Главные вкладки

    Открытое занятие по адаптации первоклассников « Я и мои друзья. Дружба ». Педагог – психолог Ларина О.Н.
    методическая разработка (1 класс) по теме

    Емелина Ольга Анистиславовна

    Цель: повысить уровень адаптации детей к обучению в школе.

    Задачи:

    1. Способствовать формированию навыков взаимодействия в группе.
    2. Помочь детям осознать, какие качества важны в дружбе.
    3. Повысить самооценку детей.
    4. Создать условия для развития творческих способностей.

    Оборудование: свеча, мягкая игрушка,  почтовый ящик, листочки с фамилией и именем каждого ученика, аудиозапись, видеозапись мультфильма, цветные карандаши или фломастеры.

    Группа учащихся: 8-10 учащихся 1 класса.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл larina_otkrytoe_zanyatie_po_adaptacii_pervoklassnikov.docx20.57 КБ

    Предварительный просмотр:

    Открытое занятие  по адаптации первоклассников

    « Я и мои друзья. Дружба ».

    Педагог – психолог Ларина О.Н.

    Цель: повысить уровень адаптации детей к обучению в школе.

    Задачи:

    1. Способствовать формированию навыков взаимодействия в группе.
    2. Помочь детям осознать, какие качества важны в дружбе.
    3. Повысить самооценку детей.
    4. Создать условия для развития творческих способностей.

    Оборудование: свеча, мягкая игрушка,  почтовый ящик, листочки с фамилией и именем каждого ученика, аудиозапись, видеозапись мультфильма, цветные карандаши или фломастеры.

    Группа учащихся: 8-10 учащихся 1 класса.

                                        Ход занятия

    1. Приветствие.

    Цель: создать положительный настрой в группе, атмосферу психологической комфортности для каждого ребенка, настрой детей на сотрудничество.

    Ведущий: « Здравствуйте, ребята! Давайте встанем в круг и поприветствуем друг друга. Передавая друг другу свечу, почувствуйте тепло, которое от нее исходит, возьмите немного тепла, повернитесь к соседу и, глядя на него, улыбнитесь и скажите «Имя, здравствуй, мне приятно тебя видеть»  Молодцы! А теперь тихонько сядьте за парты».

    1. Постановка цели.

     Ведущий: «Первого сентября вы пришли в школу. Здесь вы познакомились с новыми детьми, а кто-то уже нашел себе друга или несколько друзей.  На нашем сегодняшнем занятии я бы хотела поговорить о дружбе.  У вас, наверное, у всех есть друзья. А кто такой друг? Чем друзья отличаются от знакомых?  А что такое дружба? Друг – человек, который связан с кем-нибудь дружбой. Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов. («Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова).

    Для того чтобы разобраться, кто же такой «настоящий друг», я  предлагаю посмотреть мультфильм».

    1. Просмотр мультфильма «Тимка и Димка».

    Вопросы для обсуждения:

    1. Вам понравился мультфильм?
    2. Назовите главных героев мультфильма.
    3. Что случилось с Тимкой?
    4. А кто ему помог?
    5. А можно ли Димку назвать настоящим  другом? Почему?
    6. Кто же такой настоящий друг? Вспомните слова из песни.
    7. Что помогает дружбе?  (доброта, взаимопонимание, вежливость, чувство юмора)
    8. А что мешает дружбе? (грубость, драки, обиды, упрямство, обзывания)

    Молодцы!

    1. Элементы тренинга.

    Ведущий: « Ребята, а сейчас поставьте стульчики в круг так, чтобы не помешать друг другу. Как это можно сделать?» (Под музыку все по очереди садятся на стульчики в круг).

    1 упражнение. Игра «Волшебный мяч».

    Ведущий начинает игру словами: «Ты скорее поспеши, что ты любишь, расскажи», бросая при этом мяч одному из игроков. Тот ловит мяч, называет свое имя, рассказывает о том, что он больше всего любит, и  бросает мяч другому игроку, при этом произносит слова: «Что ты любишь, расскажи» и т.д.

    2 упражнение.  Рассказ о своем друге.

    Ведущий: «Ребята, у кого из вас есть друг? Каждый человек в течение жизни приобретает и теряет друзей. Дружеские отношения постоянно меняются по мере того как мы растем и меняемся мы сами, появляются новые друзья, иногда исчезают старые. Друзей не бывает много; хотя отношения могут быть добрыми и теплыми со всеми одноклассниками, лишь некоторым мы доверяем свои проблемы и переживания.

    По кругу, передавая мягкую игрушку, назовите своего друга и расскажите, почему вы его считаете другом».

    3 упражнение.  Пожелание по кругу.

    Ведущий: « Ребята, сейчас вам нужно будет продолжить предложение, обращаясь к соседу: «Мой друг, я желаю тебе…». Молодцы!

    Упражнение 4. Рукопожатие.

    Ведущий: «С древних времен принято приветствовать своего друга, товарища, приятеля рукопожатием. Это означало: «В руках у меня нет оружия, я пришел к тебе с миром». Давайте поздороваемся друг с другом, протягивая и пожимая руку.  По правилам этикета  старшие первыми протягивают руку младшим, а дамы первыми подают руку кавалерам».

    Упражнение 5. Открытка-письмо другу.

    Ведущий: «Ребята, а сейчас каждый из вас нарисует открытку-письмо другу-однокласснику» (Каждый ребенок вытягивает листок с написанной фамилией и именем учащегося класса)

    Звучит музыка. Дети рисуют открытки. Затем каждый опускает открытку в почтовый ящик.

    Ведущий: «Ребята, как называется профессия человека, который разносит письма, газеты, журналы?  ( Один из детей разносит открытки).  Что вы чувствовали, когда получили открытку? ( В дружбе важно внимание, забота друг о друге). А зачем нужен друг?»

    1. Ведущий: «Какое надежное и емкое слово – дружба! Друзьями могут быть не только сверстники, но и взрослые люди, животные, герои книг, мультфильмов. Давайте посмотрим презентацию о дружбе животных»

    Просмотр слайдов.

    1. Рефлексия.

    Ведущий: «О чем мы сегодня говорили на нашем занятии? Что вам больше всего понравилось, удивило, обрадовало? В завершении нашей встречи прошу вас продолжить предложение: «Сегодня на занятии я понял (поняла)…»

    1. Ритуал окончания занятия.

    Дети становятся в круг, берут друг друга за руки и благодарят за хорошую совместную работу.

     

    Самоанализ занятия «Я и мои друзья. Дружба».

            Характеристика класса.  

          В классе учится 16 человек: 9 мальчиков и 7 девочек. Все дети , кроме Егоровой Яны,                     посещали дошкольное учреждение. Макаров Максим и Федоров Игорь из опекаемых семей. В учебе дети показывают неплохие результаты, а вот поведение оставляет желать лучшего. Дружеские отношения между детьми находятся на низком уровне, поэтому тема занятия актуальна.

        Данное занятие проводилось в рамках программы по адаптации первоклассников к обучению в школе «Мы – первоклассники».

        До занятия было проведено изучение социально-психологической адаптации детей к школе. Имеются следующие результаты: полная адаптация – 81% учащихся, неполная адаптация – 19% учащихся.

        Тема занятия: «Я и мои друзья. Дружба»

        Цель: повысить уровень адаптации детей к школе.

        Задачи: способствовать формированию навыков взаимодействия в группе, помочь детям осознать, какие качества важны в дружбе, повысить самооценку детей, создать условия для развития творческих способностей.

        Форма  занятия с элементами тренинга была выбрана не случайно. Она позволяет осуществить деятельностный подход, организовать диалоговое пространство.

      При проведении занятия были учтены возрастные и психологические особенности учащихся.

        Содержание занятия проходило несколько этапов, а именно: приветствие, постановка цели, просмотр мультфильма и его обсуждение, элементы тренинга, просмотр презентации, рефлексия и ритуал окончания занятия.

        Было предусмотрено сочетание различных форм работы (индивидуальная, групповая).

        Чередовались виды деятельности: анализ мультфильма, упражнения, игра, творческая работа.

        Очевидна смотивированность и активность детей проблематикой и содержанием предложенной деятельности. Дети приняли цель, поставленную мной в начале встречи, проявляли активность во время тренинга, увлеченно рисовали открытку для друга.

         Рефлексивный момент носил двусторонний характер: не только дети, но и ведущий проанализировали эффективность совместной работы.

        Общая оценка результатом и эффективностью встречи – «удовлетворительная». Считаю, что поставленные задачи выполнены.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Перспективный план работы педагога-психолога по адаптации первоклассников и пятиклассников

    Перспективный план работы педагога-психолога по адаптации первоклассников и пятиклассниковОбсуждение по теме тут https://psi-school.ru/plan-raboty-pedagoga-psixologa-po-adaptacii-pervoklassnikov-...

    Использование сенсорной комнаты в работе педагога-психолога в коррекционно – развивающих занятиях с учащимися, испытывающими трудности социальной адаптации.

    Статья о деятельности педагога - психолога во время проведения коррекционно - развивающих занятий с использованием ресурсов сенсорной комнаты....

    Конспект занятия педагога – психолога с детьми ОВЗ «Путешествие в город Дружбы»

    Конспект открытого коррекционно - развивающего занятия по психологии с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР и умственная отсталость легкой степени)...

    Перспективный план работы педагога-психолога по адаптации первоклассников к новым условиям обучения

    Перспективный план работы педагога-психолога по адаптации первоклассников к новым условиям обучения, содержит реграмент работы психолога и циклограмму деятельности по этому направлению...

    Выступление педагога-психолога на классных родительских собраниях по теме «Адаптация учащихся 1-х классов к обучению в школе»

    Перешагнув порог школы, ребенок попадает в совершенно новый для него мир. Возможно, ребенок долго ждал этого момента, но ему придется адаптироваться к новой жизни. Дети далеко не все одинаково проходя...

    Открытое занятие Халимон М.Н. «Использование элементов арт-терапии в работе психолога». Конкурс педагог-психолог Подмосковья.

    Методика правополушарного рисования – это не только и не столько обучение изобразительному искусству. Это скорее психологический тренинг, позволяющий раскрепоститься, раскрыться, снять барь...

    Конспект открытого занятия совместной коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда и педагога-психолога с группой обучающихся 2 класса

    Конспект этого совместного занятия может пригодится разным специалистам. Занятие представляет собой совместную работу таких специалистов как учителя-логопеда и педагога-психолога с одной и той же груп...