О внимании
материал на тему

Зекерьянова Разиля Аксановна

немного о свойствах внимания и упражнения на развитие внимания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл o_vnimanii.docx24.8 КБ

Предварительный просмотр:

Виды и свойства внимания

Внимание тесно связано с интересом и поэтому подразделяется на произвольное и непроизвольное. Произвольное внимание подчиняется сознательным целям. Подчиняя своё внимание вначале словесным указаниям учителя, ученик постепенно научается сам формулировать стоящие перед ним задачи и организует своё внимание. Произвольное внимание требует определённого опыта, умения организовать свою деятельность. Поэтому у детей раньше возникает непроизвольное внимание, и лишь позднее, в ходе их развития формируется произвольное, преднамеренное.

Ещё одно свойство – объём внимания. Это количество объектов, которые одновременно могут находиться в зоне внимания человека. У младших школьников объём внимания не превышает 3-4 объектов, а у некоторых детей и того меньше. Маленький объём внимания не даёт ребёнку возможности концентрироваться на нескольких предметах, удерживать их в уме. Педагогическая коррекция объёма внимания имеет ограниченные возможности. Поэтому учителю скорее просто надо учитывать маленький объём внимания. Он будет возрастать по мере развития детского мозга. Опытные учителя, зная эту особенность, ограничивают наглядность на уроке 3-4 пособиями, не дают разных примеров более обозначенного числа, даже свои объяснения нового материала выстраивают в блоки, не превышающие объёма детского внимания.

Устойчивость внимания – это способность сохранять концентрацию сознания на определённом объекте. У младших школьников устойчивость внимания активно возрастает к 9-10 годам. В начале учебного процесса она держится во временном диапазоне от 7 до 12 мин. Для учителя это прежде всего означает, что объяснение нового материала со всей подготовительной работой не должно длиться более 7 мин. Ошибочно было бы думать, чем больше мы подберём подготовительных упражнений, тем лучше ученики поймут новую тему. Это может быть верно только в том случае, если лимит времени не превышен. Часто при объяснении учебного материала мы видим, что ребёнок вроде бы слушает нас, не отвлекается, не разговаривает, но по взгляду видно, что концентрация ослабла. Психологи советуют на несколько секунд прервать объяснение и попросить ребят, чтобы каждый задал себе вопрос «Что я сейчас делаю?» После этого устойчивость внимания возвращается.

Распределяемость внимания – это концентрация сознания на двух разных объектах в одно и то же время. Это свойство необходимо младшим школьникам, например, при выполнении комментированного письма (ребёнок должен одновременно говорить, что именно он записывает, и осуществлять процесс письма), при проверке собственных работ (нужно читать написанный текст и одновременно искать орфограммы, проверять их и сверять с написанным), при проведении математических диктантов. Как видим, очень полезное и необходимое для учёбы свойство. Однако, нужно помнить что именно оно не формируется до 7 лет при нормальном психическом развитии ребёнка.. Поэтому в 1-м классе дети, отвечая у доски, способны сначала сказать, а потом написать предложение. К 8 годам распределение внимания на 2 учебных объекта становится нормой, если одно из необходимых действий хоть в какой –то степени автоматизировано. Если у школьника автоматизировался процесс письма (ему не надо вспоминать каждый графический символ), тогда он может научиться одновременно при этом говорить.

Концентрация внимания – сосредоточенность на объекте внимания, процесс погружения. Иногда человек настолько углубляется в выполнении того или иного дела, увлечён чтением книги, просмотром фильма, что ничего не видит и не слышит вокруг. Наверное,  все мы мечтаем о том, чтобы ученики так увлечённо решали задачи или писали упражнения. Если же ученик не умеет сосредотачивать своё внимание, то его сознание как бы скользит по предметам, не задерживаясь подолгу на каком-либо из них. В результате впечатление от предмета остаётся расплывчатым, нечётким. Причин, снижающие концентрацию внимания несколько. Как это не удивительно, одна из причин – наличие у ребёнка аденоидов. Этот воспалительный процесс не позволяет мозгу получать достаточное количество кислорода и, как следствие, формирует рассеянное внимание. Самой большой проблемой современных детей является просмотр телевизора, а теперь добавился ещё и компьютер. Дело в том, что мелькание кадров требует поверхностного взгляда, концентрированный взгляд при длительном смотрении вызывает головную боль. Если дети много смотрят телевизор, они легко вырабатывают поверхностный взгляд и переносят его на другие виды деятельности.

Особенности внимания младших школьников

На протяжении обучения ребёнка в начальном звене в развитии процесса внимания происходят существенные изменения, идёт интенсивное развитие всех его свойств : особенно резко (в 2 раза) увеличивается объём внимания, к 9- 10 годам дети способны достаточно долго сохранять и выполнять произвольно заданную программу действий. Исследования показывают, что различные свойства внимания имеют неодинаковый «вклад» в успешность обучения. Так, при овладении математикой ведущая роль принадлежит объёму внимания, а обучение чтению связано с устойчивостью внимания. Из этого можно сделать вывод: развивая различные свойства внимания, можно повысить успеваемость школьников по разным предметам.

Хорошо развитые свойства внимания, и его организованность являются факторами, непосредственно определяющими успешность обучения в младшем школьном возрасте. Как правило, хорошо успевающие учащиеся имеют лучшие показатели развития внимания. Специальные исследования показывают, что различные свойства внимания вносят неодинаковый «вклад» в успешность обучения по разным школьным предметам. Так, при овладении математикой ведущая роль принадлежит объему внимания, успешность усвоения русского языка связана с распределением внимания, а обучение чтению – с устойчивостью внимания. Таким образом, развивая различные свойства внимания, можно повысить успеваемость школьников по разным учебным предметам.

Сложность, однако, состоит в том, что разные свойства внимания поддаются развитию в неодинаковой степени. Наименее подвержен влиянию объем внимания (но даже он резко – в 2 раза увеличивается на протяжении младшего школьного возраста). В то же время такие свойства внимания, как распределение, переключение и устойчивость, можно и нужно у ребенка тренировать.

Психолог может предложить родителям комплекс игр, заданий и упражнений, направленных на развитие внимания разнообразные варианты: корректурные задания, «перепутанные линии», поиск скрытых фигур и многое другое.

Как собрать внимание детей?

Всем педагогам известно, как трудно порой привести класс в рабочее состояние после перемены или урока физкультуры. Перевозбуждённые ребята не в состоянии сразу сосредоточиться на учебных заданиях. Для того, чтобы вызвать у детей состояние так называемого предвнимания и немного успокоить их, можно использовать такие приёмы:

а) Знак «Внимание!» - учитель поднимает круг с красным восклицательным знаком в центре ;

б) «Радуга внимания» - этот приём на концентрацию внимания. Для его проведения понадобится простое оборудование : 7 белых альбомных листов с цветным кругом в центре, его диаметр – 7 см. Цвета кругов : красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый. Каждый цвет соответствует какому-либо дню недели. Лист прикрепляется к доске. Включается приятная спокойная музыка. Учащиеся молча смотрят в центр листа 30 сек., затем закрывают глаза и ещё 30 сек. удерживают перед собой образ листа с кругом.

в) «Охотники племени Юмба» - учитель предлагает детям представить себя индейцами племени Юмба. Их основным занятием является охота. Охотники должны быть очень внимательными, уметь замечать и слышать всё, что происходит вокруг. Примерные слова учителя : « Представьте, что вы находитесь на охоте. Давайте на время замолчим, так, чтобы в классе стало совсем тихо. Постарайтесь услышать всевозможные шумы, угадать их происхождение». Чтобы было интереснее, учитель может специально организовать некоторые шумы и звуки.

г) «Кто меня слышит…»  Если в классе возник шум и дети никак не угомонятся, учитель может тихо произнести следующую фразу: «Кто меня слышит, поднимите правую руку». Некоторые ученики наверняка услышат и поднимут правую руку. Далее учитель тихо произносит : «Кто меня слышит, поднимите обе руки». Некоторые дети поднимут обе руки. Учитель тихо произносит фразу, растягивая слова : «Кто меня слышит, хлопните в ладоши 2 раза». Тут раздадутся хлопки, которые  настораживают даже тех, кто до сих пор никак не реагировал на слова учителя. Учитель тихо произносит : «Кто меня слышит, встаньте». После этого обычно встают все ученики, и в классе наступает тишина. Педагог достигает своей цели- внимание детей обращено на него. Этот приём, к сожалению, нельзя часто применять в одном и том же классе : здесь многое построено на эффекте неожиданности.

д) «Запрещённое движение» - эту игру на внимание можно использовать как заключительный момент физкультминутки. Учитель заранее договаривается с детьми, какое показываемое им движение будет «запрещённым» (например, нельзя поднимать руки вверх). Педагог показывает ученикам разные движения (в том числе и запрещённое), постепенно увеличивая темп. Тот, кто повторил запрещённое движение, выбывает из игры.

е) «Пожалуйста» :учитель показывает различные движения, если при этом произносится слово «Пожалуйста», движения повторяются детьми, если слово не прозвучало, повторять движение нельзя.

ж) «Слушай мой голос»: учитель называет движения, а сам показывает другие, стараясь запутать детей, ученикам надо выполнять только те движения, которые произносит педагог.

Как выбрать время для проведения проверочных работ?

Эта информация, возможно, поможет учителям правильно выбрать время для наиболее значимых уроков. Психологи провели специальное исследование: изучались особенности внимания у одних и тех же школьников в процессе их обучения в 1, 2 и 3 классах. Оказалось, что большинства первоклассников характерна единая динамика устойчивости внимания в течение дня. Начиная работу с исходно высокого уровня, они демонстрируют тенденцию к спаду внимания уже после первого урока. Иными словами, устойчивости внимания им хватает лишь на 35-40 минут 1-го урока. При обучении во 2 классе динамика внимания у этих же детей в течение дня выглядит по-другому. У большинства детей пик активности приходится на 2-3 уроки. Примерно такая же картина наблюдается в 3-4 классах.

Объяснить это можно следующим образом: первоклассники, с большой готовностью идущие в школу, уже заранее настраиваются на работу, предвосхищают новое, интересное, неожиданное. Эта установка на всеобъемлющее восприятие приводит к быстрому истощению и усталости. Начиная со 2 класса, непосредственный интерес к школе несколько остывает, зато появляются некоторые навыки учебного труда, среди них и навык управления своим вниманием, синхронизации его с задачами учебной работы.

Упражнения на развитие концентрации внимания и самоконтроля

«Корректурная проба»: суть приёма в том, что ребёнку предлагают находить и вычёркивать определённые буквы в печатном тексте. В качестве материала можно использовать газетные вырезки, старые ненужные книги и т.п. Условия проведения : ежедневно по 5 мин. минимум 5 раз в неделю в течение 2-4 месяцев.

Правила проведения:

- Игра проводится в доброжелательной атмосфере, детей можно дополнительно заинтересовать, предварительно выяснить, кем они хотят быть, сказать, что данная тренировка поможет им стать хорошими шофёрами, врачами и т.д.

- Проигрыш не должен вызывать чувство неудовольствия.

- Объём просмотренного текста не имеет значения и может быть разным у разных детей : от 3-4 предложений до нескольких абзацев.

- По мере овладения игрой правила усложняются: меняются отыскиваемые буквы, по-разному зачёркиваются, одновременно отыскиваются 2 буквы, одна зачёркивается, другая – подчёркивается (слоги, обведение, пометки галочками и т.д.)

- Вариант: подчёркивать в каждой строчке ту букву, которая стоит первой :

ктрокнтккджюбкуйкаывя
митьчу
мрмохэмтмычфмц

- Другой вариант : сначала одну букву подчёркиваем (С), а другую (О) – вычёркиваем, затем по команде «Внимание!» проводится черта и начинается вторая часть работы : С – теперь вычёркиваем, а О – подчёркиваем :

Рос цветочек золотистый,
Стал он круглый и пушистый.   
(«Внимание!»)
Саша дунет, засмеётся,
Пух по ветру понесётся.

Подобное упражнение можно провести и на учебном материале, предложив ученикам грамматический анализ нескольких текстов. В тексте надо подчеркнуть одной чертой имена существительные, а прилагательные – двумя. Затем по команде «Внимание!» - наоборот- имена существительные – двумя чертами, а прилагательные – одной.

Анализ результатов показывает, что через некоторое время использование таких упражнений, призыв учителя « Будь внимательным!» способен вызвать у детей состояние концентрации. Одновременно с введением таких игровых упражнений следует изменить установку ребёнка на чтение учебника по русскому языку. Детей приучают к тому, что упражнения в учебнике русского языка, в отличии от чтения, надо читать вслух так, как оно написано – орфографически. По итогам работы подсчитывается число пропусков и неправильно зачёркнутых букв. Показатель нормальной концентрации внимания младших школьников на первых порах – 4 и меньше пропусков, больше 4-х – слабая концентрация. Проверка может происходить следующим образом : сначала эта роль отводится учителю, позже – соседу по парте. Выигравшие могут, например, получить жетон, в конце недели количество жетонов подсчитывается, лучшего можно поощрить. Если регулярно в течение 2-4 месяцев проводить подобные упражнения, то количество ошибок в письменных работах учеников сокращается примерно в 2-3 раза.

Литература:

1.   Круглов Ю.Г. Русские народные сказки – М.: Просвещение, 1983.

2.   Панфилова М.А. Игротерапия общения – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2000.

3.   Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога – М.: ВЛАДОС, 1999.

4.   Столяренко Л.Д. Основы психологии - Ростов-на-Дону: Феникс, 1999.