Адаптация 1 класса
план-конспект урока (1 класс) на тему

Материал для работы по адаптации учащихся 1 класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

Анкета для родителей будущих первоклассников 2011

Уважаемые родители! Если вы выбрали нашу школу для своего ребенка, то мы хотели бы узнать, чем был обусловлен ваш выбор? Мы будем признательны за ваши ответы.


* Обязательно

Начало формы


1. При выборе школы вы руководствовались: * (выберите несколько позиций)

  1. школа находится близко к дому
  2. в школе учились я или мои родственники
  3. слышал или читал о школе
  4. для меня важен статус школы - углубленное изучение математики и информатики
  5. меня устраивает педагогический коллектив школы
  6. Другое:

2. Посещал ли ваш ребенок детский сад? * 

  1. Да
  2. Нет

3. Какой детский сад посещал ваш ребенок? (Назвать номер ДОУ)

4. На 01 сентября 2011 года возраст вашего ребенка: * 

  1. от 6,5 до 7 лет (включительно)
  2. от 7 до 8 лет
  3. Другое:

5. Проходил ли ваш ребенок подготовку к школе? * 

  1. Нет
  2. Да, в детском саду
  3. Да, дома
  4. Да, на подготовительных занятиях в школе 521
  5. Да, на подготовительных занятиях в другой школе

6. С желанием ли ваш ребенок идет в 1-ый класс? * 

  1. Да
  2. Нет
  3. Другое:

7. Какова, по вашему мнению, готовность вашего ребенка к обучению в школе? * 

  1. высокая
  2. средняя
  3. низкая

8. Нужны ли вашему ребенку занятия с логопедом? * 

  1. Да
  2. Нет

9. Будет ли ваш ребенок посещать ГПД (группу продленного дня)? * 

  1. Да
  2. Нет

10. Оцените, насколько для вас важно, чтобы ребенок получил в результате обучения в школе: * 

Очень важно

Скорее важно

Скорее не важно

Не важно

Прочные знания по предметам

Общекультурный кругозор

Помощь в развитии способностей

Опыт общения в людьми

Способность ориентироваться в жизни

Представление о различных профессиях

Умения вести себя (правила поведения)

Представления о ценностях, смысле жизни

Умение мыслить самостоятельно

Формировать здоровый образ жизни

11. Какую дополнительную информацию об организации образовательного процесса вы хотели бы получить? (от администрации, будущего классного руководителя)

12. Ваше мнение об анкете. * 

  1. Я еще буду участвовать в анкетировании.
  2. Мне было не очень интересно отвечать на вопросы анкеты.
  3. Другое:



Конец формы



Предварительный просмотр:

ГОУ СОШ № 547

  Адаптационный период в первом классе

Начальный период обучения в первом классе должен создать благоприятные условия для адаптации ребенка к школе, обеспечивающие его дальнейшее благополучное развитие, обучение и воспитание. Задачи адаптационного периода едины для всех систем начального образования.

Первый год обучения трудный для ребенка: меняется привычный уклад его жизни, он адаптируется к новым социальным условиям, новой деятельности, незнакомым взрослым и сверстникам. Более неблагоприятно адаптация протекает у детей с нарушениями физического и психологического здоровья.

Для успешного обучения школьников в этот период необходимо учитывать особенности их адаптации (привыкания, приспособления) к школьной жизни.

Особого внимания со стороны учителя требуют первые дни пребывания детей в школе. Необходимо помнить, что такие качества отдельных детей, как невнимательность, неусидчивость, быстрая отвлекаемость, неумение управлять своим поведением,  связаны с особенностями их психики, поэтому важно не делать детям резких замечаний, не одергивать их, стараться фиксировать внимание на положительных проявлениях ученика.

В процессе обучения важно учитывать индивидуальные особенности ребенка. В начале обучения учитель должен предоставить каждому ребенку возможность работать в присущем ему темпе. Совершенно не допустимы в это время замечания типа «Быстрее!», «Задерживаешь всех!» и т.п. Объем работы школьников должен увеличиваться постепенно.

Учитель строит свою деятельность с учетом степени и длительности адаптации первоклассников к школе. Он должен быть сдержанным,  спокойным,  подчеркивать достоинства и успехи детей, стараться наладить их отношения со сверстниками. Целесообразно вызывать в первые месяцы учебного года к доске детей неуверенных в себе, стеснительных,  демонстрировать перед классом недостатки и ошибки отдельных учащихся.

Специальной дополнительной работы требует устранение трудностей обучения, возникающих у некоторых школьников, повышение их интереса к учебной деятельности и уверенности в собственных силах.

Если учитель не учитывает трудности адаптационного периода, то это может привести к нервному срыву ребенка и нарушению его психического здоровья.

Стиль общения учителя с первоклассниками должен учитывать особенности поведения детей, связанные с их умением общаться с взрослыми и сверстниками. Тон учителя должен быть доверительным и мягким. Не допустим авторитарный стиль общения учителя с ребенком.

Первоклассники способны сосредоточенно,  без отвлечения заниматься однотипной деятельностью 10-12 минут, что определяет требования к организации и структуре урока в первом классе.

Возрастные особенности детей седьмого года жизни (сложность произвольной регуляции деятельности, быстрая утомляемость и др.) предполагают, что для них очень сложны статические нагрузки, ограничения двигательного режима, быстрое переключение с одного вида деятельности на другой и т.п.

Для первоклассников очень актуальны виды деятельности, которыми они занимались в дошкольном детстве. Поэтому следует активно включать игру в учебный процесс, а не запрещать её, не исключать  из жизни первоклассника. В первом классе игра имеет особое значение для формирования умения учиться – основной деятельности, которой занимается теперь ребенок. Принципиально важно обратить внимание на два вида игр – ролевые и игры с правилами (дидактические, подвижные, настольно-печатные).

Игра с правилами, как и учебная деятельность, обязательно дает результат: развивает самооценку, самоконтроль и самостоятельность. На первом году обучения игры с правилами должны присутствовать на каждом уроке, заполнять перемены и динамическую паузу (подвижные, настольно-печатные).  Дидактические игры всегда имеют учебную задачу, которую нужно решать. Ролевые игры очень важны для формирования произвольного поведения, воображения, творчества ученика.

Учитывая наглядно-образный характер мышления детей этого возраста, необходимо существенное место на уроках отводить моделирующей деятельности со схемами, моделями звуков и слов, геометрическими формами, объектами природы  и т.п.

                                

Организация обучения

Классные комнаты для первоклассников целесообразно располагать не выше второго этажа. Площадь учебного помещения обеспечивается из расчета 2,5 кв.м на одного учащегося. Каждый обучающийся обеспечивается удобным рабочим местом (партой или столом) в соответствии с ростом, состоянием слуха и зрения ребенка. Целесообразно располагать столы так, чтобы можно было организовать фронтальную, парную и групповую работу на уроке. Учебники и дидактические пособия для первоклассников рекомендуется хранить в школе.

Предельно допустимая наполняемость класса – 25 чел.

Продолжительность учебного года для первоклассников – 30 недель. Каникулярное время  в течение учебного года – не менее 37 дней. В связи с тем, что учебный год делится на 4 неравные по продолжительности четверти, организуются дополнительные  каникулы для учащихся 1-х классов  в середине 3 четверти  (из числа 37 каникулярных дней) с целью профилактики переутомления.

Рекомендуемая продолжительность учебной недели – 5 дней. Объем недельной нагрузки не должен превышать 20 учебных часов, дневная учебная нагрузка не более 4 уроков.

Продолжительность урока – 35 минут с обязательным проведением двух физкультминуток по 1,5-2 мин. каждая. Их рекомендуется проводить на 10 и 20 мин. урока. Исключения могут составлять уроки физической культуры, ритмики и т.п.

Для облегчения процесса адаптации детей к требованиям школьного обучения учебная нагрузка увеличивается постепенно: в сентябре – октябре проводится ежедневно по 3 урока. Остальное время заполняется целевыми прогулками, экскурсиями, физкультурными занятиями, развивающими играми (на  4 уроке).

Со второй четверти ежедневно проводится по 4 урока.

 Продолжительность перемен между уроками не менее 10 минут, большой перемены после 2 урока – не менее 20 минут. На этой перемене организуется завтрак учащихся в помещении школьной столовой или буфета. Целесообразно проводить динамическую паузу (прогулку на свежем воздухе или подвижные игры в помещении)  после 3 (или 2) урока. Длительность динамической паузы не мене 40 минут.

При составлении расписания уроков необходимо учитывать следующее: уроки, требующие большого умственного напряжения и внимания (русский язык и математика) рекомендуется проводить первыми или вторыми;

- уроки по искусству, окружающему миру, трудовому обучению целесообразно проводить после динамической паузы (3 урок), а уроки с преобладанием двигательного компонента (физическая культура, ритмика и т.п.) -  на 4 уроке.

Пятидневная учебная неделя для первоклассников предусматривает дополнительно разгрузочный день – четверг. В этот день в расписании отсутствуют уроки математики, проводятся экскурсии по ознакомлению с окружающим миром, уроки труда, изобразительного искусства и физкультуры.

Недопустимо в первом классе введение дополнительных часов на факультативы, на занятия с детьми, испытывающими трудности в обучении. Последнее особенно важно, так как эти дети, как правило, имеют ослабленное здоровье или специфические особенности нервной системы, что категорически исключает увеличение для них учебной нагрузки и её продолжительности.

                Контроль и оценка результатов обучения

В первом классе начальной школы исключается система балльного (отметочного) оценивания. Недопустимо использование любой знаковой символики, заменяющей цифровую систему (звездочки, квадратики и т.д.).

Допускается лишь словесная  объяснительная оценка. Кроме этого, нельзя при неправильном ответе ребенка говорить «не думал», «не старался», «не верно», лучше обходиться репликами «Ты так думаешь?», «Это твоё мнение?» «Давай послушаем других» и т.д.

Никакому оцениванию не подлежат: темп работы ученика, личностные качества школьника, своеобразие его психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия).

В течение  первого полугодия первого года обучения контрольные работы не проводятся. Итоговые контрольные работы проводятся в конце учебного года не позднее 20 – 25 апреля; в день можно провести только одну контрольную работу.

Домашние задания в первом классе не задаются в первом полугодии. Со второго полугодия на домашние задания отводится 1 час.  Учащиеся первого класса на повторный год обучения не оставляются.

Организация групп продленного дня

Учащиеся первого класса зачисляются в группу продленного дня по заявлению родителей (законных представителей). Внеучебная деятельность организуется в соответствии с интересами и желаниями детей. Продолжительность таких видов деятельности как чтение, музыкальные занятия, рисование, лепка, рукоделие, настольные игры и т.п. – не более 30 минут.

Дети, посещающие группу продленного дня, обеспечиваются завтраком и обедом в помещении школьной столовой или буфета. Интервалами между приемами горячей пищи должны составлять 3-4 часа. Рекомендуется для детей седьмого года жизни  проводить обед с 13.00 до 13.30 минут, дневной сон продолжительностью 1,5 – 2 часа после обеда для ослабленных детей.

Прогулка и подвижные игры на воздухе должны проводиться в течение дня не менее двух раз, общей продолжительностью 2,5 – 3 часа.

Просмотр диафильмов и телепередач не следует проводить чаще 1 – 2 раз в неделю с ограничением длительности просмотра до 30 минут. Посещение кинотеатров, выставок, музеев, театров следует проводить не чаще 1-2 раз в месяц.

В каникулярное время работа группы продленного дня продолжается для той части учащихся, которая в этом нуждается (по заявлению родителей).

 

Учителю в работе в  адаптационный период рекомендуем пользоваться изданиями учебно-методического центра «Первый раз в первый класс» (2002 год), «Пусть ученье будет в радость» (2003 год),

а  воспитателям групп продленного дня – сборниками «В помощь воспитателю…» Ч.1,2,3 (2003 год).

Руководителю образовательного учреждения – «Инструктивно-методическими рекомендациями» МКО, ДОМ, 2001г., 2002 г., 2005г.



Предварительный просмотр:

Адаптация первоклассников к новым условиям школьной жизни (педагогический консилиум)

Цель: определение степени адаптации первоклассников к школьному обучению.

Задачи:

выявить основные проблемы, появившиеся у первоклассников в    адаптационный  период;

определить направления дальнейшей работы с учащимися 1-х классов.

Участники педсовета: администрация школы, классные руководители 1-х классов, учителя-предметники, работающие в 1-х классах, школьный психолог, учитель-логопед, школьный фельдшер.

Повестка:

Организация учебного процесса в 1-х классах. Зам.директора по УВР.

Характеристика 1-х классов. Классные руководители.

Психологическая диагностика первоклассников. Школьный психолог.

Здоровье первоклассников. Школьный фельдшер.  

Выступление учителя-логопеда.

Решение педсовета.

1. Организация учебного процесса в 1-х классах.

Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей как в социальном плане, так и в физиологическом. Это не только новые условия жизни и деятельности маленького человека – это новые контакты, новые отношения, новые обязанности. В данный период ребёнок вступает в новые социальные контакты, связанные со школьной деятельностью. Изменяется вся жизнь ребёнка: всё подчиняется учёбе, школе, школьным делам и заботам. Это очень напряжённый период, прежде всего потому, что школа с первых дней ставит перед учениками целый ряд задач, не связанных непосредственно с их опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил.

Приспособление (или адаптация) ребёнка к школе происходит не сразу. Не день, не неделя требуется для того, чтобы освоиться в школе по настоящему. Это довольно длительный процесс. Оптимальное время для адаптации детей к школе 1,5 – 2 месяца. Но некоторые дети проходят этот сложный период дольше – 3-4 месяца, а то и даже весь учебный год.

Сегодня необходимо подвести первые итоги адаптации наших первоклассников. К концу педагогического консилиума  мы должны ответить на вопрос: Успешно ли прошёл первый этап адаптации учащихся 1-х классов?

 

Общие сведения о 1-х классахКласс        Ф.И.О. классного руководителя        Количество учащихся        Используемый УМК

мальчики        девочки

                                     

Общие сведения об учащихся 1-х классовКласс        Количество учащихся, посещавших детский сад        Количество учащихся, не посещавших детский сад        Количество учащихся, посещавших подготовительные предшкольные курсы        Количество учащихся, не посещавших подготовительные предшкольные курсы

                                     

Итого                                    

Анализ личных дел учащихся 1-х классовКласс        Количество полных семей        Количество неполных семей        Количество льготных категорий

                 

                                             

Итого                                            

Общие сведения об учителях, работающих в 1-х классахНомер п/п        Фамилия, имя, отчество

учителя        Преподаваемый предмет        Категория, разряд учителя        Педагогический стаж учителя

                                     

Первоклассники обучаются в первую смену с 8.00, пять дней в неделю с максимальной учебной нагрузкой в 20 часов. Согласно требованиям СанПиН,  в целях облегчения процесса адаптации детей к требованиям школы  учебная нагрузка на первоклассников увеличивается постепенно. В первой половине сентября проводится по 3 урока по 35 минут каждый, во второй половине сентября проводится по 3 урока ежедневно по 35 минут каждый, а в остальное учебное время организовываются прогулки, экскурсии, физкультурно-оздоровительные  занятия. С октября в первых классах проводится по 4 урока ежедневно по 35 минут каждый. На каждом уроке в первых классах проводится по две физкультминутки. Кроме физкультминуток учителя проводят  гимнастику для глаз, кистей рук, пальцев. После третьего урока организуется динамическая пауза.

Также  в  оздоровительных целях и для облегчения процесса адаптации детей к школьной жизни составлено расписание уроков с учётом того, что умственная работоспособность детей в разные дни недели неодинакова. Наибольший объём учебной нагрузки приходится на вторник и среду. В эти дни в расписание включены наиболее трудные предметы. Понедельник и пятница – облегчённые дни в связи с низкой работоспособностью первоклассников. Кроме этого, уроки, требующие большого умственного напряжения (математика, обучение грамоте), согласно расписанию проводятся первыми и вторыми. Уроки по искусству, окружающему миру, трудовому обучению по счёту  проводятся последними.

Обучение первоклассников проходит без  балльного оценивания знаний. Учителя первых классов используют знаковую символику и словесную объяснительную оценку лишь при положительных ответах и активной работе учеников.  Хотя не рекомендуется использование знаковой символики, заменяющей цифровую отметку. Домашнее задание носит рекомендательный характер. Никакому оцениванию не подлежат: темп работы ученика, личностные качества школьника, своеобразие психических процессов ребёнка (памяти, внимания, мышления  и др.).

Для первоклассников после уроков  организована работа  группы продлённого дня, которую посещают 25 человек. С детьми работает воспитатель ГПД.  Кроме прогулок на свежем воздухе, дети заняты настольными развивающими и подвижными играми в классе и спортивном зале, просмотром мультфильмов, прослушиванием сказок и других литературных произведений.  Во время посещения  группы продлённого дня  ученики получают горячий обед и полдник.

Во всех  кабинетах, в которых занимаются 1-е классы и ГПД 1-х классов, санитарно-гигиенические требования выполняются: это режим проветривания кабинета, освещённость классной комнаты, аккуратность оформления классной доски, наличие гигиенических средств (мыло, бумажные салфетки, полотенца), после занятий проводится влажная уборка классов, также соблюдается и питьевой режим.

Из наблюдений за первоклассниками, бесед с учителями и анализа посещённых уроков в первых классах можно сделать некоторые выводы о поведении учеников:

ученики 1-х классов не только знакомы с правилами поведения в школе, но и умеют их соблюдать;

первоклассники знают и  соблюдают школьный режим, выполняют требования учителя;

знают правила обращения к учителю, к своим одноклассникам, правила поведения на уроке;

хорошо ориентируются в здании школы: знают, где находится спортивный зал, актовый зал, столовая, кабинет учителя-логопеда, медицинский кабинет и др.

2. Характеристика классов.

Классные руководители 1-х классов дают полную характеристику своим классам, обозначают проблемы, предлагают пути их решения.

3. Выступление школьного психолога основывается на данных диагностики школьной зрелости первоклассников и диагностики мотивации к обучению.

4. Здоровье первоклассников.

Школьный фельдшер даёт общую картину состояния здоровья первоклассников: количество детей по группам здоровья, по физкультурным группам, количество детей с хроническими заболеваниями, количество первоклассников, получающих дополнительное питание и др. Также медицинский работник представляет информацию об организации горячего питания для первоклассников.

5. Учитель-логопед отчитывается о результатах обследования первоклассников, о количестве детей с нарушениями речи, о первых результатах работы с детьми логопатами.

6. Решение педагогического консилиума.

В решения педагогического консилиума заносятся и озвучиваются выводы и предложения всех участников данного процесса.



Предварительный просмотр:

Анкета  для  родителей  будущих  первоклассников.

(Ф.И.О.родителя)_____________________________________________________________

1. Посещал ли ваш ребенок детский сад? Если да, то какой?

________________________________________________________________________* 

2.Хочет  ли  Ваш  ребёнок  пойти  в школу  и   почему?

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

3.Как  Вы оцениваете  уровень  готовности  Вашего  ребёнка  к школе и почему?

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

4.Как  Ваш  ребёнок  выполняет  задания взрослых (оцените его старательность, аккуратность,  организованность и т.д.)?

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

5.Какова  реакция  Вашего  ребёнка  на замечания  взрослых (спокойная,  заинтересованная,  пассивная,  агрессивная, непредсказуемая и т.п.?

____________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

6.Какова  реакция  Вашего  ребёнка  на собственные  неудачи (переживание, подъём активности, спад  активности, пассивность, равнодушие и т.п.)?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7.Проявляет ли Ваш  ребёнок любознательность и  стремление  узнать  больше? Каким  образом  это  проявляется______________________________________________________

____________________________________________________________________________

8.С какими трудностями  Вы  и  Ваш  ребёнок  можете  столкнуться  в  первом  классе?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дата заполнения:

Роспись:



Предварительный просмотр:

Беседа для родителей "Режим дня первоклассников"

Езичева Марина Павловна, учитель 

Статья отнесена к разделу: Работа с родителями 


Быстро летит время. Совсем не за горами пора, когда ваш малыш, перешагнув порог школы, станет первоклассником. Для него наступает ответственный период трудной работы: изо дня в день узнает новое, учиться думать, открывать окружающий мир, строить свои отношения с товарищами.

Что может и должна сделать семья, чтобы школьные годы стали для ребенка радостным и счастливым периодом взросления, познания и труда?

Все начинается с семьи. Очень часто школьные неудачи наших детей, их трудное вхождение в коллектив, неумение и нежелание учиться – результат родительских просчетов и ошибок: тех отношений, которые царят в семье, тех жизненных ориентаций, которые в ней усваиваются.

Ребенок от природы любознателен. Он очень рано начинает интересоваться окружающим миром. Познавательный опыт ребенка приобретается, прежде всего в разнообразной деятельности. Это игра, труд…

Любая деятельность должна быть организованна: нужно определить ее цель, продумать способы достижения, спланировать действия, контролировать и уметь правильно оценить результат.

Мы радуемся, что ребенок любит рисовать, лепить, играть с кубиками – малыш занят и нам этого достаточно. И здесь взрослым нужно помнить о том что они зеркало, в которое, глядится ребенок, закрепляя в своем поведении то, что он видит, усваивая манеру общения в семье. Создание эмоционального комфорта, необходимого для правильного развития личности малыша, требует от родителей постоянного внимания к своему собственному поведению, терпения, чуткости, стремления понять ребенка, мотивы его поступков.

Иногда ребенок часто просто не может, не умеет выполнять наше требование, неверно нас понял, не услышал, отвлекся. Но даже если он действительно виноват, вспышки гнева, грубость недопустимы. Ребенок к ним привыкает, перестает на них реагировать, и сам усваивает грубый, бестактный тон общения.

В раннем возрасте у ребенка возникает потребность в общении с другими детьми. В этом общении он учится соотносить свои действия с действиями товарищей, считаться не только со своими, но и с их желаниями и интересами, оценивать поступки сверстников и ориентироваться на их оценку.

У многих детей трудности вхождения в школьную жизнь связаны с тем, что они не умеют жить в коллективе, не приучены подчинять свои желания и поступки требованиям взрослых и интересам своих товарищей.

Оказавшись в коллективе сверстников, такой ребенок не получает подтверждения привычного представления о себе, и это также приводит его к эмоциональному срыву, он либо бунтует, ознобляется, становится агрессивным, либо теряет веру в свои силы.

Какие же условия обеспечивает полноценное психическое развитие ребенка и его подготовку к учебному труду?

Первое и самое главное – постоянное сотрудничество ребенка с окружающим его взрослыми. Нужно помнить, что воспитывают не правильные слова, а наше поведение.

Другим условием успешного воспитания и развития являются выработка у ребенка умения преодолевать трудности.

Умение трудиться, будь – то труд физический, умственный, духовный – всегда преодоление трудностей, и это умение вырабатывается в процессе всей жизни ребенка.

Неготовность к трудностям может привести к неуверенности в себе, негативному отношению к учебе.

Еще одно необходимое условие всестороннего развития ребенка – переживание успеха. Деятельность должна приносить удовлетворение. Длительный неуспех отрицательно сказывается на развитой деятельности ребенка, но становление его личности.

Еще одно необходимое условие развитие и подготовки к школе – умение общаться со взрослыми и сверстниками. По тому, каков ребенок среди других, можно многое узнать о его характере, привычках и наших просчетах.

Привыкание маленького ученика к новым для него школьным требованиям происходит постепенно, не всегда гладко и обязательно сопряжено с ломкой спорившихся психологических стереотипов. Прежде всего, меняется режим жизни. Теперь каждый день нужно вовремя вставать по будильнику, чтобы успеть сделать зарядку, умыться, поесть, одеться и не опоздать в школу к началу уроков. Надо учиться считать и ценить время, чтобы его хватало не только на учебу, но и на игры и прогулки. Причем отдыхать он сможет только после того, как сделает главное – подготовиться к завтрашнему учебному дню.

Главным делом ребенка становится учеба. О ней нельзя забыть, занявшись чем-либо более интересным, отказаться, если нет настроения.

Готовя малыша к школе, нужно объяснить ему, что с трудностями встречаются все люди и в том числе взрослые.

Очень важно также, чтобы ученик одинаково ответственно относился ко всем школьным предметам. Часто бывает, что родители разделяют уроки на главные (русский язык, математика) и второстепенные (музыку, физкультуру, труд, рисование) – это вызывает у ребенка пренебрежение к последним, в то время, как они не менее важны для его общего развития и подготовки к будущей трудовой деятельности. Выработка привычки к труду как качество личности не только важно для подготовки к школе, но и облегчает жизнь семьи. Но недопустимо наказание детей трудом. С самого начала жизни ребенка вокруг него не должно быть суеты и разнобоя в предъявленных ему требованиях. Определите самое главное, что нужно требовать от ребенка, точно решите, что он должен знать сам, а чего он делать не должен, что ему можно разрешить, а чего разрешать нельзя. Требование к ребенку не должны меняться в зависимости от ситуации.

Для того, чтобы иметь правильное представление о своем ребенке, необходим контакт с его воспитателями в детском саду, а в последствии и с учителями в школе. И не следует удивляться, если мнение воспитателя и учителя о вашем ребенке будет несколько расходиться с тем, что знаете о нем вы, так как воспитатель (учитель) сталкивается с ним в иных условиях, видят такие проявления личности, которые могут ускользнуть от вас.

В семье родился ребенок, и нет таких родителей, которые не желали бы ему здоровья. Здоровье – одна из самых больших личных жизненных ценностей. Сегодня необходимо обучать человека здоровому образу жизни. И в первую очередь такие знания нужны родителям. От их знаний, умений зависит, воспитают ли они здорового, развитого человека, здорового и духовно и физически.

Важно, чтобы в период роста и развития организма ребенка, его формирования, родители создали все условия для здорового образа жизни, профилактики заболеваний: питание, движение, соблюдение психологического и гигиенического режима в семье.

Период от 7 до 16 лет называют периодом отрочества. Он делится условно на младший и средний (подростковый) школьный возраст. Родители и воспитатели (учителя) должны особое внимание уделять формирования правильной осанки, профилактике искривления позвоночного столба. Постоянство шейной и грудной кривизны позвоночника устанавливается только к 7 годам, поэтому дети и подростки должны больше двигаться. Нельзя нагружать детей, особенно первого года обучения, письменной работой. Целесообразна гимнастика пальцев и кистей рук. Верхние дыхательные пути у детей намного уже, чем у взрослых. Детям постоянно нужен чистый воздух. К 7-летнему возрасту все органы чувств (в частности глаз) имеют отличительные особенности. У детей вследствие большой эластичности хрусталик может быстро менять свою форму. С возрастом эта особенность снижается. Учитывая эту специфику глаз, родители должны особенно внимательно следить за зрением ребенка.

Желудок интенсивно растет в первый год жизни ребенка и медленно последующие 10 лет. Невелики у детей также кислотность желудочного сока и содержание в нем переваривающих ферментов, поэтому им следует, есть более часто и небольшими порциями. По данным Всемирной организации здравоохранения: ожирение – одно из самых распространенных заболеваний нашего времени. Одна из причин ожирения в детском возрасте одностороннее, однообразное питание, избыточное потребление одного из пищевых компонентов – белков, жиров, углеводов.

Недостаточное пребывание детей на воздухе, недостаточное питание, чрезмерные нагрузки нередко вызывает малокровие.

Современный школьник расходует очень много энергии. Школьник должен есть 4 раза в день. Завтрак в 8 часов утра, завтрак в школе между 12 и 13 часов, обед дома или в школе (16 часов), обед и ужин дома в 20 часов. Если ребенок голоден – он рассеян, снижается его внимание к тому, что он учит.

Не меньшее значение, чем питание, в развитии и формировании организма имеет физкультура. Чем богаче двигательный опыт ребенка, чем активнее его двигательный режим первые 10 лет жизни, тем успешнее идет интеллектуальное становление личности.

Систематические занятия физкультурой благотворно влияют на мускулы ребенка, укрепляют его нервную систему. Дети, которые не занимаются физкультурой (и посильным им физическим трудом) отстают в развитии, они инертны, чаще поддаются болезням.

В наш напряженный век, где дома физическая работа связана к маминым усилиям, роль физкультуры и трудового воспитания сведена для детей к минимуму. Есть немало семей, где родители придают большое значение умственному развитию ребенка – это прекрасно. Но не надо забывать и о физическом.

М.И. Калилин писал: «Из всех предметов на 1 место нужно поставить русский язык, на 2 место – математику, на 3 – физкультуру. Систематические занятия определенным видом спорта оказывает огромное влияние на телосложение, физическое развитие детей.

Составляя режим дня, надо оставить ребенку время для его любимых занятий, интересных дел. Режим – это правильное распределение времени для еды, сна различных видов занятий и отдыха детей в течение суток.

Режим дня оказывает влияние на здоровье, физическое развитие и работоспособность детей, воспитывают у них силу воли, организованность и дисциплинированность. Учащиеся при соблюдении режима дня быстрее втягиваются в работу, успешнее выполняют виды учебных занятий, у них хороший аппетит, нормальное пищеварение, они быстро засыпают.

Прежде всего, определите время подъема и отдыха ко сну. Время питания зависит от времени окончания занятий в школе. Необходимо, как мы уже говорили, строжайшим образом соблюдать режим питания ребенка. Так как правильное питание – залог здоровья.

Просмотр телевизионных передач не должен превышать 1 час в день. Трудовое воспитание – одно из главных условий, чтобы в семье вырос здоровый ребенок. Специальное время должно быть для пребывания на открытом воздухе.

Активный отдых учащихся после продолжительных занятий в школе оказывает положительное влияние на их работоспособность.

Бурное развитие автоматизации производства и быта лишает человека двигательной активности. Движение, физическая нагрузка – это необходимое условие нормального развития и работы человеческого организма. Без движения невозможно правильное развитие организма ребенка. Физкультура, спорт помогают не только укреплять здоровье молодежи, их физическую выносливость, но и улучшает их успехи в учебе.

Исследования показали, что физические упражнения нормализует давление крови, нормализует содержание холестерина в крови, приводят к норме солевой обмен.

Физические движения способствуют более быстрому и правильному формированию речевой функции у детей. От уровня разносторонней физической подготовленности детей существенно зависят такие функции нашей психики, как внимание, память, устный счет и другое.

Родители должны знать, чувствовать своего ребенка, быть ему примером. Из дня в день ребенок должен расти в обстановке внимания.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологические особенности первоклассников. Адаптация к школе. Помощь родителей в адаптации.

Материал для родительского собрания по вопросам адаптациии в 1 классе....

Проблемы адаптации первоклассников на основе «Программы сопровождения и поддержки адаптации учащихся и их родителей к новым условиям жизнедеятельности «Дорога в загадочный город»

В статье представлен опыт воспитательной работы по сопровождению и поддержке адаптации первоклассников  и их  родителей в рамках школы полного дня на базе интеграции основного и дополни...

Адаптация первоклассников к школе: особенности, проблемы адаптации, способы их преодоления.

1 Виды адаптации.2Признаки плохой  адаптации.3 Как облегчить адаптацию первоклассника.4 Советы родителям...

Выступление на заседании городского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта» по теме «Роль классного руководителя в адаптации и социализации

Выступление на заседаниигородского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта»п...

Выступление на заседании городского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта» по теме «Роль классного руководителя в адаптации и социализации де

Если учесть, что в настоящее время, по данным статистики, дети мигрантов, недавно прибывших из стран СНГ и российских регионов, составляют 20–30 процентов общего числа учеников, т...

Адаптация первоклассников к школе: особенности, проблемы адаптации, способы их преодоления

Успешность адаптации первоклассника к школе зависит от слаженности усилий учителя, психолога, администрации и родителей. Это довольно сложный процесс, который у каждого ребенка протекает по-разному. ...