«Освоение младшими школьниками морфологических категорий глагола».
статья по русскому языку (4 класс)

Лобская Екатерина Юрьевна

Статья «Освоение младшими школьниками морфологических категорий глагола».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья на тему: «Освоение младшими школьниками морфологических категорий глагола».

Глагол – это ключевая часть речи русского языка, которая изучается в школе, начиная с первого класса. Грамматические категории этой части речи, как правило, представляют трудности для освоения как в младших классах, так и в средних. Даже взрослые люди часто на письме допускают ошибки при написании глаголов и не в состоянии путем анализа объяснить правильного написания. Поэтому выбранная тема оказывается актуальной для широкого круга носителей русского языка, не только для учителей и учеников начальной школы.

Я рассматривала с точки зрения лингвистики морфологические категории, прикладные аспекты изучения глагола, с точки зрения методики преподавания анализировала методическую литературу и с точки зрения того, как изучается часть речи «Глагол» в УМК «Перспектива» и «Школа России».

Для выявления уровня освоения морфологических категорий глагола в начальной школе учащимся 3 и 4 классов в количестве 45 человек было предложено ответить на теоретические вопросы и выполнить проверочную работу. Целью этих заданий было – проверить знание теории грамматики и умение применять свои знания на практике, а именно умение определять грамматические признаки числа, времени, рода (в прошедшем времени), лица (в настоящем и будущем времени) и спряжения.

Исходя из ответов на вопросы теоретической части, только 16 из 45 человек, смогли дать полное определение глаголу. В основном во внимание принимался, прежде всего, семантический признак, синтаксический признак учитывался реже, а морфологический признак не учитывался вообще.

В 4 классе многие учащиеся не смогли дать определение спряжению глаголов, однако, практически все знают, что глаголы I и II спряжения отличаются окончаниями. Наиболее полный ответ дали только 5 учащихся.

В проверочной работе трудности возникли в задании на постановку глагола в неопределенную форму. Неправильные ответы были связаны с тем, что учащиеся (9 человек) воспроизводили ту же форму, которая была в формулировке задания или воспроизводили другие формы, которые к неопределенной форме отношения не имели, при этом в вопросе 1 блока, где проверяется знание теории, эти же дети правильно назвали суффиксы неопределенной формы.

Также ошибки были связаны с тем, что учащиеся у глаголов в неопределенной форме наблюдать, вставать определяли время – таких оказалось 29 человек. Это говорит о том, что учащиеся не могут распознать глаголы в н.ф. среди других форм, несмотря на то, что теоретически представляют, что в инфинитиве глагол заканчивается на суффикс –ть.  

Ошибки были допущены в определении категории времени у 8 человек в таких словах, как встал, не потерял, при том, что в теории отметили правильно, что суффикс -л имеют глаголы прошедшего времени.

При выполнении задания определить верное спряжение глаголов мы получили 1 правильный ответ. Неправильные ответы были связаны с тем, что в отработке правил учащиеся пропускают первый этап – глагол нужно поставить в спрягаемую форму для того, чтобы узнать ударное окончание или безударное, – и начинают сразу со 2 этапа – определяют спряжение по форме инфинитива.

Наиболее частая ошибка связана с определением спряжения слова расти. Вероятно, у детей вызывает затруднение то, что инфинитив имеет необычную форму – заканчивается на -ти, поэтому ученики не знают, к какому спряжению отнести глагол.

По полученным данным можно сделать вывод, что высокий уровень выполнения школьниками заданий, по критерию – количество правильно выполненных заданий, наблюдается у 16 детей, средний уровень у 17 детей, низкий уровень у 12 детей.

В общем и целом, если соотнести объем знаний и умений, то есть дети, которые хорошо знают теорию, а на уровне умений и навыков это не отработано. Поэтому мы предполагаем, что комплекс упражнений, который мы составили поможет отработать проблемные места.

Комплекс направлен на освоение теории грамматики и прикладного аспекта. Мы предлагаем несколько этапов. Первый этап связан с освоением теории – сюда входят такие упражнения, с помощью которых учащиеся отработают навык определять неопределенную форму глагола и связывать с суффиксами -ть, -ти, -чь, а также ставить глаголы в форму инфинитива.

Например, 1 упражнение, где учитель предлагает учащимся прочитать текст и выписать из него глаголы, а рядом записать их начальную форму и выделить суффикс.

2 упражнение. Учитель предлагает из каждого столбика выписать глаголы в неопределенной форме и выделить у них суффиксы.

Второй этап связан с практическим применением – сюда входят следующие упражнения:

1 упражнение на отработку навыка распознавания временных форм глагола. Учитель предлагает учащимся прочитать однокоренные глаголы несовершенного и совершенного вида, изменить форму глаголов и записать их в три столбика.

2 упражнение на отработку навыка определять спряжение у глаголов с личными безударными окончаниями. Учитель просит выписать из текста глаголы с безударными личными окончаниями, вставляя в каждое слово пропущенные буквы(окончания), указать спряжение и время каждого глагола. Затем обосновать правописание безударных личных окончаний глаголов.

3 упражнение на отработку навыка определять спряжение. Трудность задания в том, что есть глаголы, спряжение которых определяется только, поставив их в н.ф. и есть глаголы, у которых можно определить спряжение, поставив их в спрягаемую форму, т.е. если окончание ударное, то спряжение определяются по нему. Учитель раздает детям карточки и диктует глаголы. Дети определяют спряжение и отмечают точками 1 или 2 спряжение, затем точки соединяют и получают график, который сверяют по эталону.

4 упражнение на отработку навыка определять спряжение глагола в форме игры. Учитель делит учащихся на 2 команды и диктует глаголы. 1 команда – хлопает в ладоши, если слышит глагол 1 спряжения, 2 команда – топает ногами, если слышит глагол 2 спряжения. Выигрывает команда, допустившая наименьшее число ошибок.

Также учитель обращает внимание детей на глаголы в неопределенной форме –мести, -трясти, что при изменении такие глаголы – с нетрадиционной формой –ти имеют окончание, как в 1 спряжении. Далее учитель включает упражнения, где будет отрабатываться навык определения спряжения у глаголов с нетрадиционной формой –ти.

Часто возникают путаницы не только у детей, но и учителей и для предотвращения ошибок, мы рекомендуем прорабатывать следующее:

  • Алгоритм определения спряжения. При определении спряжения первым этапом необходимо поставить глагол в спрягаемую форму, чтобы узнать ударное будет окончание или безударное. Если ударное, то спряжение определяется по нему, а если безуд., то по форме инфинитива. В отработке правил часто 1 этап пропускается.
  • Мы предлагаем разводить по формам настоящее, прошедшее и будущее время. Целесообразно вместе с учащимися составить таблицу, которая будет служить в качестве справочника и предупредит ошибки.

Часто возникают путаницы, если глагол совершенного или несовершенного вида, то учителя и дети начинают смешивать вид. Например, глагол читать, настоящее время – читает, прошедшее – читал, будущее – прочитаю, появляется совершенного другой глагол - приставочный, вместо того, чтобы составить форму, состоящую из 2 частей.

Хотелось бы еще раз отметить, что основным направлением являлось создание комплекса упражнений, направленного на отработку тех проблемных мест, которые были выявлены в ходе эксперимента. И мы такой комплекс создали.

Результаты эксперимента показали, что учащиеся нуждаются в проведении работы, направленной на повышение уровня знаний по изучению морфологических категорий глагола.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Освоение младшими школьниками лексическими средствами выразительности в письменной речи.

Развитие умения использовать лексические средства выразительности....

К ПРОБЛЕМЕ ОСВОЕНИЯ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ УМЕНИЕМ УЧИТЬСЯ

Статья к конференции по К.Д.Ушинскому....

Современный инструментарий оценки освоения младшими школьниками универсальных учебных действий

В материале описан опыт работы по оценке регулятивных УУД младших школьников...

Взаимодействие учителя-логопеда и учителя начальных классов в освоении младшими школьниками с нарушениями речи ООП НОО

Учитель начальных классов – это проводник детей в мире знаний, человек, который оказывает подавляющее влияние на ребенка, на его духовное и интеллектуальное развитие. Если рассматривать роль учителя н...

Использование виртуальных лабораторий в освоении младшими школьниками доступных способов изучения неживой природы

Использование виртуальных лабораторий в освоении младшими школьниками доступных способов изучения неживой природы...

Петербургский текст как ресурс освоения младшими школьниками культурно-образовательной среды города

В статье рассматривается вопрос о влиянии художественной литературы и  культурно – образовательной среды Санкт-Петербурга на развитие личности младших школьников. Автор предлагает через изу...

Статья "Петербургский текст как ресурс освоения младшими школьниками культурно-образовательной среды города"

В статье рассматривается вопрос о влиянии художественной литературы и  культурно – образовательной среды Санкт-Петербурга на развитие личности младших школьников. Автор предлагает через изу...