6 шляп мышления
материал на тему

Плотникова Елена Николаевна

Функции "шляп мышления" в процессе дискуссии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6_shlyap.docx49.27 КБ

Предварительный просмотр:

Функции "шляп мышления" в процессе дискуссии

Цвет шляпы

Функции шляпы

Примеры вопросов, задаваемых в шляпе

Белая шляпа

image: http://www.masterplans.ru/images/white__hat.png

http://www.masterplans.ru/images/white__hat.png

  • Данные и информация;
  • Фиксация всех мнений, даже если они противоречат друг другу;
  • Оценка актуальности информации; 
  • Оценка точности информации;
  • Отделение фактов от вымысла.


  • Какая информация у нас есть? 
  • Какую информацию нам надо найти? 
  • Где найти информацию?

Красная шляпа

image: http://www.masterplans.ru/images/red_hat.png

http://www.masterplans.ru/images/red_hat.png

  • Описать свои  чувства и эмоции 
  • «Нутром чую», интуиция 
  • «Разбор полетов» после того, как решение принято 
  • Не надо объяснять свои чувства, просто сказать о них

Ограничение по времени: 30 секунд на все

  • Что вы чувствуете по поводу этой идеи?  
  • Какие у вас ощущения? 
  • Что подсказывает вам интуиция?

Черная шляпа

image: http://www.masterplans.ru/images/black_hat.png

http://www.masterplans.ru/images/black_hat.png

  • Существующие и вероятные слабости, угрозы и негативные последствия;
  • Сформулировать все отрицательные факторы;
  • Осторожная оценка ситуации с учетом всех допущений

Проведение анализа «в  черной шляпе» сразу после использования желтой шляпы – мощный инструмент оценки планов. 
Анализ «в черной шляпе» перед генерацией идей «в зеленой шляпе» повышает эффективность решения проблем и разработки планов.

  • Какие могут быть трудности при реализации этой идеи? 
  • Вы полагаете, это правда?  
  • В чем тут ошибка?  
  • Какие могут возникнуть риски? 
  • В чем следует проявлять осторожность? 
  • Вы уверены, что это сработает?

Желтая шляпа

image: http://www.masterplans.ru/images/yellow_hat.png

http://www.masterplans.ru/images/yellow_hat.png

  • Положительный образ мышления;
  • Сформулировать преимущества идеи;
  • Принимать любые предложения, даже если они не кажутся очень важными.
  • Почему это стоит сделать? 
  • Как это нам поможет? 
  • Почему это можно сделать? 
  • Какая польза будет от этого?  
  • Почему это сработает?

Зеленая шляпа

image: http://www.masterplans.ru/images/green_hat.png

http://www.masterplans.ru/images/green_hat.png

  • Новые идеи и альтернативные решения;
  • Модификация  существующих идей;
  • Предложение новых направлений ;
  • Положительные факторы ;
  • Причины, по которым новые  идеи будут работать.
  • Что еще мы  могли бы сделать? 
  • Какие дополнительные возможности мы могли бы использовать? 
  • Каким еще способом можно решить эту проблему? 
  • Что позволит нам преодолеть эти препятствия?

Синяя шляпа

image: http://www.masterplans.ru/images/blue_hat.png

http://www.masterplans.ru/images/blue_hat.png

  • Модерация общего хода обсуждения;
  • Управление процессом мышления;
  • Получение наилучших результатов от всех участников; 
  • Роль посредника в обсуждении; 
  • Фокусировка и перефокусировка мыслительного процесса. 

Роль синей шляпы особенно важна во время трех ключевых этапов  процесса: в начале, чтобы определить фокус обсуждения, в середине, чтобы напомнить всем  о его цели  и в конце, чтобы обобщить результаты.

  • Что надо обдумать? 
  • Каков следующий шаг надо сделать? 
  • Какое резюме обсуждения можно сделать на данный момент? 
  • Каково решение? 
  • К какому результату мы пришли? 
  • Что мы уже обдумали?


Read more at http://www.masterplans.ru/6_slyap_myshleniya.html#qCZbismPjaM2Eq5s.99


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

6 шляп мышления Эдварда де Боно

Шесть шляп мышления - простой и практический способ, позволяющий преодолеть три фундаментальные трудности, связанные с практическим мышлением: эмоции, беспомощность, путаницу. Метод позволяет разделит...

Использование метода «Шесть шляп мышления» в начальной школе (методические рекомендации, конспекты уроков)

Одной из важнейших целей начального образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования является формирование навыков учебной деятельности...

Шесть Шляп Мышления

«Шесть Шляп Мышления» (Six Thinking Hats) — вероятно, один из самых популярных методов мышления, разработанных Эдвардом де Боно. Метод шести шляп позволяет структурировать и сделать намного более эффе...

Публичное представление собственного педагогического опыта «Формирование мыслительной деятельности младших школьников средствами технологии развития критического мышления» (на примере метода ролевой игры «Шесть шляп мышления»).

Новые образовательные стандарты нам говорят о том, что ученик, выходя из стен начальной школы должен овладеть умением учиться. Только используя в педагогической деятельности новые приёмы и современные...

ПРИЁМЫ АКТИВИЗАЦИИ МЫСЛЕРЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по методу Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления»

Метод  «Шести Шляп мышления», разработанный британским психологом Эдвардом де Боно может быть использован на уроке любой области. Он развивает у обучающихся способность анализировать информацию и...

Метод "Шесть шляп мышления " для развития мышления школьников

Описание метода "Шесть шляп" для развития мышления школьников...