Главные вкладки

    Цикл занятий по коррекции межличностного взаимодействия между членами замещающей семьи "Ты и я - одна семья"
    учебно-методический материал на тему

    Давыдова Татьяна Николаевна

    Из всех трудностей, с которыми сталкивается человек, 80% занимают проблемы общения и взаимодействия. Они же являются основными и в детско-родительских отношениях.

    Извечная тема “отцов и детей” тревожит добрую половину человечества уже давно, а в современном мире дети отдаляются от родителей все быстрее и все дальше. Не являются исключением данной темы и замещающие семьи. Может быть, даже вопросы теплых и дружеских отношений в данных семьях стоят намного острее и глубже, чем в кровных. Замещающие родители и приемные дети далеко не всегда бывают сразу приятны друг для друга, поняты и приняты друг другом, но зато всегда полезны, если, конечно, захотят понять, чему можно друг у друга научиться. Иногда это взаимное обучение сопровождается конфликтами, столкновениями мнений, несовпадением ценностей, однако, эти конфликты и противоречия все-таки служат их обоюдному развитию.

    Нужно работать над отношениями, ведь они бессмысленны, если лишены понимания. Именно для этого разработан данный цикл занятий.<?xml:namespace prefix = o /??>

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon cikl_zanyatiy.doc73.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Цикл занятий по коррекции межличностного взаимодействия между членами замещающей семьи "Ты и я - одна семья"

    Из всех трудностей, с которыми сталкивается человек, 80% занимают проблемы общения и взаимодействия. Они же являются основными и в детско-родительских отношениях.

    Извечная тема “отцов и детей” тревожит добрую половину человечества уже давно, а в современном мире дети отдаляются от родителей все быстрее и все дальше. Но правда заключается в том, что родители и дети могут развивать теплые, дружеские отношения, основанные на любви, доверии и взаимном уважении, забыв о проблеме “отцов и детей”, как в стихотворении Эдуарда Асадова:

    Не верьте. Нет никакой на свете
    Нелепой проблемы “отцов и детей”,
    Есть близкие люди: отцы и дети!
    ...

    Не являются исключением данной темы и замещающие семьи. Может быть, даже вопросы теплых и дружеских отношений в данных семьях стоят намного острее и глубже, чем в кровных. Замещающие родители и приемные дети далеко не всегда бывают сразу приятны друг для друга, поняты и приняты друг другом, но зато всегда полезны, если, конечно, захотят понять, чему можно друг у друга научиться. Иногда это взаимное обучение сопровождается конфликтами, столкновениями мнений, несовпадением ценностей, однако, эти конфликты и противоречия все-таки служат их обоюдному развитию.

    Нужно работать над отношениями, ведь они бессмысленны, если лишены понимания. Именно для этого разработан данный цикл занятий, интегрирующий элементы курса конструктивного общения с элементами арт-терапии. Использование некоторых техник арт-терапии способствует включению родителей и детей в совместную психологическую работу, формированию позиции партнерства и сотрудничества между членами замещающей семьи. Совместная деятельность, обсуждение результатов творчества позволяют родителям и детям лучше узнать друг друга, способствуют их эмоциональному сближению и углублению взаимопонимания между ними.

    Цель: содействовать созданию эмоционально благоприятного психологического пространства в замещающей семье посредством оптимизации межличностного взаимодействия в диаде “родитель-ребенок” через развитие у родителей и детей чувств принятия, доверия и толерантности по отношению друг к другу.

    Задачи: 

    1. установление доверительных отношений между родителями и детьми из замещающих семей;
    2. увеличение взаимной открытости между родителями и детьми;
    3. обучение родителей и детей эффективным приемам общения между собой;
    4. развитие способности сотрудничать друг с другом;
    5. развитие у родителей и детей эмпатии и способности оказывать поддержку;
    6. усиление взаимного интереса и принятия друг друга;
    7. развитие конструктивных способов взаимодействия в паре “родитель-ребенок”;
    8. выработка и закрепление навыков адаптивного поведения у родителей и детей.

    Адресат: родители и дети из замещающих семей.

    Цикл состоит из 15 занятий, которые интегрируют элементы курса конструктивного общения и элементы арт-терапии. Использование данных элементов делает процесс коррекции межличностного взаимодействия более целостным, способствует включению родителей и детей в совместную работу, формирует позиции сотрудничества у всех участников занятий, а также развивает различные стороны общения. Кроме этого, работа по данному циклу занятий служит профилактикой конфликтных ситуаций и барьеров общения.

    Структура занятий:

    1. ритуал приветствия;
    2. установление контакта;
    3. основная часть;
    4. заключительная часть (обмен впечатлениями, подведение итогов).

    Условия проведения занятий:

    1.  Возрастной диапазон детей: школьники.

    2.  Число участников тренинга: пять-шесть семейных диад (родитель- ребенок).

    3.  Ведущие: занятия проводят одновременно два человека.

    4.  Время проведения занятий: один раз в неделю.

    5.  Продолжительность каждого занятия: 2 академических часа.

    Занятие № 1

    1. Упражнение “Давайте поздороваемся”.

    Цель: снятие психоэмоционального напряжения, создать эмоциональный настрой на дальнейшую работу.

    Материалы: не требуются.

    Содержание: все участники встают в круг. Ведущий предлагает поздороваться как можно с большим количеством участников разными способами: словами, улыбкой, ладонью, коленом, спиной и др.

    Анализ: какие впечатления, эмоции?

    2. Упражнение “Знакомство друг за друга”.

    Цель: познакомить участников семинара друг с другом.

    Материалы: не требуются.

    Содержание: родитель и ребенок представляют друг друга участникам семинара: называют имя и все что хотят рассказать дополнительно (можно назвать возраст, профессию, где учится, описать некоторые особенности характера и т.д.). Оформление бейджиков.

    Анализ: трудно ли было представляться за родителя (ребенка)?

    3. Упражнение “Хрустальный шар”.

    Цель: определить эмоциональный настрой группы на начало тренинга, установление контакта между участниками.

    Материалы: коробочка с хрустальным шаром.

    Содержание: из волшебной коробочки ведущий достает хрустальный шар. Он просит участников, передавая его по кругу, рассказать о том, как они себя чувствуют.

    Анализ: трудно ли было говорить о своих чувствах.

    4. Упражнение “Совместный рисунок”.

    Цель: актуализировать опыт сотрудничества между родителями и детьми.

    Материалы: листы белой бумаги, цветные карандаши.

    Содержание: родитель и ребенок сидят рядом. Перед ними лежит чистый лист белой бумаги, ориентированный горизонтально, и пачка цветных карандашей (или фломастеров). Ведущий дает следующую инструкцию: Я попрошу вас нарисовать картинку. Рисовать нужно молча, не разговаривая друг с другом. Каждый из вас будет рисовать только одним карандашом или фломастером, который выберет сейчас”. 

    Дальше психолог предлагает родителю и ребенку выбрать по одному карандашу. После этого еще раз напоминает о том, что рисовать нужно молча, и предлагает начать работу.

    Психологу следует обратить внимание на следующие моменты: кто какой карандаш выбрал; кто первым взял карандаш; был ли выбор, сделанный каждым из участников, полностью самостоятельным; кто первым начал рисунок; кто первым закончил рисунок; как и кем было принято решение об общем окончании работы; были ли паузы при выполнении задания у родителя или ребенка; как распределялось пространство листа между рисующими; было ли невербальное взаимодействие между родителем и ребенком.

    Анализ: После того как задание выполнено, и участники закончили рисовать, психолог просит рассказать каждую пару о том, что изображено на рисунке, не обращаясь ни к кому конкретно: “Расскажите, пожалуйста, что нарисовано на вашем рисунке?”

    При этом важно проследить за тем, кто больше говорит, как начинается рассказ: по инициативе самого рассказчика или партнер его просит, заставляет, подталкивает. Важно отмечать моменты диалога в процессе рассказа, моменты согласия (несогласия), а также вносятся ли дополнения в рассказ, кем и какого рода.

    5. Упражнение “Слепой и поводырь”.

    Цель: способствовать развитию чувства доверия между родителями и детьми.

    Материалы: стулья.

    Содержание: участвую пары “родитель-ребенок”. Один из участников пары закрывает глаза. Он “слепой”. Второй будет водящим. “Поводырь” бережно берет “слепого” за плечи и водит очень аккуратно, так, чтобы “слепой” ничего не задел и не ударился. Затем родители и дети меняются местами. Каждый участник должен побывать в обеих ролях.

    Анализ: участники возвращаются в круг и рассказывают о том, что пережили, что чувствовали, в роли кого им было комфортнее.

    6. Упражнение “Конкурс хвастунов”.

    Цель: развивать позитивное восприятие у родителей и детей по отношению друг к другу.

    Материалы: не требуются.

    Содержание: сейчас мы с вами проведем необычный конкурс – конкурс хвастунов. Чем или кем мы будем хвастаться? Сначала соседом справа (родитель хвалит ребенка), а затем соседом слева (ребенок хвалит родителя). Подумайте, какой он, что он умеет делать, что у него хорошо получается. Выигрывает та пара, которая лучше всех похвалит друг друга. После того, как упражнение будет закончено, сами участники определяют лучшую пару хвастунов.

    Анализ: кому, что понравилось больше: рассказывать-хвастаться о родителе (ребенке) или слушать, как о нем рассказывают. Ведущий подводит участников к тому, что надо говорить друг другу больше положительных слов, хвалить друг друга как можно чаще.

    7. Упражнение “Зеркало”.

    Цель: способствовать достижению понимания на визуальном уровне в паре “родитель-ребенок”.

    Материалы: не требуются.

    Содержание: родители и дети в парах повторяют движения, мимику, позу и т.п. своего партнера.

    Анализ: трудно ли было справиться с заданием.

    8. Упражнение “Семейный герб”.

    Цель: содействовать сплочению родителей и детей, заставить их сконцентрироваться на главном и общем, что они ценят в жизни.

    Материалы: краски, кисти, стаканчики для воды.

    Содержание: ведущий рассказывает участникам о том, что с давних пор люди составляют гербы своей семьи из разных символов, которые в лаконичной форме жизненную философию, главную ценность семьи. Участникам в парах “родитель – ребенок” предлагается нарисовать свой герб. Это не обязательно должно быть что-то конкретное, может быть сочетание цветов, геометрических фигур, цветовых пятен и т.д.

    Анализ: все рисунки выкладываются в центр круга на полу и ведущий предлагает каждому рассказать про свой герб, что он символизирует. Ведущий спрашивает участников об их чувствах во время рассказа о своем гербе.

    9. Упражнение “Я дарю тебе это сердце, потому что ... ”.

    Цель: способствовать позитивному отношению друг к другу, развитию чувства поддержки в паре “родитель-ребенок”.

    Материалы: шаблон “сердечко”, ручки.

    Содержание: участники на шаблоне “сердечко” заканчивают фразу “Я дарю тебе это сердце, потому что ... ”. Когда все участники будут готовы, они возвращаются на свои места и происходит процесс дарения сердечек в паре “родитель-ребенок”. Родитель дарит ребенку сердечко, произнося написанную не нем фразу. И наоборот.

    Анализ: трудно ли было закончить фразу и произнести ее вслух. Что было труднее: дописать или произнести.

    10. Упражнение “Впечатления и пожелания”.

    Цель: подвести итог занятия.

    Материалы: не требуются.

    Содержание: наша сегодняшняя встреча подходит к концу, и хотелось бы услышать от вас, что вам сегодня больше всего понравилось, с какими чувствами вы сегодня уйдете домой. Участники делятся своими впечатлениями, а также желают друг другу что-нибудь приятное.

    Занятие № 2

    1. Упражнение “Приветствие”.

    Цель: приветствие друг друга и заряд положительными эмоциями.

    Материалы: не требуются.

    Содержание: сейчас мы с вами будем приветствовать друг друга как европейцы, японцы и африканцы. Европейцы пожимают руку, японцы кланяются, африканцы трутся ногами.

    Анализ: какие ощущения?

    2. Разогрев “Шеренга”.

    Цель: напомнить участникам имена друг друга, сплочение группы, закрепить знакомство участников друг с другом.

    Материалы: не требуются.

    Содержание: сначала участники по кругу называют свои имена. Затем ведущий предлагает встать тем, чьих имен больше всего, затем следующие, чьих чуть меньше и т.д., пока не встанут все участники. После этого ведущий предлагает участникам встать и построиться в шеренгу по цвету волос, начиная с самого светлого, затем – по росту. Когда участники только расслабятся, ведущий предлагает им задание построиться в шеренгу по начальной букве имени, не разговаривая между собой, т.е. в полной тишине. После того, как участники построятся, ведущий проверяет: каждый участник, начиная с первого, говорит свое имя вслух. Участники садятся и оформляют бейджики.

    Анализ: какие ощущения? Что чувствуете?

    3. Игра “Найди сходство”.

    Цель: выразить отношение к своей семье, осознание и принятие своего отношения.

    Материалы: мешочек с разными предметами.

    Содержание: каждая пара “родитель-ребенок” по кругу достает из мешочка (на ощупь) предмет и определяет, чем данный предмет может напомнить его семью. Обязательно высказывается каждый член пары, т.е. и родитель и ребенок.

    Анализ: трудно ли было найти в фигурке то, что напоминает семью?

    4. Игра “Прогулка с компасом”.

    Цель: способствовать развитию чувства доверия между родителями и детьми.

    Материалы: стулья.

    Содержание: в каждой паре один человек “турист” (ведомый), а второй – “компас” (ведущий). “Турист” закрывает (или ему завязывают) глаза, а “компас” становится сзади него и кладет ему руки на плечи. Задача “туриста” – передвигаться по комнате (можно расставить стулья, как на полосе препятствий), задача “компаса” – направлять его движение. Затем родители и дети меняются местами. Каждый участник должен побывать в обеих ролях.

    Анализ: участники возвращаются в круг и рассказывают о том, что пережили, что чувствовали, в роли кого им было комфортнее.

    5. Упражнение “Булавка”.

    Цель: способствовать достижению понимания на телесном уровне в паре “родитель-ребенок”.

    Материалы: булавки по количеству пар.

    Содержание: на одежде ребенка прячется булавка и родитель должен ее найти, ощупывая ребенка с закрытыми глазами. Затем участники меняются местами.

    Анализ: трудно ли было справиться с заданием.

    6. Упражнение “Два зеркала”.

    Цель: способствовать осознанию родителями и детьми тех моментов, которые радуют и огорчают в общении друг с другом.

    Материалы: листы с изображением двух зеркал, карандаши, фломастеры, краски, кисти, стаканчики с водой.

    Содержание: на листе изображены 2 зеркала. Представьте, что в одном из них отражается то, что вас огорчает, когда вы общаетесь с ребенком (с мамой или папой), а в другом – то, что радует. Изобразите это.

    Анализ: каждый член пары рассказывает о том изображении, о котором хочется. Вопрос ведущего после того, как выскажутся все участники: “Узнали ли вы что-то новое друг о друге?”

    7. Игра “Фигуры”.

    Цель: развитие способности сотрудничать друг с другом.

    Материалы: веревки, связанные в кольцо.

    Содержание: каждый участник игры берется за веревку, связанную в кольцо; задача – с закрытыми глазами, переговариваясь, построить из этой веревки некую фигуру. Сначала ведущий дает задание построить более простую, геометрическую фигуру – квадрат, круг, прямоугольник, треугольник. Когда участники справляются, дается задание построить более сложную, требующую согласования внутренних образов – дерево (какое дерево – лиственное, елку?), собаку и т.д. Более сложный вариант игры: игроки закрывают глаза и не имеют права переговариваться.

    Анализ: трудно ли было справиться с заданием.

    8. Упражнение “Футболка с надписью”.

    Цель: предоставить ребенку и родителю возможность совместного решения поставленной задачи; создать условия для определения жизненного кредо семьи, семейных установок и семейных ценностей.

    Материалы: футболки, вырезанные из листа А3 по количеству пар участников, карандаши, фломастеры, краски, кисти, стаканчики с водой.

    Содержание: задание выполняется в парах “родитель-ребенок”. Инструкция ведущего: “Вам предложили принять участие в семейном конкурсе “Моя семья”. Участниками команды являются члены вашей семьи. На футболках, в которые вы будете одеты, необходимо сделать надпись, отражающую жизненное кредо вашей семьи. Сейчас вашей семье необходимо оформить макет футболки, т.е. так как она будет выглядеть на соревнованиях”.

    Анализ: каждая семейная диада знакомит других участников со своим макетом. Рассказывает о том, что у них получилось. Нравится ли каждому члену пары “родитель-ребенок” то, что у них получилось. Может быть что-то хотели изменить. Важно, чтобы оба члена пары приняли то, что у них получилось изобразить.

    9. Упражнение “Здорово, что мы вместе ...”.

    Цель: способствовать эмоциональному сближению детей и родителей.

    Материалы: бланки с незаконченными предложениями, ручки.

    Содержание: каждый участник составляет 5 предложений, адресованных своему родителю или ребенку, которые начинаются ловами: “Здорово, что мы вместе ...”. Далее каждый озвучивает на группу то, что он написал.

    Анализ: насколько легко было выполнить задание; трудно ли было закончить предложения и произнести их вслух. Что было труднее: дописать или произнести.

    10. Упражнение “Впечатления и пожелания” (см. занятие 1).

    Список литературы:

    1. Васина Е.Н., Бабырина А.В. «Я и Ты», «Ты и Я» – арт-альбомы для семейного консультирования. Комплект (2 арт-альбома + методическое пособие). М.: Генезис. 2010.
    2. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? М.: АСТ: Астрель. 2010. 238 с.
    3. Громова Т. Царство-государство. Методика как средство диагностики и коррекции межличностных отношений // Школьный психолог. № 11. 2003.
    4. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. СПб.: Речь. 2012. 160 с.
    5. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. СПб.: Речь. 2011. 190 с.
    6. Павлов И.В. Общение с ребенком: тренинг взаимодействия. СПб.: Речь. 2008. 87 с.
    7. Панфилова М.А. Игротерапия общения. Тесты и коррекционные игры: практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. М.: Издательство ГНОМ. 2012. 160 с.
    8. Пилипко Н., Диянкова И. Работа для троих. Коррекционная работа с детско-родительской парой в процессе психологического консультирования // Школьный психолог. № 36, № 39. 2002.
    9. Фопель К. Как научить детей сотрудничать. М.: Генезис. 2010. 541 с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Коррекция межличностных отношений у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью

    Умственная отсталость - стойкое нарушение познавательной деятельности, вследствие органического поражения коры головного мозга. Данное понятие объединяет многочисленные и разнообразные формы патологии...

    Цикл занятий "Коррекция дисграфии"

    Цикл рассчитан на детей 4 класса....

    Цикл занятий "Интегративная игровая коррекция эмоциональных нарушений младших школьников"

    Актуальность разработки цикла игровых сеансов связана с   большой распространённостью нарушений в эмоциональной сфере школьников.Психокоррекционный эффект игровых занятий достигается благода...

    Упражнения для учителей по усовершенствованию навыков межличностного взаимодействия «Учитель – ученик»

    Упражнения для учителей по усовершенствованию навыков межличностного взаимодействия  «Учитель – ученик»...

    Упражнения по развитию навыков межличностного взаимодействия учеников

    Упражнения по развитию навыков межличностного взаимодействия учеников...

    ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННОСТИ КАК ЗАЛОГ УСПЕХА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ДЕТЬМИ

    Нравственное воспитание младшего школьника - это процесс усвоения заданных обществом образцов поведения, в результате которого эти образцы становятся регуляторами поведения ребенка....

    План оказания индивидуальной помощи ученику с трудностями межличностного взаимодействия

    План  оказания индивидуальной помощи ученику с  трудностями межличностного взаимодействия (пример – составляется для конкретного ученика)...


     

    Комментарии

    Больше спасибо! Очень полезная информация!!!