" Коррекционно-развивающие упражнения для развития мышления младших школьников с ЗПР"
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)

Туглакова Татьяна Владимировна

Коррекционно-развивающие упражнения предназначены для развития мышления младших школьников с ЗПР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon korr-razv_uprazhn_po_razv_myshl_dlya_detey_s_zpr.doc532 КБ

Предварительный просмотр:

" Коррекционно-развивающие упражнения

для развития мышления младших школьников с ЗПР"

                                                                  Составила:

Туглакова Т.В.                                                                  

                                                     


У большинства школьников с задержкой психического развития прежде всего отсутствует готовность к интеллектуальному усилию, необходимому для успешного решения поставленной перед ними интеллектуальной задачи.

Аналогичная картина обнаруживается при изучении процесса обобщения. Недостаточный уровень сформированности операции обобщения у детей с задержкой развития отчетливо проявляется при выполнении заданий на группировку предметов по родовой принадлежности. Здесь проявляется трудность усвоения ими специальных терминов. Это относится и к видовым понятиям. В некоторых случаях дети с ЗПР хорошо знают объект, но не могут вспомнить его название.

В общем виде можно сказать, что родовые понятия у детей с ЗПР носят диффузный, плохо дифференцированный характер.

Большинство детей хорошо владеют элементарными формами классификации. Распределение по группам простых геометрических фигур на основе выделения одного из признаков (цвета или формы) не представляет для них особых трудностей, они справляются с этим заданием почти так же успешно, как и нормально развивающиеся дети. Незначительное число допускаемых ими ошибок объясняется недостаточным вниманием и недостаточной организованностью в процессе работы. При классификации сложного геометрического материала продуктивность выполнения работы несколько снижается. Лишь немногие выполняют такое задание безошибочно. Одна из распространенных ошибок — подмена задачи более простой.
Уровень развития наглядно-действенного мышления у этих детей в большинстве своем такой же, как и в норме; исключение составляют дети с выраженной задержкой психического развития. Большинство детей правильно и хорошо выполняют все задания, но кому-то из них требуется стимулирующая помощь, а другим надо просто повторить задание и дать установку сосредоточиться. В целом же развитие этого уровня мышления идет наравне с нормально развивающимися сверстниками.

Словесно-логическое мышление — наивысший уровень мыслительного процесса. В большинстве случаев детям с ЗПР мешает бедность понятийного словаря и неумение устанавливать логическую связь или понять взаимоотношение предметов и явлений. Словесно-логическое мышление у этих детей еще не развито, можно сказать, что оно только начинает свое развитие.

Испытываемые детьми затруднения связаны прежде всего с тем, что к началу школьного обучения они еще не владеют в полной мере теми интеллектуальными операциями, которые являются необходимым компонентом мыслительной деятельности. Речь идет об анализе, синтезе, сравнении, обобщении и абстрагировании (отвлечении). Так, при самостоятельном анализе предложенных им для описания объектов дети с задержкой психического развития выделяют значительно меньше признаков, чем их нормально развивающиеся сверстники. Однако важно отметить, что положение существенно изменяется, если детям оказывается необходимая помощь (объяснение принципа решения, выполнение аналогичного задания под руководством учителя). Аналогичная картина наблюдается и при выполнении заданий на обобщение различных объектов, а также на абстрагирование какого-либо заданного признака предметов.

Наиболее частыми ошибками детей с задержкой психического развития являются подмена сравнения одного объекта со всеми остальными попарным сравнением (что не дает подлинного основания для обобщения) или обобщение по несущественным признакам.

Таким образом, на основании изложенного выше можно сделать следующий вывод. Одна из психологических особенностей детей с ЗПР состоит в том, что у них наблюдается отставание в развитии всех форм мышления. Это отставание обнаруживается в наибольшей степени во время решения задач, предполагающих использование словесно-логического мышления. Менее всего у них отстает в развитии наглядно-действенное мышление. Такое значительное отставание в развитии мыслительных процессов убедительно говорит о необходимости проводить специальную педагогическую работу с целью формирования у детей интеллектуальных операций, развития навыков умственной деятельности и стимуляции интеллектуальной активности.

Упражнения для развития мышления

  1. Упражнение «Исключение лишнего»
  • Учитель предлагает ряд слов, объединённых по смыслу. Ученик, прочитав ряд, должен определить, какой общий признак объединяет большинство слов, и найти одно лишнее. Затем он должен объяснить свой выбор.

Варианты слов:

Кастрюля, сковорода, мяч, тарелка.

Ручка, кукла, тетрадь, линейка.

Рубашка, туфли, платье, свитер.

Стул, диван, табуретка, шкаф.

Веселый, смелый, радостный, счастливый.

Красный, зеленый, темный, синий, оранжевый.

Автобус, колесо, троллейбус, трамвай, велосипед.

  • Учитель предлагает ряд слов, объединённых не по смыслу, а по формальным признакам (например, начинаются с одной буквы, с гласной буквы, есть одинаковая приставка, одинаковое количество слогов, одна часть речи и т. д.). При составлении такого ряда нужно следить, чтобы совпадал только один признак.

Варианты слов:

Телефон, туман, порт, турист. (Три слова начинаются с буквы «Т».)

Апрель, спектакль, учитель, снег, дождь. (Четыре слова заканчиваются на «Ь».)

Стенка, паста, тетрадь, ноги, стрелы. (В четырех словах ударение падает на первый слог.)

Рисунок, сила, ветер, жизнь, минута. (В четырех словах вторая буква «И».)

Собака, помидор, солнце, тарелка. (Собака не круглая)

2. Упражнение "Установление связей"

  • Ученику предлагается к каждому слову подобрать логическую пару:

 перо - ..... (курица, подушка и т.д.)

лист - ... (дерево, книга и т.д.)

ложка - ... (вилка, тарелка и т.д.)

  • Ученику необходимо определить четвертое слово. Между первыми двумя имеется определенная связь, между третьим и четвертым – такая же. Установив эту логическую связь, можно назвать четвертое слово.

Задания:

Понедельник – вторник, март - ? Свет – тьма, холодно - ? 
Роза – цветок, шкаф - ? Слагаемое – сумма, множитель - ? 
Горе – слезы, жара - ? Век – столетие, пища - ? 
Глаз – зрение, ухо - ? Север – юг, осадки - ?

Возможные ответы учащихся: апрель, горячо, мебель, произведение, жажда, еда, слух, засуха.

  • Ученику называется какой – либо предмет или явление, например, “вертолёт”. Необходимо выписать как можно больше аналогов, т.е. других предметов, сходных с ним по различным существенным признакам. Следует также систематизировать эти аналоги по группам в зависимости от того, с учётом какого свойства заданного предмета они подбирались. Например, в данном случае могут быть названы : “птица”, “бабочка” (летают и садятся); “автобус”, “поезд” (транспортные средства); “ штопор” (важные детали вращаются) и др.

 3. Упражнение «Слова-невидимки»

  • Учитель просит восстановить порядок букв в словах:

Дубржа, клука, балнок, леонь, гона, сугь.

Селноц, имза, чените, тарм, мьясе.

Пмисьо, кроилк, бубакша, стовефор, бомегет.

Ковора, кируца, шакок, сакоба.

  • Учитель предлагает найти в одном слове другое с помощью перестановки букв.

1. Найди животных-невидимок, поменяв местами буквы в словах.

Сила, соль, банка, пион.

2. Найди в слове игру-невидимку.

Шишка.

3. Найди в слове дерево-невидимку.

Насос.

4. Найди в слове предмет одежды-невидимки.

Лапоть.

5. Найди в слове цветок-невидимку.

Мошкара.

  • Учитель просит отыскать как можно больше слов-невидимок в словах:подушка, клавиатура, ракета, магазин, подарок, родители.
  • Учитель предлагает составить слово, исключив одну букву.

Варианты слов:

ПЛУГ – 
ШАРФ – 
КОРМ –

КРОТ -

ОКНО -

КРАСКА -

СБОР -

4. Упражнение «Другая буква»

  • Учитель предлагает заменить одну букву в слове, чтобы получилось новое слово. Количество букв в словах менять нельзя. Например: дуб — зуб, сон — сом, пар — пир.
  • Даны слова с одной пропущенной буквой. Нужно образовать как можно больше слов, подставляя на место пропуска по одной букве, как в образце.Образец: ...оль — роль, соль, моль, боль, ноль.

Варианты слов:

Ро... -

...очки —

Ба... —

...ар —

...ара —

...айка —

...ень —

...ом —

  • Учитель даёт задание: получи из одного слова другое через цепочку слов путем замены одной буквы на каждом этапе. Например, как получить из слова «дым» слово «гол»? Необходимо сделать несколько преобразований: дым — дом — ком — кол — гол. В цепочке можно использовать только имена существительные, каждый раз меняется только одна буква. Варианты заданий: получи из слова «миг» слово «пар», из слова «сыр» слово «рот», из слова «дом» слово «шар», из слова «миг» слово «час».

5. Упражнение «Сложение и вычитание»

  • Учитель предлагает увлекательные примеры на сложение и вычитание, в которых используются не привычные для ученика числа, а слова. С ними и надо выполнить математические действия, предварительно отгадав исходное слово и записав ответы в скобки.

Образец решения такого примера на сложение:

Дано: бу + оттенок = нераспустившийся цветок

Решение: бу + тон = бутон

Образец решения такого примера на вычитание:

Дано: вид транспорта - о = единица измерения Решение: метро - о = метр

Варианты заданий на сложение:

б + пища = несчастье

к + насекомое = прическа у девочки

у + ненастье с дождем = опасность

у + загородный дом = успех

о + противник = длинная яма

у + ребенок-девочка = снасть рыболова

о + орудие = край леса

с + шерсть зверей = раздается во время веселья

у + единица = делают больному

м + суп из рыбы = насекомое

у + мяч в воротах = в треугольнике

за + загородный дом = требует решения

ка + награда = прихоть

о + населенный пункт = участок земли

ав + помидор = оружие

ба + оттенок = белый хлеб

об + для зачерпывания пищи = на тетрадке и на книге

ку + для ногтей = кисть руки с прижатыми к ладоням пальцами

ко + играет актер = монарх

по + несчастье = успех в битве

при + сосновый лес = аппарат

при + битва = волны у берега

Ответы: беда, коса, угроза, удача, овраг, удочка, опушка, смех, укол, муха, угол, задача, каприз, огород, автомат, батон, обложка, кулак, король, победа, прибор, прибой.

Варианты заданий на вычитание:

сосуд - а = там хранят деньги

нравоучительное стихотворение - ня = низкий голос

нижнее белье - ы = всего боится

помидор - ат = отдельная книга

мелководное место в реке - ь = им пишут на доске

сильный страх - большой мастер = змея

птица - местоимение = преступник

воинская часть - к = по нему ходим дома

волосы на лице мужчины - торжественный стих = сосновый лес

птица - ока = мусор

цветок - с = игра

фантазия - та = оружие рыцаря

в нем можно варить - ёл = домашнее животное

на шее зимой - ф = геометрическая фигура

молодое растение - ок = высота человека

в них стоит вратарь - а = на одежде вокруг шеи

вид спорта - с = у тела правый и левый

Ответы: банк, бас, трус, том, мел, уж, вор, пол, бор, сор, лото, меч, кот, шар, рост, ворот, бок.

  • Ученику нужно придумать слова – накладки, чтобы получилось смешное или оригинальное слово, объясняя, почему он так думает.

Варианты заданий:

комар + марка = комарка;

зебра + ракушка = зебракушка;

дерево + ворона = дереворона и т.д.

6. Упражнение «Закономерности»

  • Ученику необходимо обнаружить закономерность внутри ряда чисел и продолжить его следуя той же логике:

3, 5, 7, 9 ... . (Ряд нечетных чисел, следующее число 11.)

16, 22, 28, 34 ... . (Каждое следующее число больше предыдущего на 6, следующее число 40.)

55, 48, 41, 34 ... . (Каждое следующее число меньше предыдущего на 7, следующее число 27.)

12, 21, 16, 61, 25 .... (В каждой паре чисел цифры меняются местами, следующее число 52.)

  • Ученику нужно определить закономерность повторения последовательности и нарисовать эту последовательность: дерево, куст, цветок, дерево, куст, цветок…
  • Ученику нужно найти закономерность и дорисовать недостающие предметы:

http://hippo.narod.ru/images/test1.jpg      http://hippo.narod.ru/images/test4.jpg

7. Упражнение «Определения»

  • Ученику нужно придумать как можно больше определений, характеризующих предметы или явления.

Снег — холодный, пушистый, легкий, белый, кружевной, переливающийся, густой, красивый и т. д.

Река —

Салют —

Облака —

Котенок —

Радуга —

  • Ученику предлагается обдумать перечисленные определения и угадать предмет или явление, которое они характеризуют. Порывистый, ураганный, теплый, пронизывающий — ветер.

Темная, тихая, лунная, черная — ... (ночь).

Длинная, асфальтовая, лесная, разбитая — ... (дорога).

Добрая, заботливая, любимая, красивая — ... (мама).

Короткие, длинные, стриженые, блестящие — ... (волосы).

Волшебная, интересная, народная, добрая — ... (сказка).

Крепкий, душистый, сладкий, горячий — ... (чай).

Жаркое, веселое, долгожданное, солнечное — ... (лето).

Преданная, лохматая, шумная, любимая — ... (собака).

Круглое, яркое, желтое, горячее — ... (солнце).

8. Упражнение «Путаница»

  • Ученику учитель даёт задание: из-за непредвиденных обстоятельств из предложения пропало одно слово, а его место заняло неподходящее по смыслу, случайное словечко. Наведи порядок в каждом предложении: удали случайное словечко и верни нужное слово.

Я сегодня с утра проспал, очень спешил, но, к сожалению, пришел в школу раньше. (с опозданием)

Я купил батон, предъявил его проводнику и сел в поезд, (билет)

На улице была жара, поэтому Маша надела шубу. (сарафан)

На крыше бабушкиного дома была палка, из которой шел дым, когда топилась печь. (труба)

Когда рассвело, мы стали смотреть в ночное небо, разглядывая звезды и луну. (стемнело)

Я люблю купаться на пляже и валяться на асфальте. (песке)

  • Ученику учитель даёт задание:  в этих предложениях слова поменялись местами, и стало очень трудно понять, о чем идет речь. Восстанови правильный порядок слов в предложениях.

Мои площадке детской друзья на играли.

Пятерку наязыка я русского получила уроке.

Рыбок за аквариумных интересно жизнью наблюдать.

Всех дляподарки я родственников сделал.

Тихо на было после свежо и грозы улице.

Можно августовском в падающие небе звезды ночном увидеть.

9. Упражнение "Классификация"

  • Ученику предлагается разделите данные слова на группы по количеству слогов: пенал, ваза, лампа, абажур, перо, карандаш, тыква, парта, линейка, тетрадь, стол, пол, ручка, молоток, корень. Сколько групп получилось?
  • Ученику нужно вписать данные слова в соответствующие столбцы таблицы: кукла, ботинки, пенал, валенки, мяч, портфель, ручка, тапочки, мишка, туфли, тетрадь, волчок, карандаш, кроссовки, пистолет.

Обувь

Игрушки

Школьные вещи

 

 

 

 

 

 

 

 

  • Ученику нужно определить, в какой строке таблицы числа распределены на группы правильно.

1

1,2,3,5,12

8,16,24,35,48

2

1,2,3,5,8,16

12,24,35,48

3

1,2,3,5,8

12,16,24,35,48

  • Детям раздают 16 карточек с изображение птиц, рыб, посуды, мебели – по 4 для каждой группы и просят разделить все карточки на группы, чтобы в каждой были рисунки, которые можно назвать одним словом. Затем учащихся просят объединить получившиеся группы в две, максимально похожие, и объяснить, почему они так сделали.

10. Упражнение "Сравнение"

  • Ученику предлагаются логические задания на сравнение:

1. Саша грустнее, чем Толик. Толик грустнее, чем Алик. Кто веселее всех?
2.
Ира аккуратнее, чем Лиза. Лиза аккуратнее, чем Наташа. Кто самый аккуратный?
3. Миша сильнее, чем Олег. Миша слабее, чем
Вова. Кто сильнее всех?
4. Катя старше, чем
 Сережа. Катя младше, чем Таня. Кто младше всех?
5. Лиса медлительнее черепахи. Лиса быстрее, чем
олень. Кто самый быстрый?
6. Заяц слабее, чем
стрекоза. Заяц сильнее, чем медведь. Кто самый слабый?
7.
Саша на 10 лет младше, чем Игорь. Игорь на 2 года старше, чем Леша. Кто младше всех?
8. Ира на 3 см ниже, чем
 Клава. Клава на 12 см выше, чем Люба. Кто выше всех?
9. Толик намного легче, чем Сережа. Толик немного тяжелее, чем Валера. Кто легче всех?
10. Вера немного темнее, чем Люда. Вера намного светлее, чем Катя. Кто светлее всех?
11. Леша слабее, чем Саша. Андрей сильнее, чем Леша. Кто сильней?
12. Наташа веселее, чем Лариса. Надя грустнее, чем Наташа. Кто самый грустный?
13. Света старше, чем Ира, и ниже, чем Марина. Света младше, чем Марина, и выше, чем Ира. Кто самый младший и кто ниже всех?
14. Костя сильнее, чем Эдик, и медленнее, чем Алик. Костя слабее, чем Алик, и быстрее, чем Эдик. Кто самый сильный и кто самый медлительный?
15. Оля темнее, чем Тоня. Тоня ниже, чем Ася. Ася старше, чем Оля. Оля выше, чем Ася. Ася светлее, чем Тоня. Тоня младше, чем Оля. Кто самый темный, самый низкий и самый старший?
16. Коля тяжелее, чем Петя. Петя грустнее, чем Паша. Паша слабее, чем Коля. Коля веселее, чем Паша. Паша легче, чем Петя. Петя сильнее, чем Коля. Кто самый легкий, кто веселее всех, кто самый сильный?

11. Упражнение "Составление фигур из палочек"

  • Ученику предлагается изменить фигуру, убрав указанное количество палочек.

Варианты заданий:

1. Дана фигура из 6 квадратов. Надо убрать 2 палочки так, чтобы осталось 4 квадрата.

развитие мышления у детей дошкольного возраста

2. В фигуре из 5 квадратов убрать 4 палочки, чтобы осталось 2 неравных квадрата.

Рис. 10

3. В фигуре из 5 квадратов убрать 4 палочки, чтобы остались 3 квадрата.

Рис. 11

4. В фигуре из 5 квадратов убрать 4 палочки, чтобы осталось 3 квадрата.

Рис. 13

5. В фигуре, состоящей из 9 квадратов, убрать 4 палочки, чтобы осталось 5 квадратов.

Рис. 16

  • Ученику нужно составить фигуру из указанного количества палочек.

Варианты заданий:

1. Составить 2 равных треугольника из 5 палочек.

2. Составить 2 равных квадрата из 7 палочек.

3. Составить 3 равных треугольника из 7 палочек.

4. Составить 4 равных треугольника из 9 палочек.

5. Составить 3 равных квадрата из 10 палочек.

6. Из 5 палочек составить квадрат и 2 равных треугольника.

7. Из 9 палочек составить квадрат и 4 треугольника.

8. Из 10 палочек составить 2 квадрата: большой и маленький (маленький квадрат составляется из 2 палочек внутри большого).

9. Из 9 палочек составить 5 треугольников (4 маленьких треугольника, полученных в результате при-строения, образуют 1 большой).

10. Из 9 палочек составить 2 квадрата и 4 равных треугольника (из 7 палочек составляют 2 квадрата и делят на треугольники 2 палочками).

  • Ученику нужно переложить палочки, чтобы получилась другая фигура.

Варианты заданий:

1. В фигуре переложить 3 палочки так, чтобы получилось 4 равных треугольника.

Рис. 22

2. В фигуре, состоящей из 4 квадратов, переложить 3 палочки так, чтобы получилось 3 таких же квадрата.

Рис. 23

3. Составить домик из 6 палочек, а затем переложить 2 палочки так, чтобы, получился флажок.

развитие мышления у детей дошкольного возраста

4. Переложить 6 палочек так, чтобы, из корабля получился танк.

развитие мышления у детей дошкольного возраста

5. Переложить 2 палочки так, чтобы фигура, похожая на корову, смотрела в другую сторону.

развитие мышления у детей дошкольного возраста

12. Упражнение "Ребусы"

  • Ученику предлагается расшифровать ребусы с буквами:

http://luntiki.ru/uploads/images/5/2/8/b/5/46bb7b8af6.jpg http://luntiki.ru/uploads/images/8/d/7/3/5/0c2c30b9fd.jpg http://luntiki.ru/uploads/images/a/1/5/2/5/dcf1818e1d.jpg http://luntiki.ru/uploads/images/5/5/e/a/5/27942f201b.jpg

http://luntiki.ru/uploads/images/6/a/9/d/5/df59c5f8dc.jpg       http://luntiki.ru/uploads/images/9/7/4/a/5/e73cda2059.jpg     http://luntiki.ru/uploads/images/c/2/6/3/5/361959b61c.jpg      http://luntiki.ru/uploads/images/8/3/4/5/5/6c6088dbdd.jpg

  • Ученику предлагается расшифровать ребусы с числами:

http://luntiki.ru/uploads/images/b/2/9/1/5/d752a5840b.jpg         http://luntiki.ru/uploads/images/0/c/2/e/5/d89403cb18.jpg      http://luntiki.ru/uploads/images/8/b/a/c/5/bcd8a64023.jpg          http://luntiki.ru/uploads/images/a/0/0/b/5/9db5a2f383.jpg

  • Ученику предлагается расшифровать ребусы с картинками:

ребусы  ребусы  ребусы

  • Ученику предлагается расшифровать ребусы-пословицы:

Ребусы пословицы

Старый друг лучше новых двух.

Ребусы пословицы

Делу время, а потехе час.

Ребусы пословицы

Поспешишь - людей насмешишь.

Ребусы пословицы

По поступкам узнают человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ АССОЦИАЦИАТИВНЫХ ОБРАЗОВ

исследование продуктивного и репродуктивного мышленя младших школьников(анотация)...

Влияние коррекционно-развивающих занятий на эмоциональную сферу младших школьников

Психолого-педагогический проект-исследование с рекомендациями для учителей начальной школы...

Коррекционно-развивающая программа "Азбука психологии для младших школьников"

Коррекционно-развивающая программа "Азбука психологии для младших школьников"...

коррекционно-развивающее занятие по развитию памяти со школьниками с ЗПР

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОРРККЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ПАМЯТИ У ШКОЛЬНИКОВ С ЗПР...

Дидактические и коррекционно-развивающие игры для развития мотивации младших школьников (1 класс).

Дети, поступающие в 1 класс, зачастую имеют множество проблем, связанных с недостаточным развитием многих психических процессов, которые необходимы для успешного обучения в начальной школе. Несформиро...

Содержание коррекционно-развивающей программы профилактики отклоняющегося поведения младших школьников «Путь к успеху» (4 классы)

Содержание коррекционно-развивающей программы профилактики отклоняющегося поведения младших школьников«Путь к успеху»(4 классы)...

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия .Тема: «Развитие мышления.»

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятияТема: «Развитие мышления.»...