Психологическое здоровье первоклассников
статья (1 класс) по теме

Адиятулина Светлана Геннадьевна

Внимание к вопросам психологического здоровья в последние годы заметно возросло. Закономерно возросло и внимание к психологическому здоровью школьников.

Свои представления о здоровой, зрелой, хорошо адаптированной личности высказывали многие учёные, психологи ХХ века, изучавшие теорию личности. В понятие здоровой личности они вкладывали, по сути, представление о «психологическом здоровье».

Психология здоровья ставит в центр своего рассмотрения здорового человека, его индивидуальные психологические особенности, ресурсы его психики, позволяющие ему сохранять здоровье при неизбежном воздействии патогенных факторов окружающей среды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon психологическое здоровье42.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

  Адиятулина С. Г., педагог-психолог

   СОШ-13 г. Нерюнгри

 

Внимание к вопросам психологического здоровья в последние годы заметно возросло. Закономерно возросло и внимание к психологическому здоровью школьников.

Свои представления о здоровой, зрелой, хорошо адаптированной личности высказывали многие учёные, психологи ХХ века, изучавшие теорию личности. В понятие здоровой личности они вкладывали, по сути, представление о «психологическом здоровье».

  • Дубровина И. В., вводя понятие «психологическое здоровье», отметила разницу между психическим и психологическим здоровьем: психическое здоровье, по сути, имеет отношение к отдельным психическим процессам и механизмам; психологическое здоровье характеризует личность в целом, находится в непосредственной связи с проявлением человеческого духа.
  • Пахальян В.Э. определяет психологическое здоровье как «…динамическое состояние внутреннего благополучия (согласованности) личности, которое составляет ее сущность и позволяет актуализировать свои индивидуальные и возрастно-психологические возможности на любом этапе развития».
  • В.А. Ананьев, выделяет следующие черты психологически здоровой личности:

       - соматическое здоровье;

       - развитие самоконтроля и усвоение реакций, адекватных  

         различным

         ситуациям в жизни человека;

       - умение разводить реальные и идеальные цели, границы между

         разными подструктурами «Я» – Я – желающим и Я –

         долженствующим;

       - умение регулировать свои поступки и поведение в границах

         социальных норм (Лазурский А.Ф.)

Психология здоровья ставит в центр своего рассмотрения здорового человека, его индивидуальные психологические особенности, ресурсы его психики, позволяющие ему сохранять здоровье при неизбежном воздействии патогенных факторов окружающей среды.

В целом анализ литературы позволяет выделить ряд существенных признаков, используемых современными психологами при описании психологического здоровья личности.

  • 1. Осознанность и осмысленность человеком самого себя, мира в целом, своего взаимодействия с миром.
  • 2. Полнота «включенности», переживания и проживания настоящего, пребывание в процессе.
  • 3. Способность к совершенствованию наилучших выборов в конкретной ситуации и в жизни в целом.
  • 4. Способность не только выражать себя, слушать другого человека, но и участвовать в сотворчестве с другим человеком.
  • 5. Глубинная событийность как способность человека пребывать в полноценном, способствующем совершенствованию участников контакте, подлинном диалоге и организовывать его.
  • 6. Чувство свободы, жизни «в соответствии с самим собой» как состояние осознавания и следования своим главным интересам и наилучшему выбору в ситуации.
  • 7. Ощущение собственной дееспособности «Я могу».
  • 8. Социальный интерес или социальное чувство (в терминологии А. Адлера), то есть заинтересованный учет интересов, мнений, потребностей и чувств других людей, постоянное внимание к тому, что рядом – живые люди.
  • 9. Состояние устойчивости, стабильности, определенности в жизни и оптимистический, жизнерадостный настрой как следствие всех перечисленных выше качеств и свойств психологически здоровой личности. Состояние гибкого, но устойчивого баланса в динамичном жизненном мире.

         Проблема здоровья школьников становится в настоящее время всё более актуальной. О нерешённости этой проблемы говорят данные обследований физического здоровья учащихся, а также – результаты изучения их психических состояний таких, как тревожности, безопасности, интереса, мотивации.

                      Типология развитости первоклассников

Вот 1-классники. Кто они такие (их психологические особенности) и с какими проблемами им приходится сталкиваться?

Поступление в 1 класс – переломный момент в жизни каждого ребёнка.

В этот период жизни преобразуется личность ребёнка, его познавательные и умственные возможности, сфера эмоций и переживаний, круг общения.

Дети с признаками умственной одаренности

Одаренный ребенок выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Задания выполняет самостоятельно, без внешней стимулирующей помощи. Легко работает в быстром темпе на материале повышенной сложности. Он хорошо рассуждает, ясно мыслит, понимает недосказанное. Он обладает хорошей памятью, задает очень много продуманных и оправданных ситуацией вопросов, любит читать книги, причем по своей собственной программе, на несколько лет опережающей школьную. Он обгоняет своих сверстников по учебе; причем не обязательно является отличником, иногда жалуется что в школе ему скучно. Он очень восприимчив, наблюдателен, быстро, но не обязательно остро реагирует на все новое и неожиданное.

Дети готовые к обучению в школе

Достаточно развернутые и конкретные представления об окружающем мире. Речь содержательная, выразительная.  Уровень интеллектуальных умений соответствует возрастной норме; правильно определяет содержание, умеет сравнивать, выделять главное. Присутствует волевое управление процессом внимания. Внимание устойчивое, умеет распределять внимание. Правильно переносит в тетрадь графический образ с классной доски.

                                                Группа риска

Представления о мире достаточно конкретны, но ограничены. Испытывает затруднение в поиске слов для выражения своих мыслей. Может перенести освоенный способ деятельности на выполнение сходного задания. Умеет наблюдать за явлениями (ставить вопросы по существу), сравнивать. Умеет удерживать цель деятельности, намечает план, проверяет результат, но часто отвлекается и нуждается в психологической поддержке (стимулирующей помощи взрослого). Волевое усилие присутствует не всегда. Графический образ с классной доски переносит с незначительными искажениями. Внимание устойчивое, но в ходе работы может отвлекаться.

            Дети, нуждающиеся в коррекции  познавательной сферы

Деятельность хаотична, непродуманна, часто прерывается. Кругозор ограничен, ответы односложные, речь невыразительна. При выполнении заданий требующих сравнения, выделения главного, установления закономерностей требуется постоянная обучающая помощь, которая воспринимается с большим трудом. Самостоятельно перенести освоенный способ деятельности на выполнение задачи по образцу не может. Мышление предметно - образное. Уровень активности низкий, внимание непроизвольное, не устойчивое. При переносе с доски графического образа допускает грубые искажения. Требуется постоянная индивидуальная обучающая помощь и внешняя стимуляция, хотя и она зачастую не дает должного эффекта. Запоминание и воспроизведение происходит с большим трудом.

Трудности первоклассников

На первых этапах школьного обучения ребёнок сталкивается с большим количеством трудностей. Основная причина возникновения их у первоклассников – это резкое изменение требований к нему по сравнению с дошкольным детством.

Эти трудности настолько существенны, что в первые недели школьной жизни организм ребёнка работает в таком же режиме, как организм космонавта, находящегося в состоянии невесомости. Поэтому для успешной Адаптации важна психологическая готовность ребёнка к школьному обучению.

Мониторинг психологического здоровья первоклассников нашей школы  выявил следующие проблемы.

Из 96 учащихся, поступивших в 1 класс нашей школы,  62 % уч-ся психологически готовы к обучению в школе, их адаптация прошла успешно.

Трудности в Адаптации имеют 38% уч-ся – они составляют гр Риска. По сравнению с прошлыми годами  мы наблюдаем увеличение количества детей группы Риска.  Каковы же их психологические особенности?

  • 12% уч-ся прибили после прохождения городской ПМПК в нашу школу с диагнозом ЗПР (Задержка психического развития);
  • у 6% уч-ся выявлена первичной диагностикой «Готовность к школьному обучению» Н. Семаго Условная Неготовность;
  • 2 % уч-ся имеют Синдром Дефицита Внимания и Гипперактивности;
  • у 18 % уч-ся выявлена Возможная Дезадаптация.

На диаграмме за 2007 - 2008 учебный год показан результат коррекционной работы с детьми группы Риска – из 100 % учащихся коррекционной группы улучшение психологического развития отмечено у 100%. В этом учебном году тоже наблюдается положительная динамика психологического процесса адаптации первоклассников у 84% учащихся группы Риска.

Количество используемых мной коррекционных программ увеличилось. Если раньше для 1-классников требовалось 2 коррекционные программы, то сегодня, в связи с увеличением количества психологических трудностей нынешних первоклассников, увеличилось  число используемых коррекционных программ вдвое.

Родители тоже могут оказать ребёнку существенную помощь в вопросе школьной Адаптации. Их серьёзное отношение к школьной жизни ребёнка, внимание к его успехам и неудачам, терпение, обязательное поощрение стараний и усилий, эмоциональная поддержка. Всё это поможет 1-класснику почувствовать значимость своей деятельности, будет способствовать повышению самооценки ребёнка, его уверенности в себе.

Для Родителей и Педагогов  имеется консультативно-просветительский материал по вопросам сохранения и восстановления психологического здоровья первоклассников  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическая технология "Сохранение психологического здоровья первоклассников в процессе адаптации к обучению в школе"

    В связи с введением новых Федеральных Государственных образовательных стандартов,  проблема адаптации детей к школьной жизни стала наиболее актуальной, так как стандарт...

Психологическая безопасность образовательного процесса как условие обеспечения психологического здоровья школьников

Психологическая безопасность образовательного процессакак условие обеспечения психологического здоровья школьников...

Ономастическая лексика как средство сохранения психологического здоровья первоклассников в период адаптации к обучению в школе

в статье рассмотрено понятие «психологическое здоровье» личности. Описаны цели и задачи адаптационного периода первоклассников. Приведён ряд занятий, способствующих достижению поставленных...

Психологическая готовность первоклассника к обучению в школе в условиях ФГОС НОО. Результаты адаптации первоклассников

Психологическая готовность первоклассника к обучению в школе в условиях ФГОС НОО.  Результаты адаптации первоклассников...

«Психологическая готовность первоклассников к обучению в школе в условиях ФГОС НОО. Результаты адаптации первоклассников».

Поступление ребенка в школу подводит итог его дошкольному детству, изменяет социальную ситуацию его развития. А родителям последний год перед поступлением ребенка в школу приносит много тревог и волне...

Психологическое обеспечение здоровья первоклассников

Вопрос психологического обеспечения здоровья участников образовательного процесса является значимым в образовательном учреждении, поскольку непосредственно влияет на качество образования, что, в свою ...