Индивидуальное развитие личности ребенка
статья (1, 2 класс) на тему

Родина Марина Николаевна

Начальная школа занимается вопросом развития личности через обучение, внеклассную работу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Индивидуальное развитие личности ребенка

в условиях начальной  школы

Развитие личности включает в себя развитие разных ее сторон. Это физическое, интеллектуальное, политическое, правовое, экологическое, эстетическое развитие.

Основная форма развития личностных свойств – жизненный путь человека в обществе.   Изучение индивидуальности требует рассмотрения ее как многомерной системы, развитие и формирование которой подчиняется определенным закономерностям. Важным признаком человеческой индивидуальности является активность созидающей творческой деятельности человека. Мера активности, напряженности работы внутреннего мира является показателем духовности индивидуальности. Каждый ребенок проходит свой индивидуальный путь развития, и задача взрослых – помочь ему полнее раскрыть его возможности и способности стать и быть самим собой. Начальная  школа и классный руководитель являются следующей ступенькой после детского сада в развитии личности ребенка, потому что большую часть времени ребенок проводит именно в школе. Если ребенку удастся добиться успеха в школе, у него есть шанс на успех и в жизни. Основной целью деятельности учителя начальных классов является забота о развитии каждого ребенка в классном коллективе, помощь ему в решении возникающих проблем, организация разнообразных видов деятельности.   Все дети талантливы, только талант у каждого свой и его надо найти и развивать. Начинаю работу с классом совместно с психологом  с изучения (диагностики) личности ученика, семьи, в которой воспитывается ребенок. В нашей гимназии у каждого класса свой психолог, который сопровождает детей в течение всего периода обучения с 1 по 11класс. На уроках  перехожу от привычной роли наставника и контролера к позиции наблюдательного помощника, который меньше учит и воспитывает, а в основном помогает детям учиться самостоятельно, больше наблюдаю за действиями детей, пытаюсь выявлять побудительные мотивы их выбора, фиксировать и анализировать.  Использую вариативные дидактические карточки, которые дают возможность ребенку самому выбрать работу, работать в паре или индивидуально. Творчество – это источник индивидуальности, поэтому  стремлюсь создавать  творческую атмосферу в классе, где есть возможность проявлению и развитию своих склонностей и способностей.  Создание  атмосферы доброжелательности, формирование умения работать в коллективе, одновременно развивая  индивидуальные способности школьников, все это прекрасно сочетается с личностно ориентированным обучением, при котором огромное внимание уделяется развитию  способностей и особенностей детей, заложенных в них природой. В режиме гимназии отводится время самоподготовке, поэтому учитель организует деятельность детей. Во время самоподготовки использую  личностное включение школьника в процесс, когда  ребенок сам направляет  и контролирует свою деятельность, может обратиться к учителю и к одноклассникам. Таким способом обеспечивается комфортное психологическое самочувствие детей при выполнении домашнего задания, резкое снижение конфликтов во внеурочное время. Наша внеклассная жизнь насыщенна и разнообразна. Значительную ее часть составляют праздники и процесс подготовки к ним. Это традиционные осенний «Царица Осень»,  новогодний спектакль, День гимназии, конкурсы для мальчиков и пап к 23 февраля,  концерт для мам, посвященный 8 Марта, спортивные соревнования «Веселые старты», игры по станциям, праздник, посвященный окончанию учебного года. Понимая, что для ребенка мама и папа, бабушки и дедушки – самые первые учителя, мы семью привлекаем при организации свободного времени детей. Они занимаются совместно с детьми изготовлением костюмов, декораций, подготовкой призов. По окончании летних каникул в творческих работах « Наше лето!» ребята делятся своими впечатлениями о летнем отдыхе. Стараюсь не оставлять без внимания творческие успехи наших учеников, награждая их почетными грамотами, вручая благодарности.  Моя обязанность заботится о том, чтобы каждый ученик нашел себе дело по душе, тогда будет наблюдаться высокая активность и заинтересованность ребенка. Реализуют свои таланты ребята, и участвуя в различных проектах классных, школьных. В начальной школе очень важно создавать ситуации успеха для каждого ученика, повышать самооценку и уверенность, Необходимо учитывать индивидуальные результаты каждого ученика. Оценивание ребенка педагогами практически всегда происходит в сравнении с усредненным стандартом и с результатами, показанными другими детьми. К тому же оценивание часто происходит количественно: в виде отметки. А вот за старание, за намерения, за самые разные виды деятельности, соотнося  с ситуацией, с самочувствием ребенка  веду свое оценивание результата: Дерево успеха, Мешок подарков, Цветок радости. Еще мы  с детьми ведем Портфолио.  Основное предназначение портфолио – продемонстрировать достижения ученика  и проследить индивидуальный прогресс учащегося  в различных областях деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной. Грамоты и благодарности занимают достойное место в папках достижений. По окончании праздников, после посещения театров и экскурсий, конкурсов ребята пишут отзыв, включающий самоанализ участия в празднике или конкурсе. Обобщая и конкретизируя исследования педагогов и психологов (Л. С. Выготского, К. Коган, Б. М. Теплова), анализируя практический опыт других учителей гимназии, пришла к выводу, что воспринимать надо ребенка вне зависимости от того, что и как он делает,  уважать и принимать его таким, какой он есть. Внимательно относится ко всем проявлениям творческой активности школьников.

Список литературы

1. Ананьев Б.Г. «Проблемы психологии личности» Москва, 1977.

2. Леонтьев А.Н. «Деятельность, сознание, личность»

Москва, 1975.

3.А. и В. Петровских «Развитие личности»

4. Хрестоматия. Психология личности в трудах отечественных психологов. Санкт-Петербург, 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья (из опыта работы). Влияние игры на развитие личности ребенка.

«Нельзя лишать ученика радости духовной жизни. Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он - засушенный цветок» (...

Влияние родительских установок на развитие личности ребенка.

Родителям особенно важно понять, какую роль в эмоционально-личностном развитии ребенка играют родительские установки....

Мастер - класс "Роль сказок в развитии личности ребенка"

Раскрывается роль сказок в развитии личности младшего школьника. Применение теневого театра на уроках литературного чтения...

Стиль семейного воспитания и его влияние на развитие личности ребенка

Важнейшей характеристикой семейного воспитания является его стиль.     Стили семейного воспитания – установки и соответствующее поведение родителей, которые не связаны именно...

Дифференцированный подход как индивидуальное развитие личности

В статье дается обоснование эффективности дифференцированного обучения: создание условий для максимального развития детей с разным уровнем способностей; технология реализации идеи; активизация познава...