Психологическое сопровождение учащихся. "Готовность к школе, как психологический феномен."
методическая разработка (1 класс) на тему

Носкова Галина Александровна
  • Для того чтобы ученик ощущал себя в школе комфортно,
  • проводим психологическое сопровождение учащихся,
  • даём информацию родителям об обучении ребёнка планированию своих действий.
  • По результатам мониторинга подготовлен методический материал и презентация, в которой представлены:
  • ключевые понятия,  
  • соответствие критериям психологической готовности и портрета первоклассника.
  • Результаты анкетирования родителей подготовительной группы детского сада. 
  • Родители ответили на вопросы:
  • "Что привлекает в современной школе?";
  • "Что важнее при поступлении в школу?"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Психологическое сопровождение учащихся «Готовность к школе, как психологический феномен» Анализ работы

Слайд 2

Для того чтобы ученик ощущал себя в школе комфортно, для развития его способностей и возможностей, проводим психологическое сопровождение, которое помогает определить пути и формы оказания помощи детям, испытывающим трудности в обучении, общении и психическом самочувствии. Поэтому в начале учебного года выявили уровень готовности первоклассников к школе, особенности психического развития детей и составили «Психолого – педагогический портрет учащегося». Провели анализ мониторинга готовности первоклассников к школе. Для учащихся их родителей и учителей даны консультации. В ходе, которых обратили внимание на укрепление коммуникативных способностей школьников и формирование позитивного отношения к себе и сверстникам.

Слайд 3

По результатам диагностики первоклассников подготовлен методический материал и презентация «Готовность учащихся к школе, как психологический феномен».

Слайд 4

Психологическая готовность к школе объединяет два возраста: окончание дошкольного и одновременно начало младшего школьного возраста. Психологическая готовность к школьному обучению состоит не в том, что у ребенка оказывается сформированными сами «школьные» качества, а в том, что он овладевает предпосылками к последующему их усвоению. (А.Венгер) Ключевые понятия

Слайд 5

психомоторная (функциональная), интеллектуальная, эмоционально – волевая, личностная (в том числе мотивационная), социально – психологическая (коммуникативная) Взаимодействующие компоненты психологической готовности

Слайд 6

Психомоторная готовность 1. Сбалансированность процессов возбуждения и торможения 2. Работоспособность, выносливость 3. Умение длительное время сосредотачивать внимание на объекте своей деятельности

Слайд 7

Эмоционально – волевая готовность 1.Умение управлять своим поведением 2. Включаться в общую деятельность 3.Принимать систему требований

Слайд 8

Начало развития волевых качеств: Дисциплинированность Организованность Самоконтроль

Слайд 9

Элементы волевого действия Начало развития волевых качеств Новый характер эмоциональности Произвольность поведения – предпосылки учебной деятельности Эмоционально – волевая сфера

Слайд 10

1.Произвольность поведения – рождается в коллективной игре. Критерии психологической готовности Внутренний план: Характеристика портрета первоклассника Внешний план: Сознательно подчиняет свои действия правилу - обобщенно определяющему способ действия Понимает объяснения учителя на уроке Принимает учебную задачу Удерживает цель деятельности Выбирает адекватные средства достижения цели Выполняет требования учителя Внимательно слушает говорящего и точно выполняет задания предлагаемые в устной форме Самостоятельно выполняет требуемое задание по зрительно – воспринимаемому образцу

Слайд 11

Новый характер эмоциональности Критерии психологической готовности Внутренний план Характеристика портрета первоклассника Внешний план - сдержанность, осознанность, - устойчивость, уравновешенность эмоциональных состояний. - расширение круга предметов сопереживания, соучастия в соответствии с социальными принципами и правилами. -позитивный настрой, положительное отношение к школе, учению, самому себе. Охотно взаимодействует с одноклассниками Демонстрирует эмоциональную привязанность к учителю. С желанием посещает школу

Слайд 12

Развитие мелкой моторики мышц руки и зрительно – моторных координаций ( психомоторная готовность) Критерии психологической готовности Внутренний план Характеристика портрета первоклассника Внешний план 1.Овладение действиями письма. 2. Зрительно – двигательная координация. 1.Способен рисовать мелкие детали 2.Точно обводить контур. 3.Держать строку при написании элементов букв. 4. Линии уверенные. 5. Правильно переносит графический образ с классной доски, отсутствует зеркальное письмо.

Слайд 13

Совершенствование механизмов функциональной асимметрии мозга ( психомоторная готовность ) Критерии психологической готовности Характеристика портрета первоклассника Внутренний план Внешний план 1.Становление речи как средства познания. 2. Вербально – логическое мышление. 1.В устных высказываниях отсутствуют серьезные ошибки. 2. Лексический запас соответствует возрасту. 3. Может самостоятельно изложить или пересказать текст на заданную тему

Слайд 14

результаты мониторинга

Слайд 15

С целью преемственности проведено анкетирование родителей подготовительной группы, в количестве 25 человек

Слайд 16

Анализ анкет показал, что 96% - родителей общаются со своим ребенком, присутствует совместная деятельность 4%- ответили отрицательно.

Слайд 17

Что важнее при поступлении в школу? Выполнение требований – 28% Способность управлять поведением – 56% Дисциплина – 56% Уровень подготовки по письму, чтению, счету - 64%

Слайд 18

Что привлекает в современной школе? Олимпиады по предметам – 40% Спортивные соревнования – 48% Кружки по интересам – 56% Интерактивные технологии – 60% Учет индивидуальных особенностей – 76%

Слайд 19

Консультирование и просвещение родителей Освещены темы: 1) Задачи психологической службы; 2) Формирование зрительно – пространственных представлений первоклассников; 3) Формирование социальной адаптации учащихся; 4) Планирование действий и обучение планированию школьников; 5) Согласие родителей на проведение психодиагностики; 6) Памятка.

Слайд 20

Родителям дана информация: Об обучении ребенка планированию своих действий. Планирование должно стать обязательным, но коротким этапом, предваряющим каждое действие. Например: «В двух словах скажи, как будешь решать эту задачу» Планировать следует не только умственные, но и бытовые, повседневные действия. Проговорить, что сначала, что потом. Взрослый должен следить за тем, чтобы планы были реализованы, чтобы действие не подменялось его планированием. Уделить внимание способам проверки и оценки работы ребенка в разных видах деятельности.

Слайд 21

Продолжение работы в этом направлении и выполнение следующих задач: Стимулирование личностной активности учащихся по поиску новых моделей поведения. Формирование навыков конструктивного общения друг с другом. Создание условий для формирования у родителей ответственной позиции, связанной с необходимостью социально - психологической помощи детям. Контроль и обеспечение условий здорового образа жизни младших школьников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преемственность психолого-педагогического сопровождения обучающихся в детском саду и школе. Психологическое сопровождение учащихся в адаптационный период в соответствии с ФГОС НОО

В данной статье описывается опыт работы по преемственности между детским садом и школой, а так же дальнейшее психологическое сопровождение обучающихся по адаптации к школе. Статья будет полезна для мо...

Тема: Индивидуальный маршрут психологического сопровождения учащихся с ограниченными возможностями здоровья, направленный на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребёнка.

Чтобы знать, чему обучать, и найти наилучшие методы и приемы воспитания и обучения, олигофренопедагогу необходимо знать особенности психики учеников вспомогательной школы, т е. знать психологию умстве...

Психологическое сопровождение в специальной (коррекционной) школе-интернате для детей с нарушениями зрения

Психологическое сопровождение в специальной (коррекционной) школе-интернате для детей с нарушениями зрения...

Психологическое сопровождение урока в начальной школе

Психологическое сопровождение урока в начальной школе на каждом этапе его проведения. На занятии предлагаются психологические упражнения, позволяющие настроить детей на занятие, активизуруют работу по...

Коррекционно-развивающая программа психологического сопровождения детей с ОВЗ «Психологическая коррекция» 1-4 класс

Цель коррекционно-развивающей программы: формирование психологического базиса для полноценного развития личности ребенка, создание зоны ближайшего развития для преодоления недостатков интеллектуальной...