Уроки психологии. Тематический и поурочный планы.
материал по теме

Любовь Александровна Теплова

Уроки психологии. Тематический и поурочный планы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тематическое планирование

уроков по психологии в

5«Б», 5«Г», 7«В», 8«В», 10«А» классах

на 2008 – 2009 учебный год

Тип класса

Обоснование

Учебники

5«Б», 5«Г»

7«В», 8«В», 10«А»

Гриф «Рекомендовано Российской Академией образования »

Преподавание психологии в школе. III – IX классы. Под ред. И.В.Дубровиной.

Издательство: Москва – Воронеж, 2003г.

О. В. Хухлаева, "Тропинка к своему Я. Уроки психологии в средней школе (5-6 классы)", Издательство: Генезис, 2005 г. О. В. Хухлаева, "Тропинка к своему Я. Уроки психологии в средней школе (7-8 классы)", Издательство: Генезис, 2005 г.

Учитель: Теплова Л.А.

Количество часов:

Всего: 36 час.; в неделю: 1 час.

Плановых контрольных уроков 4.

5-е, 7-й, 8-й классы

Тематический план

Название темы

Количество часов

1.

Введение. Предмет и задачи психологии.

3

2.

Ощущение.

2

3.

Восприятие.

2

4.

Внимание.

2

5.

Память.

2

6.

Мышление.

4

7.

Воображение

2

8.

Речь

2

9.

Эмоции

2

10.

Способности.

2

11.

Характер.

2

12.

Темперамент.

2

13.

Как люди воспринимают друг друга при общении.

2

14.

Как общаются разные люди.

2

15.

Виды общения.

2

16.

Конфликты и их разрешение.

2

17.

Заключение.

1

Поурочный план (5,7, 8 классы)

1. Введение. Предмет и задачи психологии (3 часа). Происхождение слова «психология». Понятие о психологии как науке. Роль психологических знаний в жизни человека. Что изучает психология. Психические процессы, психические состояния, психические свойства личности.

2. Ощущение (2 часа). Понятие об ощущении. Органы чувств. Простейшие представления об анализаторах. Виды ощущений. Пороги ощущений. Практические упражнения и игры на исследование ощущений.

3.   Восприятие (2 часа). Восприятие и его отличие от ощущения. Понятие о восприятии. Виды восприятия по объекту восприятия. Иллюзии восприятия. Свойства восприятия. Практические упражнения и игры на исследование восприятия. Тест на восприятие времени.

4. Внимание (2 часа). Понятие о внимании. Виды внимания: произвольное и непроизвольное внимание. Значение внимания для учебной и трудовой деятельности. Свойства внимания. Способы активизации внимания. Практические упражнения на тренировку внимания. Тест «Избирательность внимания» Г. Мюстерберга.

5. Память (2 часа). Понятие о памяти человека. Основные процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание. Виды памяти: двигательная, эмоциональная образная, словесно-логическая. Произвольное и непроизвольное запоминание. Кратковременная и долговременная память. Способы запоминания. Практические упражнения на тренировку способов запоминания. Тесты: «Образная память», «Кратковременная память».

  Мышление (4 часа).  Мышление как сложный познавательный процесс. Понятие о мышлении. Отличие мышления от других познавательных процессов. Формирование и развитие мышления в онтогенезе. Роль мышления в жизни человека. Этапы мыслительного процесса. Виды мышления. Формы мышления. Практические упражнения, исследующие мышление. Тесты: «Активность мышления», «Сравнение понятий» и др.

 Воображение (2 часа). Что такое воображение. Отличие воображения от других познавательных процессов. Зачем человеку нужно воображение. Виды воображения. Творческое воображение. Развитие воображения. Практические упражнения, тесты, игры на воображение.

 Речь (2 часа). Виды речи. Понятие диалога и монолога. Развитие речи. Речь и общение. Условия, облегчающие общение. Значение уверенности в себе и направленности на собеседника. Практические упражнения, тесты, игры.

 Эмоции (2 часа). Общее представление об эмоциях. Различные формы проявления эмоций. Положительные и отрицательные эмоции. Эмоциональные реакции разных людей. Анализ различных видов эмоций (печаль, радость, страх, грусть, восторг, удивление и пр.) по степени и форме их выражения. Роль эмоций в жизни людей. Возможности управления эмоциями. Практические упражнения, тесты, игры.

10. Способности (2 часа). Понятие о способностях. Задатки как природная основа способностей. Как развиваются способности. Одаренность, талант, гениальность. Общие способности. Специальные способности. Интересы и склонности. Способности и школа. Практические упражнения и тесты на самооценку способностей.

11. Характер (2 часа). Понятие о характере. Черты характера. Нравственные черты характера. Волевые черты характера. Характер и успехи в школе. Человек – хозяин своего характера. Практические упражнения на самооценку характера.

12. Темперамент (2 часа). Что такое темперамент. Психологические характеристики основных темпераментов. Темперамент и общение. Темперамент и характер. Темперамент и способности. Практические упражнения и тесты на самооценку темперамента.

13.  Как люди воспринимают друг друга при общении (2 часа). Что можно узнать о человеке по внешнему виду: лицу, жестам, походке и осанке, речи, одежде и т.д. Первое впечатление о человеке. Позиции в общении. Практические упражнения, игры и тесты.

14. Как общаются разные люди (2 часа). Что такое потребность в общении. Психологические особенности человека и общение. Стиль общения. Пространство и время общения. Как научиться общаться лучше. Качества важные для межличностного общения. Практические упражнения, игры и тесты.

15. Виды общения (2 часа). Непосредственное общение. Особые виды общения. Особенности публичного выступления. Практические упражнения, игры и тесты.

Конфликты и их разрешение (2 часа). Что такое конфликт. Причины возникновения конфликта. Как разрешить конфликт. Практические упражнения, тесты.

Заключение (1 час).

10-й класс

Тематический план

Название темы

Количество часов

1.

Введение. Предмет и задачи психологии.

3

2.

Ощущение.

1

3.

Восприятие.

1

4.

Внимание.

1

5.

Память.

1

6.

Мышление.

4

7.

Воображение

2

8.

Речь

2

9.

Эмоции

2

10.

Способности.

2

11.

Характер.

2

12.

Темперамент.

2

13.

Как люди воспринимают друг друга при общении.

2

14.

Как общаются разные люди.

2

15.

Виды общения.

2

16.

Конфликты и их разрешение.

2

17.

Психология личности.

2

18.

Личностное и профессиональное самоопределение.

2

19.

Заключение.

1

Поурочный план (10 класс)

1. Введение. Предмет и задачи психологии (3 часа). Происхождение слова «психология». Понятие о психологии как науке. Роль психологических знаний в жизни человека. Что изучает психология. Психические процессы, психические состояния, психические свойства личности.

2.  Ощущение (1 час). Понятие об ощущении. Органы чувств. Простейшие представления об анализаторах. Виды ощущений. Пороги ощущений. Практические упражнения и игры на исследование ощущений.

3.   Восприятие (1 час). Восприятие и его отличие от ощущения. Понятие о восприятии. Виды восприятия по объекту восприятия. Иллюзии восприятия. Свойства восприятия. Практические упражнения и игры на исследование восприятия. Тест на восприятие времени.

4. Внимание (1 час). Понятие о внимании. Виды внимания: произвольное и непроизвольное внимание. Значение внимания для учебной и трудовой деятельности. Свойства внимания. Способы активизации внимания. Практические упражнения на тренировку внимания. Тест «Избирательность внимания» Г. Мюстерберга.

5.   Память (1 час). Понятие о памяти человека. Основные процессы памяти: запомина-ние, сохранение, воспроизведение и забывание. Виды памяти: двигательная, эмоциональная образная, словесно-логическая. Произвольное и непроизвольное запоминание. Кратковременная и долговременная память. Способы запоминания. Практические упражнения на тренировку способов запоминания. Тесты: «Образная память», «Кратковременная память».

  Мышление (4 часа).  Мышление как сложный познавательный процесс. Понятие о мышлении. Отличие мышления от других познавательных процессов. Формирование и развитие мышления в онтогенезе. Роль мышления в жизни человека. Этапы мыслительного процесса. Виды мышления. Формы мышления. Практические упражнения, исследующие мышление. Тесты: «Активность мышления», «Сравнение понятий» и др.

 Воображение (2 часа). Что такое воображение. Отличие воображения от других познавательных процессов. Зачем человеку нужно воображение. Виды воображения. Творческое воображение. Развитие воображения. Практические упражнения, тесты, игры на воображение.

 Речь (2 часа). Виды речи. Понятие диалога и монолога. Развитие речи. Речь и общение. Условия, облегчающие общение. Значение уверенности в себе и направленности на собеседника. Практические упражнения, тесты, игры.

 Эмоции (2 часа). Общее представление об эмоциях. Различные формы проявления эмоций. Положительные и отрицательные эмоции. Эмоциональные реакции разных людей. Анализ различных видов эмоций (печаль, радость, страх, грусть, восторг, удивление и пр.) по степени и форме их выражения. Роль эмоций в жизни людей. Возможности управления эмоциями. Практические упражнения, тесты, игры.

10. Способности (2 часа). Понятие о способностях. Задатки как природная основа способностей. Как развиваются способности. Одаренность, талант, гениальность. Общие способности. Специальные способности. Интересы и склонности. Способности и школа. Практические упражнения и тесты на самооценку способностей.

11. Характер (2 часа). Понятие о характере. Черты характера. Нравственные черты характера. Волевые черты характера. Характер и успехи в школе. Человек – хозяин своего характера. Практические упражнения на самооценку характера.

12. Темперамент (2 часа). Что такое темперамент. Психологические характеристики основных темпераментов. Темперамент и общение. Темперамент и характер. Темперамент и способности. Практические упражнения и тесты на самооценку темперамента.

13.  Как люди воспринимают друг друга при общении (2 часа). Что можно узнать о человеке по внешнему виду: лицу, жестам, походке и осанке, речи, одежде и т.д. Первое впечатление о человеке. Позиции в общении. Практические упражнения, игры и тесты.

14. Как общаются разные люди (2 часа). Что такое потребность в общении. Психологические особенности человека и общение. Стиль общения. Пространство и время общения. Как научиться общаться лучше. Качества важные для межличностного общения. Практические упражнения, игры и тесты.

15. Виды общения (2 часа). Непосредственное общение. Особые виды общения. Особенности публичного выступления. Практические упражнения, игры и тесты.

 Конфликты и их разрешение (2 часа). Что такое конфликт. Причины возникновения конфликта. Как разрешить конфликт. Практические упражнения, тесты.

 Психология личности (2 часа).  Сознание человека. Человек как личность. Самосознание. Самооценка. Мотивационная сфера личности. Проявления личности в поведении. Практические упражнения, тесты.

 Личное и профессиональное самоопределение (2 часа). Что такое личностное самоопределение. Семья в жизни человека. Понятие о профессиональном самоопределении. Этапы профессионального самоопределения. Осознание своих способностей интересов, склонностей. Профориентационные тесты.

 Заключение (1 час).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поурочные планы по чтению для 1 класса (урок 17-26)

Поурочные планы по литературному чтению для 1 класса по программе "Начальная школа 21 века"...

Поурочные планы по математике ПНШ 2 класс уроки 21-40

Поурочные планы по математике по УМК "перспективная начальная школа" для 2 класса. уроки 21-40...

Поурочные планы по математике ПНШ 2 класс уроки 41-70

Поурочные планы по математике по УМК "Перспективная начальная школа". Уроки 41-70....

Поурочные планы по математике ПНШ 2 класс уроки 71-100

Поурочные планы по математике для 2 класса по УМК "ПНШ". уроки 71-100....

Поурочные планы по математике ПНШ 2 класс уроки 101-120

Поурочные планы по математике ПНШ 2 класс уроки 101-120...

Поурочные планы, рекомендации авторов, тематическое планирование по русскому языку 3 класс "Гармония"

Поурочное планирование русского языка в 3 классе составлено по четвертям. Материал соответствует учебнику "Русский язык" Соловейчик, 2014 учебный год по ФГОС. При составлении планов использованы реком...

Тематический поурочный план учебного предмета «Английский язык 4 класс» (68 часов, 2 часа в неделю)

Тематический поурочный план учебного предмета «Английский язык 4 класс» В.П. Кузовлев...