Внеучебная программа ФГОС НОО (1 класс)
календарно-тематическое планирование (1 класс) по теме

Календарно-тематическое планирование Внеучебной компилятивной программы курса "Интеллектика" (1 класс), с учетом введения ФГОС НОО

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kalendarno-temat.planirovanie_1_klass_fgos_noo.doc103.5 КБ

Предварительный просмотр:

Внеучебная программа

на 2011-2012 учебный год

курса «Интеллектика».

1 час в неделю, всего 33 часа.

Рабочая программа составлена на основе авторской программы по «Интеллектике» автора Зак А.З ., допущенной  Министерством образования и науки РФ.

Курс "Интеллектика"

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

   Планирование факультативного курса развития мыслительных способностей учащихся начальных классов составлено на основе авторской программы доктора психологических наук А.З. Зака «Интеллектика», допущенной Минестерством образования Российской Федерации и науки РФ,  в соответствии базисным учебным планом.

    Принципиальной задачей курса выступает развитие мыслительных способностей.

   Курс занятий на материале поисковых задач неучебного содержания создает благоприятные условия для воспитания у детей культуры мышления. Культура мышления предполагает хорошее развитие основных мыслительных способностей: совершать точный анализ содержания задач, выполнять разнообразное комбинирование поисковых действий; осуществлять далекое планирование своих шагов по реализации способа  решения; проводить обоснованное рассуждение о связи полученного результата с исходными условиями.

   Предлагаемый курс развивающих занятий призван способствовать гуманизации процесс образования в начальной школе и разностороннему развитию интеллектуальной сферы младших школьников за счёт сочетания учебной деятельности, (связанной с усвоением знаний, умений, навыков), с поисковой, творческой  деятельностью, способствующей развитию познавательной активности и инициативы учащихся, созданию благоприятных условий для самостоятельного решения нетиповых задач и проявления индивидуальных особенностей. Курс развивающих занятий «Интеллектики» направлен на развитие познавательной сферы младших школьников (процессов восприятия, памяти, воображения, мышления) и совершенствования волевой регуляции вообще и отмеченных познавательных процессов в частности.

   Введение в начальную школу регулярных развивающих занятий, включение детей в постоянную поисковую деятельность существенно гуманизирует начальное образование. Такой систематический курс создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует у них стремление к размышлению и поиску, вызывает чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта.

   Во время занятий по курсу «Интеллектика» происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство, поскольку отметки не ставятся.

К концу первого класса учащиеся могут решать все виды представленных задач первой степени сложности. К ученикам с разной интеллектуальной подготовкой предъявляются дифференцированные требования:

  1. слабые ученики решают меньшее количество задач во время занятия, но верно; 
  2. ученики со средней интеллектуальной подготовкой решают все задачи представленные в занятии;
  3. сильные ученики решают все задачи данного занятия, решают дополнительные и составляют творческие задачи, оценивая их по оригинальности, сложности, продуктивности.

Программа рассчитана на 33 ч., 1 ч. в неделю.

  Основные цели курса занятий:

 - обеспечить более высокую, чем обычно, интеллектуальную готовность к обучению;

 - создание условий для развития творческого потенциала и способностей детей;

 - расширение границ творческого восприятия мира;

 -  реализация творческих способностей в реальной жизни.

         Задачи: 

 - обеспечить высокий уровень интеллектуальной подготовки у первоклассников;

 - развитие творческого воображения и фантазии;

 - стимулирование творческого самовыражения;

- развитие символических представлений, креативности;

- развитие вариативности и оригинальности мышления;

- развитие умения свободно и ясно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения;

- развитие коммуникативных навыков;

- развитие эмоционально – волевой сферы;

- гармонизация эмоционального состояния;

- стабилизация психических процессов, снятие напряжения.

                                                    Календарно - тематическое планирование внеучебной программы

"Интеллектика"

1 час в неделю. 33 часа в год

                          Тема урока

Кол - во

часов

             Содержание

Деятельность

 Результат

                                                                                       1 четверть

1

Диагностика мыслительных способностей первоклассников.

Игра "Перестановки - 1".

1. Приветствие.  2. Упражнение «Добрый – злой, веселый – грустный»3. Упражнение «Азбука хороших слов»4. Знакомство с тетрадью. Игра «Перестановки – 1». 6. Рефлексия. Ритуал прощания.

Диагностика психологические игры и упражнения, работа в тетради.  

Оценка уровня развития мыслительных способностей, тетрадь занятие 1, стр. 1 – 3.

2

Игра "Одинаковое, разное у двух - 1".

1. Приветствие. 2. Упражнение «Глаза в глаза» 3. Упражнение «Азбука хороших слов»4. Игра «Одинаковое, разное у двух – 1». 5. Рефлексия. Ритуал прощания.

Психологические игры и упражнения, работа в тетради, коммуникативная деятельность

Развивитие в детях чувство эмпатии, тетрадь занятие 2, стр. 4 – 6.

3

Лесная школа.

Игра "Передвижения - 1".

1.  Приветствие. 2. Упражнение «Назови предметы» 3. Упражнение «Азбука хороших слов»4.Сказка «Лесная школа»3.  Игра "Передвижения - 1". 4. Рефлексия. Ритуал прощания.

Психологические упражнения, работа в тетради.

Тетрадь занятие 3, стр. 7 – 9; сказка «Лесная школа».

4

Игра "Шаги - 1".

1. Приветствие. 2 Упражнение, «Какого цвета» 3. Упражнение «Азбука хороших слов»  4. Игра «Шаги – 1». 5. Рефлексия. Ритуал прощания.

Психологические игры и упражнения, работа в тетради,

Тетрадь занятие 4, стр. 10 – 12;

5

Игра "Перестановки - 2"

1.Приветствие. 2.  Упражнение «Азбука хороших слов»  3. Упражнение «Раскрась правильно»4. Игра "Перестановки - 2". 5. Рефлексия. Ритуал прощания.

Психологические игры и упражнения, работа в тетради,

Тетрадь занятие 5, стр. 13 – 15;

6

Игра "Одинаковое, разное у двух - 2".

1. Приветствие. . 2.  Упражнение «Азбука хороших слов» 3. Упражнение «Кто точнее нарисует?». 4. Игра "Одинаковое, разное у двух - 2". 5. Рефлексия. Ритуал прощания.

Психологические игры и упражнения, работа в тетради.

Тетрадь занятие 6, стр. 16 – 18;».

7

Игра "Передвижения – 2»

1.  Приветствие. 2. Упражнение «Азбука хороших слов» 3. Упражнение «переверни рисунок». 4. Игра "Передвижения – 2. 5. Рефлексия. Ритуал прощания.

Психологические игры и упражнения, работа в тетради.

Тетрадь занятие 7, стр. 19– 21;

8

Игра "Прыжки - 1".

1. Приветствие. 2. Упражнение «Азбука хороших слов» 3. Упражнение «Что? Где?» 4. Игра "Прыжки - 1".5. Рефлексия. Ритуал прощания.

Психологические игры и упражнения, работа в тетради,

Тетрадь занятие 8, стр. 22 – 24;

9

Четыре желания.

Игра "Перестановки - 3".

1. Приветствие. 2. Упражнение «Азбука хороших слов» 3. Упражнение «У кого ряд длиннее?». 4. Игра "Перестановки - 3". 5. Рефлексия. Ритуал прощания

Психологические игры и упражнения, работа в тетради.

Тетрадь занятие 9, стр. 25 – 27;

                                                                                          2 четверть

10

Игра "Одинаковое, разное у двух - 3".

1.Приветствие. 2. Упражнение «Азбука хороших слов» 3. Упражнение «Подбери картинки». 4..  Игра "Одинаковое, разное у двух - 3". 5. Рефлексия. Ритуал прощания.

Психологические игры и упражнения, работа в тетради,.

Тетрадь занятие 10, стр. 28 – 30;.

11

Игра "Передвижения – 3».

1.Приветствие. 2. Упражнение «Азбука хороших слов» 3. Упражнение «Тренируем эмоции». 4. Игра "Передвижения – 3». 5. Рефлексия. Ритуал прощания.

Психологические игры и упражнения, работа в тетради,

Тетрадь занятие 11, стр. 31 – 33;

12

 Работа со сказкой «В одном лесу»

Игра "Шаги - 2".

1. Приветствие. 2. Упражнение «Азбука хороших слов» 3.Сказка «В одном лесу»  4. Игра "Шаги - 2". 5 Рефлексия. Ритуал прощания

Психологические игры и упражнения, работа в тетради,

Тетрадь занятие 12, стр. 34 – 36;

13

Работа со сказкой «Верить и стараться»

Игра "Обмены – 1».

1. Приветствие. 2. Упражнение «Азбука хороших слов». 3. Сказка «Верить и стараться». 4. Игра "Обмены – 1». 5. Рефлексия. Ритуал прощания

Психологические игры и упражнения, работа в тетради,

Тетрадь занятие 13, стр. 37 – 39;

14

Рисование на тему «Волшебные зеркала»

Игра "Одинаковое, разное у трёх – 1».

1. Приветствие. 2. Упражнение «Азбука хороших слов». 3. Игра "Одинаковое, разное у трёх – 1». 4. Рисование на тему «Волшебные зеркала». 5. Рефлексия. Ритуал прощания.

Психологические игры и упражнения, работа в тетради, рисование «Волшебные зеркала».

Тетрадь занятие 14, стр. 40 – 42; рисунок «Волшебные зеркала».

15

Игра «Обмены – 2».

1. Приветствие. 2. Упражнение «Азбука хороших слов». 3. Игра «Человек и его тень». 4. Игра «Обмены – 2. 5. Рефлексия. Ритуал прощания.

Психологические игры и упражнения, работа в тетради

Тетрадь занятие 15, стр. 43 – 45;

16

Игра «Прыжки – 2».

1. Приветствие. 2. Упражнение «Азбука хороших слов». 3. Игра «Прыжки – 2». 4. Игра «Кракодил»5. Рефлексия. Ритуал прощания.

Психологические игры и упражнения, работа в тетради.

Тетрадь занятие 16, стр. 46 – 48;










                                                                                          3 четверть

17

Игра «Обмены – 3».

1. Приветствие. 2. Упражнение «Азбука хороших слов». 3. Упражнение «Это я, узнай меня» 4. Игра «Обмены – 3». 5. Рефлексия. Ритуал прощания.

Психологические игры и упражнения, работа в тетради.

Тетрадь занятие 17, стр. 49 – 51;

18

Игра "Одинаковое, разное у трёх - 2".

1. Приветствие. 2. Упражнение «Азбука хороших слов» 3. Упражнение «Подари камешек» 4. Игра "Одинаковое, разное у трёх - 2". 5. Рефлексия. Ритуал прощания

Психологические игры и упражнения, работа в тетради.

Тетрадь занятие 18, стр. 52 - 54;

19

Сказочное путешествие.

Игра "Что подходит».

1. Приветствие. 2. Упражнение «Азбука хороших слов». 3.Упражнение «Сочини сказку». 4. Игра "Что подходит». 5. Рефлексия. Ритуал прощания

Психологические игры и упражнения, работа в тетради, сочинение сказки.

Тетрадь занятие 19, стр. 55 - 57; сказки о себе.

20

Игра «Шаги – 3».

1. Приветствие. 2. Упражнение «Азбука хороших слов»3. Игра «Аисты – лягушки». 4. Игра «Шаги – 3». 7. Рефлексия. Ритуал прощания.

Психологические игры и упражнения, работа в тетради.

Тетрадь занятие 20, стр. 58 - 60;

21

Игра «У кого что».

1. Приветствие. 2. Упражнение «Азбука хороших слов»3. Упражнение «Одюдюка» 4. Игра «У кого что». 5. Рефлексия. Ритуал прощания

Психологические игры и упражнения, работа в тетради.

Тетрадь занятие 21, стр. 61 - 63;

22

Игра "Одинаковое, разное у трёх - 3".

1. Приветствие. 2. Упражнение «Азбука хороших слов». 3. Игра «Говори!»4. Игра "Одинаковое, разное у трёх - 3". 5. Рефлексия. Ритуал прощания.

Психологические игры и упражнения, работа в тетради.

Тетрадь занятие 22, стр. 64 - 66;

23

Игра "Раньше, позже".

1. Приветствие. 2. Упражнение «Азбука хороших слов».3.Упражнение «Закончи предложение». 4. Игра " Раньше, позже ". 5. Рефлексия. Ритуал прощания.

Психологические игры и упражнения, работа в тетради.

Тетрадь занятие 23, стр. 67 – 69.

24

Игра "Прыжки - 3".

1. Приветствие. 2. Упражнение «Азбука хороших слов». 3. Упражнение «Ласковое имя» 4. Игра "Прыжки - 3". 5. Рефлексия. Ритуал прощания.

Психологические игры и упражнения, работа в тетради.

Тетрадь занятие 24, стр. 70 – 72,

25

Игра «Ближе, левее».

1. Приветствие. 2. Упражнение «Азбука хороших слов». 3. Упражнение «Маленькое привидение» 4. Игра «Ближе, левее». 5. Рефлексия. Ритуал прощания.

Психологические игры и упражнения, работа в тетради.

Тетрадь занятие 25, стр. 73 – 75.

26

Игра «Шаги, прыжки – 1».

1. Приветствие. 2. Упражнение «Азбука хороших слов».3.Цветотерапия «Цветок настроения». 4. Игра «Шаги, прыжки – 1». 5. Рефлексия. Ритуал прощания

Психологические игры и упражнения, работа в тетради,

Тетрадь занятие 26, стр. 76 – 78,

                                                                                          4 четверть

27

Игра «Родственники».

1. Приветствие. 2. Упражнение «Азбука хороших слов». 3.Упражнение «Волшебная подушка» 4. Игра «Родственники».". 5. Рефлексия. Ритуал прощания

Психологические игры и упражнения, работа в тетради.

Тетрадь занятие 27, стр. 79– 81.

28

Игра «Шаги, прыжки-2».

1. Приветствие. 2. Упражнение «Азбука хороших слов».3. Упражнение. Если «Да» – похлопай, если «Нет» – потопай 4.  Игра «Шаги, прыжки-2».5. Рефлексия. Ритуал прощания.

Психологические игры и упражнения, работа в тетради.

Тетрадь занятие 28, стр.  82 - 84,

29

Игра «Больше, чем…».

1. Приветствие. 2. Упражнение «Азбука хороших слов». 3. Игра «Больше, чем…». 4. Лепка «Мой новый друг». 5. Рефлексия. Ритуал прощания.

Психологические игры и упражнения, работа в тетради, лепка «Мой новый друг».

Тетрадь занятие 29, стр.  85 – 87, пластилиновые фигурки «Мой новый друг».

30

Золотая рыбка.

Игра "Шаги, прыжки - 3".

1. Приветствие. 2. Упражнение «Я – золотая рыбка». 3. Чтение отрывка из «Сказки о золотой рыбке» А.С.Пушкина. 4. Упражнение «Подарок для золотой рыбки». 5. Игра "Шаги, прыжки - 3". 6. Рефлексия. Ритуал прощания.

Психологические игры и упражнения, работа в тетради, рисование «Золотые волшебники».

Тетрадь занятие 30, стр.  88 - 90, рисунок «Золотые волшебники».

31

Игра «Сходство, отличие».

1. Приветствие. 2. 3.4. Игра «Сходство, отличие». 5. Рефлексия. Ритуал прощания

Психологические игры и упражнения, работа в тетради,

Тетрадь занятие 31, стр.   91 - 93,

32

Игра «Соседний, через один».

1. Приветствие. 2. Упражнение «Сравни предметы» 3.Упражнение «Отгадай слова»  4. Игра «Соседний, через один». 5. Рефлексия. Ритуал прощания

Психологические игры и упражнения, работа в тетради.

Тетрадь занятие 32, стр.   94 – 96.

33

Итоговое занятие.

1. Приветствие. 2. Рисовние на тему «Каким я буду через год». 5. Рефлексия. Ритуал прощания

Диагностика

Оценка уровня развития мыслительных способностей

             Итого: 33 часа

Литература

  1. Зак А.З. Интеллектика. Систематический курс развития мыслительных способностей учащихся 1 – 4 классов. Книга для учителя – Москва: Интеллект – Центр, 2007 г.
  2. Зак А.З. Интеллектика. 1 класс. Тетрадь для развития мыслительных способностей. – Москва: Интеллект – Центр, 2010 г.
  3. Зак А.З. Развитие умственных способностей младших школьников.-М.: Просвещение: Владос, 1994г.
  4. Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников (Психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I-IV классов). - М.: «Ось-89», 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа ФГОС 1-4 класс русский язык Канакина, Горецкий

КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ, пос. КУЧУГУРЫ ТЕМРЮКСКОГО РАЙОНА(территориальный, административный округ (город, район, поселок) МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗ...

Программы ФГОС для 1 класса УМК Школа России

Прогораммы по русскому языку, литературному чтению, математике, ИЗО,окружающему миру...

Программы ФГОС для 3 класса УМК Школа России

Рабочие программыи по математике, русскому языку, литературному чтению...

Рабочие программы ФГОС для 1 классов по программе "Школа России".

Рабочие программы по ФГОС с  КТП по программе "Школа России": обучение грамоте, математика, русский язык, русский родной язык, литературное чтение, литературное чтение на родном русском...

Рабочие программы ФГОС для 2 классов по программе "Школа России".

Рабочие программы для 2 класса УМК "Школа России" по русскому языку, русскому родному языку, литературному чтению, литературному чтению на родном русском языке, окружающему миру, технологии,...

рабочая программа ФГОС 2-4 классы английский язык "Spotlight"

Рабочая программа ФГОС по английскому языку для 2-4 класса общеобразовательной школы....