Рекомендации для учителей по работе с гиперактивными и агрессивными детьми
статья на тему

Милютина Марина Викторовна

Помощь гиперактивным и агрессивным детям – это очень сложный процесс. Много подводных камней встречает учитель на пути к полному их восстановлению. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gipperaktivnye_deti.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации для учителей по работе

с  гиперактивными и агрессивными детьми

ГИПЕРАКТИВНЫЕ ДЕТИ

 ПРАВИЛА РАБОТЫ С ГИПЕРАКТИВНЫМИ ДЕТЬМИ

  • Работать с ребенком в начале дня, а не вечером.
  • Уменьшить рабочую нагрузку ребенка.
  • Делить работу на более короткие, но более частые периоды. Использовать физкультминутки.
  • Быть драматичным, экспрессивным педагогом.
  • Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха.
  • Посадить ребенка во время занятий рядом со взрослым.
  • Использовать тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания).
  • Договариваться с ребенком о тех или иных действиях заранее.
  • Давать короткие, четкие и конкретные инструкции.
  • Использовать гибкую систему поощрений и наказаний.
  • Поощрять ребенка сразу же, не откладывая на будущее.
  • Предоставлять ребенку возможность выбора.
  • Оставаться спокойным. Нет хладнокровия – нет преимущества!

ИГРЫ С ГИПЕРАКТИВНЫМИ ДЕТЬМИ ЗА ПАРТАМИ

Многоножки

        Перед началом игры руки находятся на краю парты. По сигналу учителя многоножки начинают двигаться к противоположному краю парты или в любом другом, заданном учителем направлении. В движении принимают участие все 5 пальцев.

Двуножки

        Игра проводится аналогично предыдущей, но в «гонках» участвуют только 2 пальца: указательный и средний. Остальные прижаты к ладони. Можно устраивать гонки между «двуножками» левой и правой руки, между «двуножками» соседей по парте.

Слоны

        Средний палец правой и левой руки превращаются в «хобот», остальные – в «ноги слона». Слону запрещается подпрыгивать и касаться хоботом земли, при ходьбе он должен опираться на все 4 лапы. Возможны также гонки слонов.

        Чтобы игра не превратилась в постоянное развлечение учащихся и не мешала проведению других занятий, перед ее началом учитель должен четко сформулировать правила: начинать и заканчивать игру только по определенному сигналу.

Ловим комаров

        Цель: снять мышечное напряжение с кистей рук, дать возможность гиперактивным детям подвигаться в свободном темпе и ритме.

        Скажите детям: «Давайте представим, что наступило лето, я открыла форточку и к нам в класс налетело множество комаров. По команде: «Начали! Вы будете ловить комаров. Вот так!» Педагог в медленном и среднем темпе делает хаотичные движения в воздухе, сжимая и разжимая при этом кулаки. То поочередно, то одновременно. Каждый ребенок будет «ловить комаров» в своем темпе и в своем режиме, не задевая тех, кто сидит рядом. «По команде «Стой!» вы садитесь вот так, - педагог показывает, как надо сесть, на свое усмотрение. – Готовы? Начали!»…. «Стоп!» Хорошо потрудились. Устали. Опустите расслабленные ноги вниз, встряхните несколько раз ладонями. Пусть руки отдыхают. А теперь – снова за работу!»

АГРЕССИВНЫЕ ДЕТИ

ПРАВИЛА РАБОТЫ С АГРЕССИВНЫМИ ДЕТЬМИ

  • Быть внимательным к нуждам и потребностям ребенка
  • Демонстрировать модель неагрессивного поведения
  • Быть последовательным в наказаниях ребенка, наказывать за конкретные поступки
  • Наказания не должны унижать ребенка
  • Обучать приемлемым способам выражения гнева
  • Давать ребенку возможность проявлять гнев непосредственно после фрустрирующего события
  • Обучать распознаванию собственного эмоционального состояния и состояния окружающих людей
  • Развивать способности к эмпатии
  • Расширять поведенческий репертуар ребенка
  • Отрабатывать навык реагирования в конфликтных ситуациях
  • Учить брать ответственность на себя.

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ С АГРЕССИВНЫМИ ДЕТЬМИ

«Рубка дров»

ЦЕЛЬ: помочь детям переключиться на активную деятельность после долгой сидячей работы, почувствовать свою накопившуюся агрессивную энергию  и «истратить» ее во время игры.

Скажите следующее: «Кто из вас хоть раз рубил дрова или видел, как это делают взрослые? Покажите, как нужно держать топор. В каком положении должны находиться руки и ноги? Встаньте так, чтобы вокруг осталось немного свободного места. Будем рубить дрова. Поставьте кусок бревна на пень, поднимите топор над головой и с силой опустите его. Можно даже вскрикнуть: «Ха!»

Для проведения этой игры можно разбиться на пары и, попадая в определенный ритм, ударять по одной чурке по очереди.

«Ласковые лапки»

        ЦЕЛЬ: снятие напряжения, мышечных зажимов, снижение агрессивности, развитие чувственного восприятия, гармонизация отношений между ребенком и взрослым.

        Взрослый подбирает 6-7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т.д. Все это выкладывается на стол. Ребенку предлагается оголить руку по локоть; педагог объясняет, что по руке будет ходит «зверек» и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой «зверек» прикасался к руке, - отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными.

        Вариант игры: «зверек» будет прикасаться к щеке, колену, ладони. Можно поменяться с ребенком местами.

«Кричалки – шепталки – молчалки»

        ЦЕЛЬ: развитие наблюдательности, умения действовать по правилу, волевой регуляции.

        Из разноцветного картона надо сделать 3 силуэта ладони: красный, желтый, синий. Это – сигналы. Когда взрослый поднимает красную ладонь – «кричалку», можно бегать, кричать, сильно шуметь; желтая ладонь – «шепталка» - можно тихо передвигаться и шептаться, на сигнал «молчалка» - синяя ладонь – дети должны замереть на месте или сесть на стул и не шевелиться. Заканчивать игру следует «молчалками».

«Обзывалки»

        ЦЕЛЬ: снять вербальную агрессию, помочь детям выплеснуть свой гнев в приемлемой форме.

        Скажите детям следующее: Ребята, передавая мяч по кругу, давайте называть друг друга разными необидными словами (заранее обговаривается условие, какими обзывалками можно пользоваться. Это могут быть названия овощей, фруктов, грибов или мебели). Каждое обращение должно начинаться со слов: «А ты … морковка!» Помните, что это игра , поэтому обижаться друг на друга не будем. В заключительном круге обязательно следует сказать своему соседу что-нибудь приятное, например: «А ты… солнышко!»

        Игра полезна не только для агрессивных, но и для обидчивых детей. Следует проводит ее в быстром темпе, предупредив детей, что это только игра и обижаться не стоит.

«Тух-тиби-дух»

        ЦЕЛЬ: снятие негативных настроений и восстановление сил.

«Я сообщу вам по секрету особое слово. Это волшебное заклинание против плохого настроения, против обид и разочарований. Чтобы оно подействовало по-настоящему, необходимо сделать следующее. Сейчас вы начнете ходить по классу/комнате, ни с кем не разговаривая. Как только вам захочется поговорить, остановитесь напротив одного из участников, посмотрите ему в глаза и трижды, сердито-пресердито произнесите волшебное слово: «Тух-тиби-дух». Затем продолжайте ходить. Время от времени останавливайтесь перед кем-либо и снова сердито-пресердито произносите это слово.

        Чтобы волшебное слово подействовало, необходимо говорить его не в пустоту, а глядя в галза человеку, стоящего перед вами».

        В этой игре заложен комичный парадокс. Хотя дети должны произносить слово «Тух-тиби-дух» сердито, через некоторое время они не могут не смеяться.

ИГРЫ ЗА ПАРТАМИ

«Глаза в глаза»

        ЦЕЛЬ: развивать в детях чувство эмпатии, настроить на спокойный лад.

«Ребята, возьмитесь за руки со своим соседом по парте. Смотрите друг другу только в глаза и, чувствуя руки, попробуйте молча передавать разные состояния: «я грущу», «мне весело, давай играть», «я рассержен», «не хочу ни с кем разговаривать» и т.д.

После игры обсудите с детьми, какие состояния передавались, какие из них было легко отгадывать, а какие трудно.

«Маленькое приведение»

        ЦЕЛЬ: научить детей в приемлемой форме накопившийся гнев.

        «Ребята! Сейчас мы с вами будем играть роль маленьких добрых привидений. Нам захотелось немного похулиганить и слегка напугать друг друга. По моему хлопку вы будете делать руками вот такое движение (педагог приподнимает согнутые в локтях руки, пальцы растопырены) и произносить страшным голосом «У». Если я буду тихо хлопать, вы будете тихо произносить «У», если я буду громко хлопать, вы будете пугать громко.

        Но помните, что мы добрые привидения и хотим только слегка пошутить». Затем педагог хлопает в ладоши: «Молодцы! Пошутили – и достаточно. Давайте снова станем детьми!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации учителю по работе с гиперактивными детьми

Памятка кратко формулирует основные принципы работы педагога с гиперактивными детьми (СДВГ)...

Психологические игры и упражнения для работы с гиперактивными, тревожными, агрессивными,застенчивыми и медлительными детьми

Рекомендации и подробное описание практических игр и упражнений для работы с гиперактивными, тревожными,  агрессивными,застенчивыми и медлительными детьми....

Правила работы с гиперактивными и агрессивными детьми

В материале представлены практические рекомендации по работе с с гиперактивными и агрессивными детьми....

Приемы работы с гиперактивными и агрессивными детьми

Игры и задания, которые можно использовать в работе с гиперактивными и агрессивными детьми....

Рекомендации для учителя. Как работать с учащимися, имеющими заключение ФФНР и ОНР 3 уровня

Рекомендации для учителя, как работать с учащимися. имеющими заключение ФФНР и ОНР 3 уровня...

Рекомендации для учителя по работе с учеником 1 класса

Проблема: фонетико-фонематическое недоразвитие речи....