1 класса "Правописание слов с сочетаниями жи-ши"...

Методическая разработка урока.Урок математики 2 класс УМК "Школа России"

Тема: МиллиметрЦель урока: создание условий для систематизации, обобщения знаний о новой единице измерения длины, умения преобразовывать более мелкие единицы измерения длины в более крупные, совершенс...

Методическая разработка урока. Урок по литературному чтению в 1 классе (обучение грамоте) по теме: «Согласные звуки [ф], [ф’], буква Ф, ф. Российский флаг.»

Тип урока: открытие нового  знания.Вид урока: урок смешанного типа.Образовательные технологии, элементы технологий,используемые на уроке:Информационно – коммуникационная технологияЗдоровьес...