Коррекционная программа по развитию эмоциональной сферы «Песочные истории»
учебно-методический материал (1 класс) по теме

Нуртдинова Татьяна Алексеевна

Программа работы педагога-психолога с детьми. Коррекция эмоциональной сферы средствами песочной терапии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_raboty.docx19.46 КБ

Предварительный просмотр:

Программа работы педагога-психолога с группой

Коррекционная программа по развитию эмоциональной сферы

«Песочные истории»

Учащиеся 1-2 классов

Педагог-психолог: Нуртдинова Т.А

Коррекционная программа по развитию интеллектуальной сферы

«Песочные истории»

                                                                 

Группа: учащиеся 1-2 классов, имеющие трудности в поведении, развитии эмоциональной сферы.

Авторская программа составлена на основе теории песочной терапии. Разработка занятий представлена отдельно.

Цель программы: коррекция эмоциональной сферы детей.

Сроки  реализации программы: декабрь 2013-апрель 2014 г.

Содержание программы по разделам

Тема

Количество часов (15)

1

Диагностика эмоциональной сферы

1

2

«Наши страхи»

1

3

«Злость»

1

4

«Обиды»

1

5

«Необитаемый остров»

1

6

«Удивительный мир»

1

7

«Сказочное королевство»

1

8

«Песочные истории»

1

9

«Подземелье»

1

10

«Дети и родители»

1

11

«Злодеи»

1

12

«В поисках клада»

1

13

«Горе»

1

14

«Радость»

1

15

«В гостях у сказки»

1

Тематический план занятий

Тема

Цели и задачи

Наименование форм  работы, упражнений 

1

Диагностика эмоциональной сферы

Цель: диагностика эмоциональной сферы.

Задачи: определить уровень развития эмоциональной сферы, тревожности, нарушения поведения.

Диагностика эмоциональной сферы.

Диагностика тревожности

 Диагностика уровня развития эмоционального интеллекта. Нгуен М.А.

2

«Наши страхи»

Цель: стабилизация эмоционального состояния.

Задачи. Переконструировать сознание борьбы со страхом на его использование и контроль. Расширять внутренний опыт  за счёт выражения, переживания и осознания бессознательных мотивов.

Песочная терапия.

Сказкотерапия.

Игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы.

Игры на снижение тревожности.

Игры на развитие тактильной чувствительности и мелкой моторики.

Этапы песочной сказочной игры:

1. Введение в игровую среду.

2. Знакомство с игрой и ее героями.

3. Возникновение конфликта, трудностей.

4. Выбор помощи.

5. Борьба и победа.

6. Утверждение победы.

7. Выведение из игровой среды, перспектива дальнейших приключений.

3

«Злость»

Цель: снижение уровня тревожности и агрессивности.

Задачи. Снижать повышенное напряжение, корректировать поведение, учить выражать эмоции.

4

«Обиды»

Цель: Расширение внутреннего опыта  за счёт выражения, переживания и осознания бессознательных мотивов.

Задачи. Повышать уверенность в себе.

5

«Необитаемый остров»

Цель. Снятие напряжения.

Задачи. Снять негативные переживания. Развивать тактильно-кинестетическую чувствительность и мелкую моторику рук.

6

«Удивительный мир»

Цель: коррекция тревожности

Задачи: снижать эмоциональное напряжение, развивать эмоц. интеллект

7

«Сказочное королевство»

Цель: стабилизация эмоционального состояния.

Задачи: учить преодолевать негативные переживания.

8

«Песочные истории»

Цель: стабилизация эмоционального состояния.

Задачи: снижать тревожность.

9

«Подземелье»

Цель: развитие эмоциональной сферы

Задачи: расширять внутренний опыт  за счёт выражения, переживания и осознания бессознательных мотивов.

10

«Дети и родители»

Цель: отработка проблем, связанных с конкретными реальными страхами.

Задачи: учить прорабатывать страхи.

11

«Злодеи»

Цель: отработка проблем, связанных с конкретными реальными страхами.

Задачи: снижать эмоциональное напряжение.

12

«В поисках клада»

Цель: стабилизация эмоционального состояния.

Задачи: снижать тревожность.

13

«Горе»

Цель: знакомство с эмоциями и чувствами.

Задачи: развивать эмоциональный интеллект.

14

«Радость»

Цель: знакомство с эмоциями и чувствами.

Задачи: развивать эмоциональный интеллект, способность анализировать причины своего эмоционального состояния.

15

«В гостях у сказки»

Цель: закрепление полученных знаний.

Задачи: проработка способов снятия напряжения, управление эмоциями и чувствами.

Планируемые результаты.

            Снижение уровня тревожности и агрессивности; формирование умения целенаправленно владеть своим поведением, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми; создание условий для формирования адекватной самооценки, развития самосознания; снятие эмоционального напряжения; формирование способности управлять своими эмоциональными состояниями; развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук; развитие эмоционального интеллекта.

Список литературы

1. Балакирева, Т.С. Эмоции и дети комплексные занятия педагога -психолога // Дошкольное воспитание. — 2005. — С. 65—70.

2. Вачков, И.В. Сказочный потенциал // "Школьный психолог". 2000, № 39. С. 14-20.

3. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Чудеса на песке. Песочная игротерапия. Методическое пособие для педагогов, психологов, родителей. С-Петербург, 1998.

4. Грабенко Т.М. , Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по песочной терапии, СПб, Речь, 2002.

5. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. СПб, 1998.

6. Карелина И.О. Эмоциональное развитие детей 5 – 10 лет. - Ярославль, 2006.

7. Калинина Р.Р. Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения. СПб, 2005.

8. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста – М., 2005.

9. Марцинковская Т.Д. История детской психологии: Учебник для студ.пед.вузов. М.: Гуманитарн. изд. центр ВЛАДОС, 1998. 272 с.

10. Сакович Н.А. Технология игры в песок. Игры на мосту. – Спб, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние коррекционно-развивающих занятий на эмоциональную сферу младших школьников

Психолого-педагогический проект-исследование с рекомендациями для учителей начальной школы...

Программа по развитию эмоционально-волевой сферы обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в интеллектуальном развитии «Мир эмоций».

            Младший школьный возраст является периодом фактического складывания психологических механизмов личности. Ребенок приобретает черты большей индивидуальн...

Коррекционно-развивающая программа по развитию эмоционально-волевой сферы школьников

Цель программы: профилактика и коррекция негативных эмоциональных состояний и нежелательных поведенческих реакций у учащихся с ОВЗ....

Программа развития эмоциональной сферы младших школьников

Программа занятий позволяет ответить на вопросы: как научить ребёнка правильно выражать свои эмоции, управлять ими и адекватно реагировать на проявление эмоций другого человека....

Психолого-педагогические основы развития эмоциональной сферы младших школьников с задержкой психического развития

Представлено теоретическое обоснование развития эмоциональной сферы младших школьников с задержкой психического развития....

Мультипликация как средство коррекции и развития эмоциональной сферы младших школьников с задержкой психического развития

Представлено описание мультипликации как средства коррекции и развития эмоциональной сферы младших школьников с задержкой психического развития....

Программа по коррекционному курсу «Формирование коммуникативного поведения» АООП НОО обучающихся с РАС (вариант 8.3) «Коррекция и развитие эмоциональной сферы» 1 – 4 классы .

Программа разработана на основе пособия: Е.В. Ивановой, Г.В. Мищенко «Коррекция и развитие эмоционально сферы детей с ОВЗ».Основная цель данной программы -  способствовать психическом...