«Развитие творческих способностей ребёнка на внеурочной деятельности»
опыты и эксперименты (3 класс) на тему

Машкова Алёна Борисовна

В этом докладе я поделилась опытом работы , как развивать творческие способности ребёнка на внеурочной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_na_pedsovet.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

   

МБОУ «Краснопоймовская средняя общеобразовательная школа»

Доклад на педагогическом совете

«Развитие творческих способностей ребёнка на внеурочной деятельности»

Подготовила

учитель начальных классов:

Машкова А.Б.

25 ноября 2015 год

      Сегодня для школы одним из важных вопросом является организация внеурочной деятельности. Именно сейчас учащиеся должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности.
   
Цель внеурочной деятельности: создание условий для  проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и  культурных традиций.
   
На внеурочной деятельности «Виртуальная реальность» передо мной  стоит задача не только научить, но и заинтересовать учащихся работе на компьютере, сделать так, чтобы детям нравилось то, что они делают. Только тогда ученик с удовольствием выполняет поставленную задачу. Все люди в любом возрасте любят играть, рисовать, творить. Важно, чтобы дети были раскрепощены, «творили» вместе с учителем. Ведь не только и не столько знания и владение школьниками компьютером определяет эффективность процесса обучения, сколько готовность и желание детей участвовать в общении, работать в группах. Основной двигатель изучения предмета – радость познания, чувство комфорта и положительные эмоции. Задачи:

1) формирование первоначальных представлений о свойствах информации, способах работы с ней (в частности, с использованием компьютера)
2)  развитие навыков решения задач с применением подходов, наиболее распространенных в информатике (с применением формальной логики, алгоритмический, системный и объектно-ориентированный подход)
3) расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой
4) развитие у учащихся навыков решения логических задач.
     На занятиях мною используются различные формы работы – это викторины, игры, заочные путешествия, конкурсы. Формы организации деятельности учащихся меняются в течение одного занятия. Хорошо помогают электронные приложения к учебникам математики, окружающего мира.

     Творческие способности присущи любому человеку, любому ребёнку, только нужно вовремя их раскрыть и развить. Дети от природы любознательны, способны и талантливы. Введение творческих заданий во внеурочную деятельность по информатике помогают решить многие педагогические проблемы.
Интерес учащихся я поддерживаю с помощью проектной технологии. Моими учениками были созданы такие проекты, как «Мое имя» (создание бейджика), «Мой лучший друг» (рисунок любимого животного), «Новогодняя открытка», «Подарок маме». 
   
Первое условие развития творчества – высокая самооценка ребёнка, то есть создание у него достаточной уверенности в своих силах, умственных возможностях. Ребёнок должен знать, «вкус успеха». «Успех ученика должен быть ни концом работы, а его началом».
    Главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать каждому воспитаннику  эту ситуацию успеха. В этом помогает надпредметный курс «Мир деятельности», который ориентирован на формирование у учащихся знаний об учебной деятельности и способах её организации, качествах ученика и ценностях жизни. Курс создаёт условия для открытия ребёнком секретов успешной учёбы, повышает мотивацию детей к самостоятельному и осознанному учению. Методически «Мир деятельности» хорошо обеспечен. Есть и методические рекомендации, и демонстрационный материал. Назван курс надпредметным, потому что на занятиях ребята учатся правилам работы на уроке, правилам работы в группе рассуждают о том, что значит учиться, и применяют эти знания на предметных уроках. В курсе «Мир деятельности» путешествует с ребятами по миру знаний и помогает им открывать новые знания - Смайлик. Главной задачей является не научить, а скорее заинтересовать детей в изучении курса. Для создания мотивации у ребят на занятия приходят сказочные герои: Крокодил Гена, Чебурашка, Буратино, Винни-Пух, и многие другие. Вместе с героями ученики преодолевают трудности и открывают новое знание

  Одно из ведущих направлений в работе  кружка «Юный художник» – это изобразительное искусство, оно помогает решить такую актуальную проблему как развитие эмоциональной и познавательной сфер. Говоря словами психологов, именно искусство заставляет оба полушария мозга одновременно работать в полную силу и в то же время активно взаимодействовать друг с другом, именно искусство как никакой другой вид деятельности развивает творческие способности детей. На занятиях дети открывают новый для себя мир. Помимо простейших приемов рисования учащиеся знакомятся с произведениями искусства, с различными жанрами живописи, с предметами декоративно-прикладного искусства. Все эти знания значительно расширят кругозор детей и научат творчески подходить к своим работам. Здесь каждый может реализовать себя как личность. Задания, которые я использую для развития творческих способностей младших школьников:

  1. Рисование абстрактных категорий (нарисуй, грусть, радость, звук, мысль).
  2. Разглядывание случайных клякс, дорисовка и преобразование их в знакомые формы и понятия: фигурки животных, дома, цветы.
  3. Разглядывание облаков на небе, поиск аналогий с известными понятиями, представлениями (по форме, цвету)
  4. Техника «обратного рисования». Очень интересное занятие. Ребёнок  держит карандаш вертикально, прижимая его кончик к листу бумаги. Карандаш должен оставаться неподвижным. Второй ребёнок  передвигает бумагу под карандашом таким образом, чтобы в итоге получился рисунок.

      У детей, в отличие от взрослых, свежий взгляд на вещи. Любую, самую невзрачную деталь, они могут превратить во что-то необычное, сказочное. Именно поэтому на  занятиях постоянно присутствуют пластилин, краски. А для того, чтобы ребенок научился ориентироваться в многообразии изобразительных материалов и средств  готовлю гуашь, акварель, карандаши, кисти разных размеров, клей, цветную бумагу, ткань. Чем больше у детей подобных предметов, тем больше у него помощников.

Наибольший эмоциональный отклик у детей вызывают такие жанры живописи как натюрморт и портрет. Помимо изобразительной, используем и такой вид работы, как лепка. Она воспитывает художественный вкус, умственное и эстетическое развитие. Воспитывает усидчивость, развивает моторику мелких мышц и ловкость рук, что особенно ценно при обучении детей письму. В.А. Сухомлинский в свое время писал: «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». А еще, занятия благотворно влияют на развитие фантазии, побуждают заложенное от природы чувство прекрасного. Иными словами на занятиях кружка происходит развитие творческих способностей. У одних детей это развитие происходит в большей степени, у других в меньшей, но все – таки происходит.

 Один из главных запросов  родителей – это укрепление здоровья детей, формирование здорового образа жизни. Два раза в неделю  каждый ребёнок посещает кружок спортивно-оздоровительной направленности «МЫ смелые, ловкие, умелые». Ребята с большим удовольствием посещают эти занятия, получают заряд бодрости, энергии, удовольствия.

Спортивное направление позволяет обратить внимание ребенка на свое здоровье, научить его заботиться о своем организме, сформировать привычку к занятиям  спортом, активному досугу, научить быстро и правильно принимать решения в возникающих в жизни ситуациях. Организация учебных занятий предполагает, что любое занятие для детей должно быть уроком радости, творчества, открывающим каждому ребенку его собственную индивидуальность и резервные возможности организма. Формирование основ здорового и безопасного образа жизни у обучающихся начальной школы является одной из приоритетных целей. Быть здоровым – это значит быть счастливым и успешным во взрослой жизни.

Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «Я». Важно заинтересовать ребёнка этими занятиями , что даёт возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей учащихся во внеурочной деятельности

В материале содержится опыт работы по данной теме....

Развитие творческих способностей учащихся во внеурочной деятельности

Организация системы работы во внеурочной деятельности по развитию творческих способностей учащихся способствует повышению качества образования....

Доклад "Развитие творческих способностей обучающихся во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС"

Доклад раскрывает вопрос развития творческих способностей обучающихся во внеурочное деятельности в условиях реализации ФГОС...

Развитие творческих способностей учащихся через внеурочную деятельность

В материале рассказывается о внеурочной деятельности в начальных классах "Волшебный сундучок", целью которой является создание работ в технике торцевания. Проделан отчёт о достижениях ребят ...