Развивающее занятие " Ты уникален !" (ФГОС)
методическая разработка (3 класс) на тему

Горшенина Юлия Андрияновна

Данное развивающее занятие относится к системе развивающих занятий направленных на  самопознание и формирования толерантности, в основу занятия легла программа О. В. Хухлаевой «Тропинка к своему Я».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ty_unikalen.docx22.46 КБ
Файл samootsenka.docx11.65 КБ
Файл tekhnologicheskaya_karta_ty_unikalen.docx21.15 КБ
Файл samoanaliz_zan_avtosokhranennyy.docx18.41 КБ
Файл ty_unikalen.pptx2.27 МБ

Предварительный просмотр:

Развивающее занятие «Ты уникален!»

Цель занятия:  сформировать толерантное отношение к окружающим и повысить уровень самосознания учащихся.

Планируемые результаты:

Предметные

Обучающиеся смогут:

- объяснить, кто такой «уникальный» человек;

- понять через психологические и творческие упражнения, что каждый человек уникален по своему, и мы должны принимать друг друга такими, какие мы есть с нашими достоинствами и недостатками.

Метапредметные

Регулятивные:

- самостоятельно определять для себя цели изучения данной темы;

- давать самооценку своей деятельности.

Коммуникативные:

- формулировать собственное мнение и позицию, учитывать мнения других;

- взаимодействовать с одноклассниками.

Познавательные:

- рассуждать над значением понятий, их существенных признаков;

- добывать новые знания;

- находить ответы на вопросы, используя слайды свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии;

Личностные

- вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

- выразить свое отношение к обсуждаемой проблеме;

- осознавать свою «уникальность»

Материалы: горошины, маски, стаканчики, цветная соль, презентация, лист рефлексии

Оборудование:компьютер, проектор.

«Если я чем-то на тебя не похож,

я этим вовсе не оскорбляю тебя,

а, напротив, одаряю»

Антуан де Сент-Экзюпери.

Ход занятия

1. Организационная часть.

Ритуал приветствия

Психолог: Здравствуйте, дорогие ребята! Я рада вас видеть! Давайте поприветствуем, но не обычным образом. А как приветствуют друг друга представители разных национальностей: как русские пожмем руки; как японцы поклонимся, как  индейцы потрем носики.

У нас сегодня на занятии будут присутствовать гости, их можно поприветствовать улыбками. Надеюсь, ваше хорошее настроение сохранится до конца занятия.

2. Актуализация темы

Психолог:

Ты-уникален!- так звучит тема нашего занятия. Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? Какую цель перед собой поставите вы?(ответы)

Сегодня на занятии мы познакомимся с понятием «уникальность» и попробуем осознать уникальность свою и окружающих.

Упражнение «Земной шар»( музыка)

Психолог: Представьте, что мы с вами стали космонавтами и отправляемся в путешествие. Вот мы в открытом космосе и перед нами Земля (раздается «горошина»). Давайте возьмём её в руки. Представьте, что у вас на ладони – планета Земля! Внимательно рассмотрите. Что мы можем увидеть на нашей маленькой планете – Земля?! (ответы)

Психолог: А теперь присмотримся, кого мы видим? (ответы)

Психолог: Какие они все? (издалека, они нам кажутся все одинаковыми)

А теперь внимательно рассмотрите людей. Какие они?

Чем люди могут отличаться друг от друга? (внешностью, способностями, увлечениями и др).

Упражнение «Маски»(музыка)

Психолог: А теперь  давайте, представим себе, что на нашей земле все люди одинаковые. (Рост, цвет глаз, цвет кожи, действия, знания, мысли)

Все люди похожи друг на друга, как близнецы. Давайте оденем маски. Походите, посмотрите друг на друга (без слов). Запомните, какие чувства у вас возникают.

У жителей  не только одинаковая внешность, они и мыслят и говорят одинаково. Предлагается по кругу с одинаковой интонацией сказать всем одну и ту же фразу: «Я- уникален!»

Обсуждение.

Какие чувства у вас возникали?

Каким бы был мир, если мы были все одинаковые?

А на самом деле, какие мы?!

(Ответы)

3. Основная часть

-Что же значит выражение: «Я уникален!»? (ответы) Какие синонимы мы можем подобрать? (неповторимость, исключительность, редкость, самобытность).

Упражнение «Мой цветной мир»(презентация)

Психолог: Да, ребята, на нашей планете около пяти миллиардов жителей. Как много людей на земле! Каждый человек - это целый отдельный мир. Все мы люди. Все мы похожи друг на друга и в тоже время мы разные и каждый интересен по - своему.

Я предлагаю вам создать модель своей уникальности!

Возьмите стаканчики - это вы, ваша оболочка, ваш мир. Сейчас мы с вами будем наполнять  ваш мир содержимым.

Как вы уже сказали, мы отличаемся по многим параметрам.

-Выберете цвет, который у вас ассоциируется с вашей внешностью, и засыпайте в стаканчик (кто-то блондинка, кто-то брюнет, кто-то ведь смуглый, а кто-то и нет)

- Выберете цвет, который у вас ассоциируется с вашим характером (кто-то хмурый, кто-то злой, кто-то добрый, озорной)

- Выберете цвет, который ассоциируется у вас с вашими способностями( кто-то танцует, кто-то поет, кто-то рисует, а кто-то и шьет)

- Выберете цвет, который ассоциируется у вас с вашим настроением (кто-то хорошим настроением славится, а кто-то плохим выделяется)

- Выберете цвет, который ассоциируется с вашими мыслями ( )

Психолог:  Ребята давайте  посмотрим и сравним каждую, получившуюся модель. Модель – ваша уникальная личность! Что вы заметили? (ответы)

Есть ли совсем одинаковые модели?

-Посмотрите, а что делать человеку, если он совсем отличается? ( демонстрация стаканчика другой формы). Я помогу ему быть частью нашей группы (засыпаю соль в его стакан). А вы?

Но, несмотря на то, что мы такие разные, многое нас объединяет.
Как вы считаете, что может объединять нас с вами?

Упражнение «Я такой же как и ты, потому что…»

По кругу передают клубочек, продолжая фразу.

4. Заключительная часть

Рефлексия занятия.

-Что полезного для себя вы извлекли из сегодняшнего занятия?

- Что нового открыли?

- Что вас особенно удивило?

Обратитесь к листам рефлексии (самооценки). Не забудьте отметить с каким настроением вы уходите с занятия.

Психолог:

Я бы хотела наше занятие закончить притчей:

Однажды к Мудрецу пришел один человек и начал жаловаться на свою жизнь. Не удалась она у него – не вышел он ни ростом, ни лицом, не скажешь, что шибко умен. Да к тому же много чего не умеет делать.

Долго мудрец слушал его стенания. А потом взял его на руку и вывел в сад:

– Посмотри, – сказал он. – Вот сосна и яблоня. Какое из этих деревьев более красивое и полезное?
– Да разве можно их сравнивать! Они оба нужны людям и оба хорошие.
– Так почему ты себя сравниваешь с другими и считаешь, что ты хуже их?! Ведь каждый человек, как и дерево, по-своему уникален, хорош и полезен.

Всегда помните, что вы – уникальны сами по себе, уникальны как личность. Второго такого человека, как вы, на Земле больше нет.

И всегда помните, что ключ к успеху лежит в вашей индивидуальности.

Поэтому смотрите не по сторонам, на других, а направьте свой взор внутрь себя и развивайтесь.

Ритуал прощания. «Давайте,  скажем спасибо друг другу за урок, подарим каждому улыбку!» (Песенка)

Источники:

1. Ресурсы Интернет;
2. О.В. Хухлаева,  «Тропинка к своему Я», Уроки психологии в начальной школе (1-4), М.: Генезис,  2012;

3. Евграфова Т.А. Я не такой как все, и все мы разные. Программа тренинга. // Вестник практической психологии образования. – № 3(4) июль-сентябрь 2005

4. Активные ссылки на страницы материалов в интернете

Упражнения для занятия http://zazdoc.ru/docs/2800/index-2132932.html



Предварительный просмотр:

Лист рефлексии (самооценки)

Достигли ли мы цели?

да/нет

На занятии я работал …

активно/пассивно

Своей работой я …

доволен/недоволен

На занятии  я…

не устал/устал

Мое настроение стало…

лучше/стало хуже

Полученная информация на занятии мне была …

понятна/непонятна    

Занятие было…

полезным/бесполезным        интересным/неинтересным



Предварительный просмотр:

Развивающее занятие «Ты – уникален!»

Развивающее занятие

Класс

3

Тема занятия

«Ты - уникален!»

Цель занятия

Сформировать толерантное отношение к окружающим и повысить уровень самосознания

Планируемые образовательные результаты

Формирование УУД

Ученик должен знать

Ученик должен уметь

Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД

Познавательные УУД

Личностные УУД

Понятие «уникальность»

Анализировать свои внешние и внутренние качества; демонстрировать толерантное отношение к окружающим

Умение самостоятельно определять для себя цели изучения темы;

Осуществлять самооценку своей деятельности.

Умение формулировать собственное мнение и позицию, учитывать мнения других;

взаимодействовать, работать индивидуально и в группе.

Умение рассуждать над значением понятий;выявлять проблему, выдвигать предположения, делать умозаключения.

Умение вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

выражать свое отношение к обсуждаемой проблеме; осознавать «уникальность»свою и окружающих.

Основные понятия

Уникальность

Средства ИКТ

Презентация MicrosoftOffice;

Музыкальные треки мр3

Технологическая карта развивающего занятия

Структура занятия

Этап занятия

Время (мин.)

Цель этапа

Содержание  

Формы работы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организационный

3

Установка контакта, снятие напряжения

Ритуал приветствия

Ф.

Г.

Приветствует учащихся, настраивает на работу

Приветствуют учителя, настраиваются на занятие

Постановка темы и цели занятия

15

Целеполагание, актуализация темы

Упражнение «Земной шар»,

«Маски»

Ф.

Г.

Стимулирует обсуждение темы, озвучивает инструкции, организует проведение и обсуждение упражнений

Выполняют упражнения, анализируют собственные эмоции, используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств и  мыслей, отвечают на проблемные вопросы.

Основной этап

15

Развитие уровня самосознания, формирование толерантного отношения к окружающим

Упражнение «Мой цветной мир»,  

«Я такой же, как и ты…»

Ф.

И.

Г.

Организует диалог с учащимися.

Озвучивает инструкции, организует проведение и обсуждение упражнений.

Участвуют в создании «модели личности»,

отвечают на проблемные вопросы, обсуждают результаты.

Решают проблемную ситуацию, формулируют  выводы.

Заключительный этап

12

Оценка детьми своей деятельности на занятии, подведение итогов, закрепление полученного детьми в ходе занятия эмоционально-положительное отношение друг к другу.

Рефлексия

Притча

Ритуал прощания

Ф.

И.

Читает притчу, организует эмоционально-насыщенное завершение занятия, организует процесс подведения итогов занятия.

Осмысление достигнутых результатов, учащиеся заполняют листы

самоанализа, в устной форме представляют результаты самоанализа.



Предварительный просмотр:

Самоанализ развивающего занятия «Ты - уникален!»

Данное развивающее занятие относится к системе развивающих занятий направленных на  самопознание и формирования толерантности, в основу занятия легла программа О. В. Хухлаевой «Тропинка к своему Я». Занятие проводилось с учениками 3 класса с учетом возрастных особенностей.

На сегодняшний день ответом образования на вызовы современного общества является компетентностный подход в обучении. К одной из важнейших, ключевых компетенций мы относим понятие толерантности.   Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание других культур, способов самовыражения и проявления человеческой индивидуальности.

К сожалению, дух нетерпимости, неприязни к другой культуре, образу жизни, верованиям, убеждениям, привычкам всегда существовал и продолжает существовать и в школе. Следует отметить, что предметом нетерпимости среди школьников может выступать как национальная, религиозная, этническая, социальная,половая принадлежность ребенка так и особенности его внешнего вида, интересы, увлечения, привычки.            

Исследования Ж.Пиаже по проблеме формирования этнической идентичности дают основания считать, что младший школьный возраст наиболее оптимальный для формирования толерантных отношений.  

Исходя из выше указанного, основная цель занятия – сформировать толерантное отношение к окружающим и повысить уровень самосознания учащихся.

Все этапы занятия – это единое целое, где каждое последующее упражнение логически вытекает из предыдущего и имеет закономерность.

Организационный этап способствовал снятию напряжения, установлению контакта, формированию группового пространства. На этапе постановки цели занятия использовались практические упражнения «Земной шар», «Маски»,  которые позволили через деятельность, групповое обсуждение актуализировать тему занятия. Основная часть включала в себя упражнения «Мой цветной мир» и « Я такой же, как и ты», которые  помогли повысить интерес учащихся к самопознанию и способствовали формированию толерантного отношения к окружающим.

Использованный в конце занятия метод формирования элементарных навыков самооценки «Рефлексия» помог детям самостоятельно и адекватно оценить свою деятельность и успешность на занятии. А так же сделать вывод, о положительной оценке детьми развивающего занятия.

Для создания эмоционально-положительного настроя у детей использовался  прием «ритуал приветствия» и «ритуал прощания», когда дети приветствуют друг друга, как представители разных национальностей  и «дарят улыбки» наполняя групповое пространство хорошим настроением.

Заключительная часть позволила закрепить полученное детьми в ходе занятия эмоционально-положительное отношение друг к другу.

Использование сочетания индивидуальных, групповых и фронтальных форм организации деятельности учащихся позволило достигнуть высокой степени активности детей.

Мотивация развивающей деятельности достигалась путём использования интерактивного наглядного материала (презентации), художественного слова и словесной похвалой.

Демонстрационный материал, используемый на занятии, соответствовал теме и поставленным задачам.

На занятии присутствовала доброжелательная атмосфера, спокойный разговор по поводу обсуждаемой темы, где дети демонстрировали уровень развития речевой культуры, формирование коммуникативных умений.

Темп занятия был оптимален, следует отметить практическую направленность предложенного материала.

Таким образом, я считаю, что содержание развивающего занятия, использованные методы и приёмы, технологии, формы организации и чередование разнообразных видов деятельности - позволило обеспечить активность, высокую работоспособность,  удержать внимание и интерес детей к деятельности, поддержать положительный эмоциональный настрой, что в свою очередь способствовало повышению его результативности и успешному решению поставленных задач.

Затруднений в ходе проведенного занятия не выявлено по причине соответствия поставленных задач возрасту и индивидуальным психофизиологическим особенностям детей. Все дети были активными участниками на протяжении всей деятельности.Считаю, что цель занятия достигнута, поставленные задачи решены.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ТЫ- УНИКАЛЕН!

Слайд 2

Внешность

Слайд 3

Характер

Слайд 4

Способности

Слайд 5

Настроение

Слайд 6

Знания, мысли


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КТП Развивающие занятия 1 класс ФГОС.

Содержание:Развивающие занятия Автор - Языканова Учимся решать задачи Автор - Истомина...

Развивающее занятие "В дружбе наша сила!" (ФГОС)

Цель занятия: способствовать углубленному осмыслению понятия “дружба”, “друг, осознанию своих обязанностей перед друзьями; формировать у учащихся дружеские отношения друг к другу....

Развивающее занятие "Я не такой, как все, и все мы разные" (ФГОС)

Цель: стимулирование осознания учащимися своих индивидуальных личностных черт и сопоставление себя с окружающими....

Конспект развивающего занятия на тему «Радуга эмоций» (из программы коррекционно-развивающих занятий для первоклассников «Уроки психологического развития» по профилактике школьной дезадаптации).

Коррекционно-развивающее занятие посвящено теме эмоций и рассчитано на возраст 5-7 лет. В целом занятие направлено на развитие эмоциональной и коммуникативной сфер личности ребенка. На занятии дети зн...

Доклад «Использование арт-терапии в коррекционно-развивающих занятиях для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях реализации ФГОС»

В данном докладе освещёны вопросы применения арт-терапевтических приёмов при проведении коррекционно-развивающих занятий, дана классификация изотерапевтических техник и приёмов, типов задани...

Рабочая программа коррекционного курса «Дефектологические коррекционно – развивающие занятия» для обучающихся 4 класса (АООП ФГОС НОО ЗПР 7.2, НОДА 6.2.)

Общая характеристика курсаРабочая программа коррекционного курса «Дефектологические коррекционно – развивающие занятия» представляет собой комплекс специально разработанных зан...

Рабочая программа коррекционного курса «Дефектологические коррекционно – развивающие занятия» для обучающихся 2 «» (АООП ФГОС НОО с ОВЗ)

Рабочая программа коррекционного курса«Дефектологические коррекционно – развивающие занятия»для обучающихся 2 «» (АООП ФГОС НОО с ОВЗ)...