Упражнения для развития мышления
учебно-методический материал на тему

Ахметзянова Лилия Касимовна

Мышление-творческий познавательный процесс, обобщённо и опосредованно отражающий отношения предметов и явлений, законы объективного мира. Развивать мышление- одна из основных задач педагога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uprazhneniya_dlya_razvitiya_myshleniya.docx19.45 КБ

Предварительный просмотр:

Упражнения для развития мышления.

Упражнение 1. «Формирование умения отделять форму понятия от его содержания»

«Сейчас я буду тебе говорить слова, а ты отвечать мне, какое больше, какое меньше, какое длиннее, какое короче»

-карандаш или карандашик? Какое короче? Почему?

-кот или кит? Какое больше? Почему?

Удав или червячок? Какое длиннее? Почему?

-хвост или хвостик? Какое короче? Почему?

Ведущий может придумать свои вопросы, ориентируясь на приведённые выше.

Упражнение 2. «Формирование умения устанавливать связи между понятиями».

Данное упражнение предполагает установление отношений, в которых находятся слова. Примерная пара слов является как бы ключом выявления этих отношений. Зная их, можно подобрать пару к контрольному слову. Работа с этим упражнением ведётся совместно с учителем и детьми. Задача ведущего- подвести ребят к логическому выбору связей между понятиями, к возможности последовательно выявлять существенные признаки для установления аналогий. Каждое задание досконально разбирается: находится логическая связь, переносится на приведённое рядом слово, проверяется правильность выбора, приводятся примеры подобных аналогий. Только когда у детей будет сформировано устойчивое и последовательное умение устанавливать логические ассоциации, ведущий может переходить к заданиям для самостоятельной работы.

Примерные виды заданий:

Лошадь

Жеребёнок

Корова

Пастбище, рога, молоко, телёнок, бык

Яйцо

Скорлупа

Картофель

Курица, огород, капуста, суп, шелуха

Ложка

Каша

Вилка

Масло, нож, тарелка, мясо, посуда

Коньки

Зима

Лодка

Лёд, каток, весло, лето, река

Ухо

Слышать

Зубы

Видеть, лечить, рот, щётка, жевать

Собака

Шерсть

Щука

Овца, ловкость, рыба, удочка, чешуя

Пробка

Плавать

Камень

Пловец, тонуть, гранит, возить, каменщик

Чай

Сахар

Суп

Вода, тарелка, крупа, соль, ложка

Дерево

Сук

Рука

Топор, перчатка, нога, работа, палец

Дождь

Зонтик

Мороз

Полка, холод, сани, зима, шуба

Нож

Сталь

Стол

Вилка, дерево, стул, пища, скатерть

Птица

Гнездо

Человек

Люди, птенец, рабочий, зверь, дом

Упражнение 3. «Формирование умения выделять существенные признаки для сохранения логичности суждений при решении длинного ряда однотипных задач».

Ведущий говорит детям: «Сейчас я прочитаю вам ряд слов. Из этих слов вы должны будете выбрать только два, обозначающие главные признаки основного слова, т.е. то, без чего этот предмет не может быть. Другие слова тоже имеют отношение к основному слову, но они не главные. Вам нужно найти самые главные слова. Например, сад. Как вы думаете, какие из данных слов главные6 растения, садовник, собака, забор, земля, т.е. то, без чего сада не может быть? Может ли сад быть без растений? Почему? Без садовника? Почему? Без собаки? Почему? и т.п.

 Примерные задания:

-сапоги (шнурки, подошва, каблук, молния, голенище);

-река (берег, рыба, рыболов, тина, вода);

-город (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед);

-сарай (сеновал, лошади, крыша, скот, стены);

-куб (углы, чертёж, сторона, камень, дерево);

-деление (класс, делимое, карандаш, делитель, бумага);

-игра (карты, игроки, штрафы, наказания, правила);

-чтение (глаза, книга, картинка, печать, слово);

-война (самолёт, пушки, сражения, ружья, солдаты)

Это упражнение позволяет целенаправить поиск решения , активизировать мышление, создать определённый уровень абстрагирования.

Упражнение 4. «Формирование способности оперирования смыслом».

«Сейчас я прочитаю тебе пословицу, а ты попробуй подобрать к ней подходящую фразу, отражающую общий смысл пословицы».

Например:

Семь раз отмерь, один раз отрежь.

-если сам отрезал неправильно, то не следует винить ножницы.

-прежде чем сделать, надо хорошо подумать.

-продавец отмерил семь метров ткани и отрезал.

Правильный выбор здесь- «Прежде чем сделать, надо хорошо подумать».

Примерные задания:

1

Лучше меньше, да лучше.

-одну хорошую книгу прочесть полезней, чем семь плохих.

-один вкусный пирог стоит десяти невкусных.

-не спеши делать много- сделай хорошо.

2

Поспешишь- людей насмешишь.

-клоун смешит людей.

-чтобы сделать работу лучше, надо о ней хорошо подумать.

-торопливость может привести к нелепым результатам.

3

Куй железо, пока горячо.

-кузнец куёт горячее железо.

-если есть благоприятные возможности для дела, надо сразу их использовать.

-кузнец, который работает не торопясь, часто успевает больше, чем тот, который торопится.

4

Нечего на зеркало пенять, коли рожа кривая.

-не стоить кивать на обстоятельства, если дело в тебе самом.

-хорошее качество зеркала зависит не от рамы, а от самого стекла.

-зеркало висит криво.

5

Не красна изба углами, а красна пирогами.

-нельзя питаться одними пирогами, надо есть и ржаной хлеб.

-не важно богатство в доме, важно гостеприимство.

-один вкусный пирог стоит десяти невкусных.

6

Сделал дело- гуляй смело.

-если выполнил работу хорошо, можешь отдохнуть.

-мальчик вышел на прогулку.

7

Умелые руки не знают скуки.

-Пётр Иванович никогда не скучает.

-мастер своего дела любит и умеет трудиться.

8

Не в свои сани не садись.

-если не знаешь дела, не берись за него.

-зимой ездят на санях, а летом на телеге.

-садись только в свои сани.

9

Не всё золото, что блестит.

-медный браслет блестел как золотой.

-не всегда внешний блеск сочетается с хорошим качеством.

-не всегда то, что кажется нам хорошим, действительно хорошо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие "Система упражнений по развитию мышления на уроках русского языка".

Предлагаемая система упражнений для самостоятельной работы по развитию мышления составлена в соответствии с материалом основных тем программы по русскому языку.Цели: развитие у учащихся навыков ...

Урок по развитию логического мышления в 1 классе (программа Л. В. Занков) Тема : Упражнения на развитие зрительной памяти.

Форма: Упражнения на развитие логического мышления.Цель: тренировать зрительную памятьЗадачи:1)образовательная : познакомить с разными видами упражнений на тренировку зрительной памяти.    ...

Упражнения на развитие мышления

Данный материал будет полезен для педагогов работающих по внеурочной программе общеинтеллектуального направления...

Статья " Использование игр и упражнений для развития мышления у детей с ОВЗ"

Развитие детского мышления через игры. Краткая характеристика детей....

" Коррекционно-развивающие упражнения для развития мышления младших школьников с ЗПР"

Коррекционно-развивающие упражнения предназначены для развития мышления младших школьников с ЗПР....

Статья: «Использование игровых упражнений для развития мышления у детей с ОВЗ»

Мышление  рассматривается  как отражение  связей  и  отношений  между  предметами  и  явлениями   действительности,  ведущее   к...

Игры и упражнения, способствующие развитию мышления

Мышление — высшая ступень человеческого познания; процесс познания окружающего реального мира, основу которого составляет образование и непрерывное пополнение запаса понятий, представлений...