К ПРОБЛЕМЕ ОСВОЕНИЯ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ УМЕНИЕМ УЧИТЬСЯ
статья по теме

Малашенко Маргарита Николаевна

Статья к конференции по К.Д.Ушинскому.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_ushinskiy_1.docx22.15 КБ

Предварительный просмотр:

К ПРОБЛЕМЕ ОСВОЕНИЯ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ

УМЕНИЕМ УЧИТЬСЯ

Малашенко М.Н.

магистрант факультета

 педагогики и психологии

Курского государственного университета

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Все это достигается путем сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. При этом знания, умения и навыки  рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т. е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий [1].

Проблема формирования учебной деятельности всегда была актуальной в педагогической науке.

Еще К.Д. Ушинский на основе глубокого анализа  наук о человеке  в своих трудах размышлял  о процессе обучения. По его мнению, цель всей педагогической деятельности – развитие «души дитяти».

В педагогике Ушинского развитие выступает как цель и результат деятельности, деятельность – как фундамент и основной фактор развития. Таким образом, задолго до появления «деятельностного подхода» в психологии и педагогике ХХ столетия  и концепции «развивающего образования», К.Д. Ушинский закладывал и обосновывал «принцип деятельности» и «принцип развития» как основополагающие начала передовой отечественной педагогики.

К.Д. Ушинский сформулировал основной закон детской природы: «Дитя требует деятельности и утомляется не деятельностью, а ее однообразием и односторонностью… Чем моложе возраст, тем более требует он разнообразия деятельности»[2].

По мнению великого русского педагога, развитие «души дитяти» зависит от характера деятельности и от его умения учиться. Он писал, что дитя выучивается учиться, а это в первоначальном обучении важнее самого учения, ведь именно  от этого зависит успех или неудачи ребенка в дальнейшем обучении. «…Дети 10-ти и 11-ти лет, поступая в наши средние учебные заведения, оказываются по большей части совершенно не приготовленными к правильному и осознанному учению. Внимание их не развито; память привыкла, по большей части, работать бессознательно, а главное, книга и действительность кажутся им предметами совершенно противоположными, не имеющими между собой никакого отношения» [3].

Идея труда, впервые заявленная  К.Д. Ушинским в 1860 г. как ведущий  принцип его педагогики (в статье «Труд в его психическом и воспитательном значении»), была продолжена в «Педагогической антропологии».  Понятие «труд»  преобразовалось в категорию «деятельность», которая становилась стержневой в данной работе педгога, глубоко и всесторонне раскрывавшей «деятельностную сущность» человека.

Мысль о том, что учение должно быть процессом умственного  труда, процессом активной познавательной деятельности учащегося, красной нитью проходит через все дидактическое учение великого русского педагога.

Для того чтобы формировать самостоятельное мышление учащихся К.Д. Ушинский считал необходимым ставить гораздо больше вопросов, чем давать догматических положений. «Хорошо понятый вопрос есть уже половина ответа. Вот общий способ изложения, которому мы следуем в нашем учебнике», [4] - указывал он. Данный метод К.Д. Ушинского получил название сократической беседы. Внимание школьников обращается на сходство и различие между предметами, на изменение в предметах, уточняется то, что уже известно о них и вводятся новые отличительные признаки. Следуя сократическому методу, учитель не сообщает детям преждевременно всех рассуждений и новых знаний, а своими наводящими вопросами активизирует мыслительную деятельность детей, задаёт проблемные вопросы, сталкивает мнения, так в ходе беседы делаются выводы, устанавливаются  связи между новым и ранее изученным. Это то, что мы сейчас называем проблемным обучением с использованием активных методов.

Огромное значение имеет проявление учащимися познавательной активности в обучении, переработка в сознании приобретаемых знаний,  превращение знаний в убеждения, овладение умением творчески применять их на практике.  Только таким путем умственные способности детей будут развиваться и совершенствоваться. К. Д. Ушинский писал по этому поводу: «Если мы представим себе крайне схоластическую голову, в которой целые ворохи знании улеглись механическими рядами, не знающими о существовании друг друга, так что противоположнейшие факты и мысли самых противоречащих свойств... лежат мирно в темноте такой головы... то, конечно, будем вправе сравнить ее с сундуком скряги, где бесполезно, и для него самого и для света, скрыты богатые сокровища. Но точно так же, если мы представим себе крайне рассудочную голову, которая, спеша от одной рассудочной категории к другой, не заботится о приобретении положительных знаний, а какие приобретает, то растеривает по дороге при быстром движении все вперед да вперед, тем удобнейшем, что экипаж-то очень уж не грузен, то будем вправе сравнить ее с мотом, который сумел бы отлично распорядиться деньгами, если бы они у него были... Должно обогащать человека знаниями, и, в то же время, приучать его пользоваться этими богатствами... должно не только удовлетворять потребностям настоящей минуты, но и делать запас на будущее время» [5].

Следовательно, уровень умственного развития характеризуется не только объемом и качеством усвоенных знаний, но и характером мыслительной деятельности,      степенью      владения    приемами  активного познания, самостоятельного приобретения знаний, творческого их применения в различных жизненных ситуациях.

 К.Д.  Ушинский ставил перед педагогом задачу помочь воспитаннику найти свое место в жизни. Он исходил из того, что"... следует передать ученику не только те или другие познания, но и развить в нем желание и способность самостоятельно, без учителя, приобретать новые познания"[6].

В свете введения новых образовательных стандартов идеи  К.Д. Ушинского становятся особенно значимыми. Однако, его наследие используется не в значительной мере. Педагогическая проблематика взглядов К.Д. Ушинского требует системного обобщения  и переосмысления идей ученого не толков педагогической теории, но и образовательной практике.

  1.  Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2008. — 151 с. : ил.
  2. Ушинский К. Д. Материалы к третьему тому «Педагогической антропологии». – Собр. соч., т. 10. М. – Л., 1950, c. 49.
  3.  Ушинский К. Д. Собрание сочинений: в 11 томах. М.-Л.:  АПН СССР, 1948-1952.Т.11, c. 585.
  4.  Ушинский К. Д. Руководство к преподаванию по «Родному слову». — Собр. соч., т. 7. — М.; Л., 1949, с. 225—337.
  5. Ушинский К. Д. Материалы к третьему тому «Педагогической антропологии». – Собр. соч., т. 10. М. – Л., 1950. С. 419-420.
  6. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии  / Избранные труды. В 4 кн. – Кн. 4. – М.: Дрофа, 2005. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Освоение младшими школьниками лексическими средствами выразительности в письменной речи.

Развитие умения использовать лексические средства выразительности....

Современный инструментарий оценки освоения младшими школьниками универсальных учебных действий

В материале описан опыт работы по оценке регулятивных УУД младших школьников...

Взаимодействие учителя-логопеда и учителя начальных классов в освоении младшими школьниками с нарушениями речи ООП НОО

Учитель начальных классов – это проводник детей в мире знаний, человек, который оказывает подавляющее влияние на ребенка, на его духовное и интеллектуальное развитие. Если рассматривать роль учителя н...

Использование виртуальных лабораторий в освоении младшими школьниками доступных способов изучения неживой природы

Использование виртуальных лабораторий в освоении младшими школьниками доступных способов изучения неживой природы...

Петербургский текст как ресурс освоения младшими школьниками культурно-образовательной среды города

В статье рассматривается вопрос о влиянии художественной литературы и  культурно – образовательной среды Санкт-Петербурга на развитие личности младших школьников. Автор предлагает через изу...

«Освоение младшими школьниками морфологических категорий глагола».

Статья «Освоение младшими школьниками морфологических категорий глагола»....

Статья "Петербургский текст как ресурс освоения младшими школьниками культурно-образовательной среды города"

В статье рассматривается вопрос о влиянии художественной литературы и  культурно – образовательной среды Санкт-Петербурга на развитие личности младших школьников. Автор предлагает через изу...