Формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного и младшешкольного возраста
презентация к уроку на тему

Аноприкова Марина Анатольев

Упражнения по развитию коммуникации

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Педагог – психолог МБОУ СОШ №1 Аноприкова М.А.

Слайд 2

Общение – это не только способность вступать в контакт и вести разговор с собеседником, но и умение внимательно слушать, использование мимики и жестов для более эффективного выражения своих мыслей, а так же осознание своих особенностей и особенностей других людей.

Слайд 3

Коммуникативные умения – индивидуально – психологические особенности личности, обеспечивающие эффективность ее общения и совместимость с другими людьми .

Слайд 4

1)Желание вступать в контакт с окружающими («Я хочу!») 2)Умение организовывать общение («Я умею!») 3)Знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими («Я знаю!») Способность к общению включает в себя:

Слайд 5

Сензитивным периодом для развития эмоциональной и коммуникативной сферы ребенка является дошкольное детство, ведь отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. Во многом от того, как сложатся отношения ребёнка в группе детского сада , в дальнейшем в школе – во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития, а значит и его дальнейшая судьба.

Слайд 6

Ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребёнка – это телевизор или компьютер, а любимое занятие – просмотр мультиков или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений. проблема

Слайд 7

1.Проективные методики: А) «Дерево» Б) « Несуществующее животное » В) «Рисунок семьи» 2.Наблюдение ( за поведением ребенка) 3. «Особенности межличностных отношений ребенка» Рене Жиля 4. «Изучение особенностей поведения ребенка в конфликтных ситуациях» Розенцвейг 5. « Опросник нравственных представлений» Репиной Т.А. диагностика

Слайд 8

1.Замкнутость 2.Тревожность 3.Чрезмерная опека 4.Агрессивность 5.Речевые проблемы Причины затруднений в общении:

Слайд 9

1. Расширение круга общения 2.Ролевые игры (ребенок берет на себя любую роль, разыгрывание ситуаций) 3.Упражнения на выражение эмоций («мимическая гимнастика», «кролик», «через стекло») 4.Упражнения на владение своим голосом (интонирование, жмурки с голосом) 5.Подвижные игры ( «догони», «поймай за хвост дракона») Формирование коммуникативных умений

Слайд 10

6.Упражнения на внимание друг к другу, физический контакт(«скульптор», «слепой и поводырь») 7.Упражнения на повышение самооценки («комплименты») 8.Игры в парах («двое с одним мелком», «зеркало») 9.Игры в группах («пчелы и змеи», «коровы, собаки кошки»)

Слайд 11

1.«Дружба начинается с улыбки» (с 4 л.) Цель: Позитивный настрой. Стоящие в кругу берутся за руки, смотрят соседу в глаза и дарят ему молча самую добрую, какая есть, улыбку по очереди 2.«Клубок» ( 4 – 9л.) Цель: игра полезна в компании малознакомых детей Дети садятся в круг, ведущий, держа в руках клубочек, обматывает нитку вокруг класса, говорит: «Меня зовут…, Я люблю…, А что любишь ты?» Упражнения на взаимодействие

Слайд 12

3. Игра «Доброе животное» (4- 7л.) Цель: способствовать сплочению детского коллектива, научить детей понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать. Ход игры. Ведущий тихим таинственным голосом говорит: «Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы — одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит. А теперь подышим вместе! На вдох делаем шаг вперед, на выдох — шаг назад. А теперь на вдох делаем два шага вперед, на выдох — два шага назад. Так не только дышит животное, так же ровно и четко бьется его большое доброе сердце, стук — шаг вперед, стук — шаг назад, и т. д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе». Упражнения на взаимодействие

Слайд 13

4.«Сильный ветер» (5 – 10л.) Цель: знакомство детей между собой, побольше узнать друг о друге, нахождение общих черт, объединяющие детей. Со словами: « Сильный ветер дует на …» ведущий начинает игру. Чтобы участники игры побольше узнали друг о друге, вопросы могут быть следующими: «…на того, у кого светлые волосы», имеющие данный признак встают. «..у кого есть сестра; кто любит животных; у кого нет друзей; кто одет в платье, и т.д.» Упражнения

Слайд 14

5.«Коровы, собаки, кошки» (с 6 л.) Цель: Дети учатся внимательно слушать, получая при этом удовольствие и имея возможность вступать друг с другом в контакт. Ход: Ведущий раздает листочки с названием животных (коровы, собаки, кошки). Дети должны издавать характерные животным звуки, для того чтобы объединиться в группы. В другом варианте: дети ходят с закрытыми глазами и ищут друг друга по звуку. (Рефлексия: трудно ли было найти своих «сородичей»?что вам было удобнее – издавать звуки или искать «сородичей»? почему?) Упражнения

Слайд 15

6. «Пчелы и змеи» (+ кошки, если три команды) ( с 9 л.) Цель: взаимодействие внутри группы. Обмен позитивными эмоциями. Ход: В ходе предыдущей игры у нас получилось три команды. Назовем их «ПЧЕЛЫ, ЗМЕИ, КОШКИ». Каждая команда выбирает своего короля. Все короли выходят из класса и ждут, пока их позовут. Каждая команда спрячет предмет, который будет искать король (пчелы – мед, змеи – ящерицу, кошки – мышку). Все участники должны помогать своим королям , издавая определенный звук: пчелы – ЖЖЖЖЖЖЖ…, змеи – ШШШШШ.., кошки – Мяу…Чем ближе подходит король к предмету, тем громче звук издают участники. (Рефлексия: хорошо ли группа помогала королю? Как чувствовал себя в роли короля? Что было самым сложным?)

Слайд 16

7. «Корабль среди скал». Цель: игра дает возможность приобрести коммуникативные навыки, опираясь на интуицию и доверие к партнеру. Ход: из числа участников выбирается корабль и капитан, который будет им управлять. Выбирается так же гавань («пусть корабль плывет ко мне!»), в которую плывет корабль, а так же скалы («мы будем препятствием, на пути к гавани»). Кораблю завязывают глаза. Капитан ведет корабль, говоря ему, куда плыть: «..сделай маленький шаг вперед.., влево…, стоп!...и т.д.» Скалы сидят на стульях (можно добавить какие – либо предметы). Когда корабль подойдет к конечной точке своего маршрута, гавань должна заключить корабль в объятья и сказать: «молодец, ты достиг цели!» (Рефлексия: что ты чувствовал, когда был кораблем? что было самым трудным, когда был капитаном? Часто ли твой корабль налетал на скалы?) 8.Рефлексия занятия Упражнения



 

Комментарии

Лебедева Татьяна Васильевна

Спасибо, Ещё бы приложить методики.