Открытое занятие по адаптации первоклассников « Я и мои друзья. Дружба ». Педагог – психолог Ларина О.Н.
методическая разработка (1 класс) по теме

Емелина Ольга Анистиславовна

Цель: повысить уровень адаптации детей к обучению в школе.

Задачи:

  1. Способствовать формированию навыков взаимодействия в группе.
  2. Помочь детям осознать, какие качества важны в дружбе.
  3. Повысить самооценку детей.
  4. Создать условия для развития творческих способностей.

Оборудование: свеча, мягкая игрушка,  почтовый ящик, листочки с фамилией и именем каждого ученика, аудиозапись, видеозапись мультфильма, цветные карандаши или фломастеры.

Группа учащихся: 8-10 учащихся 1 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл larina_otkrytoe_zanyatie_po_adaptacii_pervoklassnikov.docx20.57 КБ

Предварительный просмотр:

Открытое занятие  по адаптации первоклассников

« Я и мои друзья. Дружба ».

Педагог – психолог Ларина О.Н.

Цель: повысить уровень адаптации детей к обучению в школе.

Задачи:

  1. Способствовать формированию навыков взаимодействия в группе.
  2. Помочь детям осознать, какие качества важны в дружбе.
  3. Повысить самооценку детей.
  4. Создать условия для развития творческих способностей.

Оборудование: свеча, мягкая игрушка,  почтовый ящик, листочки с фамилией и именем каждого ученика, аудиозапись, видеозапись мультфильма, цветные карандаши или фломастеры.

Группа учащихся: 8-10 учащихся 1 класса.

                                    Ход занятия

  1. Приветствие.

Цель: создать положительный настрой в группе, атмосферу психологической комфортности для каждого ребенка, настрой детей на сотрудничество.

Ведущий: « Здравствуйте, ребята! Давайте встанем в круг и поприветствуем друг друга. Передавая друг другу свечу, почувствуйте тепло, которое от нее исходит, возьмите немного тепла, повернитесь к соседу и, глядя на него, улыбнитесь и скажите «Имя, здравствуй, мне приятно тебя видеть»  Молодцы! А теперь тихонько сядьте за парты».

  1. Постановка цели.

 Ведущий: «Первого сентября вы пришли в школу. Здесь вы познакомились с новыми детьми, а кто-то уже нашел себе друга или несколько друзей.  На нашем сегодняшнем занятии я бы хотела поговорить о дружбе.  У вас, наверное, у всех есть друзья. А кто такой друг? Чем друзья отличаются от знакомых?  А что такое дружба? Друг – человек, который связан с кем-нибудь дружбой. Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов. («Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова).

Для того чтобы разобраться, кто же такой «настоящий друг», я  предлагаю посмотреть мультфильм».

  1. Просмотр мультфильма «Тимка и Димка».

Вопросы для обсуждения:

  1. Вам понравился мультфильм?
  2. Назовите главных героев мультфильма.
  3. Что случилось с Тимкой?
  4. А кто ему помог?
  5. А можно ли Димку назвать настоящим  другом? Почему?
  6. Кто же такой настоящий друг? Вспомните слова из песни.
  7. Что помогает дружбе?  (доброта, взаимопонимание, вежливость, чувство юмора)
  8. А что мешает дружбе? (грубость, драки, обиды, упрямство, обзывания)

Молодцы!

  1. Элементы тренинга.

Ведущий: « Ребята, а сейчас поставьте стульчики в круг так, чтобы не помешать друг другу. Как это можно сделать?» (Под музыку все по очереди садятся на стульчики в круг).

1 упражнение. Игра «Волшебный мяч».

Ведущий начинает игру словами: «Ты скорее поспеши, что ты любишь, расскажи», бросая при этом мяч одному из игроков. Тот ловит мяч, называет свое имя, рассказывает о том, что он больше всего любит, и  бросает мяч другому игроку, при этом произносит слова: «Что ты любишь, расскажи» и т.д.

2 упражнение.  Рассказ о своем друге.

Ведущий: «Ребята, у кого из вас есть друг? Каждый человек в течение жизни приобретает и теряет друзей. Дружеские отношения постоянно меняются по мере того как мы растем и меняемся мы сами, появляются новые друзья, иногда исчезают старые. Друзей не бывает много; хотя отношения могут быть добрыми и теплыми со всеми одноклассниками, лишь некоторым мы доверяем свои проблемы и переживания.

По кругу, передавая мягкую игрушку, назовите своего друга и расскажите, почему вы его считаете другом».

3 упражнение.  Пожелание по кругу.

Ведущий: « Ребята, сейчас вам нужно будет продолжить предложение, обращаясь к соседу: «Мой друг, я желаю тебе…». Молодцы!

Упражнение 4. Рукопожатие.

Ведущий: «С древних времен принято приветствовать своего друга, товарища, приятеля рукопожатием. Это означало: «В руках у меня нет оружия, я пришел к тебе с миром». Давайте поздороваемся друг с другом, протягивая и пожимая руку.  По правилам этикета  старшие первыми протягивают руку младшим, а дамы первыми подают руку кавалерам».

Упражнение 5. Открытка-письмо другу.

Ведущий: «Ребята, а сейчас каждый из вас нарисует открытку-письмо другу-однокласснику» (Каждый ребенок вытягивает листок с написанной фамилией и именем учащегося класса)

Звучит музыка. Дети рисуют открытки. Затем каждый опускает открытку в почтовый ящик.

Ведущий: «Ребята, как называется профессия человека, который разносит письма, газеты, журналы?  ( Один из детей разносит открытки).  Что вы чувствовали, когда получили открытку? ( В дружбе важно внимание, забота друг о друге). А зачем нужен друг?»

  1. Ведущий: «Какое надежное и емкое слово – дружба! Друзьями могут быть не только сверстники, но и взрослые люди, животные, герои книг, мультфильмов. Давайте посмотрим презентацию о дружбе животных»

Просмотр слайдов.

  1. Рефлексия.

Ведущий: «О чем мы сегодня говорили на нашем занятии? Что вам больше всего понравилось, удивило, обрадовало? В завершении нашей встречи прошу вас продолжить предложение: «Сегодня на занятии я понял (поняла)…»

  1. Ритуал окончания занятия.

Дети становятся в круг, берут друг друга за руки и благодарят за хорошую совместную работу.

 

Самоанализ занятия «Я и мои друзья. Дружба».

        Характеристика класса.  

      В классе учится 16 человек: 9 мальчиков и 7 девочек. Все дети , кроме Егоровой Яны,                     посещали дошкольное учреждение. Макаров Максим и Федоров Игорь из опекаемых семей. В учебе дети показывают неплохие результаты, а вот поведение оставляет желать лучшего. Дружеские отношения между детьми находятся на низком уровне, поэтому тема занятия актуальна.

    Данное занятие проводилось в рамках программы по адаптации первоклассников к обучению в школе «Мы – первоклассники».

    До занятия было проведено изучение социально-психологической адаптации детей к школе. Имеются следующие результаты: полная адаптация – 81% учащихся, неполная адаптация – 19% учащихся.

    Тема занятия: «Я и мои друзья. Дружба»

    Цель: повысить уровень адаптации детей к школе.

    Задачи: способствовать формированию навыков взаимодействия в группе, помочь детям осознать, какие качества важны в дружбе, повысить самооценку детей, создать условия для развития творческих способностей.

    Форма  занятия с элементами тренинга была выбрана не случайно. Она позволяет осуществить деятельностный подход, организовать диалоговое пространство.

  При проведении занятия были учтены возрастные и психологические особенности учащихся.

    Содержание занятия проходило несколько этапов, а именно: приветствие, постановка цели, просмотр мультфильма и его обсуждение, элементы тренинга, просмотр презентации, рефлексия и ритуал окончания занятия.

    Было предусмотрено сочетание различных форм работы (индивидуальная, групповая).

    Чередовались виды деятельности: анализ мультфильма, упражнения, игра, творческая работа.

    Очевидна смотивированность и активность детей проблематикой и содержанием предложенной деятельности. Дети приняли цель, поставленную мной в начале встречи, проявляли активность во время тренинга, увлеченно рисовали открытку для друга.

     Рефлексивный момент носил двусторонний характер: не только дети, но и ведущий проанализировали эффективность совместной работы.

    Общая оценка результатом и эффективностью встречи – «удовлетворительная». Считаю, что поставленные задачи выполнены.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы педагога-психолога по адаптации первоклассников и пятиклассников

Перспективный план работы педагога-психолога по адаптации первоклассников и пятиклассниковОбсуждение по теме тут https://psi-school.ru/plan-raboty-pedagoga-psixologa-po-adaptacii-pervoklassnikov-...

Перспективный план работы педагога-психолога по адаптации первоклассников к новым условиям обучения

Перспективный план работы педагога-психолога по адаптации первоклассников к новым условиям обучения, содержит реграмент работы психолога и циклограмму деятельности по этому направлению...

Конспект открытого занятия совместной коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда и педагога-психолога с группой обучающихся 2 класса

Конспект этого совместного занятия может пригодится разным специалистам. Занятие представляет собой совместную работу таких специалистов как учителя-логопеда и педагога-психолога с одной и той же груп...

Конспект открытого занятия педагога-психолога ГБОУ школы № 59 Приморского района г. Санкт-Петербурга Жуковой Марины Владимировны. Тема «Дружба».

Тема дружбы является очень актуальной для детей младшего школьного возраста.От того, как у ребёнка складываются отношения в классе, зависит его эмоциональное состояние и результаты в учёбе. Но умение ...

Конспект открытого занятия педагога-психолога ГБОУ школы № 59 Приморского района г. Санкт-Петербурга Жуковой Марины Владимировны. Тема «Дружба».

Тема дружбы является очень актуальной для детей младшего школьного возраста.От того, как у ребёнка складываются отношения в классе, зависит его эмоциональное состояние и результаты в учёбе. Но умение ...

Практические рекомендации педагога –психолога родителям по адаптации первоклассников:

Практические рекомендации педагога –психолога  родителям по адаптации первоклассников:...

Выступление педагога-психолога с речью об адаптации первоклассников

Родители первоклассников впрвые на родительсеком собрании в школе. Они чувствуют себя волнительно и беспокойно. Задача педагога-психолога донести до них информацию о периоде адапатации их детей к усло...