Внеурочное занятие по социальному направлению "Психология и мы"
план-конспект занятия (1 класс) на тему

Гераськина Екатерина Германовна

создать условия для умения обучающимися 1 класса преодолевать трудности в период адаптации, обучить детей справляться с трудностями, используя собственные возможности: знания, творчество, умение сотрудничать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneurochnoe_zanyatie_po_psihologii.doc83 КБ

Предварительный просмотр:

ГераськинаЕ.Г.

Внеурочное занятие

Социальное направление

Кружок «Психология и мы», 1 класс

Тема занятия: «Учимся преодолевать трудности» (1-ое занятие из трех)

Цель: создать условия для умения обучающимися 1 класса преодолевать трудности в период адаптации, обучить детей справляться с трудностями, используя собственные возможности: знания, творчество, умение сотрудничать, силу воли

 Задачи:

  1. Создание чувства группового единения, создание эмоционального настроя и мотивирование на последующие этапы работы.
  2. Формирование мотивации у детей на преодоление трудностей
  3. Формирование у ребенка "механизма самопомощи", умения анализировать, делать выводы.
  4. Развитие коммуникативных навыков: умения договариваться друг с другом, умения слушать и вступать в диалог, умения обратиться за помощью и отвечать на "неудобные" вопросы.

Формируемые универсальные учебные действия

Базовые

Личностные универсальные учебные действия:

навыки конструктивного взаимодействия,

адекватное реагирование на трудности;

умения действовать с позиции "Режиссера". Используем задания направленные на творческое самовыражение (создание сказочного жителя), нравственный поступок - "доброе дело" (дети помогли сказочным жителям). Используем прием, обучающий умению конструктивного взаимодействия (Как правильно задать вопрос и ответить на него, не обидев личности другого). Связь мотива "Хочу помочь справиться с трудной ситуацией" и целью (результатом) занятия: "Я смогу находить разные варианты решения трудных ситуаций"

 -действие смыслообразования.

Познавательные универсальные учебные действия: 

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Используем задания, в которых ребенок предлагает и выбирает варианты способов решения сложных ситуаций;

Регулятивные универсальные учебные действия: 

-способность к волевому усилию;

 - к выбору в трудных ситуациях и преодолению препятствий (принятие решения к действию, создание сказочного жителя, прохождение испытаний)

Коммуникативные универсальные учебные действия: 

- умение обратиться за помощью, вести диалог, отвечать на вопросы. Используем: групповую дискуссию, совместный анализ сказки, побуждающий диалог.

Побочные

Регулятивные универсальные учебные действия: 

планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата (поэтапное прохождение заданий);

Познавательные универсальные учебные действия: 

- умение структурировать знания;

- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

- синтез как составление целого из частей; построение логической цепи рассуждений, доказательств;

 рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Используем: игры и упражнения, направленные на развитие мышления; подведение итогов занятия, осознание пройденного.

Материалы к занятию:  шаблоны  - заготовки из картона «сказочных героев», цветные карандаши, восковые мелки, фломастеры, краски, жетоны, медали из картона, ширма, оформленная под «Сказочное королевство», буквы.

Этап

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность детей

Вводная часть

Регулятивные


"Здравствуйте ребята! Давайте поприветствуем друг друга. Я предлагаю встать в круг и взяться за руки. Покажите мне свои глазки. Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу.

- Закройте глазки. Представьте себя красивым цветком, который растет на большой поляне, и теплый летний ветерок играет с его лепестками. Красивое солнышко украшает цветок блеском золотистого цвета. Сделайте глубокий вдох, а на выдохе пропойте звук "Оооооооо ...". (2 минуты)

Дети встают в круг, берутся за руки, улыбаются друг другу.



Дети закрывают глаза, представляя себя цветком.



Выполняют упражнение на дыхание(2 минуты).

Актуализация











Познавательные

 "Ребята, к нам пришла посылка с письмом. Сейчас я его зачитаю: "Дорогие ребята!

Пишет вам добрая фея Мария.  В нашем королевстве случилась беда.

Злая колдунья заколдовала всех жителей сказочного королевства и они стали злыми и если у них что-то не получается, то начинают спорить друг с другом, плакать, не знают как обратиться к другу о помощи. Расколдовать их может "волшебное слово". Каждую букву волшебного слова колдунья спрятала в разных заданиях, которые я вам прислала вместе с письмом. Для того, чтобы попасть в сказочное королевство нужно пройти три испытания: 1. Создать сказочного жителя. 2. Отгадать загадки. 3. Назвать сказки. Следующие 2 испытания вам предстоит пройти в сказочном королевстве. Прошу вас найти эти буквы и собрать волшебное слово".

На столе стоит ширма, оформленная как "Сказочное королевство"

Слушают.










Повторяют, какие испытания придется преодолеть.

Постановка целей, задач

Познавательные

Регулятивные

- Вы готовы помочь сказочным жителям? Самые активные участники будут награждаться жетонами.

- Сначала нужно создать своего сказочного героя. Для этого вы можете использовать все предлагаемые на столе художественные и изобразительные материалы, а также лекала куклы-марионетки".

Отклик детей: да

Основная часть занятия

Регулятивные

Познавательные















Коммуникативные










Регулятивные

Познавательные








Познавательные



Познавательные




















Регулятивные

1 задание: "Создание сказочного жителя" (5-7 минут) 

Педагог оказывает помощь в создании поделки.

- Какие замечательные сказочные герои у вас получились. Теперь вы тоже жители сказочного королевства.

- Вот и первая находка - буква

"С"

- Вы справились с первым испытанием, слушайте второе задание:

Игра "Угадай-ка" (2 минуты)

"Говорит она безвучно, а понятно и не скучно. Ты беседуй чаще с ней - станешь вчетверо умней" (Книга)

"Отгадай, что за вещица, - острый клювик, а не птица. Этим клювиком она сеет-сеет семена. Не на поле, не на грядке - на листах твоей тетрадки" (Ручка)

"Палочка волшебная есть у меня, друзья. Палочкою этой могу построить я: башню, дом и самолет и большущий пароход!" (Карандаш)


- Все загадки вы правильно угадали. Вот ваша вторая находка - буква

"М"

- Вы смогли справиться и со вторым испытанием, слушайте 3 задание:

Игра "Назови сказку" (2 минуты)

> Пирожки, яблоки, река, сестра, брат, Баба Яга ("Гуси-лебеди")

> Девочка, короб, пирожок, пенек, медведь ("Маша и медведь")

> Мама, бабушка, девочка, волк, корзинка, пирожки, лес ("Красная Шапочка")

> Дед, баба, девочка, костер, снег, облако ("Снегурочка")

- А вот и третья находка - буква

"О"

4 задание "Разбор трудных ситуаций" (7 минут)

Педагог: "Вот мы и оказались в сказочном королевстве".

Педагог за ширмой обыгрывает диалог сказочных героев с детьми

Фея Мария: "Ребята, я рада вас видеть, в нашем королевстве сказочные жители не могут справиться со своими трудностями: плачут, спорят друг с другом, рвут и ломают свои вещи.

Сказочный герой: "А у вас, ребята, встречались трудности, когда на уроке что-то не получалось: неправильно написали буквы или цифры?

 - Как вы справлялись с ней?

Вариант 1. Плакали?

Вариант 2. Прятались под парту?

Вариант 3. Рвали тетрадку?

 Вариант 4. Самому попытаться справиться?

 Вариант 5. Просили помощи у друга?

Сказочные герои: "Как попросить помощь, чтобы друг вам помог?"






Педагог: "Ну что Сказочные жители, помогли вам ребята? /Сказочные жители - "да"/

В жизни каждого человека бывают трудности. И силы для разрешения трудной ситуации надо искать не только в самом себе, но и уметь обратиться за помощью к другим (другу, родителям, учителю)".

- Молодцы! Вот и четвертая находка - буква

"Г"

Сказочные герои: "Ребята, вы любите слушать сказочные истории? Мы жители сказочного королевства знаем много таких историй, в которых герои ищут способы выхода из трудных ситуаций и побеждают трудности. Послушайте сказку о котенке Саше".

Чтение сказки "Сказка о котенке Саше" (5 минут)

- Понравилась вам сказка?

5 задание: "Работа со сказкой" (2 минут)

- Побеждает ли кто-нибудь в сказке и почему?

 - Какие "подсказки" помогли котенку Саше справиться с трудностями?"







- А вот и пятая находка - буква

"У"

Педагог: "Ребята, а вы хотели бы сочинить свои истории? 

Главные герои у вас уже есть. На следующем занятии я вам раскрою секрет, как можно быстро сочинить сказку.

 - Мы выполнили все задания, и давайте вместе соберем "волшебное слово":

"СМОГУ"


Индивидуальная работа



У детей получились сказочные герои из картона






Фронтальная работа

Дети отгадывают загадки 










Работа в малых группах

Дети в группах решают и дают ответ, какую сказку услышали.


















Отклики детей: - "да"


Отклик детей: - «нет»

Отклик детей: - «нет»

Отклик детей: - «да»


Отклик детей: - «да»

Варианты ответов детей:

Вариант 1. Сказать: «Давай помоги мне»

 Вариант 2. Сказать: "Помоги мне сегодня, а я завтра тебе помогу"














Дети слушают сказку.

Отклик детей: - «да»


Ответы детей: котенок.

Ответы детей:

«Если трудно - смелей и старайся сильней!»

«Работу ты закончи поскорей, чтобы со скукой справиться быстрей»

«Коль ошибка приключиться, буду я на ней учиться, буду я на ней учиться, да не расстраиваться»



Отклик детей: - «да»





Дети у себя на столах в группах составляют слово СМОГУ

Заключительная часть

Регулятивные

Фея Мария: "Ребята, вы смогли пройти все испытания, и я хочу подарить еще одну букву - букву

"Я"

Педагог: "Что обозначает волшебное слово "Я смогу"?



Фея Мария: "Теперь вам, ребята, нужно три раза громко крикнуть волшебное слово «Я смогу», и тогда колдовство злой колдуньи исчезнет вместе с ней".

Педагог: "У нас получилось, злая колдунья исчезла. Мы можем вернуться снова в класс".

Сказочные герои «Спасибо вам ребята, мы теперь тоже знаем, как справляться с трудностями, нужно уметь самому находить способы из разных ситуаций и тогда все получится».




Ответы детей: - уметь самому находить способы, чтобы справиться с трудной ситуацией.




Дети (хором): " Я смогу !, Я смогу !, Я смогу !"

Подведение итога

Регулятивные

Педагог: "Ребята, предлагаю вам снова встать в круг.

- Какие чувства вы сейчас испытываете?

- Что нового вы узнали на занятии?

- А какую находку вы сегодня нашли?

- А может ли каждый из нас владеть такой находкой?

- Ребята, запомните важное правило: "Ищи силы для разрешения трудной ситуации не только в самом себе, но и у людей, которые находятся рядом с тобой, ты их обязательно найдешь и ты наверняка победишь трудности"

- Больше всех проявили активность следующие ученики .....

- Интересные ответы были у следующих учеников .....

- Лучшие творческие работы показали следующие ученики…

- Молодцы! Все ребята у нас награждены медалями. 

- На этом наше сегодняшнее занятие заканчивается. Пора прощаться. Внимательно посмотрите друг на друга, улыбнитесь.

Дети встают в круг




Ответы детей: - умение справляться с трудностями






Дети награждаются медалями (жетонами)




Дети улыбаются друг другу.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Как осуществляется оценивание на занятии

Оценивается выполненная работа: интеллектуальные творческие и инициативные проявления ребенка: умные вопросы, самостоятельный поиск детьми дополнительного учебного материала, интересные догадки, а не ее исполнитель.

Средства оценивания: "Листы индивидуальных достижений". За каждый хороший правильный ответ, интересную мысль, идею обучающийся получает некоторое количество баллов (учет ведется в жетонах). При подведении итогов обязательно отмечаются те ученики, которые улучшили свои результаты по сравнению с предыдущим занятием. Все они по итогам занятия  получают вырезанные из самоклеющейся бумаги медали.

Памятка

Как изготовить куклу-марионетку

1.  Выбрать образ сказочного героя из предложенных шаблонов.

2. Положить шаблон на двойной лист бумаги и обвести по контуру.

3. Вырезать по контуру детали куклы-марионетки.

4. Скрепить края степлером.

5. Используя изобразительные материалы: цветные карандаши, восковые мелки, фломастеры, краски, можно создать образ сказочного жителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "В подводном мире". ОРИГАМИ ИЗ КРУГОВ. (Занятие по социальному направлению внеурочной деятельности "Азбука мастерства")

В разработке подробно указаны формируемые УУД  на каждом этапе занятия. Приложением служит презентация "Искусство оригами"....

Внеурочное занятие курса "Город мастеров" (социальное направление). Аппликация "Жар-птица" (3 класс).

Цель занятия- формировать у учащихся элементарные навыки изготовления аппликации и представления о ней как о способе выражения добрых чувств по отношению друг к другу.Задачи:1.Развитие навыков вы...

Занятие по внеурочной деятельности Афлатун" - социальное и финансовое образование учащихся 1 класс "Маленькие банкиры"

Цель моего занятия  – показать, как можно   в игровой форме обучать самых маленьких школьников  финансовой грамотности,  управлять деньгам. Показать,  на каких этап...

Открытое занятие по внеурочной деятельности по социальному направлению . Тема « Съедобные и несъедобные и микроскопические грибы» . ГРИБНАЯ ВИКТОРИНА

Среди даров природы, которыми богата наша страна, значительное место занимают грибы – ценный продукт питания. Собирая грибы, мы много времени проводим на свежем воздухе, вдыхаем аромат леса, люб...

Конспект внеурочного занятия "Что такое социальная культура?".

Тема: «Что такое социальная культура?»Цели: Формирование у учащихся представления о социальной культуре .Задачи:Образовательная: Познакомить учащихся с понятием « социальная культура...

Внеурочное занятие по социальному направлению во 2 классе на тему: «Скажем трудностям – нет!»

Социальное направление внеурочной деятельности нацелено на развитие у учащихся коммуникативных умений, способности к предотвращению и разрешению межличностных конфликтов, творческого мы...

Внеурочное занятие по социальному направлению на тему: «Я среди других».

Социальное направление внеурочной деятельности нацелено на развитие у учащихся коммуникативных умений, способности к предотвращению и разрешению межличностных конфликтов, творческого мы...