Методики, направленные на определение степени овладения логическими операциями мышления
тест (1 класс) по теме

Колпакова Нина Федоровна

Цель выявить наличие или отсутствие у школьников теоретического анализа, умения сравнивать, обобщать

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodiki.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методики, направленные на определение степени овладения логическими операциями мышления

Анаграмма

Цель выявить наличие или отсутствие у школьников теоретического анализа.

Найди исходные слова

1) лбко, 2) раяи, 3) упкс, 4) еравши, 5) ркдети, 6) ашнрри

Анализ отношений понятий (аналогия)

Даны 3 слова, первые 2 находятся в определенной связи. Между третьим и одним из предложенных пяти слов существуют такие же отношения, найдите это четвертое слово.

Школа – обучение, больница – ?

а) доктор   б) ученик   в) лечение   г) учреждение   д) больной

Песня – глухой, картина –  ?

а) слепой хромой художник больной рисунок

Нож –сталь, стол – ?

а) вилка   б) дерево   в) стул   г) столовый   д)  длинный

Паровоз – вагоны, конь - ?

а) поезд   б) лошадь   в) овес   г) телега   д)  конюшня

Лес – деревья, библиотека - ?

а) город   б) здание   в) книги   г) библиотекарь   д) театр

Бежать - стоять, кричать - ?

а) ползать   б) молчать   в) шуметь   г) звать   д) плакать

Утро-ночь, зима - ?

а) мороз   б) день   в) январь   г) осень   д) сани

Волк – пасть, птица – ?

а) воздух   б) клюв   в) соловей   г) яйцо   д) пение

Способность выделять существенное

Учитель предлагает ряд слов, в каждом из которых 5 дается в скобках, а одно – перед ними. Ученики должны за 20 секунд исключить из скобок, то есть выделить два слова, наиболее существенные для слова, стоящего перед скобками. Достаточно предложить из данного перечня 5 заданий.

Сад (растение, садовник, собака, забор, земля)

Река (берег, рыба, тина, рыболов, вода)

Куб (углы, чертеж, сторона, камень, дерево)

Чтение (глаза, книга, картина, печать, слово)

Игра (шахматы, игроки, штрафы, правила, наказания)

Лес (лист, яблоня, охотник, дерево, кустарник)

Город (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед)

Кольцо (диаметр, проба, округлость, печать, алмаз)

Пение (звон, голос, искусство, мелодия, аплодисменты)

Больница (сад, врач, помещение, радио, больные)

Любовь (розы, чувство, человек, природа, город)

Война (аэроплан, пушки, сражения, солдаты, ружья)

Спорт (медаль, оркестр, состязание, победа, стадион)

Сравнение

Цель: установить уровень развития у учащихся умения сравнивать предметы, понятия. Например:

Книга - тетрадь

Лошадь - корова

Линейка - треугольник

Солнце - луна

Сани - телега

Дождь - снег

Каждый ученик на листе бумаги должен написать черты сходства слева, а справа -  черты различия названных предметов, понятий

На выполнение задания по одной паре слов дается 4 минуты. После этого листы собираются.

Обобщение

Предлагается 2 слова. Учащемуся нужно определить, что между ними общего:

дождь-град

нос-глаз

сумма - произведение

сказка - былина

Жидкость - газ

Предательство - трусость

Водохранилище - канал

Школа - учитель

Учащемуся можно предложить 5 пар слов. Время 3-4 минуты.

Классификация

Эта методика также выявляет умение обобщать, строить обобщение на  отвлеченном материале. Время - 3 минуты на 5 заданий.

Инструкция: даны пять слов. Четыре из них объединены общим признаком, пятое слово к ним не подходит. Найдите это слово.

Приставка, предлог, суффикс, окончание, корень

Треугольник, отрезок, длина, круг, квадрат

Дождь, снег, осадки, град, иней

Сложение, вычитание, умножение, деление, слагаемое

Дуб, ольха, тополь, дерево, ясень

Василий, Федор, Иван, Петров, Семен

Молоко, сыр, сметана, мясо, простокваша

Секунда, час, год, вечер, неделя

Горький, горячий, кислый, соленый, сладкий

Футбол, волейбол, хоккей, плавание, баскетбол

Темный, светлый, голубой, яркий, тусклый

Самолет, техника, пароход, поезд, дирижабль

Круг, квадрат, треугольник, отрезок, многоугольник

Методические указания по проведению эксперимента

На выполнение заданий потребуется 45 минут.

1 задание – 5 минут,

2 задание – 3 минуты,

3 задание – 5 минут,

4 задание – 5 минут,

5 задание – 5 минут,

6 задание – 15 минут.

Вариант 1

Задание 1.  В приведенных словах буквы переставлены местами. Запишите эти слова.

1) лбко  2) раяи  3) еравши  4) ркдети  5) рбкадоле

Задание 2. Перед скобками слово, а в скобках еще 5. Найдите 2 слова из написанных в скобках, наиболее существенные для слова, стоящего перед скобками. Запищите эти слова.

Деление (класс, делимое, карандаш, делитель, бумага)

Озеро (берег, рыба, вода, рыболов, тина)

Огород (забор, земля, растение, собака, лопата)

Чтение (глаза, очки, книга, печать, картинка)

Игра (шахматы, теннис, игроки, штраф, правила)

Задание 3. Сравни понятия книга – тетрадь.

Общие и отличительные черты выпиши на листе в 2 столбика.

Задание 4. Какое понятие является лишним? Выпиши его.

дождь, снег, осадки, град, иней

сложение, вычитание, умножение, деление, слагаемое

дуб, ольха, тополь, дерево, ясень

горький, горячий, кислый, соленый, сладкий

запятая, точка, двоеточие, союз, тире

Задание 5. Вам предлагается 5 пар слов. Надо определить, что между ними общего (очень коротко).

Дождь – град

Нос – глаз

Сумма – произведение

Водохранилище – канал

Предательство - трусость

Задание 6.  Даны 3 слова, первые 2 находятся в определенной связи. Между третьим и одним из предложенных пяти слов существуют такие же отношения, найдите это четвертое слово.

Волк – пасть, птица – ?

а) воздух   б) клюв   в) соловей   г) яйцо   д) пение

Библиотека – книга, лес - ?

а) береза   б) дерево   в) ветка   г) бревно  д) клен

Птица – гнездо, человек –

а) люди  б) рабочий   в) птенец   г) дом  д) разумный

Слагаемое –сумма, множители - ?

а) разность  б)  делитель   в) произведение   г) умножение  д) вычитание

Холодно – горячо, движение - ?

а) взаимодействие   б) покой   в) мяч   г) трамвай  д) идти

Запад – восток, обмеление – ?

а) засуха   б) юг  в) наводнение   г) река  д) дождь

Война – смерть, тепло - ?

а) дыхание   б) жизнедеятельность   в) вещество   г) температура  д) гибель

Молния –свет, жара – ?

а) солнце    б) трава   в) жажда   г) дождь  д) река

Роза – цветок, газ – ?

а) кислород  б) дыхание   в) горение  г) состояние вещества  д) прозрачный

Береза – дерево, стихотворение – ?

а) сказка   б) богатырь   в) поэзия  г) лирика   д) драма

Вариант 2

Задание 1.  В приведенных словах буквы переставлены местами. Запишите эти слова.

1) упкс  2) ашнрри  3) вцтеко  4) окамднри  5) лкбуинак

Задание 2. Перед скобками слово, а в скобках еще 5. Найдите 2 слова из написанных в скобках, наиболее существенные для слова, стоящего перед скобками. Запищите эти слова.

Пение (звон, голос, искусство, мелодия, аплодисменты)

Больница (сад, врач, помещение, радио, больные)

Любовь (розы, чувство, человек, природа, город)

Война (аэроплан, пушки, сражения, солдаты, ружья)

Спорт (медаль, оркестр, состязание, победа, стадион)

Задание 3. Сравни понятия озеро–река.

Общие и отличительные черты выпиши на листе в 2 столбика.

Задание 4. Какое понятие является лишним? Выпиши его.

Холодный, горячий, теплый, кислый, ледяной

Роза, тюльпан, нарцисс, цветок, гладиолус

Справедливость, доброта, искренность, зависть, честность

Приставка, предлог, суффикс, окончание, корень

Треугольник, отрезок, прямоугольник, круг, квадрат

Задание 5. Вам предлагается 5 пар слов. Надо определить, что между ними общего (очень коротко).

Дождь – град

Нос – глаз

Сумма – произведение

Водохранилище – канал

Предательство - трусость

Задание 6.  Даны 3 слова, первые 2 находятся в определенной связи. Между третьим и одним из предложенных пяти слов существуют такие же отношения, найдите это четвертое слово.

Волк – пасть, птица – ?

а) воздух   б) клюв   в) соловей   г) яйцо   д) пение

Библиотека – книга, лес - ?

а) береза   б) дерево   в) ветка   г) бревно  д) клен

Птица – гнездо, человек –

а) люди  б) рабочий   в) птенец   г) дом  д) разумный

Слагаемое –сумма, множители - ?

а) разность  б)  делитель   в) произведение   г) умножение  д) вычитание

Холодно – горячо, движение - ?

а) взаимодействие   б) покой   в) мяч   г) трамвай  д) идти

Запад – восток, обмеление – ?

а) засуха   б) юг  в) наводнение   г) река  д) дождь

Война – смерть, тепло - ?

а) дыхание   б) жизнедеятельность   в) вещество   г) температура  д) гибель

Молния –свет, жара – ?

а) солнце    б) трава   в) жажда   г) дождь  д) река

Роза – цветок, газ – ?

а) кислород  б) дыхание   в) горение  г) состояние вещества  д) прозрачный

Береза – дерево, стихотворение – ?

а) сказка   б) богатырь   в) поэзия  г) лирика   д) драма


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические приемы, позволяющие развивать основные операции мышления (анализа и сравнения) у младших школьников при решении задач.

В данной статье подробно раскрывается суть методических приёмов, которые позволяют развивать  логическое мышление школьников на материале арифметических задач на уроках математики. Их можно испол...

Мониторинг - определение степени использования ИКТ учителями в МБОУ"СОШ№5"

Данные мониторинга наглядно показывают, что учителя стремятся испльзовать данную технологию, но все их достижения связаны с самообразованием. Не хватает профессионального обучения по использованию ИКТ...

Развитие логических операций анализа и синтеза у младших школьников на уроках математики

Развитие логических операций анализа и синтеза у младших школьников на уроках математики...

Диагностика, направленная на определение сформированности познавательных универсальных учебных действий. Прогрессивные матрицы Равена.

Как продиагностировать познавательные УУД у младших школьников? Хорошим подспорьем для этого являются прогрессивные матрицы Равена....

Решение нестандартных задач как условие формирования логических операций мышления младших школьников в процессе обучения.

Нестандартные задачи представляют собой одним из условий, с помощью которого происходит формирование у детей правильного мышления. Нестандартные задачи позволяют на доступном детям математическом мате...