Главные вкладки

    Воспитание у школьников толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья
    статья по теме

    Рощина Светлана Алексеевна

    О сотрудничестве школы с Владимирской областной общественной организацией "Ассоциация родителей детей-инвалидов "СВЕТ" с целью воспитания у учащихся толерантности к детям с особенностями развития.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon statya.doc53 КБ

    Предварительный просмотр:

    С. А. Рощина МБОУ ДОД «Детский оздоровительно-образовательный (социально-педагогический) центр (г. Владимир)

    Воспитание у школьников толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья

    Все мы живем в обществе. Каждый день мы видим множество новых, незнакомых лиц. Кого-то замечаем в толпе, а кого-то нет. Мы не задумываемся, что каждый из нас уникален, нет абсолютно одинаковых людей. У каждого из нас свои интересы, принципы, желания, цели. Каждый из нас выглядит по-разному, по-разному одевается, по-разному разговаривает. Все имеют что-то свое, неповторимое. Прелесть современного мира именно в многообразии, многогранности.

    Безусловно, сейчас, значимой задачей общества стало объединение различных индивидов в общее и понимающее друг друга человечество. Для того чтобы объединиться всем вместе, нам необходимо проявлять уважение к чуждым для себя вещам, культурам, обычаям, традициям, должны научиться вслушиваться во мнение окружающих и признавать свои ошибки. Все это - есть проявление толерантности.

    Отношения здоровых людей к людям с ограниченными возможностями в современном обществе являются очень сложными. В силу ряда существенных причин, порожденных временем множество людей не в состоянии понять проблемы человека с ограниченными возможностями.

            В настоящие время  большое внимание развитию толерантности мы уделяем в школе. Толерантность, сформированная в школьные годы, является одним из важнейших условий  успешной реализации в будущем потенциала личности.  Мы считаем, что воспитание в духе толерантности способствует формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях.  

             Школа  сотрудничает с Владимирской областной общественной организацией «Ассоциация Родителей Детей-Инвалидов «СВЕТ».

            Владимирская областная общественная организация «Ассоциация Родителей Детей-Инвалидов «СВЕТ» начала работать с 1 сентября 1995 года, была создана родителями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями.

    АРДИ «Свет» оказывает помощь по 24 программам: социальной адаптации, трудовой, спортивной, творческой реабилитации детей и молодых людей с инвалидностью. Оказывает бесплатную юридическую помощь инвалидам, методическую помощь общественным организациям инвалидов. АРДИ «Свет» является центром добровольческого труда студентов.

    Сотрудничество  с «Ассоциацией Родителей Детей-Инвалидов «Свет» является социально-значимым видом деятельности школьного ДОО «Идущие к солнцу», конечной целью которого является укрепление гражданской позиции и толерантного отношения к детям с особенностями развития.

    Старт был дан летом 2011 года, когда во время  прохождения летней трудовой практики учащиеся школы совместно с детьми «АРДИ «Свет» приняли участие в субботнике по благоустройству сквера и озеленении клумб около  ГДК.

    Проект получил свое развитие. В ходе сотрудничества было проведено множество интересных и добрых дел: «уроки доброты», Дни Толерантности, ипоэстафеты, совместные мастер-классы, весенняя неделя добра, озеленение парка около клуба «Мишутка и его друзья» на улице Тракторной, посещение спектаклей «Театра Дружбы и Добра детей и молодых людей с ограниченными возможностями, городской конкурс сочинений и литературно-музыкальная композиция «Мир один для всех», день знаний «Семья и семейные ценности».

     Совместная деятельность с особыми  детьми способствует развитию таких необходимых навыков и личностных качеств обучающихся, как: социальная компетентность,  навыки решения межличностных проблем, уверенность в своих силах, самоуважение. В процессе совместных мероприятий дети учатся обсуждать проблему, слушать и слышать другое мнение, отстаивать свою точку зрения, разрешать конфликты путем переговоров. Совместная деятельность создает общее эмоциональное переживание, ребята оказывают помощь друг другу при выполнении задания, сострадают, переживают неудачи и радуются успеху. Они становятся терпимее, добрее, справедливее в оценке своих действий и поступков. В итоге, они учатся признавать право любого человека быть «другим».

    Внеклассное занятие в начальной школе по теме:  "Твори добро"

    Цель: дальнейшее развитие представлений учащихся о добре и зле; воспитание стремления совершать добрые дела; развивать самооценку учащихся.

    Оборудование: плакаты с пословицами: “Доброе слово человеку, что дождь в засуху”, “Не одежда красит человека, а его добрые дела”, “Спешите делать добро”; чашечные весы; игрушки, рисунки сказочных героев (добрых и злых); фотоальбомы; тетрадь добрых дел; рисунки учащихся; планета “Земля”, рисунки кота Леопольда и запись его слов, компьютер для показа приложений, запись песни “Если добрый ты”, звук летящей ракеты, сказочные герои: Баба Яга и Фея, блокноты.

    Ход урока

     1. Организационный момент.

    Уч-ль:

    Итак, друзья, внимание-

    Ведь прозвенел звонок.

    Садитесь поудобнее-

    Начнём скорей урок.

    - В жизни по-разному можно жить –

    Можно в беде, а можно – в радости,

    Вовремя есть, вовремя пить,

    Вовремя делать гадости.

    А можно так:

    |На рассвете встать –

    И, помышляя о чуде,

    Рукой обожженною солнце достать

    И подарить его людям.

    (С. Островой)

    2. Вступительная беседа.

    Уч-ль: сегодня у нас с вами необычный урок- урок доброты. Что такое добро? Что такое зло? Над этими вопросами задумывались и наши предки: прабабушки, прадедушки, бабушки, дедушки, папы и мамы и мы с вами. И хотя мы живём в третьем тысячелетии, о добре и зле будут размышлять ваши дети, внуки и правнуки.

    3. Ознакомление с темой.

    Уч-ль: Итак, что такое добро? Где вы его встречали? (Дети отвечают)

    Уч-ль: Да, это всё хорошее, доброе, красивое. Например: солнце, весна, улыбка, мама, папа,…. Добро – это когда люди содействуют, помогают дрг другу.

    - Добрый человек – это тот, кто

    • любит людей и готов в трудную минуту прийти им на помощь.

    • любит природу и бережет ее.

    • вежлив в общении, уважителен к взрослым и младшим

    • любит птиц, помогает им выжить в зимнюю стужу.

    - Добрый человек замечает в других, прежде всего хорошее, злой – дурное.

    Если хочешь протянуть руку помощи,

    Но не можешь

    Пожилай человеку добра в пути

    Добрым словом ты также поможешь.

    Уч-ль: Что такое зло? Где встречались со злом? (Дети отвечают)

    Уч-ль: Это нечто, противоположное добру. Например, несчастье, беда, война, плохое, дурное.

    Уч-ль: Вы любите путешествовать? Давайте представим, что мы отправляемся с вами на ракете в космическое пространство.

    Уч-ль:

    Сесть поудобнее.  

    Пристегнуть ремни.

    Ключ на старт.

    Контакт.

    Включить мотор.

    Пуск. Дети:

    Есть сесть поудобнее.

    Есть пристегнуть ремни.

    Есть ключ на старт.

    Есть контакт.

    Есть включить мотор.

    1,2,3,4,5- ВЖИК.

    Звук ракеты.

    Уч-ль: Итак. Мы приземлились с вами на планету Добра. Что мы здесь увидели? Давайте пофантазируем. (Дети отвечают)

    Уч-ль: А знаете, кто самый главный на этой планете? Кот Леопольд. Помните, какие слова он всё время говорил, обращаясь к мышатам? (Дети отвечают: “Ребята, давайте жить дружно”)

    Уч-ль: Жить дружно- это хорошо или плохо? Дружба- это доброе дело? Я предлагаю поселить кота Леопольда в нашем классном уголке, чтобы мы в классе жили дружно, ведь только в дружбе рождаются добрые дела.

    Уч-ль: А сейчас кот Леопольд приглашает вас послушать одну историю, которая произошла на планете Добра.

    Дети показывают сценку по рассказу В. Осеевой “Просто старушка”:

    По улице шли мальчик и девочка. А впереди них шла старушка. Было очень скользко. Старушка поскользнулась и упала.

    -Подержи мои книжки! –крикнул мальчик, передал девочке свою сумку и бросился на помощь старушке.

    Когда он вернулся, девочка спросила его:

    - Это твоя бабушка?

    - Нет,- ответил мальчик.

    - Мама?- удивилась подружка.

    - Нет!

    - Ну, тётя? Или знакомая?

    - Да нет же, нет! – улыбаясь, сказал мальчик. – Это просто старушка!

    4. Беседа по содержанию рассказа.

    Уч-ль: Могла ли эта история произойти с кем-нибудь из вас? Чему научил вас этот случай? (Дети отвечают). А теперь вернёмся на родную планету, чтобы делать добрые дела.

    Уч-ль: Сесть поудобнее. Дети: Есть сесть поудобнее.

    Пристегнуть ремни.

    Ключ на старт.

    Контакт.

    Включить мотор.

    Пуск. Есть пристегнуть ремни.

    Есть ключ на старт.

    Есть контакт.

    Есть включить мотор.

    1,2,3,4,5- ВЖИК.

    Звук ракеты.

    Уч-ль: А теперь прочитайте пословицу на доске. “Доброе слово человеку, как дождь в засуху”.

    Как вы понимаете её смысл? Какие добрые слова знаете? (Дети отвечают)

    Уч-ль: Но не только слова, но и дела должны быть добрыми, ведь как гласит пословица “Не одежда красит человека, а его добрые дела”. (Пословица на доске)

    Уч-ль: Трудно ли быть добрым? (Ответы детей)

    Уч-ль: Для этого надо иметь доброе сердце, добрую душу; пусть ваша душа будет доброй, как у героя стихотворения А. Барто “Вовка- добрая душа”

    Ученик читает отрывок из стихотворения:

    Добрым быть совсем-совсем непросто,

    Не зависит доброта от роста,

    Не зависит доброта от цвета.

    Доброта- не пряник, не конфета.

    Появляются сказочные герои Баба Яга и Фея.

    Б-Я: Что я вижу? Все собрались, разговаривают, а почему меня никто не пригласил? Ну что ж, я вам устрою! Вы у меня попляшете! Сейчас я буду колдовать, и все хорошие дела испарятся. Ха- ха- ха! Я начинаю.

    Фея: Бабуся Ягуся, не надо колдовать! Мы приглашаем тебя к нам.

    Б-Я: Ну, ладно, уговорили. Но тогда помогите мне. У нас с Феей есть фотоальбомы. Но вот по дороге фотографии все выпали и перепутались.

    Фея: Мы вам будем показывать фотографии. Если на ней добрый герой, вы радостно хлопаете в ладоши, если злой - закрываете лицо ладошками.

    Дети играют.

    Б-Я: Ну, спасибо! А теперь прощайте, спешу в лес, там у меня дел невпроворот.

    Баба Яга уходит.

    Фея: Ну, а я желаю вам быть добрыми, вежливыми и на память о нашей встрече хочу вам подарить блокноты, которые будут вам служить для добрых дел.

    Фея уходит.

    5. Физминутка

    В тёмном лесу есть избушка,

    Стоит задом наперёд,

    В той избушке есть старушка,

    Бабушка Яга живёт.

    Нос крючком,

    Глаза большие,

    Словно угольки горят.

    Ух, сердитая какая!

    Дыбом волосы стоят!

    6. Продолжение темы.

    Уч-ль: Чего на земле больше: добра или зла? Может быть, нам помогут узнать старинные чашечные часы? На одну чашу весов мы будем класть “зло” (таблички- зависть, жадность, грубость, предательство, война, ложь). Чтобы победить зло, надо постараться, чтобы перевесила чаша весов с “добром”. Давайте вспомним, какие добрые дела вы совершили, и по капельке положим их на чашу весов с “добром” (дети называют добрый поступок и кладут свою “капельку” (приготовленные заранее мелкие игрушки) на чашу весов).

    7. Коллективное составление аппликации.

    Уч-ль: Вот видите, ребята, как можно победить зло. Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеёк, ручеёк в реку, реки- в море добра. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след. Один мудрец заметил: “Человек прожил жизнь не зря, если построил дом, вырастил сад и воспитал ребёнка”. Давайте и мы сейчас тоже сделаем одно общее доброе дело.

    На чистый лист ватмана каждый ребёнок наклеивает заранее заготовленные из цветной бумаги детали аппликации: дом, деревья, фигурки детей, облака, солнце, цветы, фигурки птиц и зверей.

    Уч-ль: Как назовём нашу картину? Какое чувство испытали, делая добро? (Дети отвечают).

    Уч-ль: А сейчас ребята расскажут нам ещё раз, что такое “хорошо” и что такое “плохо”.

    Выступление детей:

    1. Если с другом разделил

    Ты свои конфеты-

    Хорошо ты поступил,

    Каждый скажет это.

    2. Ты узнал чужой секрет

    И разнёс сейчас же,

    Это плохо, хуже нет,

    Это подло даже!

    3. Если подал ты при всех

    Девочке пальтишко,

    Ты- культурный человек,

    Мировой мальчишка!

    4. Если ты, как дикий зверь,

    Сразу лезешь драться,

    Не достоин ты, поверь,

    Человеком зваться!

    5. Если ты пригрел кота,

    Кормишь птичек в стужу,

    Это- просто красота,

    Только так и нужно!

    6. Ты подбил собаке глаз,

    Бросил кошку в лужу.

    Будь уверен, в сорок раз

    Ты собаки хуже.

    7. Уважай людей вокруг,

    Старших, младших тоже.

    И тогда тебя, мой друг,

    Назовут хорошим.

    8. - Но как бы нас жизнь ни ломала,

    В ней некое есть волшебство…

    Хороших людей слишком мало.

    И все – таки их большинство.

    Стань добрым волшебником

    Ну-ка попробуй

    Тут хитрости вовсе не нужно особой

    Понять и исполнить желание другого

    Одно удовольствие, честное слово.

    9. Не стой в стороне равнодушным

    Когда у кого-то беда.

    Рвануться на выручку можно

    В любую минуту всегда.

    И если кому-то поможет

    Твоя доброта и дружба твоя

    Ты счастлив, что день не напрасно был прожит

    На свете живешь ты не зря.

    10.

    Итог урока.

    Уч-ль: Наш урок подходит к концу. Вы ещё дети, но впереди вас ждёт много славных дел. Вы сделаете нашу планету Земля красивой. Но прежде, вы должны вырасти настоящими людьми. А это значит, что вы должны быть смелыми, отзывчивыми, вежливыми, добрыми. Спешите делать добро! (Учитель обращается к плакату на доске). С сегодняшнего дня мы будем записывать все добрые дела в “Тетрадь добрых дел”. Постепенно она превратится в “Книгу добрых дел”. Ведь делать добро- это здорово! К сегодняшнему уроку вы приготовили рисунки, на которых вы нарисовали ваши добрые дела. Они и будут первыми страницами в нашей тетради.

    Уч-ль: Ребята, вам понравилось занятие? (Ответы детей) Что надо делать, чтобы наша тетрадь пополнялась? (Ответы детей) Ну, а теперь я предлагаю вам спеть песню кота Леопольда “Если добрый ты”. (Исполнение песни детьми)

    Добро и зло творить всегда

    Во власти всех людей

    Но зло творится без труда

    Добро творить трудней.

    Рождает зверя зверь

    Рождает птица птицу

    От доброго - добро

    От злого - зло родится.

    Добро, коль не было б оно мало

    Гораздо лучше, чем большое зло.

    Литература:

    Кленова Н. В. Как воспитать толерантность / Н.В. Кленова // Дополнительное образование. - 2006. - № 3. - С. 17-22.

    Степанов П. Как воспитать толерантность? // Народное образование, 2001, №  9; 2002, №  9.

    Столганова Л.В. Классные часы, беседы для младших школьников и подростков (воспитание толерантности). – М.: Педагогическое общество России, 2006. – 128с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ФОРМИРОВАНИЕ У ШКОЛЬНИКОВ ТОЛЕРАНТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЛЮДЯМ ДРУГИХ НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ

    Формирование межнационального согласия и толерантности школьника возможно при соблюдении определенных условий: • В семье надо создать и развивать семейные традиции • Семья не должна существовать изоли...

    ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК ПРИНЦИП ОТНОШЕНИЯ К ДЕТЯМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

    Дети-инвалиды являются наиболее социально незащищенной группой населения, которая наиболее часто подвергается жестокости со стороны окружающих их людей. В настоящее время в России насчитывается около ...

    Эстетическое воспитание как один из факторов социализации детей с ограниченными возможностями здоровья

    Эстетическое воспитание как один из факторов социализации детей с ограниченными возможностями здоровья...

    Рекомендации для родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья по развитию межличностных отношений как основы формирования толерантности у учащихся 1классов

    Рекомендации для родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья  по развитию межличностных отношений как основы формирования толерантности у учащихся 1классов...