Занятие для обучающихся 3 класса на тему: "Семь цветов радуги. Взаимопонимание".
план-конспект занятия (3 класс) по теме

Колдаева Ольга Васильевна

Занятие разработано для использования в работе педагога-психолога, классного руководителя с классными коллективами в начальной школе.

Цели:

1.     Развитие коммуникативных навыков общения

2.     Закрепление знаний обучающихся о положительных и отрицательных качествах характера человека

3.     Развитие способности обучающихся к рефлексии

 

4.     Актуализация навыков сотрудничества

Задачи:

1.     Создание позитивного психологического климата в группе, классе

2.     Развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников, способов взаимодействия

3.     Определение условий эффективного взаимодействия

4.     Развитие интереса к себе, первичных навыков самоанализа

5.     Развитие умения работать в паре, группе

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ «Начальная общеобразовательная школа  № 1»

Курская область, г. Железногорск

Колдаева Ольга Васильевна. Педагог-психолог

Занятие для обучающихся 3 класса на тему :Взаимопонимание. 7 цветов радуги».

Цели:

  1. Развитие коммуникативных навыков общения
  2. Закрепление знаний обучающихся о положительных и отрицательных качествах характера человека
  3. Развитие способности обучающихся к рефлексии
  4. Актуализация навыков сотрудничества

Задачи:

  1. Создание позитивного психологического климата в группе
  2. Развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников, способов взаимодействия
  3. Определение условий эффективного взаимодействия
  4. Развитие интереса к себе, первичных навыков самоанализа
  5. Развитие умения работать в паре, группе

Материалы и оборудование: карточки с заданием; кубики; человечки-заготовки  «Радуга»; столы и стулья; самоклеющиеся листы-заготовки «Правила общения», колокольчик, повязка для глаз.

План занятия:

  1.  Приветствие. Упражнение «Импульс». Упражнение «Плечом к плечу».
  2. Введение в тему «Взаимопонимание».
  3. Основное содержание занятия. Упражнения «Улыбка», «Собери узор из кубиков», «Путь доверия».
  4. Подведение итогов занятия.
  5. Заключительная часть.

Ход занятия.

  1. Вводная часть.
  1. Приветствие.

Упражнение «Плечо к плечу»

Психолог: «Добрый день, ребята! Я очень рада видеть вас. Давайте встанем с вами в один общий круг. Вы сегодня, конечно, уже приветствовали друг друга. Я же предлагаю вам поздороваться ещё раз, но на этот раз без слов, одними прикосновениями. Поприветствуйте своего соседа, соприкоснувшись с ним локтями». После этого, психолог просит детей «поздороваться» плечами, мизинцами рук, пятками, коленями, кончиками ботинок и т.п.

Упражнение в кругу «Импульс»

Психолог: «А теперь  вспомните ситуацию, когда каждый из вас испытывал чувство обиды и разочарования. Я предлагаю вам вернуться в это состояние, прочувствовать его, вспомнить, как вам было неприятно, как хотелось, чтобы кто-то поддержал вас, помог. Давайте поддержим, друг друга, поможем избавиться от этого чувства. Для этого  возьмемся за руки и через рукопожатие по кругу передадим друг другу поддержку и сочувствие.  Постарайтесь, чтобы этот «огонек поддержки» пришел ко всем. Эта поддержка адресована каждому и исходит от всех».

  1. Введение в тему.

Психолог предлагает детям пройти и сесть за парты.

Психолог:  Наше сегодняшнее занятие называется «7 цветов радуги». Ребята, представьте, что наш класс – это радуга. Радугу на нашем занятии сегодня будут изображать эти цветные человечки. И если класс – это радуга, то каждый из вас – составляющая этой радуги, какая-то цветовая дорожка. Она красива, наша радуга, не правда ли? Но если убрать хоть одну дорожку из неё, то она уже не такая красивая. А если 2, 3, то радуга совсем распадётся, от былой красоты и гармонии не останется и следа. Так и вы, ребята, пока вы вместе, пока вы дополняете, понимаете друг друга – вы коллектив. Будете ссориться, конфликтовать и распадётся ваша классная радуга. Что же нужно, чтобы сохранить её? В этом мы сегодня и будем разбираться.

Идёт обсуждение.

Психолог:  (итог) – Верно, необходимо взаимопонимание. Что же такое взаимопонимание?  

(краткое обсуждение).

Вывод: это способ отношений между людьми, при котором учитываются интересы всех и каждого, это взаимное согласие, понимание, что все мы разные. Ребята, сегодня в процессе игр и общения мы с вами определим несколько правил, которые помогут устанавливать взаимопонимание среди нас. Вы готовы? Тогда начнём. (Дети проходят и садятся за парты).

Основная часть.

Упражнение «Улыбка».

Психолог: «Ребята, отгадайте, пожалуйста, загадку.

Есть у радости подруга, в виде полукруга. На лице она живет: то куда-то вдруг уйдёт. То внезапно возвратится. Грусть-тоска её боится. (улыбка). Верно, молодцы, это улыбка. Давайте же и мы улыбнёмся. Но искренне, по-настоящему. Улыбнёмся так, чтобы от нашей улыбки всем стало светлей. Именно такая улыбка очень высоко ценится в общении, понимании среди людей.

Для этого сядьте поудобнее, подтяните подбородок, голову держите прямо. Наполните лёгкие воздухом до отказа. Улыбнитесь на выдохе. Молодцы! Теперь посмотрите друг на друга. Выберите себе партнёра из сидящих рядом и улыбнитесь ему. Не бойтесь, что вас неправильно поймут. Улыбнитесь, скажите несколько приятных слов друг другу».

Обсуждение: что вы почувствовали, улыбаясь другому? Когда улыбались вам?

Психолог: «Запомните, ребята, что улыбка иногда длится лишь мгновение, а в памяти остаётся порой навсегда. Вы можете удивиться, но именно с улыбки начинается любое взаимопонимание».

Поэтому наше первое правило звучит так: «Если увидишь лицо без улыбки, улыбнись сам».  (правило помещается на человечка-радугу).

Упражнение «Собери узор из кубиков».

Одному ребёнку из пары выдаётся рисунок узора, состоящего из 9 кубиков различных цветов, а его партнёру по упражнению – пустое поле из соответствующего количества клеточек. Тот ребёнок, у которого карточка, не показывая её своему товарищу, объясняет последнему узор, описывая лишь местоположение кубиков в узоре (например, «в нижнем левом углу кубик стоит белой стороной»).

Инструкция: «Следующее наше упражнение называется «Собери узор из кубиков». Выполнять его вы будете в парах. Один из вас будет «исполнитель» - то есть будет непосредственно складывать узор. А второй – «инструктор». Он должен, глядя на изображение узора и не показывая его товарищу, давать словесные инструкции, по которым можно этот узор сложить. Например, «верхний правый угол – красный кубик», и так далее».

 Затем дети меняются ролями.

После того, как дети справятся с заданием, психолог предлагает ответить на вопрос о том, легко или сложно было выполнить упражнение и почему, что помогло ребятам правильно выполнить задание.

Психолог (вывод): «Итак, для того, чтобы достичь какого-либо результата в совместной работе, необходимо умение слушать друг друга, уступать другому, договариваться».

Правило второе: «Умей слушать и слышать другого. Умей договариваться». (правило помещается на второго человечка-радугу).

Упражнение «Путь доверия».

Психолог: «Ребята, я хочу предложить вам игру, которая называется «Путь доверия». Заключается она в следующем: вы разбиваетесь на пары. Один из вас надевает повязку на глаза так, чтобы ничего не видеть. Второй будет ведущим. Ведущий должен провести «слепого» ребёнка по помещению так, чтобы он чувствовал себя спокойно и уверенно. Только вот говорить при этом нельзя. Когда я позвоню в колокольчик, вы поменяетесь ролями».

После упражнения проводится анализ:

- что ты  чувствовал, когда был «слепым»?

- вел ли тебя твой поводырь бережно и уверенно?

- как ощущал себя в роли поводыря?

- что ты делал для того, чтобы твой товарищ чувствовал себя уверенно и не боялся?

-  когда тебе было лучше: когда ты вел сам, или когда тебя вели?

- от чего зависел успех этой игры?

Психолог: ( Итог) « Верно, успех этой игры зависел от того, насколько вы доверяли своему товарищу. От того насколько ответственным был тот, кто видел и вёл своего партнёра по помещению. Если бы вы не доверились, то и упражнение бы не получилось. Так же и в дружбе очень важным является доверие. Не страшно, если ты доверяешь своему другу. Но надо быть достойным доверия, не подводить другого в трудной ситуации. А значит - каково следующее правило?

Правило 3: «Умей доверять и быть достойным доверия!».  (правило помещается на третьего человечка-радугу).

Упражнение «Комплимент».

Психолог: « Ребята, все вы знаете, что утки – перелётные птицы. Так вот – когда они летят большой стаей на юг, они постоянно крякают. То одна, то другая. Как вы думаете – зачем они это делают? Оказывается, утки криками подбадривают летящих впереди, чтобы они не сбавляли скорости. Скажите, пожалуйста, а как люди, то есть мы с вами можем подбадривать друг друга? Верно, говорить друг другу хорошие слова, комплименты. Я предлагаю сыграть вам в игру, которая так и называется – «Комплименты».

Инструкция: «Встаньте, пожалуйста, в два круга – внешний и внутренний, лицом друг к другу. Количество человек в обоих кругах должно быть одинаковое. Участники, стоящие напротив друг друга говорят друг другу комплименты. Затем, по моей команде, внутренний круг сдвигается по часовой стрелке и партнёры меняются. В итоге каждый из вас должен сказать каждому своему товарищу комплимент».

После упражнения проводится анализ:

- приятно ли вам было слушать комплименты в свой адрес?

- что было приятнее: говорить или принимать комплимент?

- как часто в жизни вы и вам говорят комплименты.

Психолог (итог): «Какое правило общения мы можем с вами вывести после этого упражнения? Верно, почаще говорить друг другу приятные слова, комплименты. То есть находить в других людях хорошие черты и достоинства. Так и звучит наше следующее правило:

 Правило четвертое: Находи и цени достоинства в другом!» (правило помещается на четвёртого человечка-радугу).

Итоги занятия.

Психолог: Один знаменитый французский врач доказал, что одинокий человек в океане после кораблекрушения мог бы продержаться не менее месяца. Но он обычно погибает на 3 сутки. И смерть эта наступает не столько от истощения, сколько от ужаса оторванности от всех и вся, то есть от того, что человек остаётся один в этой ситуации.  Это научное доказательство подтверждает одно высказывание. Вслушайтесь в него: «Человек может обойтись без многого, но не без человека!»

Обсуждение: Каков смысл высказывания? Как вы его понимаете?

Мы вписали в нашу радугу пока только 4 правила, которые помогают находить взаимопонимание между людьми. Давайте прочтём их ещё раз. Три полосы радуги остались чистыми. Нам есть над чем подумать на следующем занятии. Но для этого каждый из вас должен, в свою очередь, поразмышлять, чего же здесь не хватает .На следующем занятии мы их обсудим и вместе выберем наиболее подходящие и значимые.

Рефлексия:

  • Что нового узнали на занятии?
  • Какие трудности возникали?
  • Что понравилось?
  • Что было самым трудным?
  • Какие эмоции вы испытываете сейчас?

Психолог: «Я предлагаю вам оживить наших человечков и нарисовать им те эмоции, которые вы испытываете сейчас, после нашего занятия».

  1. Заключительная часть.

Психолог: давайте, ребята,  заканчивая наше занятие, помня о всех правилах общения и взаимопонимания, подарим друг другу хорошее настроение и капельку своего душевного тепла.Для этого я предлагаю снова вам встать в круг.

Упражнение «Ниточки тепла».

Психолог: « В нашем классе чувствуется что между ребятами тянутся ниточки тепла  и нежности друг к другу, как-будто образуется клубочек тепла, охватывающий нас всех. Давайте при помощи нити создадим видимый клубочек тепла. Для этого по очереди по часовой стрелке будем говорить своему товарищу следующие слова: «Я часть нашего общего клубочка тепла, потому что мне…  (хорошо…)»» .  Психолог помогает тянуть ниточку к следующему ребенку и так продолжается до тех пор, пока все дети не откажутся «в клубочке».

Психолог: « Молодцы. А теперь давайте снимем аккуратно ниточки, снова смотаем клубок и положим в коробку счастья, чтобы сохранить  его как знак теплых отношений между вами. Когда кому-нибудь станет плохо, всегда можно будет открыть коробку и вспомнить эти минуты».

Упражнение «Да».

Психолог: «Мы сегодня хорошо поработали, многое узнали. Нельзя, чтобы эти знания исчезли. Поэтому мы обязательно должны их сохранить. Для  этого вытяните правую руку вперед ладонью вверх. Мысленно положите на ладошку  все знания, которые вы принесли на занятие. Вытяните левую руку вперед ладонью вверх. На  левую ладошку мысленно положите  все то, что узнали на занятии. Представьте, что у вас на ладошках два теплых солнечных зайчика. По моей команде «Готово, давай!» Соедините руки, для того, чтобы внутри ладошек сохранился огонек вашего опыта, сказав при этом «Да».

Упражнение  «Спасибо за приятное занятие»

-Психолог: «А в заключение я предлагаю вам поучавствовать в небольшой, но приятной церемонии, которая поможет нам выразить дружеские чувства и благодарность друг другу. Игра проходит следующим образом: по кругу каждый из нас своему товарищу слева пожимает руку и произносит: «Спасибо за приятное занятие!». Давайте завершим нашу церемонию безмолвным крепким троекратным пожатием рук».

Литература.

  1. Иванов А. Н. Притчи и истории для тренера и консультанта. – СПб. Издательство «Речь», 2007.
  2. Груздева Ю. В., Богачкина Н. А. Классные часы с психологом. 1-4 классы.  – М.: издательство «Глобус». 2009 г.
  3. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: практическое пособие. Пер. с нем. В 4-х томах. Т.3 – М.: издательство «Генезис», 1998 г.
  4. Ганичева И.В. Телесно-ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми– М., 2004.
  5. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. – М., 1995.
  6. Хухлаева О.В. Лесенка радости. – М., 1998.
  7. Гиппиус С.В. Тренинг развития креативности. Гимнастика чувств. – СПб., 2001.
  8. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. – М., 1996.
  9. Чистякова М.И. Психогимнастика. 2-е изд. – М., 1995.
  10. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. – Ярославль, 1996. 
  11. Осипова А.А. и др. Диагностика и коррекция внимания. Стимульный материал. М.: ТЦ Сфера, 2004г.
  12. Рязанова Д.В. Тренинг с подростками: с чего начать? М.: Генезис, 2003г., 198с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира в 1 классе по теме "Семья".

Урок окружающего мира в 1 классе по программе  Школа 2100. Тема урока "Семья". К уроку приготовлена презентация  с использованием интерактивной доски....

Межвозрастной урок Основы православной культуры в 4 классе и ОДНКНР в 5 классе по теме "Семья и семейные ценности".

Данный урок проведён врамках кустового методического семинара по теме "Внедрение ФГОС ООО второго поколения". Наша школа малокомплектная. Наполняемость классов низкая. Проведение таких уроко...

План - конспект занятия по миру деятельности 1 класс, по теме "Семья - мой помощник в учении."

План - конспект занятия по миру деятельности 1 класс, по теме "Семья - мой помощник в учении", автор под ред. Л. Г. Петерсон....