Программа обучения родителей младших школьников адаптивным моделям семейного воспитания
план-конспект занятия на тему

Яковенко Оксана Николаевна

В современных условиях обучения и воспитания ребенка, в основе которого лежит личностно-ориентированный подход, особое внимание уделяется психологическим особенностям ребенка. Формирование психологических особенностей ребенка зависит от его взаимодействия с различными социальными институтами, в первую очередь, с семьей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа обучения родителей младших школьников адаптивным моделям семейного воспитания

В современных условиях обучения и воспитания ребенка, в основе которого лежит личностно-ориентированный подход, особое внимание уделяется психологическим особенностям ребенка. Формирование психологических особенностей ребенка зависит от его взаимодействия с различными социальными институтами, в первую очередь, с семьей.

Существует серьезная проблема, связанная с негативным воздействием психологической деформации семьи на формирование личности младшего школьника. Дисфункциональные семьи прямо или косвенно влияют на уровень актуального интеллектуального развития ребенка, полноту развития его способностей, его эмоциональное состояние, коммуникативные навыки.

Без учета воздействия семейного воспитания невозможно полноценное обеспечение индивидуального подхода к каждому школьнику.

В настоящее время государство отходит от разграничения функций школы и семьи по обучению и воспитанию детей. Наиболее перспективным является сотрудничество этих социальных институтов, главной целью которого должно стать обеспечение функционального формирования личности ребенка.

С целью повышения педагогической и психологической грамотности родителей был разработан комплекс профилактических, обучающих и развивающих мер – программа «Обучение родителей младших школьников адаптивным моделям семейного воспитания».

Данная программа призвана решить задачи:

-  повышение психологической и педагогической компетентности родителей;

-  обучение родителей навыкам общения, разрешения конфликтных ситуаций;

-  согласование требований, предъявляемых родителями ребенку;

-  коррекция стиля родительского воспитания.

Программа состоит из вводного (диагностического) занятия, цикла лекционных занятий, обучающих (тренинговых) занятий, рассчитанных на шесть-семь месяцев.

Тренинговые занятия проводятся совместно с детьми, в связи с чем может возникнуть необходимость разделить основную группу участников на подгруппы. Для проведения занятий необходимо присутствие пары: родитель-ребенок.

Методы и приемы, используемые в работе: лекционный материал, целью которого является информирование родителей и повышение их педагогической компетентности; групповая дискуссия, направленная на активное вовлечение участников к решению проблемных вопросов, активизацию творческого подхода к воспитанию детей; игровые приемы, психогимнастические техники; методы психологической диагностики.

Режим занятий – 2 встречи в месяц.

Завершается программа контрольным диагностическим исследованием.

Содержание программы

Вводное занятие. Направлено на разъяснение родителям целей и задач данной программы. Приводятся результаты опытно-экспериментальной работы, обоснование необходимости повышения педагогической грамотности родителей. Для диагностики детско-родительских отношений на момент начала занятий проводится методика «Анализ семейных взаимоотношений (АСВ)» Э.Эйдемиллера.

Основы психолого-педагогических знаний. Данный раздел включает 8 занятий, направленных на повышение уровня психолого-педагогических знаний у родителей. В доступной форме родителям излагаются основы семейной и возрастной психологии.

Особенности формирования личности младших школьников. На занятии проводится дискуссия, направленная на осознание трудностей, испытываемых младшими школьниками. Лекционная часть посвящена возрастным особенностям младших школьников: их физиологическим, психофизиологическим, личностным новообразованиям. Проводится мозговой штурм, направленный на решение проблемных вопросов, связанных с оказанием родителями помощи и содействия младшим школьникам, испытывающим трудности.

Роль семьи в формировании личности младших школьников. На занятии проводится дискуссия, направленная на формирование понимания о роли воспитательных воздействий на формирование личности ребенка. Лекционная часть информирует родителей об условиях, необходимых для обеспечения полноценного формирования личности ребенка в семье. Выделяются типы проблемных семей. Родителям предлагается письменно ответить на специально подготовленные вопросы с целью осознания полученных теоретических знаний, рефлексии.

Функции семьи. В начале занятия проводится дискуссия, направленная на осознание целей, которые преследует человек, создавая семью. Выделяются функции, которые семья выполняет или призвана выполнять. Дается характеристика этих функций. Функции семьи раскрываются через те семейные роли, которые закрепляются за каждым членом семьи. Выделяются основные семейные роли. Дается характеристика патологизирующих ролей. Проводится самодиагностика с помощью опросника «Семейные роли» с целью саморефлексии.

Семья как система. Лекционный материал информирует родителей о характеристиках семьи, как системы. Семейная система раскрывается через понятия семейных подсистем, внешних и внутренних границ, семейных правил, стандартов взаимодействия. Рассматривается динамика семейной системы через понятие жизненного цикла семьи. Проводится мозговой штурм, направленный на решение проблемных вопросов, связанных с необходимостью установления семейных правил. 

Семейные кризисы. На занятии проводится опрос родителей о том, что можно считать семейным кризисом для активизации степени их участия в решении проблем.  Дается характеристика понятия «семейный кризис». Формируется осознание позитивного смысла кризисной ситуации, как возможности выйти на более высокий уровень развития. Лекционная часть информирует о нормативных семейных кризисах, связанных с прохождением этапов жизненного цикла семьи. Особое внимание уделяется нормативному семейному кризису, связанному с поступлением детей в школу. Проводится мозговой штурм, с целью выделения признаков, характеризующих данный семейный кризис.

Стили семейного воспитания. Данной теме посвящены 2 занятия. На первом занятии формируется представление родителей о различных стилях семейного воспитания. Проводится самодиагностика родительского отношения к ребенке «Что мне нравится и что мне не нравится в моем ребенке».  Дается характеристика авторитарного, демократического, либерального, хаотического, опекающего стилей. Раскрывается понятие жестокого обращения с детьми. По аналогии с первым упражнением проводится самодиагностика «Что мне нравится и что мне не нравится в себе как в родителе». Второе занятие направлено на самодиагностику и рефлексию. На занятии на основе методики Э.Эйдемиллера «Анализ семейных взаимоотношений» разбираются типы нарушений детско-родительских отношений. В целях самодиагностики и коррекции собственного стиля воспитательных воздействий родителям приводятся результаты их диагностики на первом (вводном) занятии.

Семейные конфликты. В начале занятия проводится дискуссия с целью выявления основных причин семейных конфликтов. Лекционный материал информирует о типах, причинах и способах разрешения семейных конфликтов. Проводится мозговой штурм, направленный на выработку способов преодоления конфликтных ситуаций.

Обучение навыкам эффективного взаимодействия с детьми. Данный раздел включает 3 тренинговых (обучающих) занятия. Занятия направлены на оптимизацию детско-родительских отношений, отработку навыков эффективного взаимодействия.

Мы – семья. Какие мы? Занятие направлено на осознание общности, создание доброжелательных отношений в семье, принятие индивидуальных особенностей ребенка, обучение навыкам взаимопонимания, вербализации своих мыслей и чувств.

Делаем уроки вместе. Занятие проводится совместно с детьми. С помощью специальных приемов проводятся игры и упражнения, направленные на формирование навыков совместной деятельности, положительного отношения к детям, повышения самооценки и статуса детей, родительской компетентности.

Мы – одна команда. Занятие направлено на осознание общности, создание доброжелательных отношений в семье, принятие индивидуальных особенностей ребенка, обучение навыкам взаимопонимания, вербализации своих мыслей и чувств.


Занятие 1. Мы – семья! Какие мы?

Цель - осознание общности, создание доброжелательных отношений в семье, принятие индивидуальных особенностей ребенка, обучение навыкам взаимопонимания, вербализации своих мыслей и чувств

«Знакомство»

Каждая пара представляется (взрослые должны решить, как их будут называть дети). Для представления необходимо назвать имя и ответить на вопрос: «Что ты любишь?». Причем ребенок представляет родителя, а родитель – ребенка.

«Принятие правил»

Семейная пара «родитель – ребенок» должна составить свой перечень правил, ответив на вопрос: «Что можно и что нельзя делать на тренинге». Далее перечень каждой пары оглашается, составляется общий перечень правил.

Упражнение «Цветик-Семицветик»

Каждая диада получает цветок с семью лепестками, на каждом из которых сформулированы незаконченные предложения и оставлено свободное место для ответов. Прежде чем участники приступят к работе, ведущий собирает всех в кругу и объясняет правила выполнения упражнения, продемонстрировав ответы на собственном примере. Затем упражнение проходит в диадах. Взрослый и ребенок по очереди завершают предложения.

Я радуюсь, когда…

Мне весело, когда…

Я волнуюсь, когда…

Я огорчаюсь, когда…

Мне хочется плакать, когда…

Я люблю, когда…

Я хочу, чтобы ты…

После окончания упражнения представители диад делятся своими впечатлениями в свободной форме, по желанию могут рассказать, что их удивило в ответах партнеров.

Рисунок «Моя семья»

Родитель и ребенок рисуют каждый свой рисунок, затем проводится презентация рисунков

Подведение итогов занятия

Занятие 2. Делаем уроки вместе

Цель - формирование навыков совместной деятельности, положительного отношения к детям, повышения самооценки и статуса детей, родительской компетентности

Игра «Колпак, ты мой, колпак»

Играющие сидят в кругу. Все вместе с ведущим повторяют фразу: «Колпак, ты мой колпак, колпак мой треугольный, а если не треугольный, то это не мой колпак». Фраза повторяется  снова, но дети вместо слова «колпак», дотрагиваются до головы. В следующий раз уже заменяются два слова: «колпак» и «мой» (показать рукой на себя).  В каждый следующий раз играющие произносят на одно слово меньше, а показывают на одно больше.

Упражнение «Глаза в глаза»

Дети встают в круг. Необходимо без слов, взглядом договориться с кем-нибудь о создании пары. Как только пары будут созданы, родители должны «поменяться» детьми. Дальнейшие упражнения проводятся в новых парах «взрослый-ребенок».

Упражнение «Решаем задачу»

Каждой паре предлагается задача из темы, которую дети еще не проходили. Взрослый должен объяснить, как ее решить.

Упражнение «Мы писали, мы писали…»

В этом упражнение каждой паре дается письменная работа по русскому языку.

Упражнение «Шапочки»

Для этого упражнения каждый ребенок возвращается к своему родителю. Каждой паре даются шаблоны одинаковых шапочек. Необходимо раскрасить их абсолютно одинаково.

Обсуждение итогов занятия

В идеале – обсуждение проводить без детей. Для этого можно организовать для детей коллективное творческое дело (сделать подарок для родителя). Акцент в обсуждении необходимо сделать на том, что, взаимодействуя с чужим ребенком, родитель ведет себя более сдержанно.

Занятие 3. Мы – одна команда!

Цель - создание доброжелательных отношений в семье, принятие индивидуальных особенностей ребенка, обучение навыкам взаимопонимания

Игра «Пальма, слон, жираф»

Участники встают в круг. Ведущий называет в любом порядке «пальма», «слон» или «жираф», указывая на любого участника, который вместе с соседями должен изобразить названное слово.

Пальма – игрок, на которого указал ведущий, поднимает руки вверх, изображая ствол и верхушку пальмы, рядом стоящие игроки изображают ветки.

Слон – игрок, на которого указал ведущий, вытягивает руки вперед, изображая хобот, соседи изображают уши.

Жираф - игрок, на которого указал ведущий, вытягивает руки вверх, изображая голову и шею жирафа, соседи ладошки прикладывают к его животу (пятнышки).

Упражнение «Совместная работа»

Родитель и ребенок садятся друг напротив друга. У каждого лист бумаги, на котором нарисованы некоторые рисунки. С помощью речи, но, не рассказывая, что нарисовано, не показывая в воздухе, нужно добиться, чтобы партнер нарисовал у себя точно такой же рисунок

Упражнение «Аппликация»  

Каждой паре выдается набор фигур, вырезанных из цветной бумаги, лист А4, клей. Необходимо создать композицию на заданную тему. После окончания работы проводится презентация работ

Игра «Когда я был маленький, когда я буду большим»

Каждый взрослый должен продолжить фразу «когда я был маленьким», а каждый ребенок должен продолжить фразу «когда я буду большим…»

Упражнение «Я рисую твой портрет»

Родители рисуют автопортрет ребенка, а ребенок – родителя. После окончания работы, они обмениваются рисунками.

Обсуждение итогов занятия


Список литературы

1. Ю.Б. Гиппенрейтер Общаться с ребенком. Как? – М.: Аст: Астрель, 2008. – 240с.

2. Ю.Б. Гиппенрейтер Продолжаем общаться с ребенком. Так? М.: Аст: Астрель, 2008. – 251с.

3. Т.Л. Крюкова  Психология семьи: жизненные трудности и совладание с ними. – СПб.: Издательство «Речь», 2005, - 240с.

4. И. И. Мамайчук Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии.  СПб.: Речь, 2006. - 400 с.

5. Н. И. Олифирович Психология семейных кризисов. — СПб.: Речь, 2006. — 360 с.

6. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования/под ред. Е. Г. Силяевой. М.: Издательский центр «Академия», 2002.

7. А.А.. Реан Подросток и семейное воспитание. // Электронная версия с сайта www.narcom.ru

8. Ю. Хямяляйнен  Воспитание родителей: концепции, направления, перспективы: пер.с фин..: Книга для воспитателей дет.сада и родителей. – М.: Просвещение, 1993. – 112 с.

9. Л.Б.  Шнейдер Семейная психология: Учебное пособие для вузов. 2-е изд. – М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 206. – 768с.

10. Э.Г. Эйдемиллер Психология и психотерапия семьи. – СПб.: Питер, 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование эстетического вкуса у младших школьников в процессе семейного воспитания

Младший школьный возраст, как отмечают Д.Б. Кабалевский, А.С. Макаренко, Б.М Неменский, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский и другие, представляет большие возможности для формирования эстет...

ПК 3.6. Обеспечивать взаимодействие с родителями младших школьников при решении задач обучения и воспитания.

Конспект родительского собрания. Анкеты для проведения индивидуальной работы с родителями. Тематика консультаций с родителями....

ПК 3.6. Обеспечивать взаимодействие с родителями младших школьников при решении задач обучения и воспитания.

Анкеты для индивидуальной работы с родителями. План-конспект - Родительское собрание на тему В науку нет коротких путей.  Тематика и содержание консультаций с родителями.  Тематика консульта...

Доклад "Методы работы с родителями младших школьников." (Из опыта работы с семьёй и родителями по духовно-нравственному воспитанию младших школьников).

Духовно-нравственное воспитание - сложный психолого-педагогический процесс перевода объективных требований морали в личные убеждения человека. Чтобы заложить в душу ребёнка  высокие духовные и нр...

Рекомендации родителям младших школьников, испытывающих трудности в обучении и усвоении учебной программы

Данные рекомендации будут полезны родителям тех младших школьников, которые испытывают трудности в обучении и усвоении учебной программы...