Урок на развитие памяти
план-конспект занятия (1 класс) по теме

Ашуркова Юлия  Леонидовна

Развиваем память 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pamyat.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекционно-развивающее занятие по развитию памяти у учащихся начальной школы "Меморина" 

ЦЕЛИ:

  1. Обучающие: 
  • Закрепить знание мнемических приемов группировки, классификации, ответов на вопросы по картинке, ассоциаций и умение их применять на практике в ситуации запоминания.
  • Обучить навыку рефлексии продуктивности собственной деятельности.
  1. Развивающие: 
  • Развить мнемические процессы детей.
  • Развить умение применять мнемические приемы при запоминании.
  1. Воспитательные: 
  • Воспитывать целеустремленность, целеполагание, умение доводить начатое до конца, волевые навыки,
  • Воспитать помогающую мотивацию, чувство сопереживания, сочувствие попавшим в беду.

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ:

а) словесные (использование объяснений, словесных инструкций, пояснений);
б) наглядные (использование мультимедийной презентации с анимацией);
в) практические (выполнение различных практических заданий как вербального, визуального, так и двигательного характера с опорой на развитие мнемических процессов);
г) диагностические (рефлексия успешности выполнения заданий, самооценка, анализ успешности применения новых знаний);
д) музыкальные (использование музыкального сопровождения и звуковых эффектов в презентации).

МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ: мультимедийное оборудование, презентация на электронном носителе, указка (если интерактивная доска используется как экран, а не полноценно функционирует), компьютерный диск с играми «Тренировка памяти» («Новая школа»), стулья, столики по числу детей.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: словарная (объяснить ребятам значение некоторых используемых слов: иллюзии, долина, дебри, журналисты, пресс-конференция). На предшествующих занятиях согласно программе осваиваются указанные в конспекте мнемические приемы.

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ. 

  • Приветствие. Здравствуйте, ребята! Начинаем наше занятие.
  • Актуализация проблемы. Что случилось? Так это же сигнал бедствия из космоса. Давайте узнаем, что произошло. (1 слайд). Ребята, сигнал пришел к нам издалека, во всем космосе никто пока не смог откликнуться на помощь несчастным инопланетянам. Возьмемся помочь им? (ответы детей). Тогда приготовьтесь к путешествию. Устраивайтесь поудобнее. Взлетаем! (2 слайд). 
  • Взлет. Речевка.

Мы пришли запоминать,
Нашу память упражнять.
Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаем вспоминать!

  • Актуализация ранее приобретенных знаний мнемических приемов для практического применения в ситуации запоминания. Планета называется Меморина, как ваша любимая игра на развитие памяти, а это значит, что для успешного преодоления всех препятствий нам придется воспользоваться памятью. Вы знаете несколько приемов развития памяти. Пока мы с вами не долетели до далекой планеты, у нас есть время в пути их вспомнить (3 - 6 слайд). Итак… (припоминание приемов: ассоциации (картинки), группировка (запоминание по парам), классификация (запоминание по группам), запоминание изображения с помощью вопросов). Итак, с помощью этих приемов, я думаю, мы успешно справимся со всеми заданиями.
  • Радиограмма – карта (7 слайд). Ребята, у нас есть еще одно сообщение из космоса (7 слайд), которое поможет нам преодолеть препятствия. Инопланетяне, узнав, что мы спешим им на выручку, смогли прислать нам карту своей планеты. (Знакомство с картой и основными пунктами передвижения по планете: Город-конструктор, Инопланетные дебри, Долина иллюзий, Гора Эхо, Каменистая долина). Итак, мы теперь мы знаем, что нас ждет в пути.
  • Прибытие. А вот и планета Меморина показалась (8 слайд). Приготовьтесь к посадке (9 слайд). 

  • 1 пункт «Город- конструктор». А вот и первый пункт назначения (10 слайд) – город-Конструктор. (11 слайд). Нам предлагается выполнить задание «Какой фигуры здесь не было» (запускается игра с диска – можно заменить на серию слайдов, когда среди 4-х геометрических объектов появляется 1 лишняя, которую нужно опознать). Нам здесь может помочь прием ассоциаций. Чтобы запомнить непонятные конструкции из кубиков, нужно подумать, на какой знакомый предмет они похожи. Итак, попробуем (задание выполняется индивидуально, так как ассоциации у всех разные, выполнение происходит столько, сколько участников в экипаже). Молодцы, первое препятствие позади.

  • 2 пункт «Инопланетные дебри» (12 и 13 слайд). Чтобы преодолеть инопланетные дебри, нужно пройти через землю, воздух, воду и огонь.

(На определенный словесный сигнал выполняется определенное действие: «огонь» - руки, согнутые в локтях, крутим перед собой; «воздух» - руки поднимаем вверх, «земля» - руки опускаем вниз; «вода» - совершаем плавные движения руками, вытянутыми вперед).

  • 3 пункт «Долина иллюзий» (14 и 15 слайд). Итак, вот мы и добрались до долины иллюзий. Здесь все обманчиво и скрыто. Нам предлагают сыграть в игру «Открой пару» 

Молодцы, вот мы и развеяли все иллюзии, отправляемся дальше.

  • 4 пункт «Гора Эхо» (16 слайд). Следующий пункт нашего пути – Гора Эхо. Здесь, на волшебной горе, нужно будет на слух запомнить цепочки слов. Эхо здесь тоже волшебное. Поэтому оно может и потерять слово из цепочки. А мы с вами должны вспомнить, какое слово из цепочки оказалось пропущенным. (Игра проводится с помощью слайдов 22-28, перед началом цепочка несколько раз повторяется детьми). 
  • 5 пункт «Каменистая долина» (29 слайд). Вот мы и добрались до последнего пункта на Меморине (30 слайд). От нашей с вами работы на этом этапе зависит, будет ли расколдована планета. Здесь нам с вами поможет прием «ответы на вопросы» Итак, давайте ответим на вопросы:
  1. Что изображено на картинке?
  2. Какой пейзаж? Опишите.
  3. Сколько вы видите инопланетян?
  4. Какого цвета?
  5. Что они делают?
  6. Что еще, кроме инопланетян, двигается?

(Эти же вопросы задаются уже без картинки (31 слайд). Потом идет проверка (32 слайд).

  • Кульминация – расколдовывание планеты. Итак, со всеми заданиями мы успешно справились. Так удалось ли нам расколдовать планету? (33 слайд). Как видите, все получилось: планета Меморина расколдована, инопланетяне радуются и благодарят вас. А нам с вами пора обратно на землю. Усаживайтесь на своих местах поудобнее. В путь!
  • Обратная дорога (34- 37 слайд). 
  • Возвращение на Землю. Рефлексия в виде пресс-конференции. Ребята, посмотрите, как нас встречают на Земле! Смотрите, сколько журналистов! Они хотят задать нам несколько вопросов. Итак, ответим на них.
  1. Что помогло вам добиться успеха?
  2. Какие приемы запоминания вам пригодились?
  3. Что больше всего понравилось в пути?

Прощание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по развитию логического мышления в 1 классе (программа Л. В. Занков) Тема : Упражнения на развитие зрительной памяти.

Форма: Упражнения на развитие логического мышления.Цель: тренировать зрительную памятьЗадачи:1)образовательная : познакомить с разными видами упражнений на тренировку зрительной памяти.    ...

статья "развитие памяти и внимания младших школьников на уроках"

Ребенок пошел в школу, всем хочется,чтобы он хорошо училя и радовал родителей и учителей. Для этого нужно развивать его память, внимание, зрительно-моторную координацию. все упражнения подобраны...

Игры на уроках английского языка для развития памяти учащихся

Игры на уроках английского языка,могут быть использованы в начальной и основной школе; тренируют память....

Коррекционная программа по развитию памяти для детей с задержкой психического развития

Коррекционная программа для детей с задержкой психического развития...

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ИХ ВЛИЯНИЕ НА КОРРЕКЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

Процесс развития и коррекции памяти детей  школьного возраста с нарушением интеллекта будет протекать более эффективно, если на уроках русского языка использовать систему специально подобранных т...

Приемы развития памяти младших школьников на уроках филологического цикла.

Работа содержит систему упражнений, приемов и методов, направленных на развитие памяти младших школьников. Развитие памяти на уроках филологического цикла обоснована методически и психологически....

Метод.доклад «Виды памяти, их особенности. Способы развития памяти»

Память — это отражение опыта человека путем запоминания, сохранения и воспроизведения. Основные характеристики памяти. Функции  памяти. качества памяти. Виды памяти. Правила и способы разви...