Готовность к школьному обучению
материал по теме

Савченко Светлана Александровна

Возрастные особенности развития психических процессов, а так же игры для их развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pamyatka_dlya_seminara.doc464 КБ

Предварительный просмотр:

«Быть готовым к школе – это не значит

уметь читать, писать и считать.

Быть готовым к школе – значит

быть готовым всему этому научиться»

Л.Венгер

ТЕСТ

 «Готовы ли Вы быть родителем первоклассника?»

Внимательно прочитайте все высказывания. Зачеркните номера тех утверждений, с которыми Вы согласны, а потом посчитайте количество зачеркнутых номеров.

1. Мне кажется, что мой ребенок будет учиться хуже, чем другие дети.

2. Я боюсь, что мой ребенок будет обижать других детей.

3. На мой взгляд, четыре урока – непосильная нагрузка для маленького ребенка.

4. Трудно быть уверенным в том, что учителя младших классов хорошо понимают детей.

5. Ребенок может хорошо учиться только в том случае, если учитель – его собственная мама.

6. Трудно представить, что первоклассник может быстро научиться писать, считать и читать.

7. Мне кажется, что дети в этом возрасте еще не умеют дружить.

8. Боюсь даже думать о том, что ребенок может обходиться без дневного сна.

9. Мой ребенок стесняется, если к нему обращается незнакомый взрослый.

10. В начальной школе, наверное, нельзя чему-то научить ребенка.

11. Я боюсь, что одноклассники будут дразнить моего ребенка.

12. Мой ребенок, по-моему, физически значительно слабее своих сверстников

13. Боюсь, что учительница не имеет возможности оценить успехи каждого ребенка.

14. Мой ребенок часто спрашивает: «Мама, мы пойдем в школу вместе?»

Результаты:

4 и менее баллов – у вас есть все основания с оптимизмом ждать 1 сентября – вы готовы принять новую социальную роль вашего ребенка.

5-10 баллов – вам следует лучше подготовиться к возможным трудностям

более 10 баллов – обдумайте свои ответы еще раз, возможно, вам необходимо посоветоваться с психологом

Ведущая потребность – общение

Ведущая деятельность – сюжетно-ролевая игра

Ведущая функция – воображение

Возрастные особенности:

  1. Проявление произвольности всех психических процессов. Но учебная деятельность школьного типа еще не сформирована.
  2. Проявление кризиса 7 лет (капризы, паясничанье, демонстративное поведение)
  3. Повышенная чувствительность.
  4. Полное доверие взрослому, принятие точки зрения взрослого. Отношение к взрослому как к единственному источнику достоверного знания.
  5. Ведущим продолжает оставаться наглядно-образное мышление.

Нормы развития детей:

 К 6 годам

К 7 годам

Внимание

Выполнять задание, не отвлекаясь 15 минут.

Находить 5-6 отличий между предметами.

Удерживать в поле зрения 8-10 предметов.

Выполнять самостоятельно задания по предложенному образцу.

Копировать в точности узор или движение.

Уметь находить одинаковые предметы.

Выполнять задание, не отвлекаясь около 20 минут;

Находить 10 отличий между предметами

Удерживать в поле зрения не менее 12 предметов

Выполнять самостоятельно задания по образцу

Копировать в точности узор или движение

Уметь находить одинаковые предметы.

Игры на развитие внимания:

«Заметить все».  Положить в ряд 7-10 различных предметов и прикрыть их. Приоткрыв их на секунда на 10, снова закрыть и предложить ребенку все пречислить.

 «Шифровка». На скорость в тексте вычеркивать какие-нибудь 2-3 буквы разными способами (А – зачеркивать, О – подчеркивать, Л – обводить).

В геометрические фигуры расставлять разные символы ( =, -, +,)

 «Да» и «нет» не говорить, «черное» и «белое» не называть». Поиграйте в нее с ребенком. Задавайте простые вопросы: «Ты любишь шоколад?», «Какого цвета мороженое?». Он должен отвечать, не говоря слов «да» и «нет», не называя черного и белого цветов.

«Назови лишнее слово». Вы выбираете какое-то слово, например, «гора», и повторяете его несколько раз, а потом вместо него говорите другое, похожее. Задача ребенка – услышать и назвать это другое слово. Например, взрослый говорит (проговаривая по одному слову в секунду): 
Гора, гора, пора, гора, нора, гора, гора. 
Голос, голос, голос, голос, колос, голос, волос 
Коса, коса, коса, роса, коса, коса, коза. 

Память

Уметь запоминать не менее 7-8 предложенных предметов или названных слов.

Уметь запоминать и рассказывать стихотворения, потешки, загадки.

Пересказывать близко к тексту рассказы или сказки.

Запоминать и повторять фразы, состоящие из 7-8 слов.

Рассказывать по памяти содержание сюжетной картинки.

Уметь запоминать не менее 8-9 предложенных предметов

Рассказывать по памяти стихи, сказки, рассказы

Повторять дословно предложения, состоящие из 9-10 слов

Подробно рассказывать по памяти содержание сюжетной картинки

Запоминать расположение игрушек 8-10, называть по памяти, что и где находилось

«Посмотри и ответь». Показать ребенку любую картинку в течение некоторого времени (30 секунд). А затем  задаете вопросы по это картинке (Какого цвета?, сколько?).

«Пересказ». Читаете ребенку сказку, и просите пересказать или ответить на вопросы.

Мышление

Классифицировать предметы в группы по определенным признакам.

Находить предмет в группах, не подходящий к общим признакам.

Уметь выстраивать последовательность событий и составлять связный рассказ по картинкам.

Решать простые логические задачи.

Выстраивать логический ряд из фигур.

Подбирать подходящие предметы друг к другу, связывая их между собой.

Объединять предметы в группы по определенным признакам.

Выстраивать логический ряд из определенной группы фигур и предметов

Выделять предмет в группах, не подходящий к общим признакам

Уметь выстраивать последовательность событий и составлять связный рассказ по картинкам

Сравнивать предметы друг с другом, выявлять несоответствия между ними

Подбирать подходящие предметы друг к другу, связывая их между собой по смыслу

«Сравнение предметов» Попросите сравнить несколько предметов или животных. Ребенок  должен выделять черты сходства и различия. Ребенок должен видеть, что он сравнивает или хотя бы представлять, поэтому можно спросить: «Ты видел муху? А бабочку?», «Похожи муха и бабочка или нет?»

«Отгадывание небылиц».  Взрослый рассказывает о чем-то, включая в свой рассказ несколько небылиц. Ребенок должен заметить и объяснить, почему так не бывает. (Пример: Вот вчера – иду я по дороге, солнышко светит, темно, листочки синие под ногами шуршат. И вдруг из-за угла как выскочит собака, как зарычит на меня: «Ку-ка-рек-ку!». Я испугался и убежал, а ты бы испугался?)

«Придумай продолжение» . Попросите ребенка закончить предложения: «Если выйдешь на улицу зимой без одежды, то...», «Прошел дождь, поэтому...». 

Мелкая моторика

Свободно владеть карандашом и кистью при разных приемах рисования

Изображать на рисунке несколько предметов, объединяя их единым содержанием

Штриховать или раскрашивать рисунки, не выходя за контуры

Ориентироваться в тетради в клетку или в линию

Уметь копировать простейшие рисунки

Передавать в рисунке точную форму предмета, пропорции, расположение частей

Свободно владеть карандашом и кистью при разных приемах рисования

Изображать на рисунке несколько предметов, объединяя их единым содержанием

Штриховать или раскрашивать рисунки, не выходя за контуры

Ориентироваться в тетради в клетку или в линию

Уметь копировать фразы, простейшие рисунки

Передавать в рисунке точную форму предмета, пропорции, расположение частей

Рисование, лепка, плетение, конструктор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание для будущих родителей первоклассников. Тема: «Скоро в школу. Психологическая готовность к школьному обучению. Как помочь ребёнку подготовиться к началу школьного обучения»

Задачи данного родительского собрания: Обсудить с родителями проблему психологической готовности к школьному обучению.Создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс п...

Готовность к школьному обучению, как необходимый компонент успешной адаптации ребенка к школе.

Статья, описывающая: фазы адаптации, критерии подготовки к школе, причины школьной дезадаптации....

Тест для родителей по определению готовности к школьному обучению

Тест для родителей.        Отметьте каждый утвердительный ответ одним баллом.1....

Памятка для родителей будущих первоклассников "Что нужно знать родителям о речевой готовности к школьному обучению"

Данный материал поможет родителям ответить на вопросы, какими знаниями, умениями и навыками должен обладать будущий первоклассник, какие требования предъявляет школа к речевой готовности....

Психологическая готовность к школьному обучению.

Психологическая готовность к школе у каждого ребёнка проходит по разному, иногда это тяжёлый и долгий процесс, требующий максимального терпения, как от родителей, так и от педагогов....

Психологическая готовность к школьному обучению

Работа посвящена изучению и анализу проблемы готовности детей к школе. В работе рассмотрены такие аспекты как личностная , интеллектуальная, волевая и нравственная готовность к школьному обучению....

Родителям будущих первоклассников "О готовности к школьному обучению"

1. Компоненты "готовности к школе", физическая и психологичекая составляющая.2. О интеллектуальной, волевой, мотивационной и коммуникативной готовности к школе. 3. Рекомендации родителям "Как выз...