Влияние психологического сопровождения на снижение правонарушений.
статья на тему

Пазарацкас Елена Анатольевна

 

Целью психологической работы с учащимися школы является  повышение  нравственности воспитанников школы,   улучшение  их адаптацию  в социуме,  снижение невротизации у  воспитанников школы,  развитие  их когнитивных функций и обогащение их внутреннего психического мира положительными эмоциями, полученными через культурологические знания и приобретение нового социального опыта в общении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пазарацкас Е.А.

Педагог-психолог

ГБОУ школа-интернат № 8

Пушкинского района Санкт-Петербурга

Влияние психологического сопровождения на снижение правонарушений.

Целью психологической работы с учащимися школы является  повышение  нравственности воспитанников школы,   улучшение  их адаптацию  в социуме,  снижение невротизации у  воспитанников школы,  развитие  их когнитивных функций и обогащение их внутреннего психического мира положительными эмоциями, полученными через культурологические знания и приобретение нового социального опыта в общении.

 Формирование у детей коммуникативных, социально одобряемых, навыков общения в своей социальной группе способствует  улучшению их психоэмоционального состояния и снижает количество межличностных конфликтов. Психологическая  помощь детям в разрешении их внутренних и внешних личностных конфликтах способствует формированию адекватных способов совладания в стресогенных ситуациях. Все это становится возможным только при индивидуальном подходе к личности ребенка, при  более дифференцированном подходе к причинам порождающим трудности адаптации детей в социуме, отрицательно влияющими  на формирование личности ребенка.  Дети, воспитанники школы – интерната, часто подвергаются  стрессу, который длительное время, не имея конструктивного разрешения, приводит к повышению тревожности, что ведет к дезадаптации.  Это в первую очередь связано с тем, что дети, воспитываются в социально не благополучной семье,  растут в условиях эмоциональной депривации,   в условиях  деструктивного воспитания, подвергаются  вербальной, а порой и физической агрессии со стороны родителей,  или лиц их замещающих, то есть в их жизни стресс является неотъемлемой составляющей. Тревожные дети легко выводятся из эмоционального равновесия,  они проявляют большую озабоченность своими неудачами, часто они заранее  настроены на неудачи, они труднее адаптируются в новой социальной группе.  Риск формирования тревожности, как свойство личности у этих детей значительно  возрастает. Одной из форм проявления тревожности является агрессивное поведение. Очевиден тот факт, что сегодняшние высоко тревожные  дети  – будущие взрослые, одним из проявлений тревожности которых, может также стать агрессивное поведение.

 Работа  с детьми  должна сочетает  в себе индивидуальный подход к каждой личности с использованием адаптированных имеющей под собой научную базу  психолого-педагогических методов  работы.  Рассчитывать на хорошую динамику можно только при планомерной,  последовательной, целенаправленной  работе. С этой целью психологическая работа ведется в следующих направлениях:

1.Диагностика.

2.Работа в психологических группах.

3.Индивидуальная  психокоррекционная работа с учащимися.  4.Индивидуальные консультации учителей.

 5.Консультации родителей детей.

6.Открытые занятия, психотерапевтические - тематические групповые встречи детей с новыми людьми, носителями культуры и искусства.

7.Участие в школьной МППК.

8.Выступления на родительских собраниях.

9.Проведение групповых и индивидуальных встреч с родителями детей.

Опыт работы в программе «Снижение правонарушений у учащихся».

Проявление агрессии детей чаще  всего сопровождается состоянием тревожности. Для получения более углубленных   результатов по шкале тревожности, было проведено углубленное исследование на выборке 18 детей, в возрасте от 9 до 11 лет, прошедших первый этап адаптации в школе, имеющих психогенный характер ЗПР и еще не вступивших в пубертатный период. Такая выборка снижает количество артефактов. Исследовалась отдельно личностная тревожность и школьная, а также общий показатель эмоционального неблагополучия.

Из исследования видно, что подавляющее большинство детей имеет высокую личностную тревожность, а мальчики все находятся в группе риска, то есть риск развития невроза, или психопатии. При этом очевидно, что высокая тревожность детей меньше  всего обусловлена их пребыванием в школе, школа для них в 50% более благоприятная среда, чем собственный дом. Тревога детей связана с их невротическими страхами, наличием преневротических нарушений (страхи, вредные привычки, нарушения сна, неуверенность в себе, чрезмерная чувствительность к оцениванию).

Учитывая  проведенную диагностику, в школе проводится психологическая работа с родителями детей. Проводятся групповые встречи, где расширяются знания родителей о формах воспитания, а так же проводятся индивидуальные консультации.

Вывод: вся проведенная диагностика показала наличие у детей нарушений в эмоциональной сфере, обусловленные в большей степени их эмоциональной депривацией,  неправильным семейным воспитанием, нарушением общения со значимыми для них взрослыми. В соответствии с результатами диагностики проводилась психокоррекционная работа с детьми, направленная на коррекцию эмоциональной сферы, приобретение детьми конструктивных способов совладения с  жизненными трудностями, развитие нравственности, толерантности и эмпатии.  Вся  психологическая работа проводилась как индивидуально, так и в группах. В результате чего, за исследуемый период,  хорошая адаптация детей повысилась с 55% до 78%, низкая адаптация снизилась с 38% до 20%, дезадаптация снизилась с 6% до 1%, высокую адаптацию имеют 1% детей.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Работа социально-психологической службы по профилактике правонарушений в молодёжной среде"

В данной статье раскрываются вопросы, связанные с профилактической работой с молодёжью. Материал предназначен для педагогов....

Психологическое сопровождение учащихся. "Готовность к школе, как психологический феномен."

Для того чтобы ученик ощущал себя в школе комфортно, проводим психологическое сопровождение учащихся, даём информацию родителям об обучении ребёнка планированию своих действий.По результатам мониторин...

Преемственность психолого-педагогического сопровождения обучающихся в детском саду и школе. Психологическое сопровождение учащихся в адаптационный период в соответствии с ФГОС НОО

В данной статье описывается опыт работы по преемственности между детским садом и школой, а так же дальнейшее психологическое сопровождение обучающихся по адаптации к школе. Статья будет полезна для мо...

Тема: Индивидуальный маршрут психологического сопровождения учащихся с ограниченными возможностями здоровья, направленный на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребёнка.

Чтобы знать, чему обучать, и найти наилучшие методы и приемы воспитания и обучения, олигофренопедагогу необходимо знать особенности психики учеников вспомогательной школы, т е. знать психологию умстве...

Коррекционно-развивающая программа психологического сопровождения детей с ОВЗ «Психологическая коррекция» 1-4 класс

Цель коррекционно-развивающей программы: формирование психологического базиса для полноценного развития личности ребенка, создание зоны ближайшего развития для преодоления недостатков интеллектуальной...