«Значение эстетической восприимчивости для нравственного развития ребёнка»
учебно-методический материал по теме

Прохорова Марина Григорьевна

          Природа — это и музыка: шелест листьев, пение птиц, журчание воды. Сочетание красоты с ароматом лесов и полей вызывает у школьника целый комплекс переживаний, которые при постоянном общении с природой становятся дорогими и близкими человеку и ложатся в основу патриотического чувства. К. Д. Ушинский считал, что день, проведенный ребенком посреди рощ и полей, стоит многих недель, проведенных на учебной скамье. Важнейшим средством эстетического воспитания учащихся является искусство.

Скачать:


Предварительный просмотр:

   Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя школа № 20 муниципального образования станицы Чернореченской  Лабинского района Краснодарского края

 «Значение эстетической восприимчивости  для нравственного развития ребёнка»

        

                                                                            подготовила

                                                                            учитель начальных классов

                                                                            Прохорова Марина Григорьевна

                                                                                 

Ст. Чернореченская 2013

Потребность красоты и творчества

неразлучна с человеком и без нее человек,

может быть, не захотел бы жить на свете.

Ф.М. Достоевский.

Значение эстетической восприимчивости  для нравственного развития ребёнка.

Чтобы говорить на данную тему, необходимо выяснить, что такое эстетика, нравственность, как они взаимосвязаны и какое влияние оказывают на ребёнка.

Итак, эстетика, от древнегреческого чувствующий, ощущающий; наука, изучающая законы красоты, общие закономерности и принципы художественного творчества , проблемы эстетического восприятия, художественной оценки, художественного вкуса. В самом определении понятия эстетика заключён ответ на вопрос о восприятии человеком эстетических законов, о влиянии их на его нравственное развитие.

Нравственность(мораль)- это совокупность исторически изменившихся принципов, правил, норм поведения по отношению друг к другу, к обществу; это основные понятия о добре и зле, долге и справедливости, совести и чести, преданности и предательстве и т. д. формирование в человеке характерных моральных качеств, норм поведения.

Эстетическое воспитание является одним из основных направлений в формировании личности ребенка. Значение музыки в школе далеко выходит за пределы искусства. Так же литература и изобразительное искусство, музыка решительно вторгается во все области воспитания и образования школьников, являясь могучим и ничем не заменимым средством формирования их духовного мира.

                    Травка зеленеет.

                    Солнышко блестит,

                    Ласточка с весною

                    В сени к нам летит.

Кажется, что эти стихи русского поэта Плещеева пришли к нам из дальней дали, настолько они близки и знакомы детям и взрослым. Мы привыкаем к таким, казалось, обычным словам. Но сколько в них поэзии, эстетики, изящества, музыки. Стоит прочитать их с чувством любви к солнышку, травке, и детям захочется скорее побежать на улицу, полюбоваться зелёным покровом земли. Услышать щебет ласточки, зажмурить глаза, глядя на ласковое солнышко. И окружающая природа  раскроет ребёнку свою красоту. Добро, умение сопереживать, чувствовать, понимать,  как надо беречь всё это, чтобы оно не исчезло никогда и радовало всех, кто соприкоснётся  с этой красотой. В связи с этим  привожу из художественной литературы примеры,  воспитывающие в детях бережное отношение к окружающей нас действительности. Поэты и писатели, создавая свои художественные произведения, целью своей преследуют воспитание эстетических и нравственных качеств в людях, в частности, в детях, говоря им, что природа, животные бывают иногда мудрее людей.. Природа не безмолвна,(группа « Корни» поёт песню « Плакала берёза») она может плакать и страдать и об этом человеку надо помнить.

    Хочется вспомнить слова Валентина Распутина, который писал: «Природа сама по себе всегда нравственна, безнравственной её может сделать только человек…. Это она с мольбой, надеждой и предостережением глядит в наши глаза душами умерших и неродившихся, тех, кто был до нас и будет после нас… За добро- добром, за милость- милостью- по извечному кругу нравственного бытия». Считаю, что лучше не скажешь. Вот вам и пример того, что природа прекрасна, она всё понимает Природа — богатейший источник эстетических переживаний школьников. В отличие от произведений искусства природа натуральна и подвижна. Картины природы всегда свежи и естественны, в них обширный спектр красок, который постоянно меняется в зависимости от времени года, суток и погоды. В каждый момент в окружающей природе есть что-то прекрасное. Природа облагораживает чувства, влияет на весь духовный облик человека.

          Природа — это и музыка: шелест листьев, пение птиц, журчание воды. Сочетание красоты с ароматом лесов и полей вызывает у школьника целый комплекс переживаний, которые при постоянном общении с природой становятся дорогими и близкими человеку и ложатся в основу патриотического чувства. К. Д. Ушинский считал, что день, проведенный ребенком посреди рощ и полей, стоит многих недель, проведенных на учебной скамье. Важнейшим средством эстетического воспитания учащихся является искусство.

Правда в наш прогматический век можно услышать и такое: « Стихи Пушкина, Блока, музыка Баха наивны, кому они нужны?». Есть такие люди и их немало. Но, к счастью, других больше, тех, которые не теряют вкуса к прекрасному. Великие учёные, философы, общественные деятели, политики никогда бы не достигли высот в своих отраслях знаний, если бы с детства отвергали искусство, не понимали эстетических идеалов. Таков был А. Т. Бородин- профессор химии и замечательный композитор, автор оперы « Князь Игорь».

    Высокие нравственные качества, по его собственному признанию , ему помогли воспитать музыка, стихи и наука- вместе взятые.Он же автор проникновенного романса на слова Пушкина « Для берегов отчизны дальней», слушая который, понимаю: как прекрасна жизнь, если я могу прикоснуться к шедеврам искусства , проникнуться пониманием того, как надо бережно относиться к людям, создающим материальные и духовные ценности. Я понимаю, что нужно не доказывать, а показывать на примерах, какие красоты скрыты в самых  известных и простых вещах, какая бесконечная гамма чувств проявляется в ребёнке, какое духовное богатство можно приобрести, вплотную и глубоко соприкасаясь с прекрасным и воспитывая в себе таким образом эстетическую восприимчивость.

Россия восхищает мир своими талантами. Но есть и свои проблемы, даже в городах, где имеется возможность пойти в музеи и театры, дети простых семей не могут купить себе билеты, потому, что цены неимоверно высоки. И даже не в ценах дело. Искусство в России перестало выполнять в должной мере свою важнейшую общественную функцию- поддерживать и продолжать воспитывать статус гражданской нравственности, эстетическую восприимчивость для нравственного развития подрастающего поколения. Что сегодня дети и юное поколение могут узнать по телевизору из бесчисленной череды ток-шоу, шуточек записных смехачей? У нас что ни фильм, что ни сериал, то бешеная погоня за  «бабками», в смысле за деньгами, попойки, мордобой. Разве можно всё это назвать искусством? И какие нравственные качества может оно воспитать? Какова эстетическая восприимчивость подобных телепередач, таково и духовное развитие ребёнка. Такие передачи исказили  высокий стандарт русской культуры. Стране навязывается блатная культура, юмор ниже пояса. Такое впечатление, что наше телевидение работает под лозунгом « Разбуди в себе идиота» Телевизионные начальники говорят, что это детям нравится. Да, нравится, потому что наша «элита» занизила у телезрителей культурный и нравственный уровень народа.

 Телевизор объективно является действенным средством художественного образования и воспитания детей в семье. Но таковым он становится при условии его разумного использования, а именно: избирательного просмотра передач, детьми с помощью родителей.

        Музыка в современной семье — обычное дело. Но к сожалению, чаще всего она звучит лишь в записях. Всеми доступными средствами родители должны приобщать детей к музыке, исполняемой на музыкальных инструментах. Но и слушанием музыки, воспроизводимой в записи, надо руководить, учитывая три момента: помощь детям в отборе записей, регулирование частоты слушания и громкости воспроизведения музыки.

    Во многих семьях стало хорошей традицией проводить выходные дни за городом в лесу, у реки, а зимой на лыжах. Опытные родители, обучая детей умению беречь природу, не упускают случая подчеркнуть: «Смотри, как это красиво!» Большое эстетически-воспитательное значение имеют семейные посещения художественных и краеведческих музеев и выставок, филармонии, театра и кинотеатра.

     Эти формы эстетического воспитания обладают возможностью показать детям красоту человека, эстетику поведения людей в различных жизненных ситуациях. При этом важно обращать внимание детей на эстетически-положительное в людях, так как недостатки всегда виднее их достоинств.

    Истинная забота о повышении эстетической культуры младших школьников требует максимально использовать те качества, которыми так богато детство: непосредственность, раскованность, воображение, " инстинкт подражания", зоркое схватывание сходства и характерных черт. Эстетическая деятельность самих детей - вот в первую очередь тот материал и та основа, на которых их нужно учить эстетически воспринимать, оценивать и преобразовывать мир. Сегодня о плодотворности такого пути говорят многие педагоги.

       Обучая творчеству, следует идти от самого ребенка, его возможностей и способностей видения мира, собственное отношение к красоте. С этой целью детям нужно давать задания, которые нацеливают на свой творческий подход: нарисовать свою игрушку, сделать свою закладку, а не шаблонную. Этот прием - средство развития самостоятельного мышления, путь развития творческого начала. Хотя конечно творчество невозможно без эталонов.

        Среди работ детей, всегда найдутся работы сравнительно высоко эстетического уровня. Л.Н. Толстой с восторгом писал о способностях детей к поэтической деятельности, настолько высокой, что рекомендовал писателям учиться у детей.

       Внимательный учитель всегда может найти в своем классе образцы эстетики, ведь эстетическая деятельность разнообразна. Одни воспитанники лучше пишут сочинения, другие умеют рассказывать о своих впечатлениях, третьи красиво решают задачи, образцово выполняют работы по труду, у кого-то из учеников самый красивый, четкий почерк, легкая грациозность в движении и т.д. Важно обращать на все это внимание школьников .

         Учебно- воспитательный процесс в начальных классах осуществляется как на уроках, так и во вне урочной внеклассной работе. Последняя проводиться в различных формах: беседы, утренники, праздники, конкурсы, смотры, работа кружков. Многие из них очень благоприятны для работы именно по эстетическому воспитанию.

Все сказанное выше об эстетической культуре личности подводит нас к мысли о чрезвычайной важности целенаправленного ее формирования в людях, о месте и роли эстетического и художественного воспитания в социальном воспроизводстве человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование читательской компетентности учащихся как основы полноценного нравственно-эстетического и творческого развития личности на основе использования инновационных технологий».

Могут пользоваться учителя начальных классов. Статья поможет в воспитании читающего учащегося, который владеет необходимым уровнем – техники читательской деятельности, способного самостоятельно мысли...

Народный фольклор как источник нравственного развития ребёнка

Назрела необходимость в качестве ведущих аспектов воспитательной деятельности школы вычленить нравственные нормы и ценности в жизнедеятельности людей, поскольку налицо нравственное неблагополучие в об...

Повышение роли семьи в нравственном развитии ребёнка.

  Жизнь младшего школьника-как цветок,раскрывающий лепестки,как луч восходящего солнца.День его проходит в разнообразных занятиях,которые нам уже давно неизвестны.У ребёнка есть ощущение ц...

Консультация для родителей Значение пальчиковых игр для развития ребёнка

Пальчиковые игры существуют очень давно и сопровождают нас в течение всей жизни. «Сорока, сорока кашу варила…», - говорит мама и водит пальчиком малыша по его ладошке. ...

Значение игры в речевом развитии ребёнка

В публикации говорится о значении игры в речевом развитии ребенка....