Психологическое сопровождение урока в начальной школе
план-конспект

Психологическое сопровождение урока в начальной школе на каждом этапе его проведения. На занятии предлагаются психологические упражнения, позволяющие настроить детей на занятие, активизуруют работу позновательной сферы, способствуют предотвращению утомления и более продуктивному освоению учебного материала. Последовательность шагов согласуется с этапами урока.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Примечания

Орг. момент

Учитель настраивает  обучающихся  на продуктивную работу на занятии.

Слушают стихотворение, договаривают последние слова в строчке стихотворения, настраиваясь на урок.

Психологическая установка

Психолог создаёт положительный эмоциональный настрой на занятии, содействует развитию уверенность в себе и своих силах.

     - Для того, чтобы все получалось нужно настроиться на успех. Я буду говорить фразы, а вы закроете глаза и будете повторять за мной:

- Мы хотим быть умными, сильными, смелыми, ловкими, трудолюбивыми, добрыми, счастливыми!

- Мы сделаем все, чтобы стать умными, сильными, смелыми, ловкими, трудолюбивыми, добрыми, счастливыми!

  • Я буду хорошо учиться!

Или:

1. Кинезиологическая гимнастика

1.1. «Перекрестные шаги».

Цель: одновременная активизация обширных зон обоих полушарий мозга, переключение мозга интегрированный режим работы, для более быстрого включения в работу.

Ребята, перед началом урока мы с вами сделаем упражнения, которые подготовят вас к уроку.

1. Локтем левой руки потянитесь к поднимающемуся навстречу колену правой ноги, слегка коснитесь его.

2. Локтем правой руки потянитесь к поднимающемуся колену левой ноги, слегка коснись его.

Продолжайте выполнять упражнение еще 7 раз, дышите в обычном темпе.

1.2. «Ленивые восьмерки для письма».

Цель: установление связи «рука – глаз» для улучшения действий, требующих зрительной работы. Включение обоих полушарий головного мозга, для улучшения концентрации внимания, письма, чтения.

Нарисуйте восьмерку перед собой на столе. Сначала правой рукой 4 раза, затем левой 4 раза, потом указательными пальцами, образовывающими перекрестие («Х»), 4 раза.

Принимают установку, повторяют настрой вслед за психологом.

Мотивация познавательной деятельности

Учитель предлагает проверить правильность выполнения задания.

Нацеливает на определение темы урока.

Выполняют задание, рассуждают о том, кто из ребят верно выполнил домашнее задание.

Слушают, принимают установку.

Актуализация необходимых знаний

Создаёт условия по выполнению

Задаёт проблемный вопрос.

Читают, записывают, подчёркивают, вспоминают.

Организация познавательной деятельности

Создаёт условия для самостоятельной работы обучающихся с учебником.

Создаёт проблемную ситуацию по заданию.

Организует работу.

Находят информацию, читают, объясняют в классе, делают выводы.

По учебнику определяют тему урока. Ставят учебную задачу.

Прочитывают тему урока хором.

Выполняют задание, высказывают свою точку зрения, сравнивая её с текстом правила.

Подбирают свои примеры.

Психологическая разминка

Психолог организует  игру, способствующую профилактике утомления и переутомления детей; поддержанию работоспособности учащихся в течение всего урока; профилактике и коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата у детей; повышению эмоционального уровня урока.

- Сейчас мы с вами сделаем упражнения, которые помогут вам быть еще внимательней.

1. Игра «Имена, фамилии, отчества»

- Если я скажу слово «Имя», все присаживаются вниз, слово «Отчество» - вытягивают руки в стороны, слово «Фамилия» - кружатся один раз вокруг себя,  Будьте внимательны! Я могу вас запутать. (Сначала можно говорить и показывать правильно, потом называть одно слово, а действие делать не соответствующее ему).

Дети садятся в круг, повторяют слова за ведущим и выполняют соответствующие движения.

Учитель организует

-  Прошу улыбнуться  девочек.

- Прошу сесть... (называет имя).

- Прошу улыбнуться мальчиков.

- Прошу сесть …. (называет имя).

Подводит к выполнению упражнения.

Создаёт условия для обобщения изучаемого материала.

Читают, размышляют, предлагают свои варианты ответа.

Слушают стихотворение.

Подведение итогов

Организует работу.

Устно отвечают на вопрос. Коллективно составляют схему ответа.

Хором зачитывают составленное правило.

Домашнее задание

Учитель объясняет домашнее задание.

Слушают и принимают инструкцию по выполнению домашнего здания.

Рефлексия

Психолог предлагает выявить степень усвоения учебного материала, выявить достижения и  затруднения.

- Наш урок подошёл к концу. Что вы узнали? Чему научились?

Расскажите по схеме:

Я узнал...

Я  научился...

Было легко...

Было трудно...

Психолог предлагает повторить вслух следующую установку: «Я буду учиться хорошо! У меня все получится! Я молодец!»

Анализируют свои результаты усвоения темы, определяют, что было понятным, а что оказалось сложным.

Я узнал…

Я  научился …

Было легко...

Было трудно..

Дети повторяют: «Я буду учиться хорошо! У меня все получится! Я молодец!»

Учитель оценивает работу ребят на уроке.

  • Спасибо за активную работу на уроке!
  • Урок окончен. Можете быть свободны.


Приложение

  • Задание на красной карточке.

Расшифруйте предложения, объясните, какие слова вы будете писать с заглавной буквы, запишите предложения:

мальчиквасямуравьевстроитдомдлямурвьев

нашамартавернуласьизмосквывначалемарта

лёваскворцовсделалдомдляскворцов

  • Задание на зелёной карточке.

Вставь пропущенную букву в имена одноклассников.

...ероника, ...оман, ...ирилл, … анила, ...аша, ...рик, ...льяна, ...лександр.

  • Задание на жёлтой карточке.

Вставь пропущенную букву в имена сказочных героев.

…олобок, ...уратино, ...альвина, ...езнайка, ...иполлино.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологический комфорт на уроках в начальной школе. Статья.

Чтобы ребёнок развивался не только интеллектуально, но и нравственно( т. е. как личность), учителю необходимо создать психологический комфорт на уроках....

"Психологический комфорт на уроках в начальной школе"

 Маленький человек идет в школу. Каким будет его путь, трудным и тернистым или легким и радостным? Поддержат ли его ...

Психологическое сопровождение учащихся. "Готовность к школе, как психологический феномен."

Для того чтобы ученик ощущал себя в школе комфортно, проводим психологическое сопровождение учащихся, даём информацию родителям об обучении ребёнка планированию своих действий.По результатам мониторин...

Психологическое сопровождение в специальной (коррекционной) школе-интернате для детей с нарушениями зрения

Психологическое сопровождение в специальной (коррекционной) школе-интернате для детей с нарушениями зрения...

Создание психологического комфорта на уроках в начальной школе.

Может ли учитель сформировать интерес у учащихся к учебному процессу и при помощи чего?  Необходимо стремиться строить образовательный процесс, ориентируясь на создание наиболее оптимальных услов...

Создание психологического комфорта на уроках в начальной школе.

Задача учителя  создать каждому учащемуся ситуацию успеха, помочь обрести уверенность в собственных силах, получить возможность самореализации, чтобы ребёнок был заинтересован в получении новых з...