Классный час "Что такое толерантность?"
классный час на тему

Наталья  Петровна Бояркина

"Что такое толерантность?" -классный час

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas.docx24.95 КБ

Предварительный просмотр:

Что такое толерантность

Цель:

• Составить правила толерантного поведения и сосуществования в классе‚ основанных на принципах терпимости‚ уважения достоинства и прав каждого человека в классе.

•Повышение уровня толерантности‚ поддержание дружелюбной атмосферы в классе.

Оформление:

На стене вывешены эпиграфы:

• «Относись к людям так‚ как бы ты хотел‚ чтобы они относились к тебе»

• «Доброта спасёт мир»

Рисунки детей на тему: «Толерантный мир», «Толерантная семья», «Толерантная школа», «Самое утреннее из чувств», «Доброта спасет мир» и др.

Ход занятия

-Дорогие ребята‚ сегодня у нас необычный час общения. Вам предстоит не только ответить на вопрос «Что такое толерантность»‚ но и составить правила толерантного поведения и сосуществования в классе.

1. Актуализация знаний.

-Попробуйте подобрать слова – ассоциации к словам «толерантность»‚ «право»‚ «обязанность».

-Какие слова – ассоциации встречаются у всех трех понятий? (учащиеся называют ассоциации‚ учитель записывает на доске.

(Примеры ответов таблица № 1)

- 16 ноября отмечается Международный  день толерантности. Праздник был учреждении ЮНЕСКО ( Организация Объединенных Наций по вопросам образования‚ науки и культуры) в 1995 году по случаю 50 – летия этой организации. Тогда же‚ 16 ноября 1995 года‚ Генеральная конференция ЮНЕСКО утвердила Декларацию принципов толерантности. Вот как определяется толерантность в Декларации.

Статья 1. Толерантность.

  1. Толерантность означает уважение‚ принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира‚ наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности.

1.4. Проявление толерантности‚ которое созвучно уважению прав человека‚ не означает терпимого отношения к социальной несправедливости‚ отказа от своих или уступки чужим убеждениям.

  Другими словами:

  Толерантность – способность и готовность уважительно‚ с пониманием‚ терпимо относится к другим‚ часто непохожим‚ странным‚ чужим людям (группам людей) и их поведению. Толерантность – это признание права каждого человека быть различным.

  Толерантное отношение – уважительное отношение‚ отношение с пониманием‚ с терпением.

  Интолерантное  (нетолерантное) - нетерпимое‚ неуважительное‚ враждебное отношение.

  Вопросы толерантности‚ терпимости и взаимоуважения в России с ее более чем 160 нациями и народностями  чрезвычайно актуальны. Очень часто в СМИ мы можем читать и слышать о конфликтах на национальной почве и это очень трагично.

  Что же такое толерантность?  Дань моде? Веяние времени? Или это нечто очень нужное всем нам‚ но мы пока ещё в этом не уверены?

  Толерантный мир создаем мы сами‚ он во многом зависит от того‚ насколько толерантен каждый из нас. Давайте попробуем построить модель под названием «Толерантный Я в толерантном мире». Вам предлагается на листе ватмана схема по уровням: Я - Индивидум‚ Я в семье‚ Я в школе‚ Я и мои друзья‚ Я – гражданин России‚ Я – землянин. Для этого вам необходимо разделиться на группы от 3- 6 человек и обсудить‚ в течении 5 – 7 минут‚ необходимые качества на каждом уровне‚ словесно нарисовать образ человека‚ стремящегося к культуре мира и согласия. А затем каждая группа зачитывает качества толерантного человека на каждом уровне (примеры ответов учащихся № 2).

Беседа с учащимися:

- Когда мир можно считать толерантным? Когда толерантен каждый уровень? А надо начинать с себя. Все согласны? Может кто –то хочет что – то добавить?

А сейчас мы немного отдохнем и поиграем в фанты. Но вопросы будут именно по нашей  теме ( учащиеся из мешочка достают фанты и отвечают на вопросы).

Вопросы для фант:

• «Что такое толерантность в твоем понимании?»

• «Как ты представляешь себе свою толерантную среду: дома‚ в школе‚ на улице?»

• « Готов ли ты начать путь к толерантному миру с себя?»

• « Каковы проблемы молодежи в интолерантном окружении?»

• «Какой лидер авторитетнее: толерантный или агрессивный? Почему?»

• «Совместима ли толерантность‚ например‚ учителя‚ с автоританостью?»

• «Влияют ли СМИ на распространение идей добра‚ терпимости‚ предрассудков‚ вражды‚ насилия?»

• «Почему детям так нравятся фильмы и книги о насилии?»

• «Мир‚ ненасилие и толерантность – за ними ли будущее?»

- Почему нужно быть толерантным? Потому что:

1. Толерантность позволяет приобретать друзей.

В школе‚ как и везде‚ все разные: есть маленькие‚ большие‚ худые‚ полные‚ инвалиды‚ иностранцы‚ девочки‚ мальчики. Почему иногда мы их отвергаем‚ посмеиваемся над ними? Потому что мы их боимся‚ мы не хотим делиться или мы не уверены в себе?

Конечно‚ мы не обязаны всех любить! Однако все люди имеют одинаковое право достойно жить на нашей планете и не страдать от презрения или оскорблений. Несмотря  на наши различия‚ мы все принадлежим к человеческому роду‚ и каждый из нас‚ будь то мужчина‚ женщина или ребенок‚ неповторим и значим.

Быть толерантным – означает уважать других со всеми их различиями физического или религиозного характера‚ различиями в образе жизни или мыслей и т.д.  Это означает быть внимательным к другим и не замыкаться на установившихся стереотипах. Это означает обращать внимание скорее на то‚ что нас сближает‚  а не на то‚ что нас разделяет.

Толерантность позволяет нам оставить в нашем сердце больше места для наших друзей.

2. Толерантность- путь к миру

Почему  в мире по – прежнему происходят войны? Почему столько людей страдают и умирают? Почему столько детей остаются сиротами? Потому что ненависть‚ отсутствие взаимопонимания‚ страх‚ зависть заставляют одних людей нападать на других‚ уничтожать их и забирать у них то‚ чем они владеют. Более того‚ такие люди считают‚ что они правы…

Однако после войны побежденный чувствует себя униженным и стремиться отомстить. Если бы вместо войны можно было обсуждать проблемы‚ вести переговоры‚ то не было бы ни победителей‚ не побежденных. Выиграл бы каждый! Проявлять толерантность – это противодействовать мирными средствами угрозе насилия. Это означает оставаться сильным для того‚ чтобы защищать слабых.

  Проявлять толерантность- это значит бережно относиться ко всему живому на нашей планете‚ заботясь о будущих поколениях! Это означает проявлять солидарность‚ чтобы вместе бороться  с насилием‚ бедностью и нетерпимостью!

  Проявлять толерантность – это значит понимать друг друга‚ помогать друг другу‚ чтобы строить мирное будущее.

3. Толерантность проявляется прежде всего дома.

  В семье нужно жить дружно‚ но иногда трудно сдержаться‚ когда мы видим недостатки других! Возможно‚ потому‚  что они нам напоминают наши недостатки? Иногда у нас возникает ощущение‚ что к нам придираются или мы становимся завистливыми… А может быть‚ мы боимся оказаться менее любимыми? Стремясь быть более сильными‚ мы становимся интолерантными‚ и‚ вместо того чтобы стать лучше‚ мы оказываемся в одиночестве!

   Как нам стать толерантными? Прежде всего‚ нужно оставаться самим собой‚ имея чувство юмора‚ видеть свои ошибки и свои недостатки. Вы скажете‚ это сложно? Нет‚ начните с малого и двигайтесь потихоньку‚ как ребенок‚ который учиться ходить! Если мы проявляем толерантность по отношению к себе самому‚ то мы становимся толерантными по отношению к другим‚ и тогда нам легче принимать их такими‚ какие они есть.

  Вместе с тем проявлять толерантность не означает соглашаться со всем‚ чем угодно! Насилию и несправедливости нужно противостоять мирными средствами‚ лучше объясниться друг с другом‚ а не драться‚ объединяться с другими с тем‚ чтобы стать сильнее‚ и использовать свою силу для защиты более слабых.

  Проявлять толерантность дома - значит‚ проявлять толерантность и в остальном.

4. Толерантность позволяет остановить насилие.

В повседневной жизни‚ мы зачастую боимся оказаться ни на что не способными! В этом случае для того‚ чтобы защититься‚ иногда мы начинаем играть не по правилам‚ проявлять жестокость и эгоизм. Для того‚ чтобы казаться лучшим игроком или лучшей командой‚ для того‚ чтобы выиграть‚ мы даже пытаемся обмануть‚ подавить или унизить других.

Вместе с тем всем известно‚ что насилие порождает насилие. Что победа‚ одержанная с помощью жестокости‚ ничего не стоит. Агрессивность можно превратить в позитивную энергию и стать более совершенным. Проявлять толерантность – это значит уметь относиться к своим противникам так‚ как хотелось бы‚ чтобы они относились к вам.

Проявлять толерантность- это быть готовым зачастую быть хуже‚ чем другие‚ но не терять при этом уверенности в себе. Проявлять дух коллективизма и чувство локтя – это значит уметь разделять поражения и победы. Проявляя толерантность‚ вы ничего не теряете‚ напротив‚ внутренне вы становитесь сильнее.

- предлагаю еще одно творческое задание. Вам необходимо закончить предложения о правах. В этом вам помогут голуби мира‚ на каждом напечатаны ваши права‚ которые необходимо расшифровать:

Я имею право на счастье и доброе отношение в классе. Это значит: …что никто не будет надо мной смеяться‚ что меня не будут игнорировать и обижать.

Я имею право быть самим собой. Это значит: что никто не будет относится ко мне несправедливо из – за того‚ что я не похож на других.

Я имею право на безопасность. Это значит: … что меня никто не будет толкать‚ щипать‚ унижать.

Я имею право слушать и быть услышанным в классе. Это значит: …что никто здесь не будет кричать‚ и мое мнение и желание будут учитывать при планировании совместных действий.

Я имею право проявить свою индивидуальность в классе. Это значит: … что я смогу свободно выражать свои чувства и мнения‚ и меня не будут прерывать и наказывать.

Учащиеся зачитывают. Голуби мира можно поместить в классном уголке под эпиграфами: «Относись к людям так‚ как бы ты хотел‚ чтобы они относились к тебе»‚ «Доброта спасет мир».

- Вот вы и составили правила толерантности нашего класса‚ основанные на принципах терпимости‚ уважения достоинства и прав каждого человека в классе. Я надеюсь‚ что вы будете помнить и соблюдать наши правила толерантности‚ и они помогут нам стать самым дружным классом и каждому из вас будет комфортно и приятно быть вместе до окончания школы.

И в конце занятия каждый из вас ответит на вопрос: «Что такое толерантность?»

Ответы учащихся: «Толерантность – это (норма жизни‚ правило поведения‚ нравственное качество человека‚ право человека считаться человеком‚ закон‚ обязанность человека относиться уважительно к другим‚ этическая норма и т.п.). Всем большое спасибо за участие.

Таблица № 1. Примеры ответов учащихся «Слова – ассоциации»

«Толерантность»

«Права»

«Обязанности»

Солидарность‚ сотрудничество‚ взаимопонимание‚ открытость‚ не навязывание взглядов‚ сохранение индивидуальности‚ предоставление возможностей развития‚ чуткость‚ закон‚ ответственность‚ предупреждение и решение конфликтов ненасильственными методами‚ гуманизм‚ человечность‚ уважение прав других‚ основа демократии и прав человека‚ норма‚ правила жизни.

Правила жизни‚ демократия‚ терпимость‚ культура мира‚ уважение‚ норма‚ закон‚ льгота‚ преимущество‚ закон‚ уважать права других

Обязательство‚ долг‚ призвание‚ закон‚ нужно выполнять‚ уважительно относится к обязанностям.

Схема № 2. Примеры ответов учащихся «Толерантный я в толерантном мире»

Я - индивидум

Терпимый‚ считаюсь с чужими мнениями и интересами‚ приветливый и заботливый‚ знаю и уважаю права свои и других‚ заботливый‚ спортивный‚ патриот‚ берегу природу и культуру‚ успешный‚ обеспеченный‚ независимый‚ счастливый.

Я в семье

Все здоровые‚ добрые‚ любящие‚ все окружены заботой и уважением‚ внимательные‚ отзывчивые‚ понимающие‚ не агрессивные‚ проявляющие интерес ко всем членам семьи‚ все уважают права друг друга‚ считаются друг с другом.

Я в школе

Учителя: умные‚ добрые и справедливые‚ вежливые ‚понимают нас‚ учат‚ поддерживают нас ‚любят свою работу‚ современные‚ понимающие потребности и интересы учащихся.

Учащиеся: доброжелательные‚ не обзывающие никого‚ не унижающие друг друга‚ не ущемляющие ничьи интересы‚ не призирающие за принадлежность к другой национальности ‚добрые‚ умные и справедливые умеющие слушать слышать и помочь – все лучшие друзья понимающие и поддерживающие друг друга

Я и мои друзья

Доброжелательные‚ без агрессии, вежливые, нарядные ,готовы прийти на помощь, соблюдают правила и законы, ведут здоровый образ жизни ,думают о будущем, умные, гуманные,уважают права других, друзьям можно доверить самые откровенные тайны.

Я – гражданин России

Умные, уважающие право каждого быть самим собой, справедливые граждане ,заботятся друг о друге, и государство им помогает,народ здоровый, доброжелательный, трудолюбивый, обеспеченный, патриоты берегут свою Родину, везде мир доброта справедливость

Я – землянин

Земля красивая, миролюбивая, никаких войн и террора, экологически чистая, здоровая, страны сотрудничают, их население здоровое свободное и довольное, нет нищеты, притеснений, расовых предрассудков


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

классный час для 2 класса "Что такое хорошо, и что такое плохо"

формирование у учащихся ценностную ориентацию, способность формулировать нравственные суждения;Предполагаемый результат:-расширение понимания значения слова «хорошо» и «плохо», развитие умения отличат...

Нравственный классный час: «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?

Данный материал расширит понимание значения слов "хорошо" и "плохо", поможет развивить умение отличать  плохое от хорошего....

Классный час "Мы такие похожие и такие разные"

Классный час для проведения в начальной школе. Классный час направлен на формирование у детей умения общаться, понимать ценность каждого человека,воспитывать самоуважение и уважение к окружающим людям...

Сценарий классного часа в первом классе «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»

Сценарий  классного часа в первом классе«Что такое «хорошо» и что такое  «плохо»Классный час проходит в форме устного журнала. На доске «журнал» иллюстрированный картинками из книги В....

Классный час "Такие разные профессии"

Классный час  "Такие разные профессии"...

Классный час " Такие разные профессии"

Данная подборка материала поможет учителю интересно провести классный час в рамках профориентационной  работы  среди младших школьников....

Классный час "Такие разные эмоции"

Развитие эмоционального интеллекта - важный аспект педагогической деятельности учителя начальных классов. Надеюсь, что этот материал поможет коллегам сделать первый шаг в работе с младшими школьниками...