Адаптация
статья по теме

Этот материал может использоваться на родительском собрании,а  так же  и для выступления на школьном семинаре по теме"Адаптация"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptaciya.docx18.11 КБ

Предварительный просмотр:

Адаптация- это приспособление к успешному функционированию в данной среде, но и способность к дальнейшему психологическому, личностному, соци альному развитию.

Адаптированный ребенок- это ребенок, приспособленный к полноцен ному развитию своего личностного, физиологического, интеллектуального и других потенциалов в данной ему новой психологической среде.

В адаптационный период некоторые дети очень шумны, кричат, без удержу но сятся по коридору, на уроках часто отвлекаются, с учителем ведут себя довольно развязно; другие, напротив, зажаты, скованны, излишне робки, стараются дер жаться незаметно, смущаются, когда к ним обращается учитель, при малейшей неудаче или замечании плачут; у некоторых детей нарушается сон, аппетит, они становятся очень капризны, вдруг возрастает интерес к играм, игрушкам, книж кам для совсем маленьких детей, увеличивается количество заболеваний.

Обычно адаптационный период длится от 4 до 7 недель. В этот период нежелательны все виды контроля знаний, умений. Адаптация ребенка к школе происходит у детей различного возраста: первоклассники, пятиклассники, учащихся десятых классов.

Дети, которые в силу индивидуальных психофизиологических особенностей трудно адаптируются к новым для них условиям, лишь частично справляются с режимом работы и учебной программой. Как правило из этих детей формируют ся отстающие и второгодники. Отсюда формируется школьная дезадаптация.

Школьная дезадаптация - это образование неадыкватных механизмов приспособления ребенка к школе в форме нарушений учебы и поведения, конфликтных отношений, психогенных заболеваний и реакций, повышенного уровня тревожности, искажений в личностном развитии. Главная причина школьной дезадаптации связана с характером семейного воспитания. Если ребенок приходит в школу из семьи, где он не чувствовал переживание «мы», oi и в новую социальную общность - школу- входит с трудом. Бессознательное стремление к отчуждению, неприятие норм и правил любой общности во имя сохранения неизменного «я» лежит в основе школьной дезадаптации детей, воспитанных в семье с несформированным чувством «мы» или в семьях, где родителей от детей отделяет стена отвержения, безразличия. Другая причина школьной дезадаптации заключается в том, что трудности в учебе и поведени] осознаются детьми в основном через отношение к ним учителя, а причины возникновения дезадаптации часто связаны с отношением к ребенку и его учебе в семье.

Одной из причин проявления школьной дезадаптации является тревожность, а именно школьная тревожность. Школьная Тревожность — это понятие, включающее различные аспекты устойчивого школьного эмоционального неблагополучия. Она выражается в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в классе, в ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценке со стороны педагогов, сверстников. Ребёнок постоянно чувствует собственную неадекватность, неполноценность, не уверен в правильности своего поведения, своих решений.

В целом, школьная тревожность является результатом взаимодействия личности с ситуацией. Это специфический вид тревожности, характерный для определенного класса ситуаций- ситуаций взаимодействия ребенка с различными компонентами школьной образовательной среды. Существует несколько факторов, которые способствуют формированию и закреплению школьной тревожности:

  1. Учебные перегрузки;
  2. Неспособность учащегося справится со школьной программой;
  3. Неадекватные ожидания со стороны родителей;
  4. Неблагоприятные отношения с педагогами;
  5. Регулярно повторяющиеся оценочно- экзаменационные ситуации;
  6. Смена школьного коллектива или непринятие детским коллективом.

Школьная тревожность может проявляться в поведении самыми

разнообразными, порой неожиданными, способами, маскируясь под другие проблемы. Основными признаками школьной тревожности являются пассивность на уроках, скованность при ответах, смущение при малейшем замечании со стороны учителя. На перемене тревожный ребенок не может найти себе занятие, любит находиться среди детей, не вступая, однако, в тесные контакты с ними. Кроме того, в силу больших эмоциональных нагрузок, ребенок начинает чаще болеть, снижается сопротивляемость соматическим заболеваниям.

Школьная тревожность на различных этапах обучения неоднородна; она вызвана различными причинами и проявляется в различных формах, хотя некоторые из них можно считать «возрастно-универсальными». Она является очевидным признаком затруднений в процессе школьной адаптации.

Повышенная школьная тревожность препятствует эффективной учебной цеятедьности независимо от того, осознается она самим ребенком или нет.

Очень часто дезадаптация ребенка в школе, неспособность справится с роль ученика негативно влияют на его адаптацию в других средах общения. П1 этом возникает общая средовая дезадаптация ребенка, указывающая на его с циальную отгороженность, отвержение.

Для того чтобы помочь ребенку почувствовать себя в школе комфортно, высво бодить имеющиеся у него интеллектуальные, личностные, физические ресурсы для успешного обучения и полноценного развития, педагогам необходимо:

  1. Знать ребенка.
  1. Настраивать учебно-воспитательный процесс на его индивидуальные особенности, возможности и потребности.
  1. Помогать ребенку сформировать навыки и внутренние психологиче ские механизмы, необходимые для успешного обучения и общения в школьной среде.

Самый важный результат такой помощи - это восстановление у ребенка по ложительного отношения к жизни, в том числе к повседневной школьной де тельности , ко всем лицам, участвующим в учебном процессе ребенка.

«Когда учеба приносит детям радость, школа не является проблемой» - писал видный советский ученый, доктор псих логических наук, профессор Ш. А. Амонашвили.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологические особенности первоклассников. Адаптация к школе. Помощь родителей в адаптации.

Материал для родительского собрания по вопросам адаптациии в 1 классе....

Проблемы адаптации первоклассников на основе «Программы сопровождения и поддержки адаптации учащихся и их родителей к новым условиям жизнедеятельности «Дорога в загадочный город»

В статье представлен опыт воспитательной работы по сопровождению и поддержке адаптации первоклассников  и их  родителей в рамках школы полного дня на базе интеграции основного и дополни...

Адаптация первоклассников к школе: особенности, проблемы адаптации, способы их преодоления.

1 Виды адаптации.2Признаки плохой  адаптации.3 Как облегчить адаптацию первоклассника.4 Советы родителям...

Выступление на заседании городского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта» по теме «Роль классного руководителя в адаптации и социализации

Выступление на заседаниигородского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта»п...

Выступление на заседании городского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта» по теме «Роль классного руководителя в адаптации и социализации де

Если учесть, что в настоящее время, по данным статистики, дети мигрантов, недавно прибывших из стран СНГ и российских регионов, составляют 20–30 процентов общего числа учеников, т...

Адаптация первоклассников к школе: особенности, проблемы адаптации, способы их преодоления

Успешность адаптации первоклассника к школе зависит от слаженности усилий учителя, психолога, администрации и родителей. Это довольно сложный процесс, который у каждого ребенка протекает по-разному. ...