Диагностика стартовой готовности
статья (1 класс) на тему

Нуртдинова Татьяна Алексеевна

Диагностика стартовой готовности. Школьный старт

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ped_chteniya_nov_nurtdinova_t.a.docx23.88 КБ

Предварительный просмотр:

Оценка стартовой готовности младшего школьника как необходимый этап достижения планируемых результатов.

Школьные годы – долгая дорога,  сложная, требующая желания и старания от того, кто по ней идет. На данном пути значим каждый шаг. Особенно – первые шаги.

И в качестве инструмента изучения готовности чаще всего рассматривается психологическая диагностика.

Психологическая готовность стала в последние годы основным стартовым показателем школьной жизни первоклассников. Но одной психологической готовности недостаточно, ибо она не предлагает качественной оценки целого ряда показателей.

И не всегда психологически зрелый ребенок готов успешно освоить программу обучения.

Педагогическая (стартовая) готовность-это совокупность умений, владение способами действий, мышления, общения, которые позволяют ребенку успешно осваивать учебный материал, подаваемый определенным образом, и включаться в образовательные ситуации, которые создает учитель.

Психологическая и педагогическая готовность взаимно дополняют друг друга и дают общее видение перспектив обучения и развития детей в конкретной образовательной среде.

При взаимосвязанном анализе результатов диагностики психологической и стартовой педагогической готовности появляется возможность максимально настроить образовательный процесс на каждого ребенка, усилить положительное влияние той или иной образовательной программы.

Система развивающего обучения Л. В. Занкова предлагает программу диагностики  «Школьный Старт». Авторами  которой являются Т. В. Беглова,  М. Р. Битянова, Т. В. Меркулова,  А. Г. Теплицкая. Психологи и педагоги нашей школы не первый год  работают по этой программе. Диагностический комплект включает в себя рабочую тетрадь и методические рекомендации для проведения и обработки результатов.

«Школьный старт» - это совершенно новый подход к педагогической диагностике и организации учителем первых недель и месяцев обучения детей в школе. Новация его в том, что он отслеживает метапредметные способности, которые в дальнейшем послужат развитию универсальных учебных действий.                                                      Данная диагностика позволяет:

- получить достоверную информацию о том, готов ли ребенок успешно учиться;

 -обеспечить эмоционально комфортную образовательную среду для каждого ребенка;

 - спланировать индивидуальную работу с детьми;

-создать основу для развития универсальных учебных действий.

 Уникальность диагностики.

Психологическая экспертиза учебников 1 класса позволила авторам УМК выявить базовый набор умений, которые важно развить у ребенка с первых дней обучения.

Данные умения:

 - обеспечивают понимание материала учебника и инструкций учителя;

 - позволяют включиться в учебный диалог на уроке;

 - помогают организовать деятельность на уроке;

 - своевременная диагностика таких умений позволяет учителю «настроить» учебный процесс на индивидуальный уровень готовности каждого ученика и класса в целом;

 - с первых дней обучения создаются комфортные условия для достижения образовательных результатов.

Всего выделено 17 умений, которые разделены на 2 компонента: инструментальная готовность и личностная.

К инструментальному компоненту относятся такие блоки как: наблюдательность, мыслительные способности, контрольные умения, коммуникативные умения. Эти умения обеспечивают эффективность учебных наблюдений и решение логических задач, учебное сотрудничество и диалог детей, первичный контроль своих действий. Развитие умений данного блока создает важнейшие предпосылки для формирования познавательных УУД. «Контрольные» умения составляют основу формирования регулятивных УУД. К личностному компоненту относятся мотивация и ценностное отношение к знанию. Коммуникативные умения и личностный компонент также можно соотнести с образовательными результатами 1 класса и всей начальной школы.

Как устроена диагностика. Каждый ученик работает в личной тетради. Специальные диагностические упражнения позволяют выявить те умения, которые помогают детям справляться с учебными заданиями в начале 1 класса.                                                                                                                                                       Принципы построения тетради и заданий.

  1. Один показатель - одно задание. (пример)
  2.  Предметный характер заданий
  3. Образный уровень предъявления информации
  4. Одна страница – одно задание
  5. Групповое предъявление диагностических заданий

Все задания занимательного характера и выстроены        на основе  цветных рисунков, что облегчает  их восприятие детьми данного возраста.

Диагностику проводят у первоклассников в сентябре, на 3-4 неделе обучения. Задания можно проводить ежедневно в начале второго или третьего  урока по 10 минут или выделить определенные диагностические уроки. Если есть возможность, желательно посадить детей по одному за парту, для чистоты результата. Все упражнения выполняются под руководством учителя или психолога. В помощь им разработаны методические рекомендации. Они предоставляют всю необходимую информацию: цель задания, инструкцию, время выполнения, советы, что делать в тех или иных ситуациях, как реагировать на вопросы детей.

Обработка результатов диагностики

Все данные заносятся в 2 сводные таблицы, что в дальнейшем позволяет использовать их для качественного педагогического анализа. В таблицах для удобства суммированные баллы маркируются разными цветами, например ячейки с баллами базового уровня закрашиваются зеленым цветом, низкого-красным.

Хранение информации.

Данные диагностики  хранятся у педагога, психолога, в портфолио у ребенка. Причем если к портфолио свободный доступ посторонних людей, то в нем целесообразно хранить только рабочие тетради, бланки с результатами лучше хранить у педагога. Информация не должна передаваться другим людям (конфиденциальность личной информации), могут быть ознакомлены родители и завуч школы.

Что дает учителю данная диагностика? «Школьный старт» – это возможность для учителя понимать причины успеха и неудач его учеников и с первых дней  осознанно и целенаправленно работать над формированием УУД. По данным, занесенных в таблицу, учитель сразу видит проблемы класса в целом и каждого ученика в отдельности.

Для заместителя директора по УВР предоставляется сводная ведомость результатов по каждому классу, что позволяет ему сделать анализ результатов по параллели, осуществлять контроль по формированию УУД, принимать какие-либо управленческие решения.

Родители знакомятся с данными диагностики на родительских собраниях и индивидуальных консультациях у психолога, им дают рекомендации по развитию тех или иных способностей у детей.

Для школьного психолога данные этой диагностики тоже имеют большое значение. Дети, получившие низкие результаты, наблюдаются им и посещают коррекционные занятия. По результатам «Школьного старта» можно выявить детей группы риска, которым необходима коррекционная помощь и одаренных детей, которым в рамках новых стандартов образования должно уделяться внимание, как со стороны педагога, так и психолога.

В прошлом году по результатам «Школьного старта» было выявлено, что 15 первоклассникам нужна помощь психолога. В течение всего года эти дети посещали коррекционные занятия у психолога. Для данной группы детей были разработаны специальные программы, направленные на коррекцию и развитие познавательной сферы. Положительная динамика развития отслеживалась у 12 детей. Также была выявлена группа детей с высокими результатами стартовой готовности. С ними проводились развивающие занятия для одаренных детей, организовывалась подготовка к участию в олимпиадах российского уровня, где ученики показали хорошие результаты. Если в первом классе должным образом была проведена диагностика готовности к обучению и на ее основе коррекция и индивидуализация процесса обучения, то ребенок имеет больше шансов для успешной учебной деятельности. Ведь дети, для которых были созданы оптимальные условия в начале обучения, легче адаптируются к школьной жизни.

Успешный старт – хорошее начало обучения в школе! Результаты стартовой диагностики помогут учителю выстроить работу в первые месяцы обучения, спланировать должным образом индивидуальную и групповую работу для достижения планируемых результатов, а дальше ориентирами для работы будут данные мониторинга метапредметных УУД.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика стартовой готовности к успешному обучению в начальной школе ( презентация)

ДИАГНОСТИКА ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮНачало школьного обучения и в сознании педагогови родителей будущего первоклассника традиционно связано с проблемой готовности. Редкий родитель не задается вопросом, г...

Диагностика стартовой готовности первоклассников, как средство выявления сформированности предпосылок к учебной деятельности.

Диагностика готовности к школе - важное средство для достижения положительных результатов школьников....

Проведение педагогической диагностики стартовой готовности как одно из условий успешного обучения

Статья описывает проведение педагогической диагностики стартовой готовности, которая проводится в начале школьного обучения. Для диагностики использован комплект Битяновой М. Р. "Школьный старт"....

Результаты педагогической диагностики стартовой готовности к успешному обучению в начальной школе

Результаты педагогической диагностики стартовой готовностик успешному обучениюв начальной школе...

Педагогическая диагностика стартовой готовности к обучению в школе "Хочу, Могу, Действую"- 1 класс

Педагогическая диагностика стартовой готовности к обучению в школе "Хочу, Могу, Действую"- 1 класс...

Диагностика стартовой готовности к успешному обучению в начальной школе

Виды мониторинга стартовой готовности к успешному обучению в начальной школе...