Проблемы развития самосознания у детей, воспитывающихся в условиях депривации
статья по теме

Гилёва Татьяна Александровна

Статья была опубликована в сборнике «Муниципальная система образования: актуальное состояние и перспективы развития: материалы научно-практической конференции (г.Новокузнецк, 27-28 августа 2013г.)».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gileva_t.a._statya_v_ipk.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ САМОСОЗНАНИЯ У ДЕТЕЙ,

ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ДЕПРИВАЦИИ

Гилева Татьяна Александровна

МКОУ «Детский дом №5», г. Новокузнецк

Когда говорят о депривации, имеют в виду такое психическое состояние, при котором человек испытывает недостаточное удовлетворение своих потребностей.

Наиболее характерные черты депривационного синдрома – тревожность, страхи, агрессия, недоверие к другим людям и к самому себе, нежелание познать новое. Ребенок, воспитывающийся в детском доме, во всей полноте испытывает эти последствия, поскольку лишен удовлетворения важнейшей потребности в материнской любви. Вследствие нарушения эмоциональных связей с матерью и другими близкими родственниками происходит не просто отставание или недоразвитие личностных новообразований, но и интенсивное формирование иных механизмов, позволяющих приспособиться к жизни в иных условиях. Этот процесс усугубляется и тем, что многие функции личности ребенка, которые он реализует в семье, не востребованы в условиях коллективного воспитания, поэтому зачастую мы можем наблюдать у выпускников детских домов потребительское отношение к жизни, отсутствие стремление к самостоятельности, ответственности за свои поступки, психологический инфантилизм.

Между тем современные требования, отраженные в Федеральных государственных образовательных стандартах, ориентируют на развитие у личности активного и критичного отношения к миру, ответственного отношения к своим действиям и к жизни в целом, формирования ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности. В этой связи особо актуальной становится задача психологической помощи депривированным детям, и существенное значение приобретает формирование, коррекция и развитие всех структур личности.

Личность, как и все специфически человеческое в психике, формируется и раскрывается в ходе активного взаимодействия со средой, путем усвоения или присвоения индивидом общественно выработанного опыта, в первую очередь системы представлений о нормах и ценностях жизни — об общей направленности человека, отношениях к другим, к себе, к обществу и пр. Огромная роль здесь принадлежит самосознанию.

В настоящее время самосознание рассматривается как сложный психический процесс, который проявляется, прежде всего, в восприятии человеком многочисленных «образов» самого себя в различных ситуациях деятельности и общения. Самосознание всегда представляет собой единство самопознания, эмоционально-ценностного отношения к себе и саморегулирования деятельности и поведения.

Согласно концепции В.С. Мухиной самосознание человека развивается внутри следующей исторически сложившейся структуры:

  1. Идентификация с образом тела, именем и заменяющим его местоимением «Я», индивидуальная духовная сущность человека.
  2. Притязание на признание.
  3. Половая идентификация
  4. Психологическое время личности (индивидуальное прошлое, настоящее и будущее)
  5. Социальное пространство личности [1; 116].

Специфические особенности самосознания личности ребенка-сироты состоят в том, что воспитанники детского дома зачастую не знают и не принимают себя как личность. Направленность детей на удовлетворение потребности в получении внимания взрослого, на признание при высокой конкуренции, отсутствии материнской безусловной любви, нивелировании индивидуальности приводит к тенденции «растворения» личности, потери ядра «Я». Часто дети не знают, кто они. Можно услышать: «Я еще не родился», «Я – никто», «Я - инопланетянин», дети называют себя по фамилии, говорят о себе в третьем лице, среди основных своих качеств (если называют их) отмечают в первую очередь отрицательные или характеризуют себя уничижительно («Я – дурак», «Я – тупица»). Вследствие формирования неадекватных социальных ожиданий, они, как правило, ориентируются на признание в своей среде через физическую силу, агрессию и асоциальные формы поведения. На развитие самосознание детей детского дома откладывает отпечаток и проживание по специфическому групповому нормативу, ориентация на групповую совесть и поруку. Так называемый феномен «Мы» препятствует дифференциации личных прав и обязанностей, способствует нарушению полоролевой идентификации. Негативный опыт, полученный в родной семье до помещения в детский дом, разлука с родными, отсутствие семьи приводят к тому, что у воспитанников детского дома часто не развивается ответственное отношение к собственному времени жизни: они не помнят (или не хотят помнить) себя в прошлом, а, следовательно, не могут «построить» свое настоящее и будущее.

Искажение развития всех вышеперечисленных звеньев самосознания у детей, воспитывающихся в условиях депривации, требует особого психологического вмешательства.

В целях решения проблемы коррекции и развития самосознания детей младшего школьного возраста в нашем детском доме реализуется программа коррекционно-развивающих занятий «Страницы моего дневника». Задачи, решаемые с помощью этой программы можно разделить на три группы:

1. Мотивационные:

- актуализировать у детей младшего школьного возраста потребности к самопознанию;

- стимулировать интерес к внутреннему миру человека.

2. Информационные:

- рассмотреть основные компоненты образа «Я»: общие сведения о себе, внешность и образ тела, социальное окружение, половая идентичность, интересы и увлечения, направленность, ценностные установки, самобытие в прошлом, настоящем и будущем, обобщенные личностные качества, отношение к себе и к другим людям;

- расширять активный и пассивный психологический словарь.

3. Коррекционно-развивающие:

- развивать и совершенствовать способности к самопониманию и самопознанию;

- способствовать выделению своего «Я», установлению границ личности, осознанию своего места в социуме;

- способствовать осознанию уникальности и ценности своей жизни;

- формировать позитивное самоотношение;

- помогать в обретении веры в себя, уверенности в своих силах.

Программа включает 20 групповых занятий-встреч. Для повышения эффективности занятия проводятся в малых группах (4-6 человек).

С первого занятия начинается работа по созданию мотивации детей на самопознание. Психолог в доступной для детей форме рассказывает о структуре самосознания и предлагает «вырастить» собственный «Цветок Я», лепестки которого отражают этапы исследования образа «Я»: имя, тело, пол, мысли, чувства, желания, ценности, поступки и привычки, умения, черты характера, родные, прошлое, будущее, цели. На протяжении каждой встречи к цветку добавляется соответствующий лепесток. При этом психолог подчеркивает, что хотя у лепестков одинаковое название, но у каждого из детей они отличаются, подобно тому, как один человек от другого отличается по цвету глаз или по цвету волос.

Каждый лепесток «Цветка Я» - это страничка индивидуального дневника ребенка, который он заполняет на протяжении всей работы группы. В эти дневники-альбомы дети записывают сведения о своих родных – родителях, братьях и сестрах, о себе – имя, дата рождения, особенности характера, желания и т.п. Здесь же выполняются рисунки по темам. Ведение дневника помогает систематизировать и интегрировать представления о себе, выразить свое отношение к полученной информации в доступной форме, осознать личное пространство, сделать видимым внутренние образы. На заключительной встрече проводится обобщение полученного опыта в процессе беседы по пройденным темам, рассматривании и любовании рисунками. Предлагается последняя тема «На что похожа моя жизнь», при выполнении которой участники группы представляют свою жизнь, отраженную в дневнике в виде какого-то образа. Этот прием дает возможность почувствовать уникальность и неповторимость своей жизни, интегрировать личностные границы, выделить жизненные цели и ценности.

Конечно, работа в рамках программы «Страницы моего дневника» лишь одна из частей, направленных на развитие самосознания у воспитанников детского дома. Представленная проблема решается и в других видах деятельности педагога-психолога: в процессе индивидуальных и групповых бесед и консультаций, при проведении мероприятий по психологическому просвещению и профилактике, на других коррекционно-развивающих занятиях в разных возрастных группах. Только систематическая и комплексная работа в этой области помогает снизить трудности, возникающие в развитии личностной сферы у детей, воспитывающихся в условиях депривации.

Литература

1. Большой психологический словарь [Текст] / ред. Б. Г. Мещеряков, В. П.Зинченко. – Москва: Прайм-Еврознак, 2003. – С. 438-439.

2. Мухина, В. С. Особенности развития личности детей, воспитывающихся интернатных учреждениях [Текст] / В. С. Мухина // Развитие личности ребенка: проблемы, решения, поиск : материалы международной науч.-практ. конф., г. Москва, 12-14 мая 1994 г. – Москва: Институт развития личности РАО, 1995. – С. 115-120.

3. Прихожан, А. М. Психология сиротства [Текст] / А. М. Прихожан, Н. Н. Толстых. – 2-е изд. - Санкт-Петербург: Питер, 2005. – 400 с.

4. Психология самосознания [Текст] : хрестоматия / ред. Д. Я. Райгородский. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ–М», 2000 – 672 с.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс] : Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897, зарегистрирован Минюстом России 01 февраля 2011 года, регистрационный номер 19644. Режим доступа: http://fgos.isiorao.ru/fgos/FGOS%20project/. – Дата обращения: 10.06.2013.

6. Фурманов И. А. Психология депривированного ребенка [Текст] : пособие для психологов и педагогов / И. А. Фурманов, Н. В. Фурманова. Москва: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004. – 319 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Причины агрессивного поведения детей, находящихся в условиях эмоциональной и сенсорной депривации.

Статья  позволяет  выявить причины агрессивного поведения детей, находящихся в условиях эмоциональной и сенсорной депривации....

Актуальные проблемы развития профессиональных компетенций педагогических работников в условиях реализации ФГОС ДО

Программа курсов повышения квалификации работников дошкольных образовательных организаций.  Программа имеет рецензию кафедры дефектологии АССОУ...

Теоретические основы проблемы развития творческих способностей младших школьников в условиях реализации ФГОС.

Каждый человек - это гора драгоценностей. На нас, учителях, лежит ответственная задача найти их и отшлифовать....

ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ, ОБУЧАЮЩИЕСЯ И ВОСПИТЫВАЮЩИЕСЯ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА- ИНТЕРНАТА

В этой статье говорится о том, как научить общаться детей с умственной отсталостью между собой, со взрослыми, как избегать конфликтов, как детей готовить в социум....

Проблемы развития творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья.

Проблемы развития творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья....

Формирование культуры общения у подростков, воспитывающихся в условиях учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Культура общения людей основана на соблюдении определенных правил, которые вырабатывались человечеством на протяжении многих веков. Эти правила называются этикетом. Этикет определяет формы, технику об...

Современные проблемы развития речи у детей

Общение со сверстниками играет не менее важную роль в развитии детей, чем общение со взрослыми. Речь ребенка развивается во многом в результате подражания речи окружающих....