Сохранение и развитие индивидуальности ребенка.
статья (2 класс) по теме

 

    Сегодня в класс приходят очень разные дети и нужно многое сделать, чтобы не делить их на «хороших» и «плохих», «послушных» и «непослушных», нужно увидеть и понять в каждом то особенное, индивидуальное, что отличает его ото всех, и то общее, что характеризует его возрастные особенности; это умение понять и принять ребенка таким, какой он есть. В связи с этим стоит проблема индивидуального подхода как важнейшего педагогического принципа в обучении и воспитании. Работая по системе Л.В.Занкова десятый год считаю, что данная система позволяет сохранить и развить индивидуальность ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sohranenie_i_razvitie_individualnosti_rebenk1.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

                     

                   Выступление на тему:

      «Сохранение и развитие         индивидуальности ребенка».

                                               

                                                                              Осадчих В.П.

                                                                         учитель I категории

                                                                                                   МОУ – СОШ №1

                                                                                                      г. Красный  Кут

                                                                                                   2012 год.

     Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей как в социальном – психологическом, так и в физическом плане. Это не только новые условия жизни и деятельности человека – это новые контакты, новые отношения, новые обязанности. Сегодня в класс приходят очень разные дети и нужно многое сделать, чтобы не делить их на «послушных» и «непослушных», «успевающих» и «неуспевающих», нужно увидеть и понять в каждом то особенное, индивидуальное, что отличает его ото всех, и то общее, что характеризует его возрастные особенности; это умение понять и принять ребенка таким  какой он есть. В связи с этим стоит проблема индивидуального подхода как важнейшего педагогического принципа в обучении и воспитании. В этом мне помогает комплект учебников системы Л.В.Занкова, в которых воплощен личностно ориентированный подход. Задания, разработанные в учебниках, направлены на развитие ума, воли, чувств, духовных потребностей младших школьников; пробуждение у них интереса к познанию широкой картины мира, увлеченности учением, развитию любознательности.

Это в первую очередь разноуровневые задания, проблемные ситуации, вариативность содержания, возможность самоанализа и самоконтроля детских достижений в заданиях, включенных в рабочие тетради по русскому языку и окружающему миру. Для того чтобы эффективнее использовать задания учебников, нужно хорошо узнать каждого ребенка. Поэтому работу начинаем с первого дня поступления ребенка в школу. Проводим педагогический консилиум совместно с воспитателями детских садов, в которых воспитывались дети. Узнав характеристику каждого ребенка, мы проводим свою диагностику. Школьный психолог проводит методику на выявление мотивации, тревожности, мыслительных процессов, эмоционального тонуса, напряжения и комфортности.

 Сентябрь – «Опросник ориентировочного теста школьной зрелости» (Я.Йерасека), октябрь – «Диагностика свойств внимания и работоспособности» (тест Бурдона), декабрь – Оценка психической активности, интереса, эмоционального тонуса, напряжения и комфортности», февраль – шкала реактивной и личностной тревожности Ч.ДСпилберга – Ю.Л.Ханина. апрель – «Социометрия» (Р.В.Немов).

Собрав все необходимые данные, составляем психолого–педагогическую характеристику класса – основу последующих действий. Например, в данном классе по результатам наблюдений и анализа психолога преобладают сангвиники, поэтому дети в основном с высокой работоспособностью, быстрые в движениях. Стремятся к быстрой смене впечатлений, общительны. Легко и быстро переживают неудачи, имеют широкий круг интересов и увлечений. У половины детей средняя скорость восприятия, у 7 – низкая и только у трех высокая. При этом 15 ребят со средней тенденцией обучаемости и пять человек - с высокой. Опираясь на эти данные, подбираю задания так, чтобы работал весь класс. Например, по теме «Сложные слова» в упражнении 178 (Русский язык 3 класс, А.В.Поляковой) нужно составить сложные слова. Начинаем работу всем классом с объяснением у доски. Ребята с высокой скоростью восприятия выполняют работу намного быстрее, поэтому даю им дополнительное задание: составить предложения с любыми сложными словами. Дети со средней скоростью выполняют вторую часть упражнения самостоятельно, а семь человек делают тренировочные упражнения, без этого этапа дальнейшая работа по теме не столь эффективна. Или в упражнении 199, того же учебника, нужно разделить слова на две группы. После устного разбора дети получают задания: одной группе ребят нужно подчеркнуть орфограммы в каждом слове, другой группе – подобрать проверочные слова, а тем, кто делает очень быстро, дописать в каждый столбик по пять дополнительных  слов с той же орфограммой. Но эти группы не зафиксированы, в процессе обучения происходит движение детей из одной группы в другую. Наряду с этим стараюсь, по возможности, планировать задания с учетом половых особенностей детей. Пользуясь рекомендациями, данными в книге нейропсихолога Еремеевой Валентины Дмитриевны «Мальчики и девочки. Учить по - разному, любить по разному», составляю задания, в которых для мальчиков дается больше иллюстраций и больше времени на включение в работу. А девочкам лучше дать шаблон для работы. Тем более, что в данном классе все мальчики сангвиники и визуалы. Это говорит о том, что мальчики воспринимают информацию, прежде всего посредством зрения – благодаря наглядным пособиям. Так на уроке русского языка, предлагаю выполнить творческую работу: распространить предложения. Для этого раздаю карточки сначала мальчикам, затем девочкам. Девочки, обычно, начинают работать сразу, а мальчикам дополнительно показываю слайд с иллюстрацией. Они очень восприимчивы к видимой стороне окружающего мира; испытывают потребность, чтобы мир вокруг них выглядел красиво. Эти дети описывают видимые детали обстановки – цвет, форму, размер и внешний облик детей. Хорошо запоминают зримые детали обстановки, а также тексты и учебные пособия представленные в печатном или графическом виде. Поэтому, на уроке использую опорные схемы, записываю правила в виде алгоритма, готовлю индивидуальные карточки.

          Если говорить о результатах, то исходим из общего развития учащихся, как это определял  Л.В.Занков «Общее психическое развитие ребенка происходит как общее поступательное движение его взаимодействия с окружающим миром». В процессе наблюдения за развитием детей могу сказать, что мыслительная деятельность учащихся вышла на более высокий уровень по сравнению с началом обучения. Все дети умеют рассматривать объекты под одним и тем же углом зрения, переключаются с одного аспекта зрения на другой, классифицируют объекты. 85% детей класса устанавливают причинно – следственные связи, 70% умеют планировать. Так же заметно развитие наблюдательности ребят. Если при поступлении в 1 класс 40% детей могли описать только яркие, броские черты предмета, то на данный момент все учащиеся класса выделяют основные черты наблюдаемого объекта, а 75% процентов детей детализирует процесс наблюдения, умеют достаточно тонко анализировать. Произошли изменения и в развитии эмоциональной сферы. У детей уже преобладает произвольное поведение. На уроке они заинтересованы, дружелюбны, легко общаются друг с другом.

    Наряду с результатами сформированности общеучебных умений, способов учебной  деятельности учащихся мы ведём речь об изучении внешкольной жизнедеятельности детей, её влияние на становление их личности.

 На сегодня в своем классе могу выделить ребят с разными направлениями развития – это интеллектуальное, эстетическое, спортивное. Так, 8 человек из класса занимаются акробатикой, 7 – учатся в музыкальной школе, 4- занимаются борьбой, 5 человек посещают художественную школу, 10 -занимаются танцами. Например, Вика Д. занимает призовые места на школьных предметных олимпиадах, учится в музыкальной школе, занимается акробатикой. Катя Б. показала хорошие результаты в международной игре «Русский медвежонок», занимается в хореографической студии, акробатикой. Женя занимается дополнительно математикой, посещает художественную школу, занимается борьбой. Так можно охарактеризовать почти всех детей класса.

       Используя индивидуальный подход, а это в первую очередь учет индивидуальных особенностей ребенка в процессе обучения; создание психолого–педагогических условий не только для развития всех учащихся, но и каждого ребенка можно не только сохранить, но развить  индивидуальные особенности ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Личностно-ориентированный урок как средство развития индивидуальности ребенка

В презентации  описаны некоторые приёмы организации личностно- ориентированного урока, главным аспектом  которого является раскрытие содержание субъектного опыта  учеников, и созд...

Доклад "ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛ.ШКОЛЬНИКОВ КАК ПУТЬ РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ В ОВЛАДЕНИИ ЗНАНИЯМИ И ПОДДЕРЖКИ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ РЕБЕНКА"

Совершенно очевидно, что одной из приоритетных целей начальной школы является формирование готовности к самообразованию, определённого уровня познавательной культуры и познавательных интересов...

Индивидуальное развитие личности ребенка

Начальная школа занимается вопросом развития личности через обучение, внеклассную работу....

Доклад на тему: «Развитие индивидуальности ребенка в процессе внеурочной деятельности»

Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать индивидуальные потребности и способности каждого реб...

Программа индивидуального развития "Одаренный ребенок"

Индивидуальный план развития обучающегося является не только современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важныепедагогические задачи:поддерживать высокую учебную мотивацию школьник...

индивидуальная программа развития одаренного ребенка

Индивидуальный образовательный маршрут - это целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая обучающемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации об...

индивидуальная программа развития одаренного ребенка

Индивидуальный образовательный маршрут - это целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая обучающемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации об...