Система развивающего обучения Л.В.Занкова
статья на тему

Жесткова Ольга Борисовна

 

Проблема соотношения обучения и развития была и остается одной из стержневых проблем педагогики. На различных исторических этапах ее решение менялось, что обусловлено сменой методологических установок, появлением новых трактовок понимания сущности развития личности, и самого процесса обучения, переосмыслением роли последнего в этом развитии.

Связь обучения и развития человека — одна из центральных проблем образования. При ее рассмотрении важно отметить, что:

а) саморазвитие есть сложное инволюционно-эволюционное поступательное движение, в ходе которого происходят прогрессивные и регрессивные интеллектуальные, личностные, поведенческие, деятельностные изменения в самом человеке;

б) развитие особенно личностное, продолжается до момента прекращения самой жизни, меняясь только по направлению, интенсивности, характеру и качеству.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_zankova.docx26.59 КБ

Предварительный просмотр:

Проблема соотношения обучения и развития была и остается одной из стержневых проблем педагогики. На различных исторических этапах ее решение менялось, что обусловлено сменой методологических установок, появлением новых трактовок понимания сущности развития личности, и самого процесса обучения, переосмыслением роли последнего в этом развитии.

Связь обучения и развития человека — одна из центральных проблем образования. При ее рассмотрении важно отметить, что:

а) саморазвитие есть сложное инволюционно-эволюционное поступательное движение, в ходе которого происходят прогрессивные и регрессивные интеллектуальные, личностные, поведенческие, деятельностные изменения в самом человеке;

б) развитие особенно личностное, продолжается до момента прекращения самой жизни, меняясь только по направлению, интенсивности, характеру и качеству.

Говоря об основной цели любой системы образования — развитии личности обучающегося, следует, прежде всего, подчеркнуть одно из основных положений современной психологии, согласно которому обучение является не только условием, но и основой, и средством психического и в целом личностного развития человека.

Признание главной роли обучения в развитии природных задатков содержалось уже в работах основоположника педагогики Я.А. Коменского. Эта идея в том или ином виде утверждалась многими педагогами и психологами на протяжении последующих столетий, вплоть до настоящего времени. В отечественной педагогике она нашла отражение в работах К.Д. Ушинского, П.Ф. Каптерева, Н.X. Весселя, К.Н. Вентцеля, П.П. Блонского, Л.С. Выготского и других.

Вместе с тем вопрос о характере соотношения и роли обучения и развития в социокультурном становлении личности остается весьма дискуссионным в теории и практике образования. С особой остротой он обсуждался в начале XX столетия, получив в науке ироничную трактовку как проблема «лошади и телеги». В общем виде речь шла о том, что должно идти в авангарде и вести за собой — обучение или развитие. И выдвигались разные точки зрения по поводу решения этого вопроса.

Исследования Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова заложили психологические основы целостной отечественной концепции развивающего обучения, отражающей все четыре ипостаси активного приобщения ребенка к миру: вхождение в мир природы, мир общечеловеческой культуры, мир значимых других, а также развитие самосознания ребенка.

Методологическими предпосылками практики развивающего обучения послужили следующие фундаментальные положения, выдвинутые Л.С. Выготским:

        - Понятие о движущих силах психического развития. Движущей силой психического развития человека является противоречие между достигнутым уровнем развития его знаний, навыков, способностей, системой мотивов и типами его связи с окружающей средой. Такое понимание было сформулировано Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым, Д.Б. Элькониным.

        - Категории «зона ближайшего развития» и «возрастные новообразования». Понятие зоны ближайшего развития отражает способ продвижения личности в процессе обучения и то внутреннее пространство жизни ребенка, которое восприимчиво к формирующим воздействиям культуры. При этом само психическое развитие трактуется как прогрессивное качественное изменение личности, в ходе которого с разной динамикой формируются возрастные новообразования.

        - Положение о неравномерности хода и кризисных периодах развития. Развитие может протекать медленно, плавно или бурно, стремительно. По определению Л.С. Выготского, оно может носить революционный, иногда катастрофический характер. Резкие сдвиги, обострение противоречий, повороты в развитии могут принимать форму острого кризиса.

        - Понятие механизма интериоризации. Способ присвоения ребенком опыта культуры выражается, по Л.С. Выготскому, механизмом интериоризации. Этим понятием обозначается процесс перехода ребенка от коллективно-совместного выполнения деятельности к индивидуальному. Именно в этом процессе у ребенка впервые возникают и оформляются те или иные психические функции.

        - Положение о социальной ситуации развития. Л.С. Выготский ввел очень важное для процесса обучения понятие социальной ситуации развития. Оно обозначает некоторую систему отношений ребенка и социальной среды, которая определяет содержание, направление процесса развития и формирование его центральной линии, связанной с основными новообразованиями. Изменение этой системы отражает основной закон динамики возрастов.

        - Представление о деятельностном характере учения. При этом Л.С. Выготский постоянно подчеркивает, что психическое развитие — это целостное развитие всей личности. Достаточно емкое понятие социальной ситуации развития как отношения ребенка к социальной действительности включает в себя и средство реализации этого отношения — деятельность вообще, и конкретные виды ведущей деятельности в частности. Согласно А.Н. Леонтьеву, «одни виды деятельности являются на данном этапе ведущими и имеют большее значение для дальнейшего развития личности, другие — меньшее. Одни играют главную роль в развитии, другие — подчиненную». В этой связи процесс учения представляется, по Л.С. Выготскому, как особый вид деятельности, субъектом которой выступает сам ученик — активный участник процесса самостановления, постижения способов личностного освоения опыта культуры. Данное представление стало отправным моментом для разработки Д.Б. Элькониным и В.В. Давыдовым концепции учебной деятельности, формированию которой и призван служить процесс обучения.

        - Концепция знакового опосредствования развития психики. В процессе развития, согласно Л.С. Выготскому, существенная роль принадлежит знаковым системам (системе языка, системе математических символов и т.п.) как реальным носителям человеческой культуры. Включаясь в психическую жизнь, знак приобщает ее к культуре, поскольку, с одной стороны, знак всегда надиндивидуален и объективен, принадлежа миру культуры, а с другой стороны, он индивидуален, так как принадлежит психике отдельного человека.

        - Положение о системно-смысловом строении и развитии сознания. Одним из вариантов решения проблемы о влиянии обучения на психическое развитие служит гипотеза Л.С. Выготского о системном и смысловом строении сознания и его развитии в онтогенезе.

В настоящее время системно разработаны два основных направления развивающего обучения (В.В. Давыдов, Л.В. Занков). Если первое основывается на положениях Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, А.Н. Леонтьева, то второе представляет собой критически осмысленный и творчески переработанный опыт всех современных Леониду Владимировичу Занкову психологических и педагогических достижений.

        

        

Система развивающего обучения Л.В. Занкова

        23 апреля Леониду Владимировичу Занкову исполнилось бы 105 лет. Его нет с нами уже почти 30 лет. Почему же имя Занкова не забылось, а наоборот, возникающие авторские коллективы, ссылаясь или не ссылаясь на первоисточник, активно используют его идеи при разработке новых учебных комплектов?

Ответ – в уникальности его научного пути. Л.В. Занков всегда работал на перекрестке психологии и педагогики. Он изучал развитие психики ребенка, движущие силы этого развития, но с той же степенью внимания и интереса относился и к экспериментальной разработке педагогических условий, наиболее эффективных для развития детей, тем самым обогащая педагогическую теорию. Такая многосторонность подхода к изучению ребенка поставила Леонида Владимировича в особое положение в научном мире: он в равной степени и психолог, и педагог!
       Именно эта особенность его исследовательской деятельности и привела к большим научным и практическим успехам, позволила создать целостную педагогическую систему обучения, приоритетом которой является общее развитие каждого ребенка – цель, актуальная для педагогики третьего тысячелетия.
       Обозначим вехи научного пути Л.В. Занкова.
       Начало его было несколько неожиданным для юноши, выходца из генеральской семьи: после окончания гимназии он  учительствует в сельской школе поселка Турдей Тульской области. В 1919 году заведует детской сельскохозяйственной колонией Тамбовской губернии, а с  1920 по 1922 г. - колонией "Островня" Московской области. 
       С 1922 г. – обучение в МГУ, затем в аспирантуре университета под руководством  Л.С. Выготского, исследование под его же руководством проблем памяти в Экспериментальном дефектологическом институте. Напомним, что руководителю в это время было 26 лет.
       В  Институте закладываются основы методологических взглядов Л.В. Занкова.  Он начинает заниматься вопросами взаимоотношения педагогики и психологии,  зависимости развития психики от характера обучения и преломления внешних воздействий на ребенка через его внутренние   индивидуальные возможности. На этой основе сложилось убеждение Л.В. Занкова в том, что теоретические положения могут быть только следствием анализа достоверных научных фактов. 
       Эти позиции прослеживаются, в частности, в исследовании проблем памяти в 30-40-е годы. Были получены достоверные факты об особенностях памяти младших школьников, различающихся по уровню обученности, по возрасту, выявлены индивидуальные варианты запоминания, сделаны выводы о роли культуры логической памяти при запоминании материала. Результаты своих исследований Леонид Владимирович отразил в докторской диссертации "Психология воспроизведения" (1942 г.),  и в монографиях "Память школьника" (1943 г.) и "Память" (1952 г.).
       Знаменательный факт: в 1943-44 гг. уже в должности директора института Л.В. Занков руководит группой научных сотрудников, которая ведет научную и практическую работу в специальных госпиталях черепно-мозговых ранений по восстановлению памяти у раненых бойцов.
       В 1951 году он переходит в НИИ теории  и истории педагогики АПН РСФСР. В педагогику ученый пришел с серьезным багажом научных знаний о ребенке, со сформировавшимися взглядами на методы психологических и педагогических исследований, на целесообразные способы обучения. В институте Л.В. Занков возглавляет лабораторию экспериментальной дидактики (впоследствии "воспитания и развития", затем "обучения и развития"), особенностью которой явилось то, что на всех этапах в нее входили специалисты разного профиля – педагоги, психологи, физиологи, дефектологи. Такое содружество позволило изучать глубинные процессы, происходящие в ребенке в процессе обучения, обнаруживать индивидуальные особенности  с тем, чтобы педагогическое вмешательство дало простор для развития сильных сторон личности,  не навредив при этом  здоровью детей.  
       Вместе с сотрудниками лаборатории Л.В. Занков  исследовал  тему "Взаимодействие слова учителя и средств наглядности в обучении". Изучив положение дел в современной ему педагогике, он констатировал недостаточную научную обоснованность многих нормативных положений. К научному обоснованию педагогических норм, делает вывод Л.В. Занков, нужно идти через раскрытие внутренней связи между применяемыми педагогическими способами и их результатами. Для этого надо обязательно изучить процессы усвоения знаний и навыков - то, что происходит в голове учащегося при применении учителем такого-то способа и приема. Так впервые был поставлен вопрос о включении в состав педагогического исследования психологических методов изучения ребенка. Тем самым начался поворот в понимании характера связи между педагогикой и психологией.
       Следующий вывод: педагогические исследования слабо ориентированы на преобразование, на перестройку практики обучения и воспитания. Л.В. Занков выдвинул тезис:  для педагогических исследований главное заключается в том, чтобы органически объединить в исследованиях создание новых способов обучения и раскрытие объективных законов, которым подчиняется их применение. Так был сделан первый шаг к утверждению подлинной роли эксперимента в педагогическом исследовании.
       Выявленные формы сочетания слова учителя и наглядности нашли отражение в учебниках по педагогике, послужили дальнейшему освещению принципа наглядности в обучении и, следовательно, совершенствованию практики по подготовке учителей.
       В 1957 году Л.В. Занков и сотрудники его лаборатории приступили к исследованию проблемы "Обучение и развитие", ему ученый посвятил последние 20 лет своей жизни. Сейчас над этой проблемой продолжают работать его ученики и последователи.
       Проблема обучения и развития не была новой в педагогике и психологии. Теоретическое обоснование ведущей роли обучения в развитии принадлежит Л.С. Выготскому.  Заслуга Л.В. Занкова состоит в том, что он первый поставил решение проблемы соотношения обучения и развития на экспериментальную основу, на фундамент достоверных фактических данных. 
       Задача исследования заключалась в том, чтобы раскрыть характер объективной связи между построением обучения и ходом общего развития младших школьников. Метод исследования, его организация, направленность обеспечивали соединение теоретических и прикладных его результатов.  Впервые в мировой практике педагогический эксперимент охватывал обучение в целом, а не какие-то его отдельные стороны. Организовано беспрецедентное по своей глубине и широте психолого-педагогическое исследование, в котором участвовало более тысячи классов.  Эксперимент проводился без отбора учителей и классов, в разных педагогических условиях – сельских и городских, одноязычных и многоязычных школах. Это и определило научную  и практическую надежность созданной образовательной системы. Результаты исследования изложены в книгах "Индивидуальные варианты развития младших школьников", "Обучение и развитие", "Беседы с учителями", "Развитие младших школьников в процессе усвоения знаний" и др.
       В ходе этого исследования была выдвинута принципиально новая цель обучения - достижение оптимального общего развития каждого школьника. Под общим развитием понимается развитие мышления, воли, чувств, нравственных представлений. Знания, умения и навыки рассматриваются как средства достижения этой цели. Доказано, что новое целеполагание  требует кардинального преобразования всей образовательной системы: соответствующих дидактических принципов, иного, чем прежде, подхода к отбору и структурированию  содержания образования, к организации процесса обучения, изменений характера отношений "ученик - учитель - родители" и изучения результативности.  Только когда вся образовательная система будет приведена в соответствие с ее целью, можно рассчитывать на оптимальный для  ученика результат в общем развитии и в усвоении знаний, умений и навыков. В соответствии с новой целью обучения разработаны принципиально новые учебники по всем учебным предметам.  
       Особенность системы заключается в согласовании ведущей роли обучения с чрезвычайно бережным отношением к внутреннему миру ребенка, с предоставлением простора его индивидуальности, то есть в согласовании внешних и внутренних факторов развития. Осознание единства и постоянной противоречивости этих двух начал является ведущей движущей силой развития системы. Оно связано с  исследованием особенностей школьников педагогами, психологами, физиологами, дефектологами, а также с разработанностью философской мысли, общепедагогических, дидактических проблем современного образования. Только на этой теоретической базе возможна дальнейшая разработка теории и методики личностно ориентированного развивающего обучения, каковой по сути своей изначально была система Л.В. Занкова.
       Эта система раскрывает духовные силы, зреющие в ребенке, создает благоприятные условия для их развития, не пытаясь насильно развертывать их. Особый протест вызывало у Леонида Владимировича словосочетание "формирование личности". По его мнению, это предполагает какие-то насильственные действия, в результате которых образуются не личности, а отвечающие техническому стандарту "изделия". Иногда приходится слышать, что Занков недостаточно внимания уделял формированию учебной деятельности школьников. Из того, что мы уже сказали об ученом, следует: формированию – да, исключительного внимания не уделял. Более того, считал, что понятие "деятельность" как совокупность осознанных действий не может порой объяснить огромный пласт бессознательных явлений: все то, что относится к области эмоционального, чувственного, интуитивного.
       Леонид Владимирович диалектически подходил к решению проблем. Он был противником их решения по принципу: или - или. Видимо, по этой причине иногда возникают неверные толкования его взглядов. Он был сторонником единства в содержании образования теоретического и эмпирического, технологии, организующего начала и интуиции, творчества,  индивидуального, особенного. Недаром одна из его книг называется "Дидактика и жизнь", а первая глава книги "Беседы с учителями" - "Жизнь на уроке".
      В 1977 году Л.В. Занкова не стало. Его творческое наследие – более 200 крупных публикаций, переводные издания в 14 странах. Созданная им и его сотрудниками система обучения реализуется в каждой четвертой школе России, в школах Белоруссии, Украины, Казахстана, Молдавии, США, Израиле, Австралии. 
       С уходом руководителя лаборатория обучения и развития была расформирована, все экспериментальные классы  закрыты. Началась работа "в стол": сотрудники лаборатории в меру возможностей продолжили разработку педагогической системы начального обучения. На основе новых экспериментальных данных они перерабатывали учебники и методики, а учителя – наши коллеги - безвозмездно продолжали вести эксперимент. 
       Лишь в 1993 году Министерство образования России организовало Федеральный научно-методический центр им. Л.В. Занкова, ядро которого составили непосредственные ученики Л. В. Занкова  и его последователи. 
       С 1996 года система общего развития школьника (Л.В. Занкова) становится государственной образовательной системой. 

        Современная эпоха – эпоха  активных разработок высоких и тонких технологий, в том числе и в области образования, которые создаются благодаря интеграции передовых достижений многих дисциплин. Характерной чертой таких технологий является их «личностная центрированность», т.е. направленность на человека как личность. Эти два ведущих понятия для современных технологий: их интегрированный характер и личностная центрированность - были базовыми для Л.В. Занкова и его сотрудников уже в середине 20 века, когда они создавали новую  дидактическую систему, направленную на общее развитие каждого школьника. Для этой дидактики А.Г. Асмолов нашел очень точное определение - «психодидактика» - и назвал Занкова лидером этого направления.
        Система обучения Л.В. Занкова возникла в ходе междисциплинарного исследования соотношения обучения и развития. Междисциплинарный характер выразился, во-первых, в интеграции достижений нескольких наук, занимающихся изучением ребенка: физиологии, дефектологии, психологии и педагогики, во-вторых, в интеграции эксперимента, теории и практики. Впервые результаты научного исследования через психолого-педагогический эксперимент обрели вид целостной педагогической системы и, таким образом, были доведены до практической их реализации.  
     
  Вывод по проблеме исследования: развитие происходит как сложный процесс взаимодействия внешних и внутренних факторов, то есть индивидуальных, глубинных качеств ребенка. Такому пониманию соотношения обучения и развития соответствует особый тип обучения, при котором, с одной стороны, уделяется исключительное внимание построению обучения, его содержанию, принципам, методам как отражающим социальный опыт, социальный заказ, с другой - столь же исключительное внимание уделяется внутреннему миру ребенка: его индивидуальным и возрастным особенностям, его потребностям и интересам.
       Общее развитие Л.В.Занков понимал как целостное движение психики, когда каждое новообразование возникает в результате взаимодействия его ума, воли, чувств. При этом особое значение придается нравственному, эстетическому развитию. Речь идет о единстве и равнозначности в развитии интеллектуального и эмоционального, волевого и нравственного.
       В настоящее время приоритетами образования признаны идеалы развивающего обучения: умение учиться, предметные и универсальные (общеучебные) способы действий, индивидуальный прогресс ребенка в эмоциональной, социальной, познавательной сферах. Для реализации этих приоритетов необходима  научно обоснованная, проверенная временем развивающая педагогическая система. Таковой является система Л.В. Занкова, которую характеризуют целостность и взаимообусловленность следующих ее частей.
        Цель обучения - оптимальное общее развитие каждого ребенка.
        Задача обучения - представить учащимся целостную широкую картину мира средствами науки, литературы, искусства и непосредственного познания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности изучения результативности обучения в системе развивающего обучения Л.В. Занкова

Развитие школьников возможно только в условиях их поисковой деятельности, в ходе которой и воспитывается человек, способный к самостоятельным, смелым решениям, к эффективным действиям в соврем...

Мастер - класс "Виды работы над звуком, буквой, словом на уроках обучения грамоте в системе развивающего обучения Л.В.Занкова в рамках ФГОС"

Целью данного мастер - класса является формирование представлений об организации работы на уроках обучения грамоте в соотетствии с требованиями нового образовательного стандарта с учётом УУД и ...

Рабочая программа по обучению грамоте 1 класс в системе развивающего обучения Л.В.Занкова

Рабочая программа ориентирована на учебник Азбука Н.В. Нечаева, К.С. Белорусец , 2011год.Планируемые результаты (универсальные учебные действия)Личностные универсальные учебные действия У обучающегося...

Система работы с поэтическими текстами в 1-4 классах в курсе «Литературное чтение» (система развивающего обучения Л.В.Занкова)

Система работы с поэтическими текстами в 1-4 классах в курсе «Литературное чтение» (система развивающего обучения Л.В.Занкова) в данной статье представлена на материале анализа литературоведческой про...

Урок обучения грамоте (чтение) в 1 классе по системе развивающего обучения Л.В.Занкова учитель начальных классов Кичигина Тамара Федоровна

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО по системе развивающего обучения Л.В. Занкова....

Рабочая программа по обучению грамоте для 1 класса по системе развивающего обучения Л.В. Занкова

Рабочая программа по обучению грамоте для 1 класса по системе развивающего обучения Л.В. Занкова содержит пояснительную записку, развёрнутое календарно-тематическое планирование в соответствии с требо...

План-конспект урока окружающего мира по системе развивающего обучения Л.В. Занкова ФГОС с нововведениями сингапурской системы

Комбинированный урок, где формируется понятие "одомашнивание животных", "земледелие". Устанавливаются причинно-следственные связи между прошлым  и настоящим развитием  человечества. Внедрени...