Развитие творческих способностей ребёнка
тест на тему

Роговцова Ирина Геннадьевна

      Наиболее часто для изучения творческого мышления ребенка используется методика, созданная Е.Торренсом. Она состоит из 5 разделов. Подобные упражнения развивают внимательность, быстроту распределения и переключения внимания, а кроме того, расширяют кругозор и познавательную активность ребенка. Кроме эого данные упражнения предназначены для развития способностей к фонематическому различению. Эти способности лежат в основе успешного обучения чтению, письму, иностранным языкам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskie_rekomendatsii.doc66 КБ

Предварительный просмотр:


Диагностика.

Развитие творческих способностей

      Наиболее часто для изучения творческого мышления ребенка используется методика, созданная Е.Торренсом. Она состоит из 5 разделов.

  1. Усовершенствование предметов.

Требуется изменить игрушку так, чтобы с ней было интересно играть.

  1. Использование предметов в другом качестве.

Требуется перечислить как можно больше вариантов использования игрушки.

  1. Необычное использование знакомых предметов.

Ребенку предлагается перечислить как моно больше способов их использования (например, консервных банок).

  1. Геометрические фигуры.

Требуется назвать как можно больше предметов, в состав которых входят заданные геометрические фигуры (треугольник, круг, квадрат ….).

  1. Спроси-угадай

Дается картинка и предлагается: задать как можно больше вопросов о том, чего не видно на картинке; перечислить как можно больше событий, к которым может привести изображенная на картине ситуация; перечислить как можно больше причин возникновения ситуации, изображенной на картинке.

Для того, чтобы определить, насколько свободно ребенок проявляет свои творческие способности можно использовать следующие задания:

Задание 1.

Предложите ребенку подумать и назвать как можно больше вариантов использования обычного листа. Нельзя ограничивать ребенка во времени. Задание заканчивается, когда ребенка он перестает интересовать. А затем проанализируйте записанные ответы, сравнивая их со списком типичных ответов детей 5-6 лет.

Малооригинальные ответы (часто встречающиеся)

  • «нарисовать» - картину, что-нибудь, машину, много всего, куклу; раскрасить красками; срисовать, что понравилось и т.д.;
  • «сложить» - самолет, кораблик….;
  • «вырезать» - геометрические фигуры, занавески для куклы, одежду….

         Оригинальные варианты (редко встречающиеся):

  • заклеить: окно, щели, дырки, которые погрызли мыши; гвоздь в стене; грязь;
  • закрыть банку  (вместо крышки).
  • сделать мячик для игры в футбол или мишень для стрельбы;
  • порвать и сделать снег;
  • начертить квадрат и играть в «крестики-нолики»;
  • подарить кому-нибудь;
  • сделать пиратскую карту и нарисовать, где спрятан клад;
  • написать  письмо и отправить его с голубем;
  • поджечь;
  • написать что-то нужное, чтобы не забыть;
  • использовать вместо бинта, разрезав на полоски;
  • собрать и выбросить мусор;
  • играть с ним: подкидывать и ловить;
  • вырезать арбуз, в котором мыши прогрызли дырки;
  • изучать какой он: как падает, тонет ли, рвется ли?

      Как правило, дети 5-6 лет сохраняют интерес к этому заданию 10-20 мин., называя 8-10 вариантов из них (2-3 оригинальные).

Задание 2

Нарисуйте простым карандашом 10  одинаковых кругов. Расстояние между ними должно быть одинаковым. Предложить ребенку дорисовать, превратить эти круги в интересные картинки.

Обратить внимание ребенка на то, что у него должно получиться 10 разных, оригинальных рисунков.

Малооригинальные варианты рисунков: солнце, мяч, яблоко, голова человека, животного, игрушки; часы, цветок; снеговик.

Оригинальные варианты: штурвал, руль, тарелка, колесо машины, иллюстратор, бублик, монета.

       Как правило, дети 5-7 лет выполняют эти задания 10-15 минут, из 10 нарисованных встречаются 2-3 оригинальные.

Развитие творческих способностей  на занятиях развития речи.

      Игра «Какая осень» (зима, погода, собака и т.д.). При регулярном проведении таких упражнений отмечается значительный подъем в развитии воображения у детей. Подбирая определения, дети используют, кроме традиционных прилагательных, достаточно оригинальные варианты (осень – нежная, сонная, красная, солнечная, нарядная, плачущая, унылая, поэтичная, трепещущая…).

Игра «Что общего между….?»

      Ребенку предлагается найти в 2-х объектах общие признаки. Например, что общего между лимоном и апельсином? (Сочные, кислые, пахнут, покрыты кожурой, состоят из долек…).

    Постепенно следует предлагать для сравнения предметы, внешне не похожие. Например: «Что общего между мухомором и пожарной машиной?». Они могут быть мокрыми от дождя; красными, приснившимися, нарисованными, вылепленными, воспетыми в стихах, пыльными, испорченными и т.д.

Задание «Придумай и изобрази».

      Рисование фантастических предметов и несуществующих животных. Например, ребенку зачитываются характеристики сказочных персонажей («Звугр», Велень», «Хражда», «Милея» и предлагается представить и изобразить их. Затем предлагается обыграть, сочинить о них сказку.

«Придумывание сказок».

      По предложенному взрослым началу изменить заимствованные из сказок ситуации, выделить последовательность  сказок, наделять реальных героев фантастическим свойством, моделировать действия героев, изменять поступки, придумывать новое окончание знакомой сказки. Затем ребенку можно предложить составлять сказки на самостоятельно выбранную тему.

Упражнение «На что похоже?»

      Ребенку предлагается узнавать и называть в неопределенных графических формах (чернильные пятна, каракули, кляксы) различные предметы.

Отгадывание загадок.

     Предлагается узнавать предмет по словесному описанию свойств и признаков, а так же возможный действий с ними. А затем ребенок сам может придумать загадку.

Упражнение на развитие словесного воображения.

      Предлагается ребенку: «Попробуй представить себе, что будет, если…» Например, откроют школу для кошек. Или животные заговорят на человеческом языке и т.д.

Упражнения для развития мышления на занятиях по развитию речи

  1. Упражнение  «Лишний предмет».

Развитие образно-логического мышления – умственных операций анализа и обобщения.

На рис. 1 изображены различные предметы (животные, растения) по 4 на каждой карточке. Покажите ребенку первую и объясните, что из 4 предметов один – лишний. Необходимо определить его и объяснить свое решение. Затем ребенку предложить подумать и сказать, как можно назвать оставшиеся 3 предмета одним словом.

  1. Упражнение «Нелепицы»

Показать ребенку картинку, на которой изображены различные нелепицы, попросите его внимательно рассмотреть рисунки, а затем сказать, что нарисовано неправильно, почему и как должно быть.

  1. Упражнение на развитие словесно-логического мышления. Ребенок отвечает на вопросы.

  1. Какое из животных больше, лошадь или собака?
  2. Утром люди завтракают, а вечером?
  3. Днем светло, а ночью?
  4. Небо голубое, а трава?
  5. Груша, яблоко – это что?
  6. Что такое Москва, Кемерово?
  7. Маленькая корова – это теленок?   Маленькая собака и маленькая овечка – это?
  8. На кого больше похожа собака, на кошку или на курицу?
  9. Для чего нужны машине тормоза?
  10. Чем похожи друг на друга молоток и топор?
  11. Что общего между кошкой и белкой?
  12. Что такое футбол, хоккей, плавание?
  13. Какие знаешь виды транспорта?

  1. Упражнения на развитие мыслительной операции «Сравнивание предметов».

Для сравнения предложите ребенку следующие пары слов:

Муха и бабочка.

Дом и избушка.

Стол и стулья.

Книга и тетрадь.

Вода и молоко

Голод и деревня

Щекотать и гладить.

Ребенок должен представить себе то, что он будет сравнивать. Задайте ему вопрос: «Ты видел муху? А бабочку? Похожа муха и бабочка или нет? Чем похожи? А чем отличаются друг от друга?».

  1. Упражнение на развитие гибкости ума.

Предложите ребенку назвать как можно больше слов, обозначающих какое-либо понятие.

  1. Назови слово, обозначающие деревья (береза, сосна, ель…).
  2. Назови слова, обозначающие цветы.
  3. Назови слова, обозначающие зверей (домашних, диких).
  4. Назови слова, обозначающие овощи, фрукты.

  1. Упражнение на развитие словесно-логического мышления «Определи понятие».

Ребенку предлагаются следующие наборы слов.

  1. Велосипед, книжка, друг.
  2. Самолет, гвоздь, зонтик, газета, герой, острый.
  3. Автомобиль, сапоги, трус, колючий.
  4. Мотоцикл, прицепка, ботинки, враг, ударять…

Представьте себе человека, который не знает значения ни одного этого слова. Постарайтесь объяснить, что означает каждое слово?

  1. Игра «Говори наоборот».

Предложите ребенку игру: «Я буду говорить слова, а ты тоже говори, но только наоборот, например, можно использовать следующие пары слов:

Веселый – грустный;

Быстрый – медленный;

Красивый – безобразный;

Пустой – полный;

Худой – толстый;

Умный – глупый;

Легкий – тяжелый;

Белый – черный;

Храбрый – трусливый;

Твердый – мягкий;

Трудолюбивый – ленивый.

Упражнения для коррекции и развития восприятия на занятиях развития речи.

  1. Упражнение «Что не дорисовано?»

Оценка целостности восприятия.

Показать ребенку картинку с изображением знакомых предметов, попросите его внимательно посмотреть картинки и назвать недостающую деталь.

  1. Упражнение «Узнай, кто это?»

Ребенку объясняют, что ему покажут части, фрагменты рисунка, по которому ему необходимо будет определять то целое, к которому эти части относятся, т.е. восстановить весь рис. (рис. 1).

  1. Упражнение «Определи звуки».

Предназначено для развития способностей к фонематическому различению. Эти способности лежат в основе успешного обучения чтению, письму, иностранным языкам.

Ребенку предлагают картинки с изображением различных предметов. Проверьте, знает ли ребенок эти предметы. Затем вы произносите какое-либо слово и просите ребенка показать тот предмет, название, которое начинается с того же звука. Например, слово «молоко», и ребенок показывает на рисунок «моркови», т.к. «молоко» и «морковка» начинается со звука «М».

Упражнения для коррекции и развития внимания на занятиях по развитию речи.

Упражнение на развитие способности к переключению внимания.

Подобные упражнения развивают внимательность, быстроту распределения и переключения внимания, а кроме того, расширяют кругозор и познавательную активность ребенка.

Называть ребенку различные слова: стол, кровать, чашка, книга, вилка, воробей и т.д. Он должен, по договоренности, отреагировать на определенные слова. (Хлопает в ладоши тогда, когда встретится слово, обозначающее, например, животное).

Второй вариант: можно предложить, чтобы ребенок вставал каждый раз, когда услышит слово, обозначающее растение.

Третий вариант: объединить 1 и 2-ое задание, т.е. ребенок хлопает в ладоши при произношении слова, обозначающего животное, и встает при «растении».

Упражнение на развитие концентрации внимания

Для проведения занятий необходимо подготовить 2 пары картинок, содержащих по 10-15 различий; несколько неоконченных рисунков или рисунков с нелепым содержанием; несколько на половину раскрашенных картинок.

В 1 задании – надо сравнить картинки и назвать различия.

Во 2 задании – показывают последовательно неоконченные картинки и просят назвать, что не дорисовано,  или подбирают картинки нелепого содержания и просят найти несоответствие.

В 3-ем задании – нужно раскрасить вторую половину картинки точно так же, как  раскрашена первая половина.

Упражнение на развитие устойчивости внимания.

(Можно провести в соревновательной форме). Дается не большой текст  и предлагается, просматривая каждую строчку, зачеркнуть названную букву.

Упражнения на развитие различных свойств памяти на занятиях по развитию речи.

  1. Упражнение «Запомни фразы» (развитие смысловой памяти).

Почитайте ребенку фразы:

  1. Осенью идут дожди.
  2. Дети любят играть.
  3. В саду растут яблони и груши.
  4. В небе летит самолет и т.д.

Ребенок должен повторить те фразы, которые он запомнил. Главное – передать смысл этой фразы.

  1. Упражнение на развитие памяти «Я положил в мешок…»

Педагог начинает эту игру и говорит: «Я положил в мешок яблоки». Следующий играющий повторяет сказанное  и добавляет еще что-нибудь: «Я положил в мешок яблоки и бананы».

  1. Упражнение на развитие объема кратковременной слуховой памяти «Каскад слов».

Заранее подготовьте список из 8-10 групп слов, которые хорошо знакомы ребенку. Затем попросите ребенка повторять за вами слова. Начинайте с одного слова, затем с 2 слов, ребенок повторит обязательно в этой же последовательности, три слова и т.д. (Интервалы между словами 1 сек.)

Если ребенок не сможет повторять определенный словесный ряд, зачитайте ему такое же количество слов, но других. Если ребенок во второй попытке справился с этим словесным рядом, то переходите к следующему ряду, и так до тех пор, пока ребенок не сможет воспроизвести заданное количество слов.

  1. Огонь.
  2. Дом, молоко.
  3. Конь, гриб, игла.
  4. Петух, солнце, асфальт, тетрадь.
  5. Крыша, пень, вода, свеча, школа.
  6. Карандаш, машина, брат, мед, птица, хлеб.
  7. Орел, игра, телефон, стакан, пальто, сон.
  8. Гора, ворона, часы, стол, снег, книга, сосна, мед и т.д.

  1. Упражнение «Я – фотоаппарат».

Предложите ребенку представить себя фотоаппаратом, который может сфотографировать любой предмет, ситуацию, человека и т.д.

Например, ребенок в течение нескольких минут внимательно рассматривает все предметы, находящиеся на письменном столе. Затем закрывает глаза и перечисляет все, что ему удалось запомнить.

Там можно развивать у детей не только память, но и внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль семьи в развитии творческих способностей ребёнка

Ребёнок большую часть времени (жизни) проводит в семье.  Нельзя  недооценивать роль семьи в развитии творческих способностей своего ребёнка....

«Развитие творческих способностей ребёнка на внеурочной деятельности»

В этом докладе я поделилась опытом работы , как развивать творческие способности ребёнка на внеурочной деятельности....

Тест "Развитие творческих способностей ребёнка в семье"

Тест "Развитие творческих способностей ребёнка в семье"https://docs.google.com/forms/d/155YVC13YcN4vW_jAwAs5fbb9-9Igl3flynRRYpaiEaI/edit...

Развитие творческих способностей ребёнка и повышение учебной мотивации посредством участия в предметных олимпиадах и конкурсах

Уникальность каждого человека не вызывает сомнений, но умение предъявить себя, рассматривать каждый момент жизни как акт творческий, для многих является проблемой. Способность к творчеству присуща каж...

Развитие творческих способностей ребёнка и его исследовательское поведение.

Главная цель исследовательского обучения - формирование способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры....

"Дополнительное образование - приоритетное образование в развитии творческих способностей ребёнка"

Дополнительное образование детей предназначено для осуществления образовательной деятельности, т.е. для реализации образовательных программ, имеющих образовательные цели и рассчитанных на то, что их о...