Рабочая программа по внеурочной деятельности "Развитие познавательных процессов"
календарно-тематическое планирование на тему
рабочая программа содержит пояснительную записку, поурочное планирование, формирование УУД
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа внеурочной деятельности | 77.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по _____внеурочной деятельности______
_____Развитие познавательных процессов____
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Развитие познавательных способностей» составлена на основе программы курса Локаловой Н.П. «120 уроков психологического развития младших школьников» /Психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I-IV классов. - М.: «Ось-89», 2006.
Программа предназначена для учащихся первых классов, как для коррекции отдельных познавательных процессов, так и для их развития.
Программа включает в себя диагностические процедуры, необходимые для формирования группы и отслеживания результативности проводимых занятий. Основным содержанием занятий являются занимательные упражнения, направленные на развитие познавательной, эмоциональной сферы ребенка. Структура каждого занятия включает приветствия, разминку, основное содержание занятия, рефлексию, прощания. Занятия построены таким образом, что вне зависимости от темы занятия происходит развитие различных видов универсальных учебных действий: коммуникативных, личностных регулятивных и т.д. После проведения занятий обязательным является проведение повторной диагностики с целью выявления динамики развития ребенка.
Сроки реализации программы:
Программа рассчитана на 17 часов по 1 занятию в неделю.
Длительность каждого занятия 35 минут.
Актуальность курса
Дети (особенно не посещавшие детский сад), придя в школу, зачастую начинают испытывать проблемы в обучении. Как правило, следствием этого является пробел в знаниях, умениях, навыках. Младший школьный возраст является продуктивным для интенсивного психического развития ребенка. Поэтому с детьми, испытывающими затруднения в учебе необходимо дополнительно заниматься для повышения у них уровня умственного развития, формировать определенный объем знаний, интенсивно развивать произвольные формы памяти, мышления, воображения. Во время занятий по программе детям предоставляется возможность активного развития познавательных интересов, развития стремления к размышлению и поиску.
Цель курса: Формирование у учащихся навыков самостоятельной умственной работы, вооружение их системой рациональной обработки получаемой информации и успешного её усвоения; развития познавательных интересов, способность к рассуждению, самоконтроль, стремление отстаивать свое мнение, доказывать свою точку зрения и многое другое, т.е. формируются такие психологические качества и умения, которые помогают школьникам усваивать учебный программный материал на предметных уроках.
Задачи курса:
- развитие познавательных способностей;
- развитие обще-учебных умений и навыков.
Комплексная обучения состоит в том, чтобы не только обеспечить усвоение совокупности конкретных знаний по школьным дисциплинам, но и сформировать у учащихся представления об обобщенных приемах и способах выполнения различных умственных действий, что, в свою очередь, обеспечит лучшее усвоение конкретного предметно-учебного содержания.
Методы работы:
-упражнения на развитие одного из свойств внимания
- игры и упражнения на развития мышления, развитие логических операций
- задания на отработку сенсомоторной координации пространственного воображения либо развитие воображения
-подвижные игры для психофизической разрядки
-отработка приемов запоминания и упражнения на развитие памяти
-подведение итогов занятия
Содержание занятий:
Развитие сенсорно-перцептивной сферы, наглядно-образного мышления, формировании предпосылок овладения учебной деятельностью.
- развитие познавательных процессов (ощущений, восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения);
- формирование психологических предпосылок овладения учебной деятельностью (умение копировать образец, заданный как в наглядной, так и в словесной формах; умение слушать и слышать учителя, т.е. умение подчиняться словесным указаниям учителя; умение учитывать в своей работе заданную систему требований);
- формирование психологических новообразований младшего школьного возраста (внутреннего плана действия, т.е. умения выполнять задания в интеллектуальном плане без опоры и реального манипулирования объектами; произвольности в управлении не только двигательными, но, главным образом, интеллектуальными процессами - восприятием, вниманием, научиться произвольно запоминать, подчинять мыслительную деятельность поставленной задаче; рефлексии, т.е. умения осознавать свои психические процессы, ход своей деятельности, анализировать свой ответ, затруднения, ошибки).
Процессы анализа и синтеза пронизывают всю познавательную деятельность учащихся. Основное направление здесь состоит в формировании умения вычленять отдельные признаки объектов, оперировать ими и интерпретировать их. Так, задачей развития сенсорной сферы является обогащение чувственного опыта учащихся путем дифференцирования с разной степенью тонкости ощущений одной и той же модальности и одного и того же вида, сравнения их в том или ином отношении, включение ощущений в построение системы словесно-логических умозаключений. Главная задача, решаемая в процессе развития восприятия, — научить школьников не только выделять и анализировать отдельные признаки или свойства воспринимаемых объектов (цвет, форма), но и научиться осмысливать увиденное, активно включая в процесс восприятия мыслительную деятельность При развитии внимания значение придается как формированию его устойчивости, так и распределению внимания, т.е. умению контролировать выполнение одновременно двух или больше действий. Такое умение также основывается на расчлененном, дифференцированном отражении различных параметров и условий деятельности. Основным направлением в развитии памяти школьников является формирование у них опосредованного запоминания, т.е. использования для запоминания вспомогательных средств, в том числе знаков-символов. Для этого требуется умение расчленять запоминаемые объекты на части, выделять в них различные свойства, устанавливать определенные связи и отношения между каким-либо из них и некоторой системой условных знаков Важное значение придается всестороннему развитию мыслительной деятельности, а именно таких ее операций, как анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, установление закономерностей, формирование логических операций. Путь от глобального, целостного к дифференцированному, конкретному реализуется в последовательности заданий: начиная с заданий, в которых требуется оперирование объектами, сильно отличающимися, и где, следовательно, осуществляется достаточно грубый их анализ, и переходя к заданиям с оперированием объектами, отличающимися одним - двумя признаками и, следовательно, требующими тонкого анализирования. Таким образом, постепенно закладываются основы абстрактного мышления у младших школьников. Не менее важной является и подготовка мышления учащихся к переходу на более высокие уровни понятийного и словесно-логического мышления, требования к которым в средней школе значительно повышаются. Поэтому на уроках психологического развития вырабатываются у учащихся умения определять соотношения конкретных и более общих понятий: «род-вид», «целое-часть», «причина-следствие» и др., формируются элементарные логические операции. При развитии процессов воображения, являющегося важной составляющей уроков психологического развития, выполняются задания как на воссоздающее, так и на творческое воображжение. Работа начинается с выполнения заданий, в которых разные заданные элементы включаются в разные системы связей и заканчивается заданиями, в которых один и тот же заданный элемент должен быть включен также в разные системы связей. Реализация закона дифференциации осуществляется и по отношению к другим направлениям психологического развития младших школьников - формированию предпосылок овладения учебной деятельностью и психологических новообразований данного возрастного периода. Например, формирование умения анализировать и копировать образец начинается с выполнения простого задания, требующего оперирования целостными образами объектов, значительно различающихся между собой постепенно переходят к нахождению заданного образца среди изображений, отличающихся малозаметными деталями и выполнению заданий по самостоятельному воспроизведению образцов, заданных в словесной форме. Аналогично осуществляется развитие психологических новообразований младшего школьного возраста, например, внутреннего плана действия. Первые задания направлены на развитие умения расчлененно воспринимать, понимать и выполнять словесные указания взрослого, затем умения оперировать объектами или их частями во внутреннем плане, но со зрительной опорой, а затем переходят к заданиям, требующим умения оперировать объектами во внутреннем плане без зрительной опоры Точно так же, основываясь на законе дифференциации и всесторонне развивая на различном содержании процессы анализа и синтеза, осуществляется формирование и других важных для учебной деятельности психологических качеств (пространственных представлений, умения подчинять свои действия заданной системе требований, произвольности и др.).
Общие рекомендации по проведению уроков психологического развития.
1. Общая установка при проведении занятий психологического развития - не спешить переходить к следующему заданию, если хорошо не отработано предыдущее всеми учениками
2. При проведении занятий очень важно, чтобы все ученики правильно поняли инструкцию. Если потребуется, два-три раза объяснить ученикам, что они должны делать и как выполнять задание.
3.Необходимо четко соблюдать время предъявления тестового материала, где это обусловлено инструкцией.
4. Следует предоставлять учащимся как можно большую самостоятельность при выполнении заданий, учитель только помогает, объясняет, направляет. Обязательно обсуждать ответы учеников и вовлекать в это обсуждение всех детей.
5. Занятия желательно проводить в группах по 7-10 человек.
Планируемые результаты
Личностные УУД
У учащихся будут сформированы:
· положительное отношение и интерес к занятиям;
· умение признавать собственные ошибки;
Могут быть сформированы:
· умение оценивать трудность предлагаемого задания;
· адекватная самооценка;
· восприятие себя как часть группы;
· учебно-познавательная мотивация учения.
Регулятивные УУД
Учащиеся научатся:
· планировать деятельность и действия, необходимые для выполнения задания с помощью взрослого;
· вносить необходимые коррективы в собственные действия по итогам самопроверки;
· сопоставлять результаты собственной деятельности с оценкой её товарищами, руководителем;
Учащиеся получат возможность научиться:
· планировать собственную познавательную деятельность с учётом поставленной цели (под руководством руководителя);
· использовать универсальные способы контроля результата.
Познавательные
Учащиеся научатся:
· выполнять задания для увеличения объема внимания, памяти;
· сопоставлять разные способы решения заданий;
· устанавливать закономерности и использовать их при выполнении заданий (продолжать ряд, заполнять пустые клетки в таблице, выполнять задания по аналогии);
· сравнивать и классифицировать по заданным критериям;
· понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы, диаграммы; дополнять таблицы недостающими данными;
Учащиеся получат возможность научиться:
· устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, проводить аналогии и осваивать новые приёмы решения заданий;
· проявлять познавательную инициативу;
· сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать её, использовать при выполнении заданий; переводить информацию из одного вида в другой;
· находить нужную информацию в детской энциклопедии, Интернете;
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
· сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать очерёдность действий; осуществлять взаимопроверку; обсуждать совместное решение (предлагать варианты, сравнивать);
· задавать вопросы с целью получения нужной информации.
Учащиеся получат возможность научиться:
· учитывать мнение партнёра, аргументировано критиковать допущенные ошибки, обосновывать своё решение;
· задавать вопросы с целью планирования хода решения задания.
Оценка эффективности занятий:
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
- степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;
- поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты уроков;
- результаты выполнения контрольных психологических заданий, в качестве которых даются задания, уже выполнявшиеся учениками, но другие по своему внешнему оформлению, и выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно;
- косвенным показателем эффективности данных уроков может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности и др.).
Кроме того, представляется важным оценивать воздействие занятий на эмоциональное состояние учеников. Для этого может быть использован, например, прием цветограммы: школьников в начале и конце данного урока просят нарисовать цветными карандашами или красками свое настроение в данный момент, Использование красного цвета свидетельствует о восторженном настроении, оранжевого - о радостном, зеленого - о спокойном, уравновешенном состоянии, фиолетового - о тревожности, напряженности, черного - об унынии, разочаровании, упадке сил. Сравнение результатов этого задания, полученных в начале и конце урока, а также изменения цветовой гаммы на протяжении некоторого времени позволит сделать выводы об изменении эмоционального состояния каждого ученика под влиянием уроков психологического развития.
Предполагаемые результаты:
- развитие основных мыслительных способностей учащихся;
- развитие различных видов памяти, внимания и воображения;
- развитие речи;
- становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля;
- снижение тревожности и необоснованного беспокойства;
- высокая степень познавательной активности учащихся.
Форма оценивания знаний учащихся – безотметочная.
Формы контроля: выполнение тестовых заданий, диагностика.
Тематический план
№ | Дата | Тема урока | Методики и задания |
1 | Развитие слуховой памяти, операции сравнения. Обучение детей описывать свойства предметов. | Снежный ком Найди одинаковые предметы Опиши предмет Скажи движением Общее и различное Графический диктант Дорисуй девятого | |
2 | Развитие слуховой памяти, тренировка наблюдательности. Развитие пространственной ориентации, активизация воображения | Запоминаем вместе Муха Графический диктант Дорожка Отгадай загадки Дорисуй рисунок Подготовка руки к письму | |
3 | Обучение сравнению предметов, поиск сходства и различия. | Посмотри и запомни Фруктовый салат В чем отличия? Кто где живет. Подготовка руки к письму Игра с числами | |
4 | Развитие умения выделять главные, существенные признаки предметов | Кто летает Какой из предметов лишний и почему Графический диктант Встаньте все те кто… Перестановки Подготовка руки к письму Закончи слово | |
5 | Развитие умения выделять главные, существенные признаки. Формирование элементов самоконтроля. Развитие слуховых ощущений. | Назови одним словом Что появилось? Что потерялось? Пошли письмо Обведи по точкам. Штриховка Допиши определение | |
6 | Развитие объема внимания. Восприятие цвета и формы | Цвета Продолжи ряд Графический диктант Путанка Закончи предложение | |
7 | Развитие непосредственной вербальной памяти. Развитие пространственных представлений | Сравни и покажи Где игрушка Магнитики Перестановки Сочиняем рассказ Подготовка руки к письму Нарисуй обеими руками | |
8 | Развитие слухового внимания. Развитие непосредственной вербальной памяти. | Запомни и нарисуй Назови противоположность Пузырьки Дорисуй рисунок Закончите предложение Четвертый лишний | |
9 | Развитие памяти на последовательность действий. Развитие пространственных представлений (направления движения). Развитие понятийного мышления. | Телеграфисты Куда указывают стрелки? Подбери картинки Круглый год Четыре стихии | |
10 | Развитие умения анализировать и сравнивать образец. Развитие произвольного внимания. | Найди одинаковые Где ошибся Буратино? Одинаковые ли бусы? Найди образец Найди картинку Перепутанные линии | |
11 | Развитие зрительных ощущений и образного мышления. Развитие зрительно-двигательных координации. Развитие зрительной произвольной памяти. | Цветная сказка Штриховка Запомни точно Логические цепочки и задачки Не пропусти растение | |
12 | Развитие зрительной памяти. Развитие пространственных представлений Развитие понятийного мышления. | Нарисуй по памяти Выполни правильно | |
13 | Развитие арифметических и геометрических представлений Развитие умения воспринимать словесные указания и подчинять им свою деятельность. Развитие зрительных ощущений. | Где этот домик? Чей узор лучше? Найди предметы одного цвета Цветовая угадайка Нарисуй из геометрических фигур Найди и раскрась | |
14 | Развитие умения воспроизводить образец. Развитие слуховых ощущений. | Раскрась правильно Шумящие коробочки Перестановки Назови слова Подготовка руки к письму | |
15 | Развитие осязательных ощущений. Развитие произвольного внимания. Развитие точности движений (макродвижений). | Шершавые дощечки Расставь слова Зашифруй слова Зашифруй цифры Точные движения Как звонки тарелки и ложки | |
16 | Развитие умения копировать образец. Развитие зрительного восприятия (выделение формы). Развитие осязательных ощущений. | Срисуй фигуры точно Путаница Найди одинаковые Назови фигуры Тяжелые коробочки | |
17 | Развитие мышления (абстрагирование). Развитие непосредственной зрительной памяти. | Найди одинаковые Запомни и найди Запомни и нарисуй Подготовка руки к письму Графический диктант | |
Список использованной литературы
1. 1000 веселых загадок для детей. М.: ООО Издательство «ACT», 2003.
2. Афонькин C. Ю.. Учимся мыслить логически. Увлекательные задачи для развития логического мышления. СПб.: Издательский дом «Литера», 2002.
3. Батова А.С. Графический диктант // Начальная школа, 2003, № 9.
4. Боровик O-S. Развитие воображения. Методические рекомендации. М.: ООО «ЦГЛ «РОН», 2000.
5. Венгер Л.А., Венгер АЛ. Домашняя школа мышления. М., 1985.
6. Деннисон П., Деннисон Г, Гимнастика для развития умственных способностей «Брейн джим». М., 1992.
7. Диагностика готовности детей к обучению в школе. Методические рекомендации. Пермь, 1992.
8. Заика Е.В. Комплекс интеллектуальных игр для развития мышления учащихся // Вопросы психологии, 1990, № 6.
9. Зак А.З. Занимательные игры для развития интеллекта у детей 5-12 лет. М., 1994.
10. Зак А.З. Поиск девятого. Игра на поиск закономерностей для детей 6-10 лет. М., 1993.
11. Зак А.З. Просвет и другие интеллектуальные игры для детей 6-10 лет. М., 1993.
12. Зак A3. Познавать играя: развитие познавательных способностей у детей 5-12 лет. М., 1992.
13. Кикоин ЕЛ. Младший школьник: возможности изучения и развития внимания. Методические рекомендации для учителя начальных классов.
М., 1993.
14. Когнитивное обучение: современное состояние и перспективы / Отв. ред. Т. Галкина, Э. Лоарер. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1997.
15. Локалова НЛ. 90 уроков психологического развития младших школьников. Книга для учителя начальных классов. М.: «Луч», 1995.
16. Матюгин И.Ю. Тактильная память. М., 1991.
17.Ольшанская Е.В. Развитие мышления, внимания, памяти, восприятия, воображения, речи: Игровые задания. М.: Издательство «Первое сентября», 2004.
18. Тарасун В.В. Тесты учебных способностей для 1 класса. Киев, 1992.
19. Тесты для фиксации уровня развития познавательных процессов (внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления) / Сост. С.И. Волкова. М., 1993.
20. Тихомирова Л.Ф. Логика. Дети 7-10 лет. Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2001.
21. Чуприкова HJf. Психология умственного развития: принцип дифференциации. М.: «Столетие», 1997.
22.Л.Ф. Тихомирова Упражнения на каждый день: логика для младших школьников Ярославль,2003г
23. Р.С. Немов Психология книга 3 /Москва, изд-во Владос,2003г
24. Л.Ф. Тихомирова Развитие познавательных способностей детей. Екатеринбург,изд-во У-Фактория,2003г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности (научно-познавательная деятельность) «Развитие познавательных способностей младших школьников» (33ч, 1ч в неделю) 1 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности (научно-познавательная деятельность) «Развитие познавательных способностей младших школьников» (33ч, 1ч в неделю)1 класс. Для разработки использовала прогр...
Рабочая программа «Коррекция и развитие познавательных процессов обучающихся младшего школьного возраста»
Смысл программы «Коррекция и развитие познавательных процессов обучающихся младшего школьного возраста» состоит в том, чтобы организовать в начальных классах регулярные занятия, на которых...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности Познавательная экология- 4 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности Познавательная экология- 4 (2 ч)(научно-познавательная направленность)...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Познавательное чтение" 2 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Познавательное чтение" 2 класс...
Рабочая программа по внеурочной деятельности " Познавательный английский"
Рабочая программа составлена для учащихся 4 класса.Направлена прежде всего на работу с текстом. Развивает навыки чтения, поиск информации. Расширяет кругозор и мотивирует учащихся. Тематическое планир...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Познавательная этноэкология"
quot;Познавательная этноэкология" для обучающихся с 1-4 классы, объем учебного времени - 136 часов, сроки освоения - 4 года. Педагог знакомит детей с редкими и исчезающими видами растений и живо...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА индивидуальных внеурочных (коррекционно-развивающих) занятий «Развитие познавательных процессов» для обучающейся 3 «В» класса по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования обу
Рабочая программа по курсу «Развитие познавательных процессов» составлена на основе:- Требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования...