Главные вкладки

    Методическая разработка (4 класс) по теме:
    «Арт-терапевтические технологии в работе с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей»

    Пасечникова  Ирина Юрьевна

    Наиболее приемлемой формой психокоррекционной работы с такой проблемной категорией детей, как воспитанники коррекционного детского дома, считаю арт-терапию. Эти дети в подавляющем большинстве педагогически запущены, эмоционально депривированы, имеют многочисленные социальные проблемы, зачастую серьезно отстают в психическом развитии, имеют хронические заболевания и психические нарушения.Ребенок в большинстве случаев затрудняется в вербализации своих чувств и переживаний. Для него более естественной является невербальная, в том числе изобразительная экспрессия.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon master-klass.doc40.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Мастер-класс

    «Арт-терапевтические технологии в работе с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей»

    Педагог-психолог

    ГОУ «Детский дом № 74 «Мэрхэмэт»

    Пасечникова И.Ю.

    Цель: расширить представления педагогов-психологов  об использовании арт-терапевтических технологий в работе с подростками.

     Предоставить возможность прочувствовать на собственном опыте действенность этих техник. Создать психологически комфортные условия для снятия психоэмоционального напряжения у специалистов помогающих профессий.

    Раздаточный и демонстрационный материал: белые листы для рисования, пастель, карандаши

    Продолжительность: 30 минут

    Вводная часть:

    Психологические особенности детей данной категории:

    В детском доме «Мэрхэмэт» работаю 3 года. Категория детей сложная. В подавляющем большинстве это дети педагогически запущены, эмоционально депривированы, имеют многочисленные социальные проблемы, зачастую серьезно отстают в психическом развитии, имеют хронические заболевания и психические нарушения. Практически у всех наблюдается общее недоразвитие речи различной степени выраженности, узость кругозора, бедность активного и пассивного словаря. Отмечается неадекватная самооценка, эгоцентризм, неразвитая рефлексия и неумение выражать свои чувства и переживания. Кроме того, следует отметить повышенную зависимость этих детей от взрослых.

    Ребенок в большинстве случаев затрудняется в вербализации своих чувств и переживаний. Для него более естественной является невербальная, в том числе изобразительная экспрессия. Прежде всего, это относится к детям, имеющим речевые и интеллектуальные нарушения.

    Арт-терапевтические технологии, как наиболее приемлемая форма  психокоррекционной работы с такой проблемной категорией детей, как воспитанники  детского дома. Исходя из наблюдений собственного опыта, диагностического мониторинга, подчеркиваю  роль арт-терапевтического процесса в повышении адаптационных возможностей воспитанников.

    Видов арт-терапиии очень много: в целом это лечение искусством: взаимосвязь литературы, музыки, изобразительного искусства, театра, танцев и т.д. На своих занятиях чаще всего я использую музыкальное и изобразительное искусство, танцевально-двигательные упражнения (развитие мимики и пантомимики), игры с песком.

    Арсенал для техники АРТ-терапии (куклы, сюжетные картинки, журналы, вырезки, альбомные листы формата А 1, А 2, А 3, А 4, А 5, акварельные краски, гуашь, цветная бумага, кисти, баночки для воды, пластилин, глина, восковые карандаши, витражные краски, пастель)

    Игрушки разных материалов и размеров (пластмассовые, металлические, мягкие, картон и т.д.)

    Правила работы на занятиях.

    Воспитанник имел право работать в собственном темпе.

    Воспитанник имел право отказаться выполнять некоторые задания, мог открыто вербализовать свои чувства, что-то коллективно обсудить и т.п. 

    Членам группы разрешается оказывать друг другу взаимную поддержку.

    Цели данных занятий:

    - развивать у участников социальные навыки;

    - повышать их самооценку и укреплять личную идентичность;

    - развивать у них коммуникативные навыки и способность адаптироваться к групповым нормам.

    Структура занятия: приветствие, упражнения на разогрев, беседа по теме, изобразительный этап, обсуждение, прощание.

    Арт-терапевтическим упражнениям предшествует вводная беседа по выбранной теме, упражнения для разогрева. В начале каждого занятия обязательно разбираются  возможные варианты выполнения заданий, предлагаемые и детьми, и ведущими.

    Следущий этап посвящен развитию коммуникативных навыков, коррекции привычных форм поведения и опробованию новых социальных ролей.

    Упражнения подбираются таким образом, чтобы время взаимодействия детей друг с другом увеличивалось постепенно.

    Темы занятий для индивидуальной работы:

    1. Мое имя
    2. Метафорический портрет: я в образе растения
    3. Метафорический портрет: я в образе животного
    4. Метафорический портрет: я в образе предмета
    5. Автопортрет
    6. Что я люблю?
    7. Мое настроение
    8. Я в будущем
    9. Рисунок вдвоем
    10. Поздравительная открытка

    Темы занятий для групповых занятий.

    Подарок: рисование двумя красками на мокром листе
    2. Странное животное: рисование втроем
    3. Каракули
    4. Интервью-презентация
    5. Повторялки
    6. Кооперативное рисование
    7. Рисунок вдвоем
    8. Рисунок по кругу на свободную тему.9. Совместное тематическое рисование
    10. Совместное свободное рисование

    Таким образом, на арт-терапевтических занятиях каждый участник мог оставаться самим собой, не испытывать неловкости, стыда, обиды от сравнения с более успешными детьми, продвигаться в развитии сообразно своей природе— создавать демократическую, доверительную атмосферу, связанную с равенством прав и ответственности участников и ведущих;

    Практическая часть

    Упражнение «Автограф на память»

    Все участники семинара представляются и, выбрав наиболее понравившийся им цвет пастели, обводят свои ладони на листочках как приветствие всем участникам занятия и ставят автограф.

    Упражнение «Представьте себе...»

    Ведущий. Сядьте поудобнее, расслабьтесь, обратите внимание на свое дыхание... Ваше дыхание ровное, тело расслаблено... Представьте себя в том месте, где вам наиболее комфортно... Осмотрите это место. Какое оно? А теперь вспомните, когда вы впервые почувствовали себя успешным? Какие ощущения вызвало это в вашем теле? На что похож ваш успех? Что это за образ? Рассмотрите его... Какой он? Поприветствуйте его. Посмотрите на его реакцию... Постарайтесь вступить с ним в диалог — возможно, вам есть, что сказать друг другу... А теперь поблагодарите свой успех, вам пора возвращаться. На счет «три» вы снова окажетесь в комнате. Раз, два, три... Откройте глаза, вы можете пошевелить руками, потянуться.

    (Затем ведущий предлагает изобразить успех с помощью невербальных средств выразительности: мимики и жестов.)

    Упражнение «Сила моего желания»

    Ведущий. Успех часто связан с нашей самореализацией, а также с силой нашего желания. Покажите с помощью рук, насколько сильно ваше желание самореализоваться. (Каждый показывает свой вариант.) Сила вашего желания — это домик. Сейчас у вас есть возможность нарисовать свои «домики желания». Возьмите из предложенного набора (карандаши, пастель, гелевые ручки) то, к чему потянется ваша рука, и поместите на ладошку автограф — свой «домик желания»... Доверьтесь руке, рука знает, что делать. (Пока участники рисуют — звучит музыка.)

    Упражнение «Энергия желания»

    Ведущий. А сейчас еще раз посмотрите на творение своих рук — на ладошку с «домиком желания». Приложите свою ладонь к щеке и почувствуйте энергию, которая есть в вашем желании... Какие ощущения она у вас вызывает? Сожмите ладонь и поднесите ее к губам, мысленно проговорите то, чего вы хотите. Разожмите ладонь и дайте своему желанию свободу... Помогите ему взлететь, легонько сдуйте его с ладошки.

    Рефлексия

    Ведущий. Теперь вы можете поделиться с группой своими ощущениями, чувствами, которые вызвали у вас выполненные задания.

    ЛИТЕРАТУРА

    1.Практикум по арт-терапии. Под ред. А.И. Копытина. СПб., 2000.
    2.Психотерапевтическая энциклопедия. Под ред. Б.Д. Карвасарского. СПб., 1999.
    3.Лебедева Л.Д. Арт-терапевтические занятия. Начальная школа, № 5, 2001.

    4.И.Жукова, О.Шапиро Арт-терапия в детской доме. Школьный психолог №9 2002г

    5. Л.В. Пасечник Реабилитация депрессивного состояния у детей. Сфера, 2007 г


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ, ИМЕЮЩИХ ИНВАЛИДНОСТЬ.

    Статья о индивидуальной программе реабилитации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья, имеющих инвалидность, детского дома № 6 СПб....

    РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ, ИМЕЮЩИХ ИНВАЛИДНОСТЬ.

    Статья о индивидуальной программе реабилитации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья, имеющих инвалидность, детского дома № 6 СПб....

    Научно-практический семинар по обмену опытом работы учителей начальных классов ГБОУ РТ Школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, г. Кызыла и Тоджинского кожууна в условиях ФГОС

    Что такое работать в современной сельской школе в отдаленном кожууне (районе)? Требования для всех едины, но информация запаздывает. Интернет работает плохо, если не сказать что его нет совсем, период...

    Помощь детям-сиротам и детям,оставшимся без попечения родителей в профессиональном самоопределении.

    Выбор профессии-один из важнейших жизненных выборов,совершаемых человеком в юном возрасте,так как,выбирая профессию,он выбирает и образ жизни....

    Гражданско-патриотическое воспитание, как одно из направлений социализации и адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в обществе.

    Воспитание любви в Родине и формирование достойного гражданина - основная состовляющая учебно-воспитательной работы....

    ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ С ОВЗ В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА

           Одной из важных проблем образования сегодня является развитие новых подходов к образованию лиц с особыми потребностями. Таким подходом может стать развитие инклюзивно...

    Статья на тему "Работа с детьми – сиротами и детьми, оставшимися в трудной жизненной ситуации в период адаптации в государственном учреждении"

    Работа с детьми – сиротами и детьми, оставшимися в трудной жизненной ситуации в период адаптации в государственном учреждении...